Добавлено: 29.12.2019

Гора Афон, Гора Святая

Афонский старец Иероним (Соломенцов):

Принесем Господу сердце чистое


Таинство странное вижу и преславное:
небо вертеп, престол Херувимский Деву:
ясли вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог,
Его же воспевающее величаем

(Песнь 3. Ирм.)


Рождество или воплощение Христа Спасителя нашего последовало по великому милосердию и снисхождению Божию к падшему человеческому роду. Господь, приняв на Себя естество человеческое, тем самым восхотел возобновить его, спасти от вечной погибели. Сидящим во тьме и сени смертной воссиял Божественный свет. Возрадовалось небо и небожители, возрадовалась земля и земнородные о таком неизреченном благоволении Божием.

Возрадуемся и мы, встречая этот великий праздник, подобно тому, как радовались и славословили Бога Ангелы с пастырями и Богомудрые волхвы, которые в чувствах благоговейной признательности к Рождшемуся не ограничились одною лишь радостью, но принесли Ему в дар самое лучшее и драгоценное, что имели. Что же мы, убогие, принесем в дар Создателю своему?

Благих наших Он не требует, но мы принесем Ему сердце чистое, любовь нелицемерную, этих даров Он ждет от нас, и ими услаждается, ради них Он и с неба сошел и крестную смерть претерпел. Искренно нелицемерно любит Бога тот, кто заповеди Его соблюдает, из коих первая — это любовь к ближним, вменяемая Спасителем нашим Себе Самому, и так докажем делом, что любим Спасителя своего, разделим с неимущими насущный хлеб наш, оденем требующих одеяния, и в иных многих горьких нуждах и скорбях поможем по силе своей нуждающимся, тогда будет у нас истинный светлый праздник, тогда и Рождшийся от Пречистой Девы сподобит нас Своего Божественного пришествия и усладит наше празднество.

Прославляя Спасителя своего, прославим и по плоти рождшую Его Пречистую Богоотроковицу, принесем Ей песнь хвалебную, возопием к Ней со Святой Церковью. Величай, душе моя, Честнейшую и Славнейшую горних воинств Деву Пречистую Богородицу. Также чаще будем повторять Ей Архангельское приветствие: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!».

Через Нее, как говорит Святой Августин, Бог снизшел на землю, дабы через Нее люди удостоились восходить к Небу. Она — единая несомненная надежда и споручница грешников, к покаянию их воздающая. Она спасает и милует всех, притекающих под Ее Покров. Она — милости неоскудеваемый источник, стена необоримая, ходатайство к Творцу непреложное, упование и предстательство всех верных, надеющихся на Нее. Ей Единой изрек Господь и Сын Ее, что все Ее прошения исполнятся, Ее молением отвращается от грешных праведный гнев Божий на них движимый.

Она, как говорит Димитрий Ростовский: «Ставши между Богом и грехами нашими, яко посредница, не пускает проходить близ пред Бога грехам нашим, и гласом Своим за ны молитвы отражает глас грехов наших смертных, вопиющих на ны к Богу». На Пресвятую Деву мы должны взирать как на нашу Всемощную Ходатайницу пред престолом Вседержителя.

Мы Ей усыновлены при кресте в лице возлюбленного Ученика Христова, Ей принадлежим, как стяжание, искупленное драгоценною кровию Бога и Сына Ее. Благодеяния, изливаемые Ею на мир православный, беспредельны, больше песка морского, чему живое свидетельство множество чудотворных Ее икон, источающих бесчисленные чудеса миру православному.

Но недостаточно только любить Пресвятую Деву, необходимо и подражать Ее святой жизни, Ее чистоте Ее непорочности, Ее кротости, милосердию, смирению, Ее совершенной преданности воле Божией. Тогда только мы можем дерзать именовать Ее Материю своею, и тогда только мольбы наши Ей благоприятны и нам спасительны.

Святитель Григорий Палама:

Будем в мире с Богом


1. Из всего, от века сотворенного Богом, нет ничего, что было бы общеполезнее или божественнее Рождества Христова, которое мы сегодня празднуем.

2. Не Ангел, не человек, но Сам Господь пришел и спас нас, ради нас став как мы Человеком, пребывая неизменным Богом. Потому что строя Новый Иерусалим и уже возводя Себе храм из одушевленных камней, и собирая нас в священную и всемирную Церковь, Он утверждает в ее основании – которое есть Сам Христос (Еф. 2:20) – приснотекущий Источник благодати.

