Организаторы мероприятия: Администрация губернатора Свердловской области, Екатеринбургская митрополия Русской Православной Церкви, Екатеринбургское отделение Всемирного русского народного собора, Общественная организация «Семья Димитрия Солунского».
Участниками форума стали известные общественные и политические деятели, деятели культуры и искусства, учёные. В их числе: Леонид Решетников – кандидат исторических наук, директор Российского института стратегических исследований; Александр Проханов – главный редактор газеты «Завтра», писатель, публицист; Александр Фоменко – секретарь Союза писателей России; Анатолий Самарин – сопредседатель Научного центра Всероссийского созидательного Движения «Русский лад», член Президиума Центрального совета Движения «За возрождение отечественной науки», доцент МГИМО, кандидат философских наук член-корреспондент Международной славянской академии; Виктор Николаев – писатель, ветеран войны в Афганистане; Роман Силантьев – российский религиовед, кандидат исторических наук, руководитель Правозащитного центра Всемирного русского народного собора; Марат Мусин – доктор экономических наук, профессор МГУ, заведующий кафедрой РГТЭУ; Евгений Торопов – председатель Общественной организации «Семья Димитрия Солунского».
В связи с тем, что 2012 год объявлен Президентом РФ Годом истории России, Форум общественности Среднего Урала «Единство – оружие нашей Победы» приурочен к празднованию 1150-летия Российской Государственности, 400-летию окончания Смуты в Российском государстве, 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года.
Как рассказал митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл в интервью, идея проведения форума родилась в Екатеринбургском отделении Всемирного русского народного собора. Инициаторы форума – Екатеринбургская митрополия и Общественная организация «Семья Димитрия Солунского». «Конечно, мы не смогли бы осуществить эту идею без поддержки, которую нам оказал губернатор Свердловской области Евгений Владимирович Куйвашев», – отмечает митрополит.
По словам Владыки, в преддверии Дня народного единства организаторы форума хотели призвать жителей к возвращению своей исторической памяти, пробудить чувство национального единства. «У нас в обществе сегодня слишком много разобщённости, и хотелось бы напомнить людям, насколько важно им быть вместе, потому что все знаменательные вехи, которые мы сегодня отмечаем, – а их в этом и будущем годах несколько: 1150 лет российской государственности, 400 лет окончания Смуты и освобождения Москвы от польско-литовских интервентов, 200 лет победы над Наполеоном в Отечественной вой-не 1812 года, 70 лет битве под Сталинградом в Великой Отечественной вой-не. Эти ключевые победы в нашей истории стали возможны именно благодаря единению народа.
К сожалению, сегодня эти победы, эти славные вехи нашей истории проходят мимо нашего сознания: мы воспринимаем их как события отдалённой старины, не имеющие отношения к сегодняшней жизни. С начала 1990-х годов мы как бы заново, с нуля начали строить какую-то новую Россию. Но это и неправильно, и невозможно. Страна будет жить, будет сильной и процветающей, если только всё новое произрастет не на пустом месте, а на прочном фундаменте, заложенном предыдущими поколениями, если свою жизнь мы будем строить, опираясь на опыт прошлого, на ту мудрость, с которой создавали Российское государство более тысячи лет назад наши предки. Вот так хотелось бы строить нашу работу, и об этом напомнить всем нашим соотечественникам», – подчеркнул митрополит Кирилл.
В ходе форума видные общественные деятели, публицисты и историки, писатели и ученые российского масштаба встретились с жителями региона – представителями научного и педагогического сообщества, широких кругов общественности. С приветственным словом к участникам форума обратились губернатор региона Евгений Куйвашев, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, председатель Духовного управления мусульман Урала муфтий Сибагатулла Сайдулин. Приветственную телеграмму в адрес форума направил полномочный представитель Президента Российской Федерации в Уральском Федеральном округе Игорь Холманских.
