Участника Великой Отечественной войны, кавалера ордена Славы 3-й степени и других боевых наград полковника в отставке Николая Титовича Жукова хорошо знают в батальоне обеспечения Уральского регионального командования. И не только потому, что он возглавляет здесь ветеранскую организацию. В свои 85 или, как, шутя, говорит фронтовик «без пятнадцати сто», он приходит к «сынкам» не только по праздникам и торжественным датам, чтобы посидеть в президиуме.
Жуков – ветеран, в прямом смысле слова боевой, действующий! И его авторитет завоеван среди нынешних однополчан не прошлыми, хотя и фронтовыми заслугами, но в ходе реальной работы, живого общения с людьми. Зная это, заместитель командира батальона по работе с личным составом майор Алексей Скрыльников приглашает его, когда нужно просто, по-отцовски побеседовать с людьми, поднять их дух, а кому то и «вправить мозги». Посещение Николаем Титовичем родной части, любое мероприятие с его участием обязательно заканчивается тёплой встречей, неформальным общением. Это напоминает всё реже встречаемую в жизни картину, когда многочисленные потомки, обступив своего мудрого родителя, слушают его наставления.
Война для 15-летнего Николая Жукова началась на Гомельщине, в партизанском отряде, куда он ушёл после того, как каратели расстреляли отца. Затем Действующая армия, 1-й Белорусский фронт. Тяжёлая контузия, ранение – досрочное возвращение из госпиталя в свой инженерно-сапёрный полк, в составе которого он освобождал родную Белоруссию, а затем - Польшу, вступил в Германию. Участвовал в операции «Багратион», боях на Наревском, Кюстринском плацдармах, форсировании Буга, Вислы, Одера, Шпрее. Завершил войну старший сержант Жуков в Берлине, где собственноручно расписался на Рейхстаге.
Затем была учёба в военном инженерном училище и служба на различных офицерских должностях. С 1957 года Николай Титович - во Внутренних войсках. В запас он ушёл с должности начальника инженерной службы дивизии, которая со временем и преобразовалась в батальон обеспечения. Сколько воды утекло с тех пор! Но всё помнит живой хранитель истории части.
Он является замечательным рассказчиком с крепкой, цепкой памятью и яркой, образной речью. Поэтому все его фронтовые были, сдобренные острым окопным словцом, пронизаны житейской мудростью, быстро проникают в сердце слушателя-собеседника, затрагивают струны души. Этому крепкому на вид седовласому человеку выпало пережить на своём веку немало тягот и лишений, которые и не снились нашему поколению. Но при этом ветеран остался простым в общении, жизнерадостным и доступным для всех человеком, к которому тянуться люди. Не стесняются обратиться к нему за советом, поделиться с ним проблемой не только офицеры, но и генералы.
А какие проблемы у офицеров сегодня? Да всё те же: кто-то стоит перед выбором продлевать или нет контракт, кто-то задумал поступать в академию, у кого-то неприятности по службе, конфликты с начальством, а у иного бытовая неустроенность, проблемы в семье. Как быть? Кто посоветует? Есть, конечно, командиры и их заместители, которые должны решать все возникающие проблемы подчинённых. Есть, наконец, психологи и юристы. Для этих же целей созданы и войсковые общественные организации, да только слово Титыча, как его любовно и уважительно называют между собой офицеры, имеет особый вес!
Сам был свидетелем подобного отношению к ветерану, оказавшись на товарищеском ужине, посвящённом годовщине образования части. Пока в зале арендованного кафе крутились в вальсе пары, фронтовик вышел в фойе, и его тут же обступили молодые офицеры, образовав плотный круг. Все тянут руки для рукопожатия, улыбаются, слышатся приветствия, шутки, смех. Жуков – явный центр всеобщего внимания! Но вот один молодой майор просит ветерана уделить ему несколько минут – что-то серьёзное беспокоит человека, не даёт забыть об этом даже за дружеским столом. Отойдя в сторону, по-отечески приобняв офицера за плечи, только что щедро растачавший направо и налево окопные прибаутки Титыч, моментально превращается во внимательного слушателя. Видно, как он сопереживает собеседнику, хмурит брови, а потом что-то неспешно втолковывает майору, наверняка подобрав самые взвешенные, убедительные аргументы. И проясняется у того лицо, и кажется, отступила проблема.
– Просто незаменим наш Титыч, – делится своими мыслями майор Скрыльников, – он и приободрит, и поддержит, и подскажет, найдёт для людей нужное слово, которому бы поверили. Ну как мы без него!
Используя нерастраченный потенциал, таких как Николай Титович Жуков, «действующих» ветеранов-фронтовиков, командование частей Уральского регионального командования проводит большую воспитательную работу. Глубоко ошибаются те из командиров, кто считает ветеранов-фронтовиков излишней обузой, труднотранспортабельными реликтами прошлого, способными лишь украшать сединами и орденами президиумы торжественных собраний. Плохо они знают людей этого стального поколения! Большинство из них, несмотря на раны, серьёзные заболевания, пренебрежительно называемые ими «болячками», являют собой завидную крепость духа, пример жизненной силы и стойкости – того, чего так часто нам, еще молодым, не хватает.
Впрочем, почему же крепости только духа? Многие фронтовики–уральцы, несмотря на свои почтенные годы, сохранили и твёрдость руки, и зоркость глаза. Устроенный в мае прошлого года по инициативе отдела по работе с личным составом и совета ветеранов регионального командования выезд на стрельбище ветеранов войны поразил самих организаторов – отстрелялись бывалые воины на редкость хорошо. Молодым фору дадут. Один из них, участник Сталинградской битвы и боёв за Кёнигсберг, кавалер ордена Красной Звезды, других боевых наград, автор известной среди уральцев автобиографической книги «Горькие гроздья калины» полковник в отставке Пётр Александрович Крылов, отпраздновавший в прошлом году своё 90-летие, выбил из пистолета Макарова тридцать очков, уложив все пули в десятку!
Есть ещё у наших ветеранов порох в пороховницах! А значит, есть на кого нам равняться, с кого брать пример!
Подполковник
Роман Илющенко