Вымирание сельской России уже давно не является секретом, но и не становится темой номер один. 18 июля министр регионального развития РФ Виктор Басаргин на встрече с участниками молодежного форума «Машук-2011» в Пятигорске сообщил, что свыше 3 тысяч российских населенных пунктов за прошедший год прекратили свое существование из-за оттока населения в административные центры. Подобные цифры уже никого не удивляют и не впечатляют. Страна как будто смирилась с тем, что какая-то ее часть обречена на гибель.
В связи с этим корреспондент издания обратился к православным священнослужителям с вопросами: «Есть ли у русской глубинки перспективы? Можно ли бороться с запустением сельской России и как?»
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко считает, что в современной России село сознательно уничтожают. «У государства отсутствует перспективная политика. Специально создаются условия, чтобы люди перебирались из глубинки в центр. Но единственная перспектива даже не возрождения России, а просто ее сохранения – это развитие периферии. Иначе в скором времени нам придется расстаться с нашей Родиной. Она просто перестанет быть нашей. Россия погибнет», - сказал он.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, также считает, что ситуация в русской деревне трагическая. «Это связано и с тем, что многие сельские жители остаются таковыми не в результате свободного жизненного выбора, а чувствуют себя «вытолкнутыми» социальной действительностью. И тогда чуть ли не единственным в жизни утешением становится алкоголь», - сказал он. «Необходимо выработать такую социальную политику, при которой постоянный сельский житель ощущал бы себя социально равноправным, а не униженным и приниженным по сравнению с городским жителем. Конечно, тут нужны и финансовые инвестиции, и работа на уровне общенациональной идеологии. Многое будет зависеть от позиции СМИ», - считает отец Максим. «И, конечно же, залогом здоровой деревенской жизни является присутствие в ней церкви. Пока в селе стоит храм, есть надежда на возрождение», - заключил он.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, отметил, что «Россия всегда была именно аграрной страной. И крестьянин совершенно справедливо был «сеятелем и хранителем». А теперь крестьянин превратился в «жителя сельской глубинки». Приказом Фурсенко закрыты тысячи сельских школ. Но если закрывать школы, то не будет молодежи, не будет культуры, а будет пьянка и вымирание. Сколько трудов было положено на создание сельских школ, в том числе и до революции! Сколько для них было подготовлено учителей, и сколько детей было обучено, воспитано и выпущено! А теперь их закрывают!» - сокрушается отец Александр. «Очевидно, если именно так относиться к проблемам села, то оно обречено. Если у нас не будет собственного сельского хозяйства, мы становимся зависимыми от экспорта, и нами будет очень легко управлять», - отметил он.
«Проблеме вымирания села должно быть уделено пристальное внимание всех здоровых сил государства, общественности, религиозных организаций. Если сумеем остановить этот процесс, сумеем избежать и катастрофических последствий», - заключил пастырь.
Русская народная линия