Добавлено:

Духовный собиратель Руси

Память о преподобном Сергии живет в народе и жила всегда, даже в самые трудные времена. Потому что он был духовным светочем, примером, и даже от памяти его истекала великая сила, помогавшая людям сохранять веру, помогавшая людям сохранять живым нравственный евангельский идеал.

Преподобный Сергий является величайшим примером для всех нас, для Церкви, для нашего народа – примером того, как в личности человека могут осуществиться Божественные заповеди, как человек, обладающий слабостями и болезнями, связанный бытием этого мира, обретает ангелоподобие.

Преподобный Сергий Радонежский, до монашеского пострига – Варфоломей, является воистину одним из самых выдающихся подвижников благочестия, которых православная Церковь сегодня знает и молитвенно чествует. Более шести веков тому назад нес он свой земной подвиг, которому мы и сегодня не перестаем удивляться.

Московских государей, начиная с князя Иоанна Калиты, называют собирателями Руси: они создавали государственное, внешнее единство своей родины. Преподобный Сергий Радонежский явился собирателем Руси в высшем, духовном смысле – он сплачивал русский народ под Покровом Божественной Троицы.

Родился он в селе Варницы, вблизи Ростова Великого, в боярской семье. Обеднев, его родители Кирилл и Мария вместе с тремя своими сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром переселились в Радонеж. После праведной кончины родителей, которые перед смертью приняли монашеский постриг, Варфоломей отправился в Хотьковский Покровский монастырь. В то время там жил, приняв монашество после смерти супруги, его старший брат Стефан. Вместе они отправились искать пустынной уединенной жизни. В глухом лесу на пригорке Маковец, где в настоящее время стоит Троице-Сергиева Лавра они построили деревянную келью и церковь, которая была освящена во имя Пресвятой Троицы. Вскоре Стефан покинул это место и переселился в Московский Богоявленский монастырь. А Варфоломей принял постриг с именем Сергий и остался в уединении. Впоследствии, узнав о его подвигах, к нему начали приходить другие монахи и строить рядом свои кельи. Со временем они убедили Сергия принять над ними игуменство, и поэтому преподобный был рукоположен в священный сан. В своем монастыре он запретил принимать милостыню и установил правило, согласно которому иноки должны были жить от плодов собственноручного труда, в чем лично подавал им добрый пример.

Добрая слава о Сергиевой обители приводила к нему все больше богомольцев и желающих принять ангельский образ. Рядом с монастырем впоследствии вырос посад, т.е. поселение, которое все время росло. Узнав о великом подвижнике, Константинопольский патриарх Филофей с особым посольством послал ему крест, параманд и грамоту, в которой отмечал его добродетельную жизнь и рекомендовал ввести в монастыре строгий, по образу монастырей Востока, общежительный устав. Зная, что слава о нем дошла даже до Константинополя, он совершенно не прилеплялся к присылаемым подаркам сердцем.

В житии также описан такой случай: некий человек хотел увидеть Сергия, ему указали на монаха в заплатанной одежде, работающего в огороде, но он никак не мог поверить, что это Сергий и есть. Только когда князь сошел с коня и поклонился в ноги этому дедушке в заплатках, тогда он понял, что действительно это сам игумен. Причем Сергий заплатки на себя надевал не ради какого-то театра, чтобы показать, что он любит бедность, а потому, что он совершенно не интересовался внешними регалиями. Его интересовала только его собственная внутренняя жизнь, он только об этом заботился, об этом думал и об этом молился Богу, это только созидал. Прежде всего духовное заполняло всю его душу, и стремление его было только духовное, и хотел он только спасения своей души – а остальное к нему приложилось.

Большим авторитетом пользовался преподобный у митрополита Алексия Московского, который хотел видеть его своим преемником на митрополичьей кафедре, однако преподобный, проявляя смирение, отказался, не желая ни святительского сана, ни каких-либо наград. По словам современников, Сергий тихими и кроткими словами влиял на самые черствые и жестокие сердца. Он очень часто духовным рассуждением примирял князей, враждовавших между собой. Так было с доставлявшим много хлопот тверским князем Михаилом, который несколько раз призывал литовского Ольгерда против Москвы, так было и с беспокойным Олегом рязанским, который входил в союзы то с Ольгердом, то с Мамаем и Тохтамышем.

Премудрый Епифаний, который описал жизнь преподобного Сергия, говорил: «Преподобный игумен, отец наш Сергий, старец удивительный, добродетелями всякими украшенный, приветливый, миролюбивый, всегда утешит и поприветствует, обогреет и накормит путника. Но более всего стяжал он смиренность, любовь нелицемерную и имел любящее сердце».

Благодаря его благословению, молитве и духовной поддержке русские воины под предводительством Димитрия Донского победили в Куликовской битве, чем положили начало освобождению от рабства диких азиатски орд и окончанию позорной эпохи золотоордынского ига. Он содействовал духовному возрождению и обновлению Русской земли. Как истинный печальник ее, он вдохнул веру в помощь Божию, поднял дух родного народа встать на поработителей.

