Добавлено:

Эстетика православия

Манифест о самой красивой стране в мире - России Православной

В каких формах проявляется православная красота? Она содержится в колокольном звоне, в архитектуре древних и наследующих их красоту новых храмов, в торжественном богослужении, в чуде православных таинств, в лицах молящихся людей, в неповторимом храмовом пении, в запахе ладана и шелесте церковных облачений священнослужителей. Но самое главное - в слове Истины, входящем в душу человека и отражающемся на лицах прихожан. Именно в православном храме преодолевается остекленение России. Православный храм - это место выведения России из сонного состояния спящей красавицы, когда пробуждается душа человека, омываемая теплотою Божественной любви.

Купола русских храмов повторяют форму раскинувшегося над ними свода небес.

Колокольный звон

Один мой товарищ, человек верующий, совершал обход соседей своего многоэтажного дома, собирая подписи в поддержку строительства православного храма на пустыре внутри их нового жилого квартала. Я попросил рассказать мне, как его встречали и как реагировали жильцы этого дома в крупном областном центре Центрально-Чернозёмной России.

Поддержали строительство храма практически все, кроме трёх человек. Один сказал, что в пяти остановках от того места уже есть храм и этого вполне достаточно. Другая - молодая женщина - считает, что во дворе необходима только детская площадка, а храм не нужен. Третий - рабочий - недоволен тем, что колокольный звон будет его будить.

И эти трое - русские люди, не мусульмане, не иудеи, не буддисты и не католики, которые могли бы иметь некоторые основания для отказа в строительстве православного храма во дворе своего дома. Меня это удивило. Ведь ещё сто лет назад С.Г. Рыбаков в своей книге "Церковный звон в России" писал, что "издавна известна любовь русских к колокольному звону: благодаря этой любви церковный звон получил у нас совершенно особенное, чрезвычайное развитие, какого не встретишь ни в какой другой стране".

А ведь колокольный звон не только призывает нас к общению с Богом, отгоняет нечистую силу и гармонизирует воздушную среду вокруг храма. У Даля также записано, что "глас Божий вызвонит из ада душу грешника" (имеется в виду народное поверье, что вклад на колокол за упокой души самоубийцы вызванивает из ада его душу).

"Только колокол может выразить часть величественности и мощи, которая будет доступна человеческому слуху в Будущем", - писал феноменальный русский музыкант первой половины XX века Константин Сараджев, ухо которого слышало в гамме 1701 различный по тону звук.

Православные храмы

Как узор на крыльях бабочки отражает её настроение от восприятия окружающей красоты мира, так и архитектура православного храма отражает восприятие мироздания русским народом.

Русские храмы, как цветы на пригорке, красуются своими куполами. Эти купола похожи то на луковицы, то на шатёр; то покрыты золотом, то голубые со звёздами, то тёмно-медные, но неизменно изысканные и странно очаровывающие взгляд русского человека.

Русские храмы органично сочетаются с окружающей их природой. Они удивительным образом подчёркивают особенности русского ландшафта с его тонкой и нежной красотой. Если взять для сравнения архитектуру храмов великого зодчего Антонио Гауди, то их органичность с природой Испании также несомненна. Они у Гауди похожи на диковинные сказочные грибы, а русские храмы похожи на цветы. Недаром художник и иллюстратор Алексей Михайлович Лаптев "белокаменными цветами" назвал их. "Кажется, - пишет он, - что волшебник зодчий вызвал из недр земли эти прекрасные цветы - храмы. Сравнивая русские храмы, например, со стрельчатыми формами Миланского собора, можно видеть, как стремительно пытаются оторваться от земли готические архитектурные формы и как мудро и уравновешенно формы куполообразных покрытий древнерусского зодчества повторяют форму раскинувшегося над ними свода небес".

Готический храм, как ракета, стартует в небо. Своим шпилем, по образному выражению одного поэта, он царапает небо. В огромном костёле человек, по моему мнению, подавляется размерами помещения. Русский же храм соразмерен человеку. Красота пропорций и сияющая земная теплота русских храмов отражают красоту Небесной России. Русские храмы-цветы, стоящие на красных горках, прогревают и отмеряют бескрайние просторы русской земли.

Но каждый храм, будучи территорией Иного, представителем небесным на земле, является отражением небесной красоты и порядка, как они воспринимаются тем или иным народом. Поэтому и Преображенский собор в Кижах, и Церковь Покрова на Нерли, и Вознесенская церковь в Коломне, и многие другие неповторимые образцы русского церковного зодчества - всё это отражение России Идеальной, России-мечты, России, какой она должна быть, России - самой красивой страны в мире.

Существует также поверье, что строители храма Божиего, даже если они смертельно больны, в период строительства Церкви никогда не умирают. А здоровым, но чьи сроки земной жизни завершаются (по книге жизни), дни их продлеваются Господом.

