Мы живем в красивом месте Косино. Это новая территория Москвы за окружной дорогой. Здесь я родился и вырос и в настоящее время живу.
На берегу Белого озера расположены три храма в одной ограде – это Успенский, Никольский, Тихоновский. Сама архитектура является духовным и нравственным воспитателем. Храмы окружают три озера – Белое, Черное и Святое. По этим трем озерам получила название Детская мастерская-студия изобразительного, декоративно-прикладного искусства и дизайна «Трехозерье», руководителем которой являюсь семь лет с самого ее основания. Наша мастерская – коллективный член Международной ассоциации «Природа и творчество», неправительственной организации при ООН, а также член Детской общественной организации Новокосино ВАО г. Москвы.
Вспоминаю свое детство, когда храмы были закрыты; мы с родителями жили на берегу Белого озера. Дети любили ходить заниматься в Дом культуры совхоза им. Моссовета, в изостудию и керамическую мастерскую, которой руководил художник-педагог Дробышев Иван Иосифович. Мои три работы (роспись двух керамических тарелок и живописная работа, выполненная гуашью в 10 лет) находятся в Русском музее Санкт-Петербурга. Эти работы попали в музей с 16-й Всесоюзной выставки детского творчества 1962 г., которые были выполнены в Косинской студии. В студии занималось много детей, разного возраста.
Среди них Геннадий Огрызкин. Мы вместе ходили на этюды, писали озера, храмы в Косино, Новодевичий и Донской монастыри. Православная архитектура вдохновляла нас на творчество, духовность и нравственность.
Впоследствии Геннадий Огрызкин окончил Архитектурный институт, работал художником в Музее революции. Но тяга к духовности его не покидала. Г. Огрызкин продолжил обучение в Духовной семинарии, стал батюшкой. Отец Геннадий продолжил служению Богу, людям пастырем. Этот пример показывает важность воспитания с самого раннего возраста духовности, нравственности, художественного видения.
Подростковый возраст – это период становления личности. Он является более трудным для воспитания и обучения, поскольку чрезвычайно труден сам процесс превращения ребенка во взрослого человека. В это время происходит серьезная перестройка психики.
Подростковый возраст – возраст стремления к познанию, возраст бурной деятельности. В конце ХХ века по сравнению с предыдущим периодом психологи отмечают ускоренное развитие детей. Явление акселерации выдвигает потребность ликвидации противоречия между устойчивым физическим и духовным развитием. Поэтому на сегодняшний день в числе важнейших задач, продиктованных временем, выдвигается задача духовного обогащения подростков, в которых важное место принадлежит пластическим искусствам.
Одной из актуальных проблем образования на современном этапе является развитие духовной культуры личности в ходе управления педагогическим процессом. В этом случае педагог должен учитывать потребность в свободе самореализации ребенка. Только в условиях, отвечающих его склонностям, ребенок открывает себя. Рождается Творец, рождается Личность. Способные дети, чьи задатки педагог смог рассмотреть сквозь призму своей работы, наблюдая и исследуя детский коллектив, в своем развитии, движении вперед стремятся до предела насытиться информацией, а затем выдать ее в практической деятельности через сотворчество учителя и ученика.
В мастерской-студии «Трехозерье» каждый ребенок занимается по десяти направлениям пластических искусств под руководством одного педагога. За семь лет обучено 746 детей, 206 раз студийцы становились лауреатами от районных до международных конкурсов, студия 16 раз становилась лауреатом российских и международных конкурсов.
Наша студия светская, но мы активно принимаем участие в православных выставках, среди них в Храме Христа Спасителя, в Музее древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Гостином дворе и др. Дети пишут не только храмы, но и жизнь Святых. Интересны работы, посвященные Георгию Победоносцу, Прошина Романа, Семиной Екатерины, Садовник Любови. Важно, что многие выпускники студии учатся в православном университете, многие пишут иконы.
Построив программу обучения с учетом индивидуальных особенностей студийцев, их потребностей, интересов, мы стремимся так же профессионально ориентировать их на профессию. Индивидуальный подход к учащимся в студии заключается в подборе творческих заданий в соответствии с уровнем развития ребенка, учетом его возрастных особенностей.
Результаты впервые обобщенной студийной работы в 2000 году позволили сделать вывод о том, что изучение различных видов пластических искусств под руководством одного педагога, внедрение новых педагогических технологий являются важным фактором пробуждения у учеников активности в этой области, вдохновения их на творчество и дает возможность подготовки их в профильные учебные заведения.
Руководитель Детской мастерской- студии «Трехозерье» С.А. Платонов