Добавлено: 13.04.2017

Государственная икона

Беседа с председателем правления Фонда Патриарха Гермогена и Женского православного патриотического общества, сопредседателем Союза Православных Женщин Галиной Ананьиной


– Дорогая Галина Васильевна, мы с Вами сейчас переживаем волнующее время – столетие явления иконы Державной Божией Матери, непосредственно связанное с ним насильственное отстранение от власти нашего императора Николая II. Хотелось бы в этом разговоре постараться затронуть наиболее важные вехи этих ключевых для нашей российской и международной истории событий. Как Вы считаете, прошли основные празднования столетия явления иконы Державной Божией Матери, достаточно ли мы внимательно подошли к нему в России?

– Этот год особый в истории нашей страны. Мы отмечаем 100-летие революций в России, 100-летие поместного Собора и восстановление патриаршества в России и 100-летие обретения иконы Державной Божией Матери.

15 (2 по ст. ст.) марта мы отметили 100-летие явления чудотворного образа иконы Державной Божией Матери, последней чудотворной иконы, явленной в России.

Историей иконы Державной Божией Матери я занимаюсь давно. В начале 2000-х годов я начала писать книгу «Женский образ России», посвященную исторической традиции изображения в государственной и художественной символике образа аллегорической фигуры женщины с атрибутами государственной власти. Мы можем его видеть на памятнике «Тысячелетие России» 1862 года в Великом Новгороде, коленопреклоненная Россия в скульптуре «Россия» Николая Лаверецкого – 1896 год, отлитой к коронации Императора Николая II с начертанием слов «Боже, Царя храни». Второй экземпляр скульптуры предназначался для выставки в Нижнем Новгороде со словами «Спаси и сохрани Россию». Сегодня копия скульптуры «Россия» находится в Екатерининском зале Московского Кремля – в резиденции Президента Российской Федерации.

С правления Императора Петра I на документах, на многих памятных медалях, на денежных купюрах, плакатах, открытках стали изображать женский образ России, но обязательно с символами государственной власти – шапка Мономаха или корона Российской Империи, скипетр и держава, двуглавый орел на ее щите, меч, то есть такой собирательный образ России.

Одна глава моей книги была посвящена Богородичным иконам, так как Россия находится под Покровом Божией Матери. Я никак не могла поставить точку, сделать какое-то заключение в этом издании. У меня очень много воспоминаний об иконах, о том, как они приходили к людям. Однажды в тонком сне явилась мне икона. Красивая, величественная, безмолвная, она стояла почти на всю комнату. Божественно красивый образ Богородицы в красном одеянии. Этот цвет настолько был глубоким и ярко алым, что он просто впечатывался в сознание. Мне абсолютно ничего не было сказано. Было только несколько секунд или минут для того, чтобы я этот образ запечатлела в памяти. Потом, пребывая в некотором оцепенении, я вспоминаю, что наверху живет иконописец, бегу к нему: «Игорь, покажи мне, какие есть иконы Богородицы. Увиденной иконы я не знала». Начинаю листать альбомы и нахожу эту икону, читаю «Икона Державная Божия Матерь». Тогда она уже пребывала в Коломенском. Я узнала, где она и поехала туда. Так получилось, что в первый раз, когда я приехала, храм был закрыт. Три раза меня испытывала Богородица, хватит ли моих сил дойти. И когда в третий раз я взяла свечу и пошла туда, дрожа, что я увижу, увидела тот образ, только он был более яркий.

Вышли два моих издания о ее явлении с акафистом по благословению Патриарха Алексея II и Патриарха Кирилла. Одно было к 90-летию обретения иконы, второе – к 25-летию второго обретения иконы. Тогда казалось, что 100-летие где-то еще далеко впереди. И думалось, какой будет масштаб празднования этого события.

В 2007 году, в год 90-летия обретения иконы, произошло величайшее событие – восстановление канонического единства Русской православной церкви. На подписании акта о воссоединении присутствовали митрополит Лавр, Патриарх Алексий II и Президент Российской Федерации В.В. Путин. Мы знаем, что именно икона Державной Божией Матери в сопровождении делегации Московской Патриархии была принесена в США, Канаду, Австралию, Швейцарию, Германию, Великобританию, Францию, где освящала собой торжества. Перед Святыней молились братья и сестры по вере. Этому же событию был посвящен крестный ход «Под звездой Богородицы» – с восемью лучами, с восемью Державными иконами (основные иконы были освящены в Коломенском Патриархом Алексием II). Подобного крестного хода вспомнить в наше время невозможно. Его по праву называют Крестным ходом всея Руси.

Что касается торжественного празднования 100-летия обретения иконы Державной Божией Матери, то оно было более скромным и тихим. Видимо, так и должно быть в Великий Пост. В Казанской церкви в Коломенском Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил божественную литургию. Праздничные службы прошли во многих храмах. Был крестный ход 15 марта на станции Дно (в Пскове), община Храма Христа Спасителя с иконой Державной крестным ходом объехала Москву по МКАДу. 17 марта прошел крестный ход в Коломенском, где участвовала ваша редакционная икона, мироточивая. С ней обошли Храм Вознесения Господня и был отслужен молебен в храме у чудотворной иконы. Храм обошли именно там, где в подклете икона была обретена. Крестные ходы прошли в нескольких городах – Краснодаре, Орле и др. Очень много было особых служб в Екатеринбурге, в Пскове, то есть фактически там, где эти иконы почитаемы. Прошло несколько научных конференций, была открыта выставка «Державная заступница России» в музее-заповеднике Коломенское.

Сейчас я готовлю новое издание «Под Державным покровом. История народного почитания» к 100-летию обретения иконы Державной Божией Матери, которое планируется издать к концу года. Эта книга вызвана к жизни не только юбилейной датой, а огромным народным почитанием иконы Державной Божией Матери. Икона Державной Божией Матери сегодня есть во многих храмах. В ее честь возводят храмы, монастыри, часовни, освящают приделы. Только в России их более 70-ти.

Я не просто так сказала 70, я думаю, что такие службы были везде, но очень тихо. Просто хочу сказать, что очень тихо ее возвращали в Коломенское. Накануне дня святого Владимира. Без речей, с маленьким крестным ходом. Она тихо входила в храм и тихо входила в нашу жизнь, но потом мы увидели, что это оказалось столь значимо и абсолютно понятно, что по прошествии времени это народное почитание. Святые и святыни могут почивать и 100, и 200, и 300 лет, как произошло с Евдокией Московской, и возвращаются к широкому почитанию, когда они очень нужны. Я думаю, что сегодня икона Державная очень нужна, и то почитание ее нашим народом, начиная с 90-х годов по всей России, Белоруссии, Украине и даже Франции не случайно.

– С этим связано очень много чудес, которые мы или не знаем, или которые редко вспоминаем. Основное чудо, которое у всех на глазах – это воссоздание Храма Христа Спасителя. Я вспоминаю начало 90-х, когда еще действовал бассейн «Москва» и группа единомышленников во главе с известным скульптором Владимиром Мокроусовым создали общину, которую назвали общиной храма Христа Спасителя и построили небольшой навес, его можно назвать сенью. Там был образ иконы Державной Божией Матери и постоянно читался акафист Державной Божией Матери. Прошло 5 лет и был воссоздан из небытия Храм Христа Спасителя. Я помню, как в 1992 году, я тогда еще работал в газете «Правда», эта тема меня очень глубоко взволновала и я подготовил специальный выпуск газеты «Правда», который так и назывался «Храм Христа Спасителя», и Святейший Патриарх Алексей написал краткую вступительную статью к этому выпуску газеты, где он говорил о том, что возможно, когда-то наши потомки возродят этот храм. А через пять лет он уже стоял. Это разве не чудо?

– Думаю, что мы особо должны с Вами вспомнить 1988 год. Это год 1000-летия Крещения Руси. И именно в этот год чудесным промыслом владыка Питирим забирает икону Державную из Исторического музея. Эта икона была забрана под выставочный проект 1000-летия Крещения Руси и была передана в Издательский отдел Московской Патриархии, который он тогда возглавлял, и два года находилась там. Только в 1990 году по благословению и просьбе Патриарха Алексия II она была передана в Коломенское в храм иконы Казанской Божией Матери, потому что храм Вознесения тогда не действовал.

С возвращения иконы Державной мы видим события, которые стали происходить после 1990 года. Это распад Советского Союза, восстановление монастырей и церквей, и особо нужно сказать о Храме Христа Спасителя, который восстанавливался по молитвам Державной Божией Матери.

Вы вспомнили Владимира Петровича Мокроусова, можно назвать много достойных имен, простых православных людей, которые ходили крестными ходами и читали акафист иконе Державной. И в очень короткий срок был восстановлен Храм Христа Спасителя, ныне главный кафедральный Собор Русской Православной Церкви. Но вот Храм стоит, и какая сила молитвы, какая сила у иконы Державной. Именно у той, у которой держава и скипетр в руках. Даже в одно время звучали предложения, о том, что икона Державная – это государственная икона и хорошо бы, чтобы в кабинете каждого чиновника она висела. Я опять возвращаюсь к образу России, где под ее рукой и щитом с двуглавым орлом, как раз скипетр и держава.
У меня такое впечатление, что Богородица Державная смотрит за нами. Ситуация в стране и в мире очень сложная и можно сказать только одно, что молитва ей должна быть усилена.

Мы переживаем сложный период. Казалось, что к 100-летию трагических событий в истории России, должно быть общее примирение. Но, к сожалению, мы пришли к разности мнений. Самое главное, что должна быть сделана оценка событий февраля и октября 1917 года для России.

Я вспоминаю митрополита Нестора, которого арестовывают в 1917 году за его издание «Расстрелянный Кремль», первых новомучеников.

Я помню фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе о годах репрессий. Я смотрела его на широком экране, помню реакцию людей: когда зажгли свет и никто не мог встать с места. У всех была реакция оцепенения и чувство: не дай Бог, чтобы это повторилось. Сегодня, замалчивать такие вещи неправильно. Я думаю, что и следующий год очень сложный, серьезный – это 100-летие расстрела Царской семьи.

Когда мы отмечаем столетия таких сложных дат для государства, для всех нас, этот год называется годом экологии. Это не совсем правильно. Экология – важно, но пусть она будет не в этот год, потому что все-таки он исторический, он памятный и определяющий для будущего, так же как и следующий год. Бояться своей истории, своих трагедий нельзя, также как нельзя приукрашивать.

– Галина Васильевна, мы люди православные и понимаем всю важность этих событий. На 90-летие явления Державной иконы Божией Матери, когда мы дерзнули связать место обретения иконы и место отречения императора Николая II, те события, которые произошли на станции Дно, о многом заставили задуматься. Во-первых, чудесным образом, не предупреждая и не согласовывая ни с кем привезли четырехметровый покаянный крест и установили его на месте стоянки царского поезда. И во время молебна замироточили Державные иконы, а с портрета императора, из глаз ручейками начали стекать слезы. Это, конечно, всех потрясло тогда. Я об этом рассказал Святейшему Патриарху Алексею на литургии в Коломенском, когда преподнес ему продолжавший мироточить образ Державной иконы Божией Матери.

И вот совсем недавно, спустя десять лет, когда мы побывали на станции Дно, мы увидели продолжение этого действия. По благословению митрополита Евсевия и Святейшего Патриарха Кирилла был заложен на станции Дно храм царя-мученика. Как мне кажется, это продолжение: поставлен крест и через 10 лет заложен храм, который обещают к столетию печальных событий 1918 года уже построить. Владыка Евсевий на молебне основания храма говорил о том, это должно быть общим народным делом. Я думаю, наверное, и элементом нашего народного покаяния, потому что, к сожалению, народ не только не знает о явлении Державной иконы, но и не понимает, почему мы должны каяться в грехе цареубийства.


– Абсолютно с Вами согласна, что многие говорили в последние годы и о покаянном молитвенном стоянии, о покаянном крестном ходе. Сегодня мы наблюдаем ежегодный многотысячный Царский крестный ход в Екатеринбурге. Это уже говорит о многом, но, конечно, хотелось бы всеобщего покаяния, Сегодня мы к сожалению с разными мнениями, с разным отношением даже к Императору, и к его канонизации. Тогда, во Пскове, произошло не просто вынужденное отречение. Там фактически был сменен государственный строй. Мы пошли другим путем. Тот путь, который был выбран, те первые годы и те страдания, те муки, которые понес наш народ и наша Русская Православная Церковь, конечно, настолько велики и настолько безбожны, что, предавая Царя, никто даже представить не мог, что будущее очень многих будет столь печальным. Кто-то войдет в сонм новомучеников, кто-то будет расстрелян, о ком-то забудут.

В этом году 15 марта на станции Дно был заложен камень в основание будущего Царского Храма, посвященного Николаю II. Было бы очень хорошо через газету «Русь Державная» призвать, попросить людей жертвовать на свой кирпичик в строительстве этого храма. Всегда в России была важна сопричастность. На народные деньги возводились памятники «Тысячелетие России», памятник Минину и Пожарскому, первый Храм Христа Спасителя и другие.

Можно попросить митрополита Псковского Евсевия, чтобы был создан синодик с именами жертвователей и благотворителей Царского Храма. Это и будет нашей сопричастностью и общим покаянием за расстрел Царской семьи и судьбу России. Думаю, к призыву «Руси Державной» можно подключить и другие православные СМИ.

Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ



Пожертвование на строительство Храма царственных мучеников на станции Дно


Дорогие братья и сестры!
Всем миром примем участие в возведении храма в честь святого мученика Русского царя Николая II и его семьи.

Это будет актом нашего покаяния, памяти и любви к Отечеству.


РЕКВИЗИТЫ
АНО социально-культурного развития населения «Малая Родина».
Банк получателя:
Полное наименование: Псковский региональный филиал Акционерного общества «Российский Сельскохозяйственный банк»
Cокращённое наименование: Псковский РФ АО «Россельхозбанк»
Основной государственный регистрационный номер (ОГРН): 1027700342890
Идентификационный номер налогоплательщика (ИНН): 7725114488
Банковский идентификационный код (БИК): 045805772
Местонахождение (почтовый адрес) Банка: улица Космонавтов, дом 26А, г.Дно, Псковская область, Российская Федерация, 182670
Платёжные реквизиты: Корреспондентский счет 30101810900000000772
в Отделении Псков г. Псков,
БИК 045805772, ИНН/КПП 7725114488/602743001, ОКОНХ 96120
Для зачисления
расчетный счет
40703810568040000002
Внимание! Обязательно необходимо указывать назначение платежа: «Пожертвование на строительство Храма царственных мучеников».
Получатель: АНО социально-культурного развития населения «Малая Родина»
ИНН 6005003817.

Директор фонда – Деева Диана Александровна – 8-953-234-66-33.
от 24.06.2017 Раздел: Апрель 2017 Просмотров: 967
Всего комментариев: 0
avatar