Преподобный Сергий является величайшим примером для всех нас, для Церкви, для нашего народа – примером того, как в личности человека могут осуществиться Божественные заповеди, как человек, обладающий слабостями и болезнями, связанный бытием этого мира, обретает ангелоподобие.
Преподобный Сергий Радонежский, до монашеского пострига – Варфоломей, является воистину одним из самых выдающихся подвижников благочестия, которых православная Церковь сегодня знает и молитвенно чествует. Более шести веков тому назад нес он свой земной подвиг, которому мы и сегодня не перестаем удивляться.
Московских государей, начиная с князя Иоанна Калиты, называют собирателями Руси: они создавали государственное, внешнее единство своей родины. Преподобный Сергий Радонежский явился собирателем Руси в высшем, духовном смысле – он сплачивал русский народ под Покровом Божественной Троицы.
Родился он в селе Варницы, вблизи Ростова Великого, в боярской семье. Обеднев, его родители Кирилл и Мария вместе с тремя своими сыновьями Стефаном, Варфоломеем и Петром переселились в Радонеж. После праведной кончины родителей, которые перед смертью приняли монашеский постриг, Варфоломей отправился в Хотьковский Покровский монастырь. В то время там жил, приняв монашество после смерти супруги, его старший брат Стефан. Вместе они отправились искать пустынной уединенной жизни. В глухом лесу на пригорке Маковец, где в настоящее время стоит Троице-Сергиева Лавра они построили деревянную келью и церковь, которая была освящена во имя Пресвятой Троицы. Вскоре Стефан покинул это место и переселился в Московский Богоявленский монастырь. А Варфоломей принял постриг с именем Сергий и остался в уединении. Впоследствии, узнав о его подвигах, к нему начали приходить другие монахи и строить рядом свои кельи. Со временем они убедили Сергия принять над ними игуменство, и поэтому преподобный был рукоположен в священный сан. В своем монастыре он запретил принимать милостыню и установил правило, согласно которому иноки должны были жить от плодов собственноручного труда, в чем лично подавал им добрый пример.
Добрая слава о Сергиевой обители приводила к нему все больше богомольцев и желающих принять ангельский образ. Рядом с монастырем впоследствии вырос посад, т.е. поселение, которое все время росло. Узнав о великом подвижнике, Константинопольский патриарх Филофей с особым посольством послал ему крест, параманд и грамоту, в которой отмечал его добродетельную жизнь и рекомендовал ввести в монастыре строгий, по образу монастырей Востока, общежительный устав. Зная, что слава о нем дошла даже до Константинополя, он совершенно не прилеплялся к присылаемым подаркам сердцем.
В житии также описан такой случай: некий человек хотел увидеть Сергия, ему указали на монаха в заплатанной одежде, работающего в огороде, но он никак не мог поверить, что это Сергий и есть. Только когда князь сошел с коня и поклонился в ноги этому дедушке в заплатках, тогда он понял, что действительно это сам игумен. Причем Сергий заплатки на себя надевал не ради какого-то театра, чтобы показать, что он любит бедность, а потому, что он совершенно не интересовался внешними регалиями. Его интересовала только его собственная внутренняя жизнь, он только об этом заботился, об этом думал и об этом молился Богу, это только созидал. Прежде всего духовное заполняло всю его душу, и стремление его было только духовное, и хотел он только спасения своей души – а остальное к нему приложилось.
Большим авторитетом пользовался преподобный у митрополита Алексия Московского, который хотел видеть его своим преемником на митрополичьей кафедре, однако преподобный, проявляя смирение, отказался, не желая ни святительского сана, ни каких-либо наград. По словам современников, Сергий тихими и кроткими словами влиял на самые черствые и жестокие сердца. Он очень часто духовным рассуждением примирял князей, враждовавших между собой. Так было с доставлявшим много хлопот тверским князем Михаилом, который несколько раз призывал литовского Ольгерда против Москвы, так было и с беспокойным Олегом рязанским, который входил в союзы то с Ольгердом, то с Мамаем и Тохтамышем.
Премудрый Епифаний, который описал жизнь преподобного Сергия, говорил: «Преподобный игумен, отец наш Сергий, старец удивительный, добродетелями всякими украшенный, приветливый, миролюбивый, всегда утешит и поприветствует, обогреет и накормит путника. Но более всего стяжал он смиренность, любовь нелицемерную и имел любящее сердце».
Благодаря его благословению, молитве и духовной поддержке русские воины под предводительством Димитрия Донского победили в Куликовской битве, чем положили начало освобождению от рабства диких азиатски орд и окончанию позорной эпохи золотоордынского ига. Он содействовал духовному возрождению и обновлению Русской земли. Как истинный печальник ее, он вдохнул веру в помощь Божию, поднял дух родного народа встать на поработителей.
А ради сокрушения козней папского Рима Преподобный Сергий воздвиг и воодушевил Великого князя Василия Темного, единственного, кто возвысил голос против лжи, что державная Византия и весь знаменитый Восток якобы признали над собой духовную власть папы, «соединились» с Римом.
