Добавлено: 27.07.2022

Глубоким должно быть наше покаяние

Слово наместника и игумена Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря епископа Озерского Порфирия
в день памяти святых Царственных страстотерпцев 17 июля 2022 года

Наступающей ночью, братья и сестры, календарь отмерит 104 года с часа убиения Царской семьи. Это злодеяние невозможно объяснить ни юридически, ни политически, ни человечески. Юридически — потому что убитые не нарушили ни одного закона. Политически — потому что они не претендовали ни на какую власть. По-человечески — потому что рука человека, не отрекшегося от человеческого в себе, не поднимется на беззащитного, невинного и прекрасного ребенка.

Объяснить можно лишь действиями сатанинских сил, которые распоясались, когда был взят от среды удерживающий, по слову апостола, русский белый царь. Но в этом случае дьявол всегда прельщается крестом. Он возвел на крест и Самого Богочеловека. Он старается возвести на крест последователей Христовых, однако оказывается посрамлен и побежден ими, потому что они становятся настолько притягательными для всех тех, кто взирает на из подвиг, на их светлые личности, лики и идет вслед за ними, вслед за Христом, что победа духовная за ними.

Более трудный вопрос ко всем нам — к тем, кто живет, к тем, кто именует себя христианами, потому что мы должны найти правильный путь покаяния и личного отношения к тому, что произошло. В этой связи стоит вопрос о самом факте отлучения от власти, от верховной власти в России Помазанника Божия. По каким причинам, в силу каких обстоятельств и условий могло случиться это величайшее беззаконие, которое привело к неисчислимым бедствиям впоследствии.

Пытаясь ответить на вопрос о причинах, мы должны, прежде всего, открывать Слово Божие, Библию, и тогда мы увидим, что есть лишь две формы богоугодной власти на земле. Это власть Самого Бога — теократия, и власть Царя — монархия, цареправление. Народ ветхозаветной Церкви на протяжении тысячи лет, если считать со времени жизни Авраама, был управляем непосредственно Богом. Господь избирал патриархов, вождей, судей. Через них Он принимал молитвы о народе, о его согрешениях и Он вразумлял к тому, чтобы совершать дела правления. Но настал момент, в 970-м году до Рождества Христова, когда старейшины народа, выражая мнение всего народа, пришли к последнему из судей Самуилу и попросили его дать царя, так же как у всех других народов. Господь ответил судье Самуилу словами, что не тебя они отвергли, а отвергли Меня. Но тем не менее, Он благословил дать царя, и таким образом царская власть явилась на порядок менее духовной, чем была до того, однако она была богоугодной в тех условиях.

Государь Император Николай II, наверное, в сердце своем в тот день, когда Пресвятая Богородица Державная явилась и приняла скипетр русского царя, мог в сердце своем услышать те же слова: «Не тебя они отвергли, но отвергли Меня». Можно видеть в истории, что не сразу, не в один момент это происходило, трагедия эта развертывалась на протяжении трех столетий, если считать с момента исцеления нашего народа от великой смуты в 1613 году и избрания династии Романовых на престол русских царей. Тогда уже, в XVII веке первое и великое согрешение против единства народа было допущено в расколе. Вследствие жестокого гонения и правительственных мер против раскола. В результате образовалось как бы два народа внутри единого прежде народа. Образовался новый, другой народ со своей духовной правдой, со своей жизнью, со своей экономикой, со своими финансами и, конечно, с великой неприязнью или ненавистью к официальной Церкви и официальной жизни народа. Впоследствии все революционные события имеют на себе след присутствия тех, кто принадлежал к этому течению нашей народной жизни. И после революции среди самых беспощадных разрушителей и уничтожителей мы находим во всех местах представителей старообрядческого движения.

В следующем XVIII веке случились новые величайшие разделения. Тогда аристократия до такой степени в результате петровских реформ, времени Анны Иоанновны, Екатерины II отделилась от народа, что она уже стала говорить на своем языке, стала иметь представления о жизни и убеждения иные, чем те, которыми руководствовался народ. Все это не могло не сказаться впоследствии.

И в XIX веке уже прямое политическое противодействие, начиная с декабристов, революционное движение, которое затем захватило образованное сословие, интеллигенцию, а к концу века, к началу XX века, вылилось и в те части народа, которые были развращены демагогией революционной и проповеданием учений, которые не были исконными русскими, которые не основывались на Слове Божием, и не были Православным Христианством.

Поэтому, ища пути покаяния, мы должны понимать, что если оно состоится, то будет поистине преображение народа. Но насколько глубоким должно быть это изменение, преображение, что отвергшие и Бога на протяжении столетий, и затем потерявшие саму способность к верноподданничеству в отношении к Царю, мы должны как народ в огромной своей массе восстановить и благочестие, и способность к верноподданничеству. Лишь одному Богу известно, состоится ли такое покаяние, и с какими результатами на нашей земле.

Но не зависимо от того мы сейчас обращаем наши молитвы к нашим великим небесным заступникам — Государю Императору святому страстотерпцу Николаю II, всей его венценосной Семье, всем верным слугам, которые были до последнего часа их жизни вместе с ними и разделили трагическую судьбу, страшную кончину. Потому что их молитвами, так же как и молитвами всех наших святых на протяжении веков созидалась наша земля, наш народ. Они вложили в него неизменную духовную сущность, которая именуется Святая Русь. Эта сущность осталась неизменной и в тот момент, когда государь был отлучен от власти. Явный и ясный признак того, что Бог не отвернулся от нашего народа, состоит в том, что после февральской революции мы не превратились в сытый, довольный, с фарфоровыми лицами и мертвыми улыбками народ. Но прошли тяжкий путь и в последующих исторических перипетиях были на стороне света, отстаивали правду Христову. И во Второй мировой войне, в борьбе против коричневой чумы, нацизма, и в других исторических противостояниях.

Поэтому живо русское небо — наши новомученики во главе с Государем Императором, со Святителем Тихоном, Патриархом Московским, и всеми святыми на протяжении тысячелетия населившими русское небо и создавшими русский народ таким, каким он есть в предназначении у Бога, в своей миссии. Они и ныне предстоят, они наши молитвенники, они наш великий щит и надежда. К ним наши молитвы сегодня. Аминь.

Спасо-Преображенский
Соловецкий монастырь в YouTube.
Расшифровка видеозаписи
«Руси Державной»
от 23.11.2024 Раздел: Июль 2022 Просмотров: 924
Всего комментариев: 0
avatar