Добавлено:

«Это по-нашему, это по-русски»

О духовной и физической мобилизации русского народа

Псков. 15 марта. Крестный ход у Державной часовни проводит о. Олег Тэор История России — это история величайшего напряжения ее народа. Это история силы духа и воли. Без этой колоссальной духовной и физической мобилизации на протяжении большого исторического периода многих и многих поколений само существование нашей великой страны было бы невозможным…

Для многих, кто вглядывается сегодня в русскую историю, такое многовековое напряжение всех народных сил странно и непонятно. Приходится слышать, что это напряжение, беспрерывные войны, освоение все новых и новых территорий — вплоть до Аляски и Калифорнии, вплоть до южных пустынь — подорвало народные силы и в конечном счете привело страну к краху. Однако в реальности мы видим совершенно обратное — при всех войнах, при самом напряженном труде численность нашего народа увеличивалась, духовная и культурная жизнь становилась все многограннее.

Мы потеряли себя тогда, когда отказались от этого напряжения, когда захотели обойтись и без духа, и без воли. Жизнь потеряла смысл. А без смысла люди не рожают детей и умирают сами.

Выяснилось, что русский человек в массе своей не хочет трудиться только ради того, чтобы получать материальное вознаграждение. Русский человек хочет служить. Это — служба тому, что выше собственной жизни — заложено в его генетической памяти. Когда мы шли на Восток и Юг, когда отбивались от захватчиков, когда создавали свою самобытную православную цивилизацию — Россия жила. Когда стали заботиться только о «повышении своего материального благосостояния», само ее существование оказалось под угрозой.

Сегодня нам снова нужен волевой смысл, напряженное усилие духа и воли. Нужно сформировать в молодом поколении, в тех, кто придет на смену нам, умение собраться, перебороть себя. Где и как это умение может быть сформировано?..

Российская система народного образования, в особенности российская школа, переживает жесточайший кризис. Абсолютное большинство наших школьных учителей сегодня — это женщины. Многие из них достигли пенсионного возраста. У некоторых не сложилась личная жизнь. Конечно, они много трудятся, получая нищенскую зарплату. Конечно, они сохранили школу в самые трудные годы. Но способен ли нынешний учительский корпус дать то, что так необходимо России сегодня — воспитать целеустремленность и волю, умение мобилизоваться, преодолеть себя, умение действовать сообща, умение служить? Если мы попытаемся ответить честно — то ответ будет по большей части неутешительным.

Способна ли на такое воспитание семья? Огромное число семей распадается. В основе этих разводов лежит эгоизм, нежелание преодолеть свою самость, поступиться чем-либо в пользу другого. Процветает алкоголизм. Ситуация в этой области — тяжелейшая. Откуда здесь взяться силе духа и силе воли?

Если школа и семья неспособны сформировать поколение, которое сможет сохранить Россию, то остаются только две общественные силы — Церковь и армия, которые могут это сделать. Позвольте выразить свое глубочайшее убеждение в том, что армия в России — это не просто некая общность людей, нанятых для того, чтобы обеспечивать безопасность страны, армия — костяк всей нашей истории, всей той мобилизации, всего того духовного и физического усилия, о котором я говорил выше. Армия — подлинная школа, которая воспроизводит в новых поколениях самые глубинные основы национальной жизни. Отсюда — принципиальная важность патриотического и духовно-нравственного воспитания наших военнослужащих. Это воспитание поколений, которые умеют понять и продолжить свою собственную историю, а значит, могут мобилизовать все свои духовные и физические силы и, более того, умеют снова объединиться в один народ, действовать сообща, служить тому, что выше его собственных интересов и даже самой жизни. Военнослужащий должен уметь понимать смысл русской истории, а значит, и смысл сегодняшнего дня. Если в силу исторических причин армия в России является стержнем и двигателем народной жизни, то армии следует обратиться в первую очередь к своей собственной истории. Там можно почерпнуть очень многое…

Для того, чтобы наши военнослужащие могли с большей полнотой соприкасаться с тысячелетним героическим прошлым нашей Родины, очень важно было бы теснее связать наши воинские части с военной историей местности, где они дислоцируются, и с историей тех или иных частей старой русской армии.