3. Волхвы пали ниц, принося золото и ливан и смирну Тому, Кто Своею смертью, – символ чего была смирна, – даровал нам божественную жизнь, – образом чего был ливан, – и даровал нам божественное озарение и царство, что изображало собою золото, приносимое Начальнику присносущной славы.

4. Братие, мир сохраним в нашей среде, насколько это – в наших силах: потому что его мы восприяли как наследие от родившегося ныне Спасителя нашого ...Будем в мире с Богом: делая угодное Ему... Будем в мире и друг с другом: «приемлюще друг друга и прощающе себе, аще кто на кого имать поречение: якоже и Христос простил есть вам» (Кол. 3:13); и проявляя милосердие друг ко другу, вытекающее из взаимной любви, как и Христос, только по любви к нам, помиловал нас и ради нас сошел до нас.

Схиархимандрит Иеремия (Алехин):

Праздник Любви и Милосердия Божия


Рождество Христово является праздником Любви и Милосердия Божия. Это великая радость для всего человечества и всей вселенной. В Рождестве Христовом произошло соединение Неба с землею, открылся для людей путь к освобождению от греха и осуждения за него, путь к победе над смертью и диаволом. Рождество обусловило личное человеческое просвещение и обожение благодатию, отверзло людям рай и блаженство вечного Богообщения.

Великий вселенский учитель святой Иоанн Златоуст называет Рождество Христово «началом всех праздников». «В этом празднике имеют начало и основание свое и Богоявление, и священная Пасха, Вознесение Господне и Пятидесятница. Если бы Христос не родился по плоти, то и не крестился бы, а это – праздник Богоявления; и не пострадал бы, а это – Пасха; и не послал бы Святого Духа, а это – Пятидесятница. Итак, от праздника Рождества Христова начались наши праздники, как от источника различные потоки».

Церковный устав называет Рождество Христово «второй Пасхой». Этим подчеркивается особенно тесная связь праздника с тайной нашего спасения и избавления от греха и смерти, тайной, которую Святая Церковь проповедует в своем вероучении и с которой она вводит нас в непосредственное духовное соприкосновение своим богослужением и таинствами.

«Русская зима» в год тысячелетия Русского Афона


Весь 2016 год прошел под эгидой 1000-летия Русского Афона. Знаменательно, что и окончание юбилейного года (по юлианскому календарю) ознаменовало себя воистину «русской зимой» на Святой Горе.

Неожиданно начавшись в ночь на Рождество Христово, сильный снегопад не прекращался на Святой Горе пять дней.

Такого непрерывного и интенсивного снегопада Святая Гора не знала более 20 лет. В среднем высота снежного покрова достигала полутора метров, а в некоторых местах приближалась к двум метрам. В сутки выпадало 20-30 см. осадков, а температура ночью опускалась до -6 градусов по Цельсию, что также для Афона является довольно редким явлением. Движение транспорта по Святой Горе было затруднено. В некоторых обителях было затруднено перемещение даже по территории самих монастырей.

Как отмечали многочисленные паломники, Святая Гора в эти дни даже природой стала напоминать Святую Русь...

Специалисты считали, что для Афона такой снегопад – огромная милость Божия, так как он обильно напитал каменистую святогорскую землю. Особую радость конечно же испытывали русские святогорцы, не каждую зиму имевшие возможность видеть погоду, напоминающую родную землю. Но для привыкших к теплому климату греков – это было настоящее стихийное бедствие.

Как сообщал портал «Русский Афон», снег на Святой Горе выпадает сравнительно редко и быстро тает. Климат здесь субтропический (средиземноморский), зима, как правило, мягкая и дождливая, а лето довольно жаркое. Поэтому афонскими монахами, привыкшими к теплому климату, появление здесь снега воспринимается как «маленькое чудо», бывающее очень редко.

У берегов Афона можно было наблюдать удивительную картину, как из неуспевающего остыть моря исходит пар, который раздувается ветром вдоль морской глади.

Богоявление в Греции


В этот день по всей стране происходит освящение водоемов. Согласно старой традиции на праздник Богоявления молодые юноши, до утренней службы, ныряют в ледяную воду, соревнуясь, кто быстрее из них поймает крест, брошенный в воду священнослужителем. Первый, кто поднимет крест на поверхность, считается счастливчиком, которому весь год будет сопутствовать удача и здоровье.

Эта традиция тесно связана с воспоминанием о крещении Иисуса Христа в реке Иордан. Самые смелые готовы нырнуть даже при температуре ниже нуля в море, реки и водохранилища.

Эта же традиция существует среди паломников на Афоне.