Иконостас

Войдём в храм. Слева и справа, впереди множество икон встречает нас. Это особенность русского православного храма. Мы находимся в гуще святых, рядом со Спасителем и Пресвятой Богородицей. Мы с вами в самом центре мира, в его сердцевине. Всегда можно найти икону со святым, именем которого ты назван и кто всегда покровительствует тебе, если ты обращаешься к нему. А если не находишь своего святого, то всегда можешь заказать и приобрести эту икону и разместить её в своём храме или у себя дома.

Перед нами в центре сосредоточение икон - иконостас, возвышающийся над амвоном. Иконостас разграничивает основное пространство православного храма и алтарь. Русский иконостас - самый высокий в мире - включает в себя иконы в два и более яруса.

Иконостас представляет собой хорошо продуманный и зрительно цельный образ всего храма как явленного града Небесного. В этой многосоставной иконе (а иконостас можно рассмотреть и как одну большую икону) земное и небесное соединяются в литургической целостности. Небесные верхние чины сочетаются со святителями нижнего местного ряда, которые являются небесными покровителями молящихся. В этом смысле каждый иконостас может быть понят как обращённая к Богу молитва всех прихожан данного прихода. По существу, это своеобразный манифест о самом важном: о любви нашей к Господу нашему Иисусу Христу и моление наше к Пресвятой Богородице, о нашей личной сопричастности к земной жизни и крестным страданиям Спасителя нашего и наша обращённость к небесным силам беплотным и к святителям, небесным покровителям земли Воронежской и Липецкой, Белгородской и Курской, Тамбовской и Смоленской и всех краёв и областей земли русской.

Прекрасен русский иконостас. А где Красота - там и Бог.

Литургия

По материалам святого праведного отца Иоанна Кронштадтского.

Современный человек не очень верит в чудеса. Между тем мир полон ими. Разве это не чудо - цветы, да и всё растительное царство вокруг нас? Небо над нами и солнце, значение которого зимой понимаешь ещё больше. Сама жизнь человеческая - разве это не чудо? Но какое же главное чудо в нашей жизни? Из всех чудес самое важное - Божественная литургия.

На ней совершается великое Таинство - Преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господню и Причащение Ими нашего православного народа, когда Господь входит в каждого из причащающихся и мы соединяемся с Ним.

Божественная литургия есть великий чудный дар; Ангелы Божии завидуют нам, людям, которым даровано счастье вкушать Божественное Тело и Кровь.

Ради Божественной литургии солнце на небе светит днём, а луна ночью.

Ради Божественной литургии звёзды небесные свой свет отдают.

Земля только затем приносит плоды, хлеб и виноград, что хлеб и вино каждый день приносятся на Святой престол при совершении Литургии.

Не для нас, грешных, даёт земля плод свой.

Земля даёт плод свой для Бескровной Жертвы и будет давать до тех пор, пока совершается на земле Божественная литургия.

Не будет Литургии - солнце померкнет, и луна, и звёзды.

Не будет Литургии - и земля перестанет производить свой плод.

Если собрать драгоценности всего мира и положить на одну чашу весов, а на другую - Литургию, то чаша весов с Божественной литургией перевесит.

К сожалению, мы не понимаем, какой драгоценностью обладаем, до тех пор, пока это счастье не отнимается у нас. До той поры не ценим ни солнце, ни свет, ни воздух, ни чудо Божественной литургии.

Почему же так? Да потому, что мы не вдумываемся, что такое Литургия, не осознаём всю глубину и важность совершаемой перед нашими глазами Великой Тайны.

Божественная литургия есть основание всей жизни мира.

Божественная литургия есть ось мира. Как колёса могут двигаться только вокруг оси, так и наш мир может двигаться, лишь имея Божественную литургию.

Литургия - это мост, по которому можно пройти в жизнь вечную.

"Любите Божественную литургию, - призывает святой праведный Иоанн Кронштадтский, - и считайте потерянным для себя тот день в своей жизни, в который не удаётся быть за Литургией".

Потерянный день, утраченная вера...

Многие утверждают, что в современной жизни вера утрачивает свой смысл, православие устарело, а православные ценности делают человека неконкурентоспособным в рыночном мире. Но может ли устареть солнце или море, чистый воздух или русский лес, истина и справедливость? Разве может устареть человеческая вера в жизнь вечную и нескончаемую и надежда на любовь бесконечную и бескорыстную?

Нужно также помнить, что "все достижения литературы, театра, живописи, да и науки тоже - это не что иное, как достижение православной культуры. Если убрать православный контекст, не будет и России, даже как понятия", - написал митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин).

Так давайте не забывать, кто мы и откуда мы. Чтобы понять, куда мы идём и что можем обрести в конце такого мучительного и трудного пути, который называется жизнь.

Священник СЕРГИЙ
Заруцкий.
г. Воронеж

от 26.04.2024 Раздел: Февраль 2009 Просмотров: 1499
Всего комментариев: 0
avatar