Как отметил губернатор Евгений Куйвашев: «Сегодня согласие, единение, нравственные ценности, сотрудничество становятся не абстрактными понятиями, а необходимыми условиями для гражданского мира, стабильного и динамичного развития страны. Это единственный путь, который позволяет не разрушать, а созидать, строить новую экономику и новое общество». О том, что зависит от каждого человека, он напомнил словами, высеченными благодарными потомками на памятнике Козьме Минину: «Избавителю Москвы, Отечества любителю». В этих словах – жизнь настоящего человека и патриота: нужно просто любить свое Отечество и жить и работать так, чтобы быть ему полезным», – отметил губернатор.
Александр Фоменко, секретарь Союза писателей России, опираясь на факты из истории России и современную ситуацию, подчеркнул, что, «прежде всего, требуется восстановление духовных качеств русского народа, которые сейчас затерты. Но при этом, – отметил он, – вековые морально-политические ценности и традиции продолжают влиять на наше поведение, даже когда мы поступаем вопреки».
Докладчик привел яркий пример – отношение к власти: «Управление нашим государством всегда являлось духовной миссией. Неслучайно наш последний Государь, отвечая на вопросы переписи населения, в графе «Занятие» написал: «Хозяин Земли Русской». Он не только имел в виду юридические и моральные основания, но он еще демонстрировал глубокое и верное понимание сути нашей государственности. И мы даже не осознаем, насколько это понимание находится глубоко в нас. Поэтому наши люди, несмотря на разочарования, отказываются признавать вранье и воровство нормой, а политику – грязным делом».
Анатолий Самарин в своем выступлении: «Укрепление социального и национального единства России как условие русской победы» глубоко раскрыл эту центральную для форума тему с точки зрения ученого и общественного деятеля. «У нас в России есть богатый опыт единения и сплоченности, – констатировал он, – этот опыт для нас бесценен, и его нужно воспроизвести. Но для того, чтобы вновь возникло единство, нужно устранить препятствия, и духовного рода, о чем уже говорилось, и иного рода. Нужно прервать политику столкновения, которую используют манипуляторы. Напомню слова известного западного идеолога: «Конфликт между либеральной демократией и марксизмом-ленинизмом был конфликтом идеологий, которые, несмотря на внешние различия, ставили одни и те же цели: свободу, равенство и процветание». Это интеллектуальный спор. Но такой «спор» немыслим с русскими традиционалистами, то есть – с нами, православными людьми! Я иногда задумываюсь: почему такая ненависть к последнему нашему государю? Сколько времени прошло, почему не могут успокоиться наши внешние и внутренние недоброжелатели? И, конечно, приходит только одна мысль: Николай Второй – олицетворение, воплощение, носитель идеи русской православной цивилизации, русской национальной идеи: свидетельство о Христе даже до смерти! Господь послал такого Царя именно тогда, когда «образованное общество» отходило от национальной идеи – от Бога! Мы часто говорим: «Россия, которую мы потеряли…» Братья и сестры! Мы не только Россию потеряли! Задумайтесь: мы потеряли русскую православную цивилизацию! Тысячу лет шедшую своим путем, несшую альтернативу другому миру, западному миру. Наша цивилизация, в которую были органично встроены все народы и народности, населявшие нашу страну, с их верой, культурой, традициями, с абсолютно равными возможностями с другими подданными Империи! Это был образец другим – как надо жить вместе, как вместе служить Всевышнему! Вот наша идея, которую мы утратили – нести свет Христов миру! А теперь пытаемся разработать новую национальную идею… Она не разрабатывается! Национальная идея вызревает в народе, когда он проявляет чувства и прозревает волю Божию! И ничего мы не придумаем, пока не вернемся на тот путь, которым тысячелетие шел наш народ. Вот ради этого нам, братья и сестры, следует трудиться, молиться, страдать, терпеть и побеждать. Побеждать нашим орудием – единством во Христе!»
Писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов накануне приезда в Екатеринбург провел в Москве презентацию своей книги под названием «Поступь русской победы». И смысл его выступления на форуме соответствует названию новой книги. В выступлении А.Проханова отмечалось: «Путин в статье, посвященной национальному вопросу, говорил, что национальное государство, которое было задумано и ради которого разрушался Советский Союз, не состоялось. Если это не национальное государство, то какое же? – Это – имперское государство, в котором живут множества народов, ансамбль великих культур. Идея путинского Евразийского союза – это идея восстановления великих евразийских пространств, которые тянутся друг к другу, тянутся к себе самим. И вот эти коды, коды имперского сознания, всплывают сегодня в конкретной политике.
