Где быть новому русскому граду великому Северному, Арктическому? Для этого надо повнимательнее изучить места в районе Якутска на Лене, Усть-Кута – старинного речного порта на севере Иркутской губернии.
Нужен на северо-востоке Руси новый город. И крепкие деревни да села вокруг него. Нужен такой город, который станет нашей мощной опорой в облагораживании Севера и Арктики, в развитии Сибири и всей Дальней России. В торжестве Святой Руси от Океана до Океана.
В истории множество примеров того, как вследствие каких-либо фундаментальных государственных преобразований и перемен появлялись новые столицы. Как возникала Византия? Великий Император Константин создал новый политический, духовный и культурный центр на берегу пролива Босфор. В маленьком городке Византий. Он хотел построить еще одну столицу, тяготеющую географически и главное – духовно - к восточным христианским началам.
Восточная столица Римской Империи превратилась в духовный центр великого государства. В течении трех лет был выстроен огромный город на берегу пролива Босфор и бухты Золотой Рог. 11 мая (по старому стилю) 330 года возник город Константинополь, который стал центром христианского мира на многие века. Восточная часть Римской Империи в духовном, культурном, экономическом и политическом смыслах стала возвышаться. И уже град, именуемый Константинополем, явил себя во всей полноте Римом Вторым.
Появление Константинополя стало следствием духовных устремлений Императора Константина Великого. Не перенос столицы был целью основания большого города на берегу бухты Золотой Рог. Цель – христианское преображение всего государства, которым властвовал святой Равноапостольный Константин Великий.
Посмотрим на Россию. Разве Российский Император Петр Алексеевич Романов был движим лишь одной идеей – перебраться из сухопутной Москвы поближе к морским берегам? Вряд ли. Великий Царь Петр I желал обновления Империи, ее мощного подъема и процветания. Он желал этого обновления, не отвергая исторической миссии России, ее великого призвания – нести миру свет Христов. Но он обратился к Западу. И Запад, ветхий Рим заразил Россию тлением, наполнил ее запахами духовной гнили. Хотя и поделился с нами опытом обретения земного могущества.
Разве дано нам до конца понять, в чем был тогда промысл Божий о России и ее Императоре Петре Алексеевиче? Мы видим по сей день его великое творение на берегах могучей Невы. Возносим свои молитвы и воздыхания к Богу в стенах великих храмов и соборов. В Исаакиевском и Казанском, в Лавре святого Александра Невского, чьи благоуханные мощи принесены по велению Императора во град святого Апостола Петра. Мы восхищаемся имперской архитектурой Санкт-Петербурга. Славим наш Русский Флот, созданный державными трудами Царя Петра Алексеевича Романова. И вероятно теперь все больше осознаем, что нам ничего не нужно перенимать у ветхого Запада. У старого Рима, который хоть и связал себя с именем святого Апостола Петра, но исказил апостольское учение, отверг истинного Христа. И этим лжехристианским учением не раз со времен Императора Петра I обольщался великий российский град на Неве, прельщая мнимым светом, столичным блеском всю Русь привольную. Град святого Апостола Петра. И град трех революций. Столичный град Святой Руси…
Рухнула в 1917 году Россия. Пришла новая власть богоборческая. И вновь меняется столица нашей Отчизны. Вновь ей становится белокаменная Москва. Только уже не под крестами и в звоне колоколов, а под звездами в стонах мучеников. Но и этот перенос столицы не был самоцелью, а явился следствием эпохальных перемен, появления другой государственной идеи, масштабного, «интернационального» замысла о России. Замысла человеческого, ставшего возможным по Божьему попущению, по дьявольскому наущению.
Если уж потребуется сегодня России новая столица, то это произойдет в русле новых больших перемен в истории нашего государства. Но вряд ли сам по себе «перенос столицы» будет способом решения государственных проблем. Этому предшествуют исторические посылы, человеческая воля. Но наивысшей причиной, является воля Божия. Согласуем ли мы свою волю с волей Творца? Или идем против неё, как шли в революцию, когда свергали Царя, когда подымали свою сухую руку на Помазанника Божьего?
