Бог даровал каждому из нас драгоценнейший дар жизни. В промыслительной воле Божией о судьбах мира и человека всё имеет свое предназначение и всё в своей совокупности составляет дивную гармонию Божиего бытия. В этой священной гармонии жизнь каждого человека связывается с жизнями других людей не случайно, а по воле Божией, исходящей из источника любви Творца ко Своему творению. Наши встречи людей на житейских перепутьях, выдержавшие испытание временем, помогают уяснить смысл того, для чего мы призваны в мир Творцом – смысл своего бытия перед Богом и людьми.
На предначертанном пути моей жизни я уже миновал девяностолетний рубеж. Господь судил моему поколению священно- и церковнослужителей трудиться на благо Его Святой Церкви в сложное время «огненного искушения» (1 Пет. 4,12) минувшего ХХ столетия, когда, как заметил приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий ІІ (Ридигер; †2008), «за веру уже не расстреливали, но сколько пришлось пережить, отстаивая интересы Церкви, будут судить Бог и история». По Своему неизреченному милосердию и для укрепления верности Святой Матери-Церкви Бог посылал мне понимание и тёплые слова поддержки друзей. «Сладок всякому друг сердечным советом своим» (Прит. 27,9), – сказано в Ветхом Завете. Помогая друг другу выстоять под натиском богоборческого лихолетия, мы закалялись в своём благочестии, а вернее сказать, Дух Святой закалял нас для дальнейшего жертвенного и ответственного, предопределенного свыше служения Святой Православной Церкви.
С особенным чувством я храню в своем архиве одну фотографию. Тепло воспоминаний, исходящее от неё, проходит сквозь череду прожитых лет и согревает сердце. На этом снимке, сделанном в одном из фотоателье в конце 1970-х – начале 1980-х годов, запечатлены архиепископ Дмитровский Владимир, викарий Московской епархии, ректор Московских Духовных академии и семинарии (ныне – Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви), автор этих строк, в те годы архиепископ (ныне – митрополит) Харьковский и Богодуховский, и Председатель Приходского совета Свято-Богоявленского Елоховского Патриаршего кафедрального собора города Москвы Николай Семёнович Капчук.
Многие замечательные деятели, чьи имена ныне уже принадлежат истории Святой Матери-Церкви, и многие события жизненного пути объединяют нас с Николаем Семёновичем Капчуком. Вспоминая дни моего служения в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, хочется выделить посещение Святой Земли Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием I (Симанским; †1970) в 1960 году. Первосвятителя сопровождали члены делегации Русской Православной Церкви, в составе которой были приснопамятные иерархи: митрополит Крутицкий и Коломенский Питирим (Свиридов; †1963) и новохиротонисанный епископ Никодим (Ротов; †1978) (впоследствии – митрополит Ленинградский и Новгородский). Искреннее братское общение владыки Питирима с ныне уже почившими в Бозе архиепископом Севастийским Афинагором и митрополитом Назаретским и всей Галилеи Исидором были для меня, 39-летнего архимандрита, школой духовной жизни. Убежден, что и для 29-летнего Николая Капчука, в 1960 году окончившего Московскую Духовную академию и в течение трёх лет безукоризненно исполнявшего послушание секретаря митрополита Питирима, общение с архипастырем стало примером соприкосновения с жизнью иерарха дореволюционного поколения, вынесшего на своих плечах, как и многие архипастыри-крестоносители ХХ столетия, тяжесть антицерковных репрессий 1930-х годов и испытаний в годы Великой Отечественной войны.
Безупречная жизнь и многочисленные дарования воспитанника «академии у Троицы» были замечены священноначалием, и в 1969 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Николай Капчук избирается старостой Свято-Богоявленского Патриаршего кафедрального собора Москвы. «Любимая церковь нескольких десятков поколений, свидетель многих церковно-исторических событий» – вот лишь немногие из эпитетов, относящихся к собору, в котором на протяжении сорока двух лет несёт послушание Николай Семёнович. Во многом благодаря его труду, не тщетному пред Господом (ср. 1 Кор. 15,58), Богоявленский собор именуют жемчужиной православного зодчества, небу подобным храмом, примерным и образцовым.
Навсегда Богоявленский собор связан с первосвятительским благословением мне, недостойному, на предстоящее архипастырское служение, и навсегда образ Святейшего Патриарха Алексия I остался для меня примером подлинно православной культуры и благочестия. К великому числу почитателей приснопамятного Святейшего Патриарха я отношу и Николая Семёновича Капчука. В день погребения Первосвятителя в апреле 1970 года рядом с профессором-протоиереем Алексием Остаповым (†1975), крёстным сыном Патриарха, у гроба Его Святейшества шёл ктитор кафедрального собора Первосвятителей Русской Православной Церкви Николай Капчук.
