Добавлено:

Идти царским путем

Хорошую книгу или интересный журнал часто сравнивают с собеседником — вдумчивым, спокойным, мудрым. Именно к таким изданиям можно без всяких сомнений отнести журнал «Православная беседа». Он давно уже стал для многих читателей, проживающих в России, странах ближнего и дальнего зарубежья, другом и соратником, мнению которого они безоговорочно доверяют.
«Православная беседа» выходит один раз в два месяца. И все это время читатели живут с ощущением радостного предвкушения от встречи с любимым изданием. Потому что они хорошо знают: в очередной раз их ждут материалы, которые откроют перед ними новые знания, неизвестные доселе факты из истории страны и Русской Православной Церкви, они услышат слово авторитетных пастырей, познакомятся со статьями знаменитых и начинающих авторов. И все материалы издания будут написаны хорошим языком и стилем, а главное — с душой и спокойствием, которое проистекает от ощущения собственной правоты. И эти ожидания читателей «Православной беседы» всегда оправдываются.

В этом году исполняется двадцать лет, как журнал впервые пришел к своим читателям.

Эти два десятилетия возглавляет издание ее бессменный руководитель и создатель В. В. ЛЕБЕДЕВ. Валентин Владимирович — не только яркий журналист, публицист, просветитель, но и талантливый редактор. Он хорошо известен в православных кругах своей активной общественной деятельностью.

Со второй половины 1980-х годов В. В. Лебедев участвует в учреждении и деятельности многих общественных организаций, политических партий, среди которых Союз православных братств, Союз православных издателей, Российское христианское демократическое движение, Российское народное собрание, движение «Держава».
В 1995 году явился инициатором созыва Православного политического совещания, на основе которого через год был создан Союз православных граждан, объединяющий десятки различных церковно-общественных организаций и учреждений в России и ближнем зарубежье, в особенности на Украине. Со дня основания В. В.Лебедев — лидер Союза, в начале его избирают Секретарем-координатором, а затем Председателем Союза православных граждан. Он также является членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви.
За свои заслуги перед Русской Православной Церковью В. В. Лебедев награжден орденами Святого князя Даниила Московского, орденом Святителя Иннокентия Московского III степени и орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.

Кто, как не руководитель издания, лучше всего может рассказать о своем журнале? Главный редактор «Православной беседы» Валентин Владимирович Лебедев — сегодняшний наш гость.

– Валентин Владимирович, с началом революционного лихолетья церковные издания прекратили свое существование. Прервалась многолетняя традиция. В каких условиях пришлось вам создавать журнал, существовали в то время хотя бы какие-то религиозные издания?
– Духовный голод — вот, пожалуй, самое верное определение того времени. Теперь оно стало часто употребляемым, но ничего точнее для характеристики состояния жизни общества в 70-80-е прошлого столетия найти невозможно.

Чтобы полнее ответить на ваш вопрос, вынужден обратиться к недавней истории нашего государства. Да, в то время выходило несколько религиозных изданий, но назвать их массовыми можно с большой натяжкой. Их выпускали люди верующие, подвижники, энтузиасты. Многие из них и сами, и их соратники поплатились за свою деятельность свободой, перековерканными судьбами. Но то, что мы называем ныне журналами, представляли собой сброшюрованные машинописные страницы, тайно распространяемые подвижниками христианской веры.

В январе 1971 года, на Крещение, вышел первый номер журнала «Вече», который создал Владимир Николаевич Осипов. Главным кредо издания стало возрождение нравственности и национального самосознания русского народа. А его духовником был известный священник Димитрий Дудко. Он также вел религиозный отдел журнала. В каждом номере под псевдонимом печатались его проповеди. Журнал тоже просуществовал недолго: за три года увидели свет девять номеров.

В 1976 году начал выходить самиздатский машинописный сборник «Надежда (Христианское чтение)» — православный альманах, носящий историко-просветительский характер и принципиально не касавшийся политики. Создателем его была Зоя Крахмальникова. «Надежда» продолжала традиции дореволюционного церковного журнала, название которого стало ее подзаголовком. В сборнике печатались сочинения святых Отцов, пастырские послания и поучения православных подвижников, письма из ссылки священников и епископов, современные работы по православному богословию. После выхода десяти номеров «Надежды» журнал был закрыт, а его редактор, Зоя Крахмальникова, арестована.

До августа 1989 года в России выходил и самиздатовский журнал «Бюллетень христианской общественности», созданный А. И. Огородниковым. Своей целью издание провозгласило задачу информирования читателей о религиозных событиях в стране. В редакционной статье говорилось, что альманах предоставляет свои страницы для «выражения проблем, стоящих перед христианским миром, отстаивает свободу Церкви, добивается освобождения узников совести и борется за свободу вероисповедания».

– Но тогда же выходило и самое массовое церковное издание — «Журнал Московской Патриархии».

– О «Журнале Московской Патриархии», который издавался с 1943 года, хочу сказать отдельно. Хотя слово «массовый», по большому счету, к нему тоже не подходит. Конечно, читателей у него было гораздо больше, чем у вышеперечисленных самиздатовсих изданий. Но все равно для широких масс верующих, а тем более для людей, которые были далеки от церковной ограды, этот журнал был совершенно недоступен. Он распространялся только среди священнослужителей, но при этом не каждый служитель Церкви имел возможность его выписать. А те батюшки, кому журнал попадал в руки, передавали читать его своим прихожанам, да и то не всем, а тем, которым особенно доверяли. Несмотря ни на что, «Журнал Московской Патриархии» делал очень большое дело.
Бог ссудил мне с конца 1986 года как раз трудиться в этом журнале.

– А как появилась «Православная беседа»?

– У сотрудников «Журнала Московской Патриархии» созрела мысль создать первую религиозную газету, тем самым положить начало церковной периодики. И она вскоре стала выходить. Это был «Московский церковный вестник» — официальное издание Московской Патриархии, который существует и по сей день. Мне пришлось трудиться в этом издании Ответственным