Можно ли представить, что когда-то политический и даже духовный центр Руси переместится на Восток, за Урал? Но, если и возможно такое, то только в потоке больших, тектонических движений, духовных причин, меняющих земную, геополитическую картину Великой России.
Веками мы привыкли взирать на Русь с ее западных окраин. С тех земель, которые ближе к берегам Атлантики. И что значит столица Руси на Востоке? Да это совершенно иной взгляд на нашу святую Родину. Освещаемую лучами восходящего солнца.
В храме во время богослужения прихожане взирают на восток. Смотрят на иконостас, в алтарь… И другой взгляд у священника. Он взирает с востока. Из алтаря или с амвона. Он видит весь храм и народ, молящийся в нем.
Не так ли должен смотреть правитель на свой народ? Не таков ли взгляд православного Царя, Помазанника Божьего? Вот если явит Господь России в конце времен православного Царя, как об этом говорят пророчества святых отцов, тогда и столица естественным образом может оказаться на востоке Руси.
Конечно, Москва останется Москвой – Третьим Римом и четвертому не бывать. И Успенский Собор Московского Кремля, где помазываются на Царство Русские цари, - в Белокаменной. Однако хорошо развитое поселение, крепкий малоэтажный город, опорная точка на востоке России нам необходимы. И эта необходимость очевидна.
Наш народ сильно развращает безхозяйственное, колонизационно-потребительское отношение к собственным обширным территориям за Уралом. За Уралом нужна жизнь постоянная, многовековая, из поколения в поколение.
Хорошо смотреть на Россию с ее западных пределов, еще лучше с восточных, а еще отраднее – с северных.
Грустно узнавать, что до сих пор о жизни в Сибири и краях дальневосточных у наших сограждан обнаруживаются очень скудные знания и весьма неадекватные представления. Вот, как пишет на «Русской народной линии», одна из постоянных участниц, цитируя без ссылок некоего автора: «Наш самолет делал посадки в Иркутске, Красноярске и Хабаровске. Холодный пронизывающий ветер при сорокаградусном морозе. Все вокруг кажется безжизненным и унылым, как на заброшенной планете. Люди закутаны с ног до головы, лиц нельзя различить, походка какая-то неестественная, все стараются повернуться спиной к ветру, сжаться в комок и часто подпрыгивают. Можно ужаснуться одной мысли — жить здесь годами! Похоже, люди здесь не живут, а выживают после какой-то катастрофы...» Такое весьма распространенное поверхностное, обрывочное и совершенно искаженное представление о России и ее дальних краях. В стремлении к комфорту, к земным благам цивилизации, человек теряет истинные смыслы, отрывается от родимой земли...
Выбравшись из Москвы, прожив там двадцать лет, и вернувшись на свою родину в Сибирь и на Дальний Восток, мы постепенно увидели, осознали, что москвичей и вообще жителей современных столиц, больших урбанизированных площадок и мегаполисов, типа Нью-Йорка, Сингапура, Шанхая, Абу-Даби условия техногенной цивилизации быстрее приводят в состояние поврежденного сознания, в состоянии глубокой прелести. Для многих москвичей Россия за пределами Московской области, в лучшем случае, Центрального федерального округа, - это мир непознанный и пугающий. В этот мир можно выбираться только в служебную командировку или ради какого-то экзотического отдыха. Съездили и – домой, в мнимый уют грохочущего мегаполиса – показывать фотки и обсуждать, как там люди живут… И в этом состоянии мы пытаемся страной управлять, звонить из какого-нибудь «московского офиса» и уверенно ставить задачи тем, кто живет в Магадане или Чите.
Жизнь в реальных условиях, на наших родимых сибирских просторах отрезвляет. Здесь больше настоящего. Здесь жизнь полнее, красочнее, ярче. Здесь жизни больше.
Вернуться к настоящей жизни, возродиться Россия сможет, лишь обратившись к своим началам, к своим духовным глубинным корням. Для этого нам надо оглядеться вокруг, вылезти из затхлого мира офисов, скоростных лифтов и столичного метро. Поднять очи к небу, обратить сердца к Богу и почувствовать родную русскую землю под ногами.