Небесный витязь Сергий и во времена великой смуты встал на защиту Православной Руси. Он сам избрал вождя и избавителя Русской земли от иноземных ляхов и собственного сброда изменников, трижды явившись простому благочестивому человеку Косме Минину с повелением собирать казну и поднимать народ на спасение Православного Отечества, пригрозив избраннику карой за непослушание. Войско Минина и Пожарского начало подвиг освобождения Москвы молебном перед святыми мощами игумена-чудотворца. Явился он и вражеским главарям и предрек им близкую смерть.
Устрашил преподобный Сергий и Наполеона. Наполеон хотел полюбоваться окрестностями Москвы и поднялся на колокольню. Бонапарт направил свой взор в сторону Воробьевых гор и вдруг дрогнул, и обратился к приближенным. «Вы видите там, на юго-западе, движется армия! И с двух сторон подходят великие армии! Это русские! Они приближаются и будут в Москве. Кажется они не идут по земле, а несутся по воздуху, как Ангелы или демоны. И впереди – вождь. И этот предводитель весь в черном. Он осенил войско крестом. Что это? Кто этот вождь?» Наполеона трясло. Наполеон направился в Благовещенский собор, где на иконе Преподобного Сергия узнал седовласого вождя, охраняющего Русь. И Наполеону стало жутко оставаться в Москве.
И это далеко не все примеры. Небесный богатырь, Преподобный Сергий, как и древле, продолжает свое стояние за Русь, дарит ей духовные силы, разум и надежду.
Особенным почитанием и понимаем глубин тайны Пресвятой Троицы прославился преподобный Сергий. Этот земной Ангел и небесный человек был обителью Пресвятой Троицы. Из жития преподобного, повествующего о событиях очевидных, мы узнаем об огне, который во время служения преподобным Литургии входил в Чашу со Святыми Дарами Тела и Крови Христовых, как этот огонь ходил по святому престолу, озаряя весь алтарь. Из жития мы узнаем и об Ангеле в блистающих ризах, который сослужил святому, и о явлении Пресвятой Богородицы с двумя апостолами Петром и Иоанном Богословом, и о чудесах, которые еще при жизни своей молитвой творил преподобный авва Сергий. Не гаданием, не в сонном видении, а наяву видел он Божию Матерь, и это было венцом его подвигов здесь, на земле.
Церковь именует его великим подвижником, и не зря. Он никогда не жаловался даже на самые стесненные обстоятельства жизни и велик своим истинно христианским терпением. Он терпел уединение в дикой чаще леса, начиная созидать святую обитель. Он терпел, когда голодал со своей братией. Он терпел строптивых. Он терпел, когда не понятый братией, должен был удалиться из обители и жил как бы в изгнании от своих собратьев. Терпел он в течение всей своей подвижнической жизни, до конца всех своих дней. Нигде не отмечено, что Преподобный был чем-то недоволен, раздражен или гневался, пытаясь только человеческими силами что-то поправить. Своим терпением он указывает и нам истинный путь: в терпении, через молитву, покаяние, добрые дела и любовь к ближнему стяжать мир, душе необходимый, чтобы она стала вместилищем Святого Духа, Который преображает человека и приводит в Царство Небесное. Житие свидетельствует нам о мудром, духовно сильном, прекрасном человеке.
Конечно, во внутреннюю жизнь такого святого человека проникнуть нельзя. Это всегда тайна стояния человека перед его Богом. Но «дерево всякое познается по плоду». И потому, что принесла жизнь Сергия, мы видим, что этот человек — необычайной святости, потому что плоды, которые принесла его жизнь, огромны. Именно поэтому мы можем с уверенностью сказать, что он воссоздал в своем сердце Царствие Божие. И от того огня, который горел в его сердце, загорелись сердца и всех его учеников.
Поэтому ученики преподобного Сергия тоже стали преподобными, и ученики учеников. Он никого не уговаривал, никого ни в чем не убеждал, он просто жил и молился, и вокруг него стали спасаться люди. Около 70 монастырей было открыто им самим, его учениками и учениками его учеников.
Еще живя на земле, Преподобный Сергий великой любовью расширил свое сердце так, что объял им всю свою родину – из игумена Радонежского стал игуменом всея Руси.
Как бы хотелось, чтобы все мы в течение обычной нашей жизни не забывали о главном, что все-таки первая заповедь – помнить, что есть Бог, что мы должны Его чтить, что мы должны Его любить, что вся наша жизнь должна исходить из этой любви. И даже если этой любви у нас нет, то мы должны жить так, как будто она у нас есть. Вот тогда наше сердце сокрушится, т.е. у нас появится любовь к Богу. И на примере таких святых угодников Божиих, как преподобный Сергий, мы видим, что все это достижимо. Пусть, конечно, мы преуспеем не в такой степени, как преподобный Сергий, но каждый из нас в свою меру не только может преуспеть, но и должен и, более того, обязательно преуспеет, лишь бы приложил к этому старание.
