Это нужно прочувствовать и понять. Это нужно как-то осмыслить всем православным и тем рядовым исполнителям, кто это натворил. Это надо запомнить.
Произошло, в двух словах, вот что.
Православные люди поставили на въезде в свой город, по обычаю своих предков, крест. Другие люди его сломали. Когда православные пришли восстановить крест, эти другие люди дубинами им разбили головы.
***
Итак, на одном из въездов в Феодосию (со стороны Джанкоя) православный народ установил величественный поклонный крест – общая высота металлической конструкции 12 метров. Дата установки – день святого Георгия Победоносца – 6 мая; дата не случайна: нынешний год, кто не забыл, год 70-летия начала Великой Отечественной войны.
Необходимо сказать, что этот крест не только поклонный, но и крест-памятник в честь воинов, которые защищали Крым в 1941-м, кто участвовал в катастрофических десантах и кто освобождал полуостров от оккупантов в 1944-м… Здесь повсюду пролито много молодой крови. Крови разных народов. Но в любой горсти земли, в корнях любой травинки – кровь защитников и освободителей. Установка креста – это памятник всем тем…
Кто понимает и чувствует – объяснять не надо. Тот и сам сочувственно вздохнёт: дело праведное и святое! А тому, кто понимает не вполне, хочется просто сказать: установка креста перед въездом в город – дело освящённое веками, причём ничуть не в меньшей мере освещённое, чем почитание своих предков, проливших кровь, и не менее, чем уважительное отношение к своей истории.
Кто-то (из числа других людей) с готовностью воскликнет: но в Феодосии, в Крыму, живут не только православные!.. Конечно, с не меньшей готовностью ответим мы, разве это кто-то отрицает?! Примерно восьмая часть населения Крыма – татары, традиционно исповедующие ислам. Знаете, это счастливая особенность Крыма – принадлежать всем, кто его любит!
Давайте припомним, в новейшей истории запрещал ли кто крымским татарам исполнять обычаи своих предков, предписания ислама? Да нет же! – ответит любой. Действительно, мы даже знаем другие примеры, когда представители этого трудолюбивого народа самочинно захватывали земли и строили на этих землях мечети. Скажите, случалось ли, что такие мечети кто-то сносил?.. Нет?.. Тогда с неизбежностью возникает вопрос: отчего же православным запрещают то, что заведено их предками? Православные люди в Крыму ведь люди не второго сорта?
***
Факты таковы.
Дата установки креста была определена загодя, власти оповещены; к сроку и крест изготовлен, но документы на выдел земли не были до конца оформлены. Поселковый совет, пригород Феодосии, которому номинально принадлежит земля, дело затянул. Хотя, казалось бы, что за беда?! Это ведь не билборд, символ бренной суеты, с которого деньги качать (их, кстати, на дорогах по округе понатыкано без счёта), а памятник, напоминающий о вечном. Можно бы и позже специальным актом узаконить установку креста, если к сроку не поспели? Конечно, если такое в принципе необходимо. Но это при наличии доброй воли властей. Но власти пошли иным путём.
После установки креста представители меджлиса из чувства религиозной нетерпимости вознамерились крест снести. Казаки выставили охрану и сказали: попробуйте! Противостояние длилось три дня, и страсти, как водится, поулеглись, ушли вглубь, где могли бы скоро поостыть и раствориться. Но тем, кто задумал провокацию по сносу креста-памятника, этот вариант не подошёл. Страсти сочли нужным непрестанно подогревать.
18 мая в Феодосию, к кресту, с целью его разрушить, из разных мест Крыма приехали четыре сотни крымских татар. Казаки успели собрать двести человек, что и предотвратило акт вандализма. Возникли два полюса. Но искры, слава Богу, не случилось. Заинтересованные в осквернении креста не растерялись, обратились в Хозяйственный суд Крыма. И Хозяйственный суд Крыма без проволочек вынес постановление о сносе креста-памятника! Мало того, без проволочек, даже и не дожидаясь никаких апелляций-кассаций, втайне от православных, в 4 часа утра (избранное властями время усиливает ощущения кощунства) 1 июня власти снесли крест, причём совершенно варварски распилив его «болгаркой» на две части. Операция по сносу была разработана, судя по исполнению, мастеровито. Крест распилили, демонтировали, отвезли на территорию одного из феодосийских храмов и там бросили.
***
Если власти хотели оскорбить православное казачество – лучшего и придумать было нельзя. Последовала закономерная реакция. 2 июня казаки, взяв крест на плечи (а это вес немалый) вознамерились вернуть его на место.
Не тут-то было. Местность была оцеплена сотнями бойцов специализированных подразделений милиции – высокие сверкающие щиты, бронежелеты, череподробные дубины, защитные каски с прозрачными забралами, шумовые гранаты, баллончики с ослепляющим газом, огнестрельное оружие… Говорят, это прибывшим в командировку на время курортного сезона подразделениям власти нашли занятие. Крестовосстановителей препятствие не смутило.
И пролилась кровь православных христиан, пожелавших восстановить свою святыню. В результате действий спецназа 15 человек православных ранены, в том числе трое – тяжело, 10 человек задержаны. Православные, в очередной раз омыв свою землю своею кровью, отступили и решили поставить крест в другом месте, в десятке метров от милицейского кордона. Что и было исполнено. Властям, идущим на поводу меджлиса, это тоже не понравилось…
Употребляя слово «власти», мы под этим обобщающим понятием подразумеваем конкретные политико-административные фигуры – премьер-министра Крыма Василия Джарты, мэра Феодосии Александра Бартенева, начальника Главного управления МВД Украины в Крыму Сергея Резникова. Вероятно, были фигуры и покрупнее, но они предпочли остаться в тени.
Обращает на себя внимание, что казаков власти стараются всячески дискредитировать, приклеивая оскорбительные ярлыки (приём известный, это проще, чем людей выслушать). Мэр Севастополя В. Яцуба для чего-то даже (в связи с «делом о феодосийском кресте») рискнул назвать православных людей, исполняющих обычай предков, «провокаторами» и «кликушами». «Провокаторов» стоит оставить на совести крестоборцев, а по поводу «кликуш» напомнить, что кликуша – это бесноватая язычница, в Бога не верующая, а в переносном смысле (по Ушакову, например) – это страстный и бестактный политикан, который, не исключено, готов, выслуживаясь на новом посту, одобрить и пролитие христианской крови.
Но мы отвлеклись.
***
Перед спецназом власти поставили новую задачу: убрать и этот крест. Хотя с юридической точки зрения, заметим, на этот крест у властей вообще никакого судебного решения не было. Это другое место, другое событие, любой юрист так скажет. Но властям юридические тонкости ни к чему. У них цель – крест ликвидировать, выполнить волю заказчика… О заказчике мы поговорим чуть позже.
Вокруг установленного на новом месте креста православный люд встал на колени и стал молиться. Там были и женщины, и дети, большинство – казаки, конечно.
Это была эпическая сцена. Распятый Спаситель на кресте, вокруг множество народа на коленях. А крест и молящихся взял в окружение легион спецназа – дубинки сжаты, шумовые гранаты наготове… Но как же приступить им к делу? Со спины нападать? То, что люди на колени поставлены, вроде должно радовать, но…
Известно из достоверных источников: среди милицейских чинов Украины есть люди чуткие. И вот кто-то кожей ощутил, что казаки встали на колени для молитвы перед боем. И штурму был дан отбой. Начались переговоры…
***
Переговоры завершились тем, что власти дали казакам слово выделить землю для установки креста и в разумные сроки оформить надлежащие документы.
(В сокращении).
Олег Слепынин