На Севере, в Сибири, на востоке Руси вы, если захотите, в наибольшей полноте обнаружите то, ради чего Господь создал наше государство-церковь. Россия – страна миссионерская. И путь ее лежит на восток. Недавно в своем поздравлении с 80-летием Владивостокского митрополита Вениамина (Пушкаря) мы писали об этом. «На восток обращены алтари всех православных храмов России. На восток веками идет наш народ. На Восток — к Солнцу Правды – Христу. Что есть Восток в библейском понимании? На востоке находился утраченный человеком рай; от востока совершится Второе пришествие Господа Иисуса Христа на землю (Мф.24:27); Сам Господь именуется Востоком свыше (Лк.1:78). На востоке зажглась Вифлеемская звезда, возвестившая человечеству о великом событии во Вселенной – Рождестве Христовом. Наша Русь развернута лицом на восток, и обращается к встречающимся на ее пути народам с проповедью Христовой. В этой проповеднической обращенности Руси к востоку мы видим, какое особое значение обретает жизнь православных христиан, живущих на восточной окраине нашего Отечества. Это особое служение Христу и своей земной Родине – России. Это исповедническая жизнь перед многочисленными народами Азии, еще не познавшими в глубине своей Христа.»
Вот в чем главный смысл нашего пути на восток и жизни русского народа в Сибири и на берегах Тихого океана. И чтобы не превратиться в «гражданина РФ», который испытывает ужас, оказавшись на мгновение в зимнем Иркутске или Хабаровске, нужно стараться сердцем жить в России, любить ее, ощущать ее масштабы и просторы от Океана до Океана.
Люди русские, не для нас пластиковый комфорт, похожий на гроб стеклянный! Нас туда сознательно укладывают враги Христовы, ироды-иуды сластолюбивые, сребролюбивые. Сгоняют нас с земли родимой в города «умные». А нам нужно поселяться и жить на своей земле, в своих домах с садами и огородами. Как встарь! И нам надо думать о том, как сделать это на государственном уровне, как направить в такое русло политику державную. Надо мыслить о духовном, культурном и хозяйственном облагораживании нашей России, о ее обширных просторах за Уралом. Пора отказаться от временщицкого, «вахтового» отношения к своей земле. Нужно добротно обустраивать наш дом родимый – Русь Святую. Надо учиться хозяйничать. Не потреблять, обслуживая «иностранный капитал» и откровенных врагов Отечества, а вести свое хозяйство по-русски, по-христиански. Не умеем, пойдем в обители монастырские, там поучимся. Там все цветет, благоухает, там молятся и трудятся, пшеницу выращивают, хлеб пекут, рыбок в прудах разводят. Всех прихожан, паломников всегда напоить, накормить умудряются.
Земли у нас не хватает? Так вот она землица – за Уралом. Не надо столицу переносить. А новый град, новую, еще одну Москву за Уралом построить надо. Новую Москву – столицу Арктическую. В таком месте, где на Север и Арктику посмотреть можно и о них позаботиться. Где и Дальний Восток с его вратами океанскими державным взором охватить можно.
Защитим и освоим наш Северный морской путь, крепкую дорогу железную проложим. От Охотска или Петропавловска-на-Камчатке, через Якутск до Санкт-Петербурга.
Обеспечим крепкий тыл в наших северных широтах, тогда сможем прочнее закрепиться на юге Дальнего Востока, у китайских и корейских границ.
Нынешнее время заставляет нас пристальнее вглядываться в Арктические горизонты, в просторы Севера, студеных берегов Ледовитого океана. Там разворачиваются большие геополитические процессы, сталкиваются цивилизации. Но Север – это русская история, русская земля.
Где быть новому русскому граду великому Северному, Арктическому? Для этого надо повнимательнее изучить места в районе Якутска на Лене, Усть-Кута – старинного речного порта на севере Иркутской губернии.
Нужен на северо-востоке Руси новый город. И крепкие деревни да села вокруг него. Нужен такой город, который станет нашей мощной опорой в облагораживании Севера и Арктики, в развитии Сибири и всей Дальней России. В торжестве Святой Руси от Океана до Океана.
Романов Игорь Анатольевич,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»