Добавлено:

Духовная мобилизация

Материалы IV Всероссийской конференции «Наследие преподобного Серафима Саровского и судьбы России», напечатанные в седьмом номере «Руси Державной», вызвали большой читательский интерес. На днях в православном Интернете появился итоговый документ конференции, затрагивающий фундаментальные вопросы церковно-государственных отношений, определяющих исторические судьбы нашего Отечества. Публикуем этот важный научно-богословский документ.

Конференция была организована Благотворительным фондом преп. Серафима Саровского при участии Нижегородского государственного университета, Российской академии наук, Московских духовных академии и семинарии, Православного Свято-Тихоновского университета, Российской академии государственной службы при Президенте России, Нижегородской епархии РПЦ, Российского федерального ядерного центра ВНИИЭФ...

В работе конференции приняли участие видные российские ученые, деятели образования и культуры, священнослужители, государственные и общественные деятели, журналисты, а также авторы грантовых проектов и школьники из Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Владикавказа, Саратова, Краснодара, Архангельска, Вологды, Саранска, Чебоксар, Сергиева Посада, Сарова, Дивеева, Звенигорода, Сходни, Королева, Жигулевска, Вольска, Ворсмы, Краснослободска, Электростали, Богородска, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Смоленской областей…

По итогам состоявшегося обсуждения участники конференции считают необходимым заявить следующее.

Русский народ и Российское государство в их историческом бытии созданы и воспитаны Православной Церковью. Поэтому многовековой опыт церковно-государственных отношений — важнейшая часть исторического наследия России, на которое мы опираемся сегодня в строительстве нашего будущего…

Сегодня Русская Православная Церковь имеет глубоко проработанную позицию по отношению к современному светскому государству. Принятые Архиерейским Собором в 2000 году «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» напоминают о том, что у Церкви и государства — разные природы и разные цели. Цель Церкви Христовой — спасение людей для вечности. Цель государства — их земное благополучие. Поэтому отношения Церкви и государства носят заведомо асимметричный характер.

Симфония Церкви и государства, образцы которой мы видим в истории, не обязательно связана с монархией образца XV или XVII века. Ее можно рассматривать как норму при любом государственном устройстве. Суть ее — обоюдное сотрудничество и взаимная поддержка без вмешательства в сферу исключительной компетенции другой стороны, объединение сил Церкви и государства при ясном понимании их разной природы.

Светский характер государства не означает радикального вытеснения религии из жизни государства и общества. Церкви и государству нечего делить на этой Земле. Церковное понимание отношений с государством предполагает совместные труды по искоренению общественных пороков и устроению достойной жизни в России.

Сегодняшняя же политика государства по отношению к Русской Православной Церкви не отличается проработанностью и полнотой. Время кровавых репрессий государства против Церкви позади, по крайней мере в обозримый из нашего дня исторический период. Но государство, перестав быть богоборческим Молохом, так и не определилось окончательно в своем отношении к Православной Церкви, не предъявило публично свою развернутую концепцию церковно-государственных отношений. Нет полной ясности и в том, на каких основаниях религиозные организации присутствуют в общественной жизни…

Определенная часть должностных лиц государства и влиятельных общественных деятелей фактически продолжает оставаться на воинствующе антихристианских позициях. Налицо и недостаточная компетентность многих должностных лиц в понимании природы Церкви и ее задач, в актуальных вопросах церковно-государственных отношений.

России необходимо широкое гражданское движение по возвращению Православной Церкви во все сферы жизни народа и государства... Только таким образом можно сформулировать стратегические цели развития и пробудить в людях острое ощущение реальной угрозы самому существованию нашего народа и государства. Только на этой основе возможна общенациональная духовная мобилизация, без которой... спастись от надвигающейся опасности невозможно.

Из итогового документа конференции

В условиях идущих ныне в России быстрых и глубоких перемен далеко не все представители политических и деловых кругов определились в отношении смысла своей деятельности и ее оправдания. Мы убеждены, что помочь им может только Церковь. Формы просветительской работы в этих кругах могут быть различны, и их надо обсуждать, но главное в ней — передача живых образов служения, отечественной традиции жертвенности.