А ради сокрушения козней папского Рима Преподобный Сергий воздвиг и воодушевил Великого князя Василия Темного, единственного, кто возвысил голос против лжи, что державная Византия и весь знаменитый Восток якобы признали над собой духовную власть папы, «соединились» с Римом.

Небесный витязь Сергий и во времена великой смуты встал на защиту Православной Руси. Он сам избрал вождя и избавителя Русской земли от иноземных ляхов и собственного сброда изменников, трижды явившись простому благочестивому человеку Косме Минину с повелением собирать казну и поднимать народ на спасение Православного Отечества, пригрозив избраннику карой за непослушание. Войско Минина и Пожарского начало подвиг освобождения Москвы молебном перед святыми мощами игумена-чудотворца. Явился он и вражеским главарям и предрек им близкую смерть.

Устрашил преподобный Сергий и Наполеона. Наполеон хотел полюбоваться окрестностями Москвы и поднялся на колокольню. Бонапарт направил свой взор в сторону Воробьевых гор и вдруг дрогнул, и обратился к приближенным. «Вы видите там, на юго-западе, движется армия! И с двух сторон подходят великие армии! Это русские! Они приближаются и будут в Москве. Кажется они не идут по земле, а несутся по воздуху, как Ангелы или демоны. И впереди – вождь. И этот предводитель весь в черном. Он осенил войско крестом. Что это? Кто этот вождь?» Наполеона трясло. Наполеон направился в Благовещенский собор, где на иконе Преподобного Сергия узнал седовласого вождя, охраняющего Русь. И Наполеону стало жутко оставаться в Москве.
И это далеко не все примеры. Небесный богатырь, Преподобный Сергий, как и древле, продолжает свое стояние за Русь, дарит ей духовные силы, разум и надежду.

Особенным почитанием и понимаем глубин тайны Пресвятой Троицы прославился преподобный Сергий. Этот земной Ангел и небесный человек был обителью Пресвятой Троицы. Из жития преподобного, повествующего о событиях очевидных, мы узнаем об огне, который во время служения преподобным Литургии входил в Чашу со Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, как этот огонь ходил по святому престолу, озаряя весь алтарь. Из жития мы узнаем и об Ангеле в блистающих ризах, который сослужил святому, и о явлении Пресвятой Богородицы с двумя апостолами Петром и Иоанном Богословом, и о чудесах, которые еще при жизни своей молитвой творил преподобный авва Сергий. Не гаданием, не в сонном видении, а наяву видел он Божию Матерь, и это было венцом его подвигов здесь, на земле.

Церковь именует его великим подвижником, и не зря. Он никогда не жаловался даже на самые стесненные обстоятельства жизни и велик своим истинно христианским терпением. Он терпел уединение в дикой чаще леса, начиная созидать святую обитель. Он терпел, когда голодал со своей братией. Он терпел строптивых. Он терпел, когда не понятый братией, должен был удалиться из обители и жил как бы в изгнании от своих собратьев. Терпел он в течение всей своей подвижнической жизни, до конца всех своих дней. Нигде не отмечено, что Преподобный был чем-то недоволен, раздражен или гневался, пытаясь только человеческими силами что-то поправить. Своим терпением он указывает и нам истинный путь: в терпении, через молитву, покаяние, добрые дела и любовь к ближнему стяжать мир, душе необходимый, чтобы она стала вместилищем Святого Духа, Который преображает человека и приводит в Царство Небесное. Житие свидетельствует нам о мудром, духовно сильном, прекрасном человеке.

Конечно, во внутреннюю жизнь такого святого человека проникнуть нельзя. Это всегда тайна стояния человека перед его Богом. Но «дерево всякое познается по плоду». И потому, что принесла жизнь Сергия, мы видим, что этот человек — необычайной святости, потому что плоды, которые принесла его жизнь, огромны. Именно поэтому мы можем с уверенностью сказать, что он воссоздал в своем сердце Царствие Божие. И от того огня, который горел в его сердце, загорелись сердца и всех его учеников.
Поэтому ученики преподобного Сергия тоже стали преподобными, и ученики учеников. Он никого не уговаривал, никого ни в чем не убеждал, он просто жил и молился, и вокруг него стали спасаться люди. Около 70 монастырей было открыто им самим, его учениками и учениками его учеников.

Еще живя на земле, Преподобный Сергий великой любовью расширил свое сердце так, что объял им всю свою родину – из игумена Радонежского стал игуменом всея Руси.

Как бы хотелось, чтобы все мы в течение обычной нашей жизни не забывали о главном, что все-таки первая заповедь – помнить, что есть Бог, что мы должны Его чтить, что мы должны Его любить, что вся наша жизнь должна исходить из этой любви. И даже если этой любви у нас нет, то мы должны жить так, как будто она у нас есть. Вот тогда наше сердце сокрушится, т.е. у нас появится любовь к Богу. И на примере таких святых угодников Божиих, как преподобный Сергий, мы видим, что все это достижимо. Пусть, конечно, мы преуспеем не в такой степени, как преподобный Сергий, но каждый из нас в свою меру не только может преуспеть, но и должен и, более того, обязательно преуспеет, лишь бы приложил к этому старание.