По материалам afonit.info
и других православных сайтов


Время и вечность


Дорогие читатели! Мы продолжаем публикацию отдельных статей журнала «Душеполезный собеседник», издававшегося в 1888-1918 гг. в Москве Русским вмч. Пантелеимона монастырем на Святой Горе Афон. Многие выпуски этого журнала бережно сохраняются в библиотеке обители и представляют несомненный интерес и для современного читателя. Удивительно, что многие статьи в журнале «Душеполезный собеседник» звучат сегодня очень актуально.

Эту драгоценную возможность публикации статей журнала любезно предоставил нам и благословил игумен монастыря священноархимандрит Евлогий.

Ни за чем так в наше время люди не гоняются, как за благами земными; деньги стали идолом, которому многие люди посвящают всю свою жизнь, забывая о душе, о Боге, о вечности. Казалось бы, по крайней мере, такие дни, как Новый год, должны были напоминать им о скоротечности жизни земной; казалось бы, как в такой день не вспомнить, что ты еще на год к смерти ближе стал, не пора ли подумать о том, что ждет тебя за порогом гроба? И однако же какое ужасное ослепление, какое упорное нежелание думать о неизбежной участи всех живущих на этой земле!

С Новым годом спешат все друг друга поздравить, как с какой-то особенною радостью, как будто Сам Бог обещал им, что весь этот наступающий год они проживут в добром здоровье, что никто из сих радующихся и друг друга поздравляющих не умрет в этом году. Но ведь это же не правда; ведь Бог обещал всем кающимся прощение, но не обещал завтрашнего дня… Да, в Новый год следует порадоваться, но только радостью грешника, которому Господь дает еще время на покаяние, которого еще терпит Своим долготерпением… А это уже не та мирская суетная радость, которая в Новый год побуждает поднимать бокалы с вином, чтобы пожелать друг другу какого-то «нового счастья».

Считаем весьма благовременным предложить нашим читателям глубоко проникающее в душу слово блаженного Августина о времени и вечности; это слово способно заставить человека войти в себя, стряхнуть с своего сердца прах житейской суеты, которая так нас ослепляет, и, проникнувшись мыслью о кратковременности этой жизни, со страхом обратить свои взоры на грядущую к нам вечность. Вот что говорит блаженный Августин.

+ + +

Последние лучи заходящего солнца потухли на далеком небосклоне; распространяется мрак и мало-помалу обнимает всю видимую природу; повсюду воцарилась глубокая тишина, и человек, уснувший сладким сном, находит в нем для себя отдых, столь необходимый для него после дневного труда. Все теперь отдыхает и почивает; одно лишь время не знает отдыха.

Как будто стремительный поток, плавно и мерно течет оно с одинаковою быстротою, которую ничто не может ни ускорить, ни остановить, течет и уносит с собою все. Часы, дни, годы, как капли дождя, ниспадают в вечность и исчезают в этой поглощающей все бездне… С каждым мгновением каждая волна, каждая зыбь этой неведомой тебе пучины все более и более приближает тебя, человек, к той пристани, которая тебе предназначена и, может быть, скоро, будучи изъят из среды всего земного, почувствуешь ты себя целиком одиноким в этом бесконечном и безмерном потоке, который зовется вечностью.

Человек недостаточно ценит время – это драгоценное сокровище, дарованное ему свыше для того, чтобы оно ему послужило для достижения вечного блаженства. Раз утеряв время, мы его навсегда утратили, ибо возвратить его уже невозможно!.. Все мы знаем это, – и, по большей части, все-таки злоупотребляем им, не извлекаем из него себе пользы, – но расходуем его всуе на удовлетворение наших пагубных страстей. Напрасно Господь непрестанно напоминает нам, что время скоротечно, – и посему мы должны пользоваться им, как величайшим благом, – не слушаемся мы этих напоминаний! Завязнув в бесчувственное равнодушие, мы ежедневно каждый вечер, так сказать, умираем и каждое утро опять возрождаемся для жизни – и между тем ни на одно мгновение не подумаем о том, что большая бывает разница между сегодняшним и вчерашним днем. Как невозможно купаться дважды в одной и той же воде потока, так не дано и нам проснуться дважды в те же самые мгновения жизни: протекают воды реки, улетают часы жизни и неприметно для нас заменяют друг друга. Мы не помышляем о том неисчислимом множестве протекших волн, которые поглотились морями и океанами, ни минувших часов, которые потонули в бездне вечности. Предавшись суетным забавам, мы плывем по течению волн и, закрывши глаза, отдаем себя во власть стремительному потоку, который влечет нас к нашей гибели. Но вот, из глубины пучины, среди пьянящих волн, нечаянно показались подводные камни, – тогда нас обнимает ужас, но уже поздно…

«Кратковременна жизнь наша! Едва лишь мы расстались с колыбелью, как уже стоим на краю гроба».