Все мы заинтересованы в том, чтобы среди государственных мужей было как можно больше тех, кто глубоко понимает сакральную природу Церкви и ее двуединый — земной и небесный — характер. Сегодня во властных кругах, да и в светском обществе все еще имеет место прагматическое отношению к Церкви: «… Сам я в Бога не верую, но народу это полезно». Надо показывать, что такая позиция ведет к серьезным ошибкам.

Устроение церковно-государственных отношений не может произойти и на началах так называемой «толерантности», которая на практике выливается в агрессивное требование безразличия к духовным ценностям, по крайней мере,в публичной сфере. Этот путь разрушителен для общества и ведет к тому, что последней мерой государственной и общественной жизни становятся человеческие страсти.

Движение отдельных государственных деятелей к осмыслению реального состояния церковно-государственных отношений следует поддерживать и внимательно анализировать. Так, общественного внимания требует выступление на конференции с содержательным сообщением полномочного представителя Президента России в Приволжском федеральном округе А. В. Коновалова.

Согласно Конституции Российская Федерация — светское государство, где никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Православная Церковь, действующая на началах самоорганизации, самоуправления, самодеятельной активности, гражданского служения, — важнейшая составляющая формирующегося в нашей стране гражданского общества. Поэтому тесное взаимодействие с этим крупнейшим общественным институтом и его поддержка — прямая обязанность светского государства.

Для участников конференции очевидно несоответствие действующего законодательства Российской Федерации характеру и уровню динамично развивающихся церковно-государственных отношений…

Среди этих вопросов — возвращение храмов и возрождение в их стенах молитвенной жизни. Возвращение чтимых святынь. Возвращение церковного имущества, необходимого для полноценного исполнения Церковью своих многочисленных общественных служений. Доступ в школы. Преподавание основ православной культуры и других аналогичных курсов, вводящих молодое поколение России в общенациональную культурную традицию. Доступ в армию. Сотрудничество Церкви и государства в деле сохранения семьи.

В круг правовых реальностей, признаваемых государством и законом, необходимо вернуть понятие почитаемой святыни. Имеющееся в законодательстве понятие «памятника истории и культуры» нисколько этого не заменяет. Храм Божий — не только памятник, но в первую очередь святыня. И икона — не только памятник, но в первую очередь святыня. Как родная мать — живая святыня, а не памятник.

Участники конференции призывают развернуть широкое общественное обсуждение актуальных вопросов совершенствования законодательства и правоприменения. В этой дискуссии нам нужны неторопливость, взвешенность, уважение к оппонентам и их содержательным доводам, воздержание от резкой политизированной полемики и обвинений. Необходимо всемерно избегать радикализации Православия в публичной сфере, не отталкивать людей, но привлекать их. И в то же время — внятно, последовательно и принципиально настаивать на соблюдении гражданских прав верующих людей, на деятельном исправлении исторических ошибок и преступлений, допущенных государством по отношению к Православной Церкви…

Отсутствие у государства проработанной и публично предъявленной позиции по отношению к Церкви — при определяющей роли Православной Церкви в тысячелетней истории России — естественным образом ведет к тому, что сегодняшнему государству и всему обществу трудно осмыслить нашу историю, особенно недавнюю. Целостного русского взгляда на русскую историю, альтернативного советской традиции, все еще нет. А значит, нет и хороших учебников, нечего транслировать в государственной системе образования, не на чем созидать общенациональное единство гражданского общества. В выступлениях публицистов и умах людей перемешаны самые разные, в том числе остро конфликтные ценности, а восстанавливаемые храмы соседствуют на улицах наших городов с именами богоборцев.

Одной из путеводных нитей, следуя которым можно выйти к целостному взгляду на нашу историю, может явиться тема подвига новомучеников и исповедников минувшего столетия и почитания их в наши дни. Величайшая церковная трагедия должна быть осмыслена и пережита как трагедия всего народа. Мы убеждены, что на этом пути можно выйти из кризиса идентичности, уврачевать болезненные разрывы исторического сознания. Это не взгляд в прошлое. Это необходимый и неизбежный взгляд в будущее. (В сокращении)

от 19.11.2017 Раздел: Август 2007 Просмотров: 80
Всего комментариев: 0
avatar