У каждого верующего человека время от времени появляется мысль: возможно ли вообще достичь этого божественного подобия в нашем современном мире?

Что помогает понять тайну такой жизни?

С чего начинается, чем поддерживается такой образ жизни?

Замечательные тексты Священного Писания мы читаем в связи с памятью преподобных отцов. Всем хорошо известны слова из Евангелия от Матфея: «Придите и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем… и обрящете покой душам вашим» (Мф.11.28-29). Господь связывает кротость и смирение с внутренним покоем, но ведь покой и есть синоним человеческого благополучия. Можно быть богатым, знатным, обладать властью, можно быть иерархом, священником, министром – кем угодно, но если нет внутреннего покоя, то нет и благополучия. И современная жизнь показывает нам удивительные примеры того, как люди, достигающие высот в политической жизни, становящиеся очень богатыми, сверхбогатыми, не могут найти этого покоя. А почему? Да потому, что мы живем в мире, где пребывает грех, и в сердцах человеческих возникают разные чувства по отношению к другим людям.

От чего сегодня более всего болеют люди? От стрессов, от нервного перенапряжения. А если посмотреть причину этих стрессов – ни к какому психотерапевту ходить не надо – источник всего этого в грехе человеческом, потому что без греха не было бы и болезней. Современный мир, сегодняшнее человеческое общество ясно являет нам эту связь – между болезнью, неблагополучием и грехом. Кротость и смирение есть величайшая сила, которая помогает не только управлять миром по Божию закону, но и помогает человеку обрести покой, а вместе с покоем – и здоровье.

Каждый из нас заражен тлетворными веяниями греха, пороками современного общества, и пока не очистимся от скверны покаянием – не сможем мы помочь ни другим, ни самим себе.

На распутьях духовной жизни соблазняют страшные призраки и подмены. Словно гнилостные воды, наползают на наше Отечество адские полчища и их земные пропагандисты. Их цель – разделить, распылить не только русский народ, но и все православные народы на «атомы», превратить нас в бесформенное скопище бессердечных «бизнесменов», грабителей и воров, скотоподобных распутников, баптистов, иеговистов и прочих «истов», а также забитой «рабочей силы» и умирающих с голоду нищих. Если этот сатанинский план удастся, русский народ окончательно погибнет.

Всякие «патриотизмы», попытки служить России обречены на провал и даже могут стать вредоносными, если не опираются на твердую основу православной веры и личной чистоты. Наш истинный патриотизм исходит от религиозного и нравственного облика нашего народа. Только Духом Божиим даруются великие деяния и победы.

Любить Родину, значит, любить не просто свой национальный характер, но именно духовность национального характера. Великий русский философ Иван Ильин когда-то сказал: «Духовная солидарность граждан между собой составляет реальную основу государства. Родина строится верою».

Мы должны быть интеллигентными, воспитанными, добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков тот духовно-патриотический стержень русской культуры, в фундаменте которого лежит православная вера. Именно православие играет в русской истории роль творческого стимула, потому что Сам Бог дает тому или иному народу таланты и силы. Своеобразие и уникальность русской истории и культуры есть следствие причин духовных, результат особого служения, возложенного Промыслом Божиим на наш народ.

Митр. СПб и Ладожский Иоанн (Снычев) говорил: «Стояние «под куполом и крестом» стало содержанием мучительного, изнуряющего подвига для всех русских людей, которые в Православной России видели единственно возможную форму существования своего народа и не позволили себе увлечься новизной всякого рода «переосмыслений» русского служения, требовавшими в обмен на подаваемую ими иллюзорную историческую перспективу отречения от коренных начал русского национального самосознания».

Неверие, безбожие, нравственная нечистоплотность и распущенность, пренебрежение и презрение ко всему исконно родному и святому – все это должно стать совершенно чуждым душе русского человека, если он действительно хочет видеть Родину, воскресшей к новой жизни.

Наше земное Отечество живет и одушевляется связью с нашим Отечеством Небесным – с радостным Радонежем преподобного Сергия, где сияет во славе сам Всероссийский игумен с множеством дивных птенцов гнезда своего, где прославляется и ликует вечная семья праведных и возвеличенных Господом сынов и дочерей Русской земли. Эта Горняя Россия неуничтожима и непобедима, торжествует над ничтожной злобой и возносится к непостижимому счастью. Пусть же воспоминая о Небесной нашей Отчизне изгонит из наших сердец малодушие, ропот и уныние, дарует нам радость Горней Руси, вдохновляя на истинное служение земному Отечеству и Церкви.

Об этом говорит и святитель Филарет Московский: «Любовь к отечеству преуспевает только тогда, когда она одушевляется благочестием, когда руководствуется и утверждается помощью свыше».

Иерей СЕРГИЙ Комаров
Гравюры Сергея Харламова

от 23.11.2024 Раздел: Июль 2014 Просмотров: 1624
Всего комментариев: 0
avatar