Таковы жалобы сынов человеческих, – и однако живут они, как бы вовсе не знали, как следует пользоваться временем. Для скольких счастливцев время становится невыносимою тяжестью? Для них дни становятся веками скуки, все их усилия стремятся только к той цели: ускорить течение жизни, которая уже и без того столь коротка, и которой они не в силах продолжить хотя бы на одно мгновение. Не безумны ли мы? Разве жить так, как мы живем, значит – жить на самом деле? Разве это не скорейшая растрата попусту тех дней, которые были нам дарованы для того, чтобы мы обогатили себя, упражнялись в добродетелях; жизнь нам дана, как драгоценное время для посева добрых дел, которых плодами мы будем наслаждаться в вечности; воистину, проводить эти дни нашей земной жизни в постыдном бездействии, или расточать на пустое и суетное – это не значит жить: это – хождение мертвеца между живыми; это значит – уподобляться безжизненному пню, которому, хотя он еще и держится несколькими корнями, не прибудет жизни, – не зазеленеет он, как другие, и не в силах уже приносить плодов. Се – бесплодное древо, о котором говорит Евангелие!

О несчастные смертные! Мы нигде так тяжко не страдаем, как там, где трудимся для своей погибели! Все нам предсказывает, напоминает, что скоро придется нам оставить ту землю, на которой суждено нам пожить не больше нескольких мгновений! И мы, в умышленном ослеплении нашем, не желаем видеть тех бесчисленных признаков, знамений, которые должны были бы вразумить нас, что с каждым днем, все больше и больше приближается время нашего исхода. Мы ходим между могилами; знаем, что и наша в непродолжительном времени откроется пред нами и поглотит нашу бренную плоть; знаем, что каждое мгновение нашей жизни может быть для нас последним, – и при всем том мы смело и безбоязненно идем вперед, как будто бы нам никогда не предстояло умирать! Настанет день, и земля разверзнется под нами: объятые ужасом при этом страшном и нечаянном потрясении, мы откроем глаза – и станем искать света; но будет уже слишком поздно тогда! Для нас уже наступит мрак ночи; очи наши сомкнулись на веки, могила готова – и ожидает наш недвижный труп… и глубок и непробуден будет тогда наш сон! Как на созревшей ниве под серпом ложатся рядами спелые колосья, так и коса времени подкашивает целые поколения. Но между людьми, по мере того как одни гибнут, другие появляются на их место, ряды переживающих опять тесно смыкаются, – и они едва видят эти страшные и неисчислимые убытки, какие оставили после себя их предшественники. Так струи реки быстро и непрерывно текут одна за другою, но никогда уже не возвращаются к своему источнику, и никогда однако не уменьшаются воды шумного потока: он по-прежнему богат водою и стремится в даль!.. Каждый день и восходящее и заходящее солнце, во всех концах вселенной, светит в последний раз для кого-нибудь из живущих; каждая ночь в тишине своего покоя слышит последний вздох многих из наших собратий… Ничего нет постоянного на земле: все то, что солнце озаряет – не постоянно, как оно само; все сокрушается под тяжестью лет… Господь один всемогущ и неизменяем! Быстрее молнии мчится время и все более и более приближается к вечности. Но быстрота его не поражает благочестваго христианина, ибо он спокойно взирает на время, на жизнь и на смерть; без грусти на душе следит он за совершающимися в природе явлениями, от глубины душевной прославляет неисповедимые судьбы Божии и пользуется каждым мгновением жизни, чтобы стяжать себе право войти в царствие Божие. И Господь, яко премудрый Отец, дарует внутреннюю радость тем, кто умеет пользоваться временем. Смертные! Возведите взоры ваши горе – и посмотрите на небо, распростертое над вашими головами и мысленно вознеситесь еще выше, туда, где в недосягаемой высоте находится место, приуготовленное праведным благоугодившим Господу! Посмотрите и на глубокие бездны, которые у ног ваших, – и вспомните, что еще ниже, глубже и темнее те бездны, где будут мучимы грешники! Вот эти крайности, к которым ведет время, – и вам дана свобода выбора. От того, как мы употребим время нашей жизни, будет зависеть, – которые двери откроются пред нами… и это раз навсегда… Бойтесь, поэтому, употреблять время во зло, постоянно памятуя, что одно мгновение может низвергнуть вас в глубину вечных, тяжких мучений!..
(«Троицк. Лист.»)
от 18.01.2020 Раздел: Январь 2020 Просмотров: 280
Всего комментариев: 0
avatar