Я думаю, что слово «русский», которое на нашем форуме звучит постоянно и звучит возвышенно, и звучит религиозно, – это для нас синоним чего-то Божественного, чего-то восхитительного. Оно возвращается. Оно вернется. Я думаю, что когда-нибудь Президент Российской Федерации выйдет к народу и повторит слова Суворова: «Мы – русские! С нами Бог!».
На форуме прозвучало выступление директора Российского института стратегических исследований Л.П. Решетникова. Выступающий отметил: «Великая Отечественная война – это высочайший подвиг нашего народа. Однако пришло время посмотреть на Отечественную войну и с другой, духовной, религиозной точки зрения. Это необходимо для понимания подлинных причин страшной трагедии, которую пережила наша Родина, и для выбора пути, по которому предстоит ей идти в будущее. Каждый верующий человек не может не видеть в последней войне Промысл Божий. Очень точно и глубоко сказал об этом Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «У Церкви есть право духовно прозревать исторические пути народа; у верующего человека есть право и возможность видеть руку Божию в своей жизни, в истории Отечества своего, и понимать, чтó есть Божие наказание. Некоторые недоумевают: «Почему же такой страшной и кровопролитной была последняя война? Почему так много народа погибло? Откуда-то ни с чем не сравнимое страдание людей?» Но если мы на эту военную катастрофу посмотрим тем взором, которым взирали на прошлое и настоящее наши благочестивые предки, то разве сможем удержаться от совершенно ясного свидетельства, что сие было наказание за грех, за страшный грех богоотступничества всего народа, за попрание святынь, за кощунство и издевательство над Церковью, над святынями, над верой».
Участники форума не только подробно и глубоко обсудили ситуацию в общественно-политической и духовно-нравственной сферах России, но также наметили пути преодоления имеющихся проблем, разработали рекомендации для органов власти, общественных и политических объединений.
Сегодня тема взаимоотношений народа и власти остается как никогда актуальной. Мы наблюдаем всё более нарастающий кризис власти, причем происходит дискредитация самого этого института. Даже политологи-демократы говорят, что все в России приближается к критической отметке, к полному «обнулению» власти.
Слишком очевидно, что среди всеобщего сегодняшнего аморализма, коррупции и беззакония о восстановлении православной власти даже и речи быть не может. Как же жить дальше, что делать в сложившейся ситуации? Одна из основных задач текущего момента, на наш взгляд, это восстановление исторической преемственности отечественных политических традиций, связи времен и связи поколений.
Для древних египтян и древних евреев, персов и римлян, жителей средневекового Кельна и средневекового Новгорода все в жизни начиналось с Веры. На вероисповедание опиралась нравственность, этика; на этику – политика. Лишь совсем недавно возникло и распространилось ложное утверждение: «политика – дело грязное». Так говорят те, кто хотел бы, чтобы люди чистые смирились с грязными политиками, чтобы чистые люди политикой заниматься перестали, оставив ее тем, кто «вынужден» делать за нас «грязное дело». А люди тысячелетиями жили иначе.
«Политика – это прикладная этика», – писал русский историк и философ Г.Федотов. Значит, бывает политика нравственная, а бывает безнравственная, «грязная». И если мы утверждаем, что политический лидер, министр или мэр – «грязный политик», так это потому, что действительно этот человек «грязный», а не потому, что он мэр или министр.
Сам институт власти чрезвычайно важен для организации общественной и социальной жизни людей. Как сказал философ, назначение власти не в том, чтобы на земле создать рай, а чтобы не допустить на земле ада. И поэтому в первую очередь власть обязана употреблять все для того, чтобы обеспечить нравственную безопасность людей, обеспечить основу их общежития.
