«Патриарх Кирилл, как и во многих других случаях, увидел за видимой реальностью духовную суть. Он пережил то, что переживают сердца многих русских людей, видевших эту, ставшую знаменитой калязинскую колокольню Никольского собора, который был потоплен в результате создания ряда водохранилищ на Волге. Сейчас эта колокольня является маяком затопленной Руси. Каждый, кто видит её и другие затопленные храмы на Рыбинском водохранилище, на Шексне, действительно переживает удивительно глубокое чувство – чувство сострадания поруганной, затопленной и, как кажется, уничтоженной Русской земле», – сказал в интервью «Русской народной линии» настоятель Леушинского подворья в Санкт-Петербурге протоиерей Геннадий Беловолов, комментируя слова Предстоятеля Русской Православной Церкви, сказанные им при посещении Спасо-Преображенского собора в Угличе.
«Я начал путешествие по Волге с города Калязина, – сказал Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. – И когда взглянул на гладь реки и увидел колокольню затопленного храма, колокольню, которая гордо стоит над водной поверхностью, несмотря на то, что по всем законам она должна была давно рухнуть, то почему-то подумал вот о чем. Эта колокольня, стоящая посреди воды, есть некий символ непотопляемости Русской Православной Церкви».
«Есть такое особое понятие – «затоп-ленная Русь», – продолжил комментарий отец Геннадий Беловолов. – Это трагедия, которая нами еще не осознается в достаточной мере. А ведь если задуматься, то были потеряны огромные площади нашей земли и важные для нас не только по количеству отрад, но и потому, что эти земли являлись очагом русской цивилизации. Реки были -связующими нитями Русского мира и древнейшие очаги нашей цивилизации они именно поречные. Хотя мы часто называем Северную Русь – Русью Залесской, но на деле это именно Русь Поречная. По этому становому хребту русской цивилизации: Волга, Шексна и другие реки, был нанесен сокрушительный удар в 1930-е годы. Создавая электроэнергию, эти водохранилища стали рукотворным потопом для многих городов, селений, храмов, монастырей. И эта колокольня – верхняя часть того айсберга, который находится под водой. Только Рыбинское водохранилище затопило около 100 храмов, три великих монастыря – Леушинский Иоанно-Предтеченский монастырь, Дорофееву пустынь и Афанасьевский Мологский монастырь. Полностью ушел под воду город Молога, практически исчез с лица земли город Весьегонск, от него осталось только несколько окраинных улиц, которые сейчас являются центром города. Центр Калязина тоже, как мы видим, оказался под водой. От того же Углича сохранилась только правая часть. Левая сторона, так называемая Иерусалимская слобода вся затоплена».
«Невозможно сосчитать наши духовные, моральные и материальные убытки. Ни одна атомная бомба не может уничтожить такое огромное количество земли. Даже после взрыва возможна рекультивация, но при затоплении – это невозможно. Видимо, в сердце Патриарха эти переживания тоже глубоко запечатлелись, и он увидел в этой колокольне символ затопленной, но непотопляемой Руси. Действительно, эта колокольня как бы продолжает выполнять свою функцию, она благовествует о Святой Руси, о былой славе нашего великого Отечества, о вере наших предков. Её не удалось ни разрушить, ни затопить. Думаю, что слово, сказанное Патриархом, должно обратить наш духовный взор не только на эту колокольню, но вообще на тему затопленной Руси. Слава Богу, в последние десятилетия эта тема всплывает со дна рукотворных морей. Мы осознаем, какие духовные сокровища оказались затоплены. И в разных местах уже проводятся особые молитвенные стояния, памятные мероприятия», – рассказал пастырь.
По материалам православных сайтов