У каждого верующего человека время от времени появляется мысль: возможно ли вообще достичь этого божественного подобия в нашем современном мире?
Что помогает понять тайну такой жизни?
С чего начинается, чем поддерживается такой образ жизни?
Замечательные тексты Священного Писания мы читаем в связи с памятью преподобных отцов. Всем хорошо известны слова из Евангелия от Матфея: «Придите и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем… и обрящете покой душам вашим» (Мф.11.28-29). Господь связывает кротость и смирение с внутренним покоем, но ведь покой и есть синоним человеческого благополучия. Можно быть богатым, знатным, обладать властью, можно быть иерархом, священником, министром – кем угодно, но если нет внутреннего покоя, то нет и благополучия. И современная жизнь показывает нам удивительные примеры того, как люди, достигающие высот в политической жизни, становящиеся очень богатыми, сверхбогатыми, не могут найти этого покоя. А почему? Да потому, что мы живем в мире, где пребывает грех, и в сердцах человеческих возникают разные чувства по отношению к другим людям.
От чего сегодня более всего болеют люди? От стрессов, от нервного перенапряжения. А если посмотреть причину этих стрессов – ни к какому психотерапевту ходить не надо – источник всего этого в грехе человеческом, потому что без греха не было бы и болезней. Современный мир, сегодняшнее человеческое общество ясно являет нам эту связь – между болезнью, неблагополучием и грехом. Кротость и смирение есть величайшая сила, которая помогает не только управлять миром по Божию закону, но и помогает человеку обрести покой, а вместе с покоем – и здоровье.
Каждый из нас заражен тлетворными веяниями греха, пороками современного общества, и пока не очистимся от скверны покаянием – не сможем мы помочь ни другим, ни самим себе.
На распутьях духовной жизни соблазняют страшные призраки и подмены. Словно гнилостные воды, наползают на наше Отечество адские полчища и их земные пропагандисты. Их цель – разделить, распылить не только русский народ, но и все православные народы на «атомы», превратить нас в бесформенное скопище бессердечных «бизнесменов», грабителей и воров, скотоподобных распутников, баптистов, иеговистов и прочих «истов», а также забитой «рабочей силы» и умирающих с голоду нищих. Если этот сатанинский план удастся, русский народ окончательно погибнет.
Всякие «патриотизмы», попытки служить России обречены на провал и даже могут стать вредоносными, если не опираются на твердую основу православной веры и личной чистоты. Наш истинный патриотизм исходит от религиозного и нравственного облика нашего народа. Только Духом Божиим даруются великие деяния и победы.
Любить Родину, значит, любить не просто свой национальный характер, но именно духовность национального характера. Великий русский философ Иван Ильин когда-то сказал: «Духовная солидарность граждан между собой составляет реальную основу государства. Родина строится верою».
Мы должны быть интеллигентными, воспитанными, добрыми и благодарными нашим предкам, создавшим для нас и наших потомков тот духовно-патриотический стержень русской культуры, в фундаменте которого лежит православная вера. Именно православие играет в русской истории роль творческого стимула, потому что Сам Бог дает тому или иному народу таланты и силы. Своеобразие и уникальность русской истории и культуры есть следствие причин духовных, результат особого служения, возложенного Промыслом Божиим на наш народ.
Митр. СПб и Ладожский Иоанн (Снычев) говорил: «Стояние «под куполом и крестом» стало содержанием мучительного, изнуряющего подвига для всех русских людей, которые в Православной России видели единственно возможную форму существования своего народа и не позволили себе увлечься новизной всякого рода «переосмыслений» русского служения, требовавшими в обмен на подаваемую ими иллюзорную историческую перспективу отречения от коренных начал русского национального самосознания».
Неверие, безбожие, нравственная нечистоплотность и распущенность, пренебрежение и презрение ко всему исконно родному и святому – все это должно стать совершенно чуждым душе русского человека, если он действительно хочет видеть Родину, воскресшей к новой жизни.
Наше земное Отечество живет и одушевляется связью с нашим Отечеством Небесным – с радостным Радонежем преподобного Сергия, где сияет во славе сам Всероссийский игумен с множеством дивных птенцов гнезда своего, где прославляется и ликует вечная семья праведных и возвеличенных Господом сынов и дочерей Русской земли. Эта Горняя Россия неуничтожима и непобедима, торжествует над ничтожной злобой и возносится к непостижимому счастью. Пусть же воспоминая о Небесной нашей Отчизне изгонит из наших сердец малодушие, ропот и уныние, дарует нам радость Горней Руси, вдохновляя на истинное служение земному Отечеству и Церкви.
Об этом говорит и святитель Филарет Московский: «Любовь к отечеству преуспевает только тогда, когда она одушевляется благочестием, когда руководствуется и утверждается помощью свыше».
Иерей СЕРГИЙ Комаров
Гравюры Сергея Харламова