Названия полков Российской армии традиционно были связаны с географией России. Полк воспринимался как малая родина, и поэтому он был соотнесен с той или иной малой родиной — городом или местностью. Так существовали Рязанский, Смоленский, Нижегородский полки. Армия для военнослужащего ассоциировалась в первую очередь со своим полком. Точно по такому же принципу учили дети географию в школе — сначала изучали свое село, волость, уезд, губернию, потом географию России в целом, а затем уже мировую географию. В духовно-психологическом плане подобный подход чрезвычайно верен — нельзя полюбить сразу всех — нужно полюбить тех, кто возле тебя. «Если же кто о своих… не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного», — говорит нам Священное Писание (1 Тим. 5, 8). Когда ты научишься любить своих и заботиться о них, круг твоих ближних будет расширяться все больше и больше…

В Российской императорской армии каждый молодой солдат, попадавший в ту или иную воинскую часть, получал книжку, в которой рассказывалось об её истории. Эту книжку солдат должен был выучить наизусть. История российских частей и соединений является чрезвычайно важным источником для патриотического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Этим источником мы еще фактически не начинали пользоваться. Думается, что юбилеи и памятные дни этих частей могли бы становиться поводом к проведению тех или иных значимых мероприятий в наших военных гарнизонах. Эти праздники можно было бы организовывать и на областном уровне. Подобная работа, связанная с военно-историческими музеями и военно-исторической проблематикой, могла бы в значительной степени способствовать подъему престижа воинской службы и Вооруженных сил в целом, способствовать единению армии, Церкви и общества. Там — в прошлом — великая православная держава и православное русское воинство. Это не просто пример для нас. В Боге, за Божественной литургией, в церковном поминовении мы едины с нашими славными предками. А они действительно старались и жить, и воевать, и умирать по-божески.

Вот как суворовские солдаты готовились к штурму Праги в 1784 году. «Все мы, как под венец, — рассказывает один из участников боя, — надели на себя чистое белье и ждали исполнить волю Александра Васильевича Суворова. Перед полночью был поставлен близ огней наших ротный образ святого угодника Божия Николая Чудотворца, и затеплена перед ним свеча в фонаре. Богатырь — наш начальник Харламов, явился в кругу роты и говорит: «Слышите, дети, надобно нам, как христианам, как русским, помолиться Господу Богу и Его святому угоднику Николаю о победе над врагами и о покровительстве над нами… Да и помириться со всеми. Слышите, друзья мои? Это хорошо будет, это по-нашему, это по-русски, это нужно!» «А мы только хотели просить о том вас, ваше высокоблагородие, отец наш», — говорили гренадеры.

И вот вся рота окружила образ святого Николая Чудотворца. Впереди стал наш начальник с офицерами, и он, старик-великан, перекрестился, сказав громко: «Дети, Господу помолимся!» — и ратники говорили, крестясь: «Господи, помилуй нас!» — Отец наш, начальник, опустился на колени, и вся рота за ним то же сделала.

После молитвы ротный начальник тут же говорил нам: «Слышите, дети, в драке помнить Бога! Напрасно неприятеля не убивать: они такие же люди; бить храбро, дружно вооруженного неприятеля и слушать моего голоса. Теперь спать я вам не советую: скоро настанет время идти на пир с друзьями, которые ждут нас со страстной недели». (Речь шла о тех солдатах, которые погибли раньше). Отец наш сел на обрубке дерева. Между многими наставлениями он рассказывал нам примеры русского богатырства в былое время, и, между прочим, сказал: «Чем ближе к врагу, тем лучше. Храбрый — впереди, трусишку и позади убивают; ему, если и жив останется, ни чести, ни места нет».

Во Христе достигалось единение генералиссимуса и рядового, армии и державы, народа и его воинства…

Радушие, рвение, самоотвержение. С ними наши предки били печенегов и половцев, победили на Куликовом поле и на Бородинском, вошли в Париж в 1814-м и в Берлин в 1945-м. Наша военная история — пример для нас и источник нашей силы. Не только потому, что это военная история великого народа, но и потому, что она во Христе и со Христом.

от 22.12.2024 Раздел: Апрель 2007 Просмотров: 731
Всего комментариев: 0
avatar