Если оглянуться назад и проанализировать историю нашего Отечества, мы увидим, что были в русской истории истинные правители, для которых власть была святой обязанностью, возложенной на человека Богом. Бремя власти они несли ради блага своего народа. Именно так понимали свои государственные обязанности русские князья и цари. Многие из них Православной Церковью прославлены в лике святых. Их трудами и подвигами воздвигалась русская государственность – Святая Русь. Они были истинными вождями и защитниками своего народа. Эти святые правители Руси прославлены в лике Великих Князей, равноапостольных и благоверных Великих Князей, прославлены как великомученики и преподобные. Прославлены в лике святых и Помазанники Божии – Русские Цари.
Они были живым воплощением праведной власти, основанной на христианском идеале государственности. И русское государствоведение видело происхождение государственного строя не в договоре, не в правовых взаимоограничениях и тем более не в массовой силе, а в «народном идеале». Русский народный идеал – Православие, праведность, святость. Сам народ всегда именует свою страну в соответствии со своими идеалами: «старая добрая Англия», «прекрасная Франция», «великая Германия», но – «Святая Русь».
Возрождение России может начаться только в единстве народа и власти. Русские, опираясь на внутренний духовный резерв, всегда откликались на призыв государственных мужей, особенно в грозные периоды исторических переломов. Отвечая на эту жертвенную готовность, власть должна встать на служение народу, отвергнув распри и эгоизм. Воплощенным идеалом такого служения по сию пору остаются святые благоверные князья – защитники Отечества, заступники и предстатели за свой народ.
Святые благоверные князья и их политический опыт – это тема, незаслуженно обделенная вниманием современного российского общества. Конечно, ряд их громких и исторически ярких имен звучит со страниц учебников истории. Но, во-первых, – не весь сонм (прославленных в лике святых князей и княгинь – около 70); а, во-вторых, отмечается или почитается их воинская или государственная доблесть, но не духовный подвиг; и, в-третьих, в современных учебниках последовательно искажается смысл их деяний.
Поэтому тема святых благоверных князей – один из ключевых вопросов российского культурного и духовного бытия – так актуальна сегодня. Ведь пророческие слова святого Феофана Затворника: «Будущее России в нравственности ее властей» – в полной мере объясняют то состояние, в котором находится наше общество сегодня, и указывают, куда нам следует двигаться.
Почитание Собора Святых Благоверных Князей и Княгинь Российских – это путь единения сограждан, стремящихся к благочестию в своей жизни, желающих нравственного правления в Российском государстве.
Подвиг Святых Благоверных Князей, в земле Российской просиявших, – гражданский, исторический и духовный, – это еще и церковное служение. Оно объединяет всех благоверных князей в единый Собор как держателей Власти от Бога и служителей своему народу во славу Божию.
К сожалению, в наше время нередки примеры, когда безбожие, гордыня и вседозволенность развращают власть имущих.
Опыт правления святых благоверных князей, жертвенность их служения во имя процветания государства и благоденствия народа есть зримый пример того, как Верховная власть по-отечески заботится о своем народе.
Когда власть имущие стремятся только к материальному достатку, исповедуя идеалы общества потребления, они ставят под угрозу единство государства, экономическую стабильность страны, благополучие семьи и любого из нас.
Осознаем, что духовность власти зависит от духовности каждого из нас. Мы достойны той власти, которую имеем, по своему нравственному состоянию.
Возведение милостию Божией в городе Екатеринбурге храма в честь Собора Святых Благоверных Князей Российских станет зримым символом Святости Власти.
Храмовый комплекс будет возводиться на улице Раевского, в крупном жилом микрорайоне уральской столицы.
Общественная организация «Семья Димитрия Солунского» обратилась к митрополиту Екатеринбургскому и Верхотурскому Кириллу и участникам форума общественности Среднего Урала «Единство – оружие нашей Победы» с просьбой поддержать перед Священным Синодом и Святейшим Патриархом идею установления церковного празднования Собору Святых Благоверных Князей. В Московской Духовной Академии составляется служба Собору Святых Благоверных Князей в неделю по праздновании Собора Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил Бесплотных.
Евгений ЛЯДОВ,
руководитель Учебного отдела
общественной организации
«Семья Димитрия Солунского»,
г. Екатеринбург