Период первосвятительского служения Патриарха Московского и всея Руси Пимена (Извекова; +1990) – расцвет организаторских способностей Николая Семёновича, талантливого руководителя и высокодеятельного церковного служителя. В годы, отмеченные существованием положения, согласно которому «любой ремонт церкви производится только с разрешения местных органов», а за «излишества в часто ненужном ремонте» виновные «строго наказываются», староста Богоявленского собора своей энергией, своими ревностными трудами активизировал проведение многих восстановительных и художественных работ, сохраняя святыни храма от атеистического попрания и уничтожения.
В 1970-е – начале 1980-х годов во время приездов в Патриархию или Троице-Сергиеву Лавру я останавливался в дачном поселке Мамонтовка Пушкинского района, в 32 километрах от Москвы. Нередко к себе домой, особенно после богослужений в дни празднования памяти Преподобного Сергия Радонежского, я приглашал гостей, духовных и светских лиц: архиепископа Дмитровского Владимира, ректора Московских Духовных академии и семинарии (ныне – Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, Предстоятель Украинской Православной Церкви), архиепископа Симферопольского и Крымского Леонтия (Гудимова; †1992), архиепископа Краснодарского и Кубанского Гермогена (Орехова; †1980), наместника Троице-Сергиевой Лавры архимандрита Иеронима (Зиновьева; †1982) и других собратьев, сослужителей на ниве Христовой. Всегда желанным и дорогим гостем в моем доме был староста Патриаршего собора Николай Семёнович Капчук. Неизменно добрую, душевную атмосферу в наше общение привносила многолетняя дружба Николая Семёновича с Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Два сына цветущей украинской земли, сокурсники по Одесской Духовной семинарии, впитавшие жизнелюбие и вековую мудрость нашего народа с его мелодичными песнями и лиричным языком и получившие духовное воспитание у священнослужителей и наставников богословской школы под молитвенным предстательством святого апостола Андрея Первозванного, на всех стезях жизни достойно несут крепкую дружбу, начавшуюся со времён юности.
«Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья» (Прит. 17,17) – учит нас Премудрый. В начале 1990-х годов в Украине возникла реальная угроза нового раскола, основанного на личных амбициях и переменчивых веяниях «мира сего». В церковной жизни ситуация обострилась и оставалась крайне напряжённой. То были дни тяжёлых испытаний для нашей Украинской Православной Церкви, грозившие ей страшным отступничеством человека гордыни от полноты Вселенского Православия. Исполняя определение Священного Синода Матери-Церкви, 27 мая 1992 года я созвал и возглавил Собор епископов Украинской Православной Церкви, который по месту своего проведения вошёл в историю под названием: Харьковский Архиерейский Собор. Предстоятелем Украинской Православной Церкви на соборе единогласно был избран митрополит Ростовский и Новочеркасский Владимир (Сабодан), ставший 121-м Митрополитом Киевским в тысячелетней истории Православия на Святой Руси. Избрание Митрополита Владимира было высшим предначертанием Господним.
Когда 20 июня 1992 года новоизбранный Предстоятель Украинской Православной Церкви прибывал в древний Киев, рядом с Блаженнейшим Владимиром был и Николай Капчук. Он приехал поддержать своего друга в противостоянии расколоучителям и лжепроповедникам, стремившихся, как писал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, «разрушить единство Церкви». В час испытаний он исполнил свой товарищеский долг и долг православного христианина: хранить твёрдость веры во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь, движимую Духом Святым. И эта молитвенная поддержка в унисон с молитвами тысяч верующих, собравшихся встречать своего Предстоятеля, стала подлинным триумфом приезда в Киев Блаженнейшего Митрополита Владимира, на которого были возложены чаяния и надежды пастырей и паствы многомиллионной православной Украины.
Мне хотелось бы отметить ещё одну сторону духовного мира Николая Семёновича – его благоговейное почитание великого угодника Божия – святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца. Недавно в интервью одному из информационных агентств на вопрос журналиста «В чём главное чудо святителя Николая для современных людей?» Николай Семёнович мудро ответил: «То, что мы здоровы и живы, – это уже большое чудо». В Таинстве святого крещения мне также было дано имя святителя Николая Мирликийского, и я молитвенно желаю, дабы заступничество и ходатайство святого Угодника, которому воистину вся Вселенная молится, хранили Николая Семёновича Капчука, празднующего в 2011 году благости Божией свое славное восьмидесятилетие. Пусть огонь, освещающий каждый день, каждый час его служения Церкви Христовой, будет неугасим, потому что он огонь основного закона бытия – любви к Богу.
«Всероссийский староста», как с любовью и почтением называют Николая Семёновича Капчука с своим каждодневным усердным трудом и попечением о благолепии святого храма подтверждает он истинность слов святого пророка-псалмопевца: «Господи! возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей» (Пс. 25,8).
Наша дружба проходит через все дороги жизни. Мы жили дружно и свою лепту вносили в дружбу русского и украинского народов и в единство Церкви, по слову апостола: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4,5). И пусть эта святая нить будет вечной, пока жива наша планета. Чтобы наши народы находили отраду в братской любви и праотеческой вере, «стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4,3).
Добавлено: Дружба, пронесенная через дороги жизни | |
|
Всего комментариев: 0 | |