В этом году Русская Православная Церковь, наряду с тысячелетием преставления святого равноапостольного князя Владимира и тысячелетием страстотерпческой кончины первых русских святых - князей Бориса и Глеба, празднует пятисотлетие преставления преподобного Иосифа Волоцкого. Последняя памятная дата, к сожалению, была замечена меньше, чем первая, однако сегодня о ней говорят, и говорят очень ярко. Это неслучайно, потому что преподобный Иосиф – один из духовных основателей русской цивилизации, человек, который утвердил истинное христианское миропонимание среди наших народов в противостоянии тем тенденциям, которые привели к системной духовной ошибке западное общество.
Святейший Патриарх Кирилл, говоря на праздник Воздвижения Креста Господня проповедь во время празднований в Иосифо-Волоколамском монастыре, напомнил, что собой представляли данные тенденции: «Для того, чтобы пояснить, что означала эта проповедь, напомню, что в это же время в Европе наступил Ренессанс, Возрождение.
Возрождение чего? Возрождение языческой культуры, языческого понимания человека. А это понимание исключало то, чем жили христиане на протяжении полутора тысяч лет, чем жили древние иудеи, осознававшие, что в центре мира – Бог. Главный посыл Ренессанса миру, который многие называют интеллектуальной революцией, и заключался в том, что не Бог, а человек – в центре мира».
Русь отвергла эту ложную проповедь, и правильно поступила. «Иногда, - подчеркнул наш Патриарх, - противники исторического развития нашей страны говорят нам: «Все ваши беды от того, что у вас не было Реформации». Но мы можем с благодарением преподобному Иосифу сегодня сказать: мы остались такими, какие есть, мы сохранили веру свою, мы сохранили народ свой, мы сохранили Отечество свое, пройдя через страшные испытания революций, именно потому, что в далеком XV веке с нами не произошло то, что произошло с нашими братьями-христианами в Западной Европе».
Три даты соединились в этом году, конечно же, в назидание нам. Князь Владимир избрал веру не просто как частное лицо, но как вождь своего народа, став духовным основателем государственности Святой Руси и человеком, который определил ее мировоззренческую и идейную историю. Святые Борис и Глеб дали пример потрясающей верности Христовой заповеди о том, что нельзя противиться личным врагам. В то же время князь Владимир не боялся, будучи христианином, силой преграждать пути внешним опасности и внутренним смутам. А преподобный Иосиф ясно сказал и своим современникам, и потомкам: когда истинной вере угрожает ересь, ей нужно противостоять – и прямым, мощным словом, и силой закона, силой государевой власти.
Ересь гораздо опаснее, чем любое самое мощное оружие, чем любое давление, чем любые экономические или политические манипуляции. Ересь лишает человека Царствия Божия, сколько бы он ни делал добрых дел. Она лишает народ души, разума, единой воли. Если всего этого нет, то и оружие, и богатства, и политические премудрости оказываются бесполезны. Преподобный Иосиф это прекрасно понимал, и не случайно, бросив вызов властным, интеллектуальным и псевдодуховным элитам, он добился исправления исторического пути тогдашнего «высшего общества» и отвел от России фатальную опасность Реформации.
При этом, глядя на историю формально, можно подумать, что преподобный в какие-то моменты оставался почти один. Но на самом деле он понимал: за ним народ, его вера и мудрость, его видение будущего. Точно так же сегодня, стараясь начертать картину грядущего, нам нужно прежде всего смотреть не на внешние рецепты, не на хитросплетения лжеименного разума, а на то глубокое нравственное чувство, стремление к Божией правде, желание жить по справедливости, которое уже тысячелетие присутствует в нашем народе, воспринявшем Православие как самую главную основу своей совести и своего разумения.
Преподобного Иосифа древний песнописец именует «милости подателем, разсуждения светильником», «кротости учителем и ересей посрамителем». Известно, что этот пламенный интеллектуал и бескомпромиссный поборник чистоты Православия был милостивым игуменом, настоящим аскетом, человеком, который готов был в ущерб братии накормить голодных. Он отрекся себя и отдал жизнь на служение ближним - но понимал, что для посрамления неправды, для сохранения спасительной веры нужны и интеллектуальный багаж, и образованность, и влияние на власть имущих, и материальные ресурсы. Он хорошо знал: люди, которые сами сосредотачивают все в своих руках, а Церковь учат отказу от участия в жизни общества, попросту лукавят, стремясь к монополии на власть - политическую, экономическую, интеллектуальную и духовную.
Урок преподобного Иосифа для всех нас очевиден: нужно держаться Христа и Его истины, держаться Православия, не поддаваться на посулы, уговоры и дерзостные вызовы тех людей, которые по определению чужды истинному христианству и поэтому оправдывают «христианскими» рассуждениями попытку убедить или заставить нас изменить веру, поменять наш исторический путь. Многое сегодня напоминает события конца XV – начала XVI веков. И поэтому образ и мысль преподобного Иосифа должны помогать нам разобраться, где правда и где ложь, где христианство – церковное, апостольское, евангельское, – а где попытка подменить его очередной ересью.
Добавлено: 12.10.2015 Ересь гораздо опаснее, чем самое мощное оружие | |
|
Всего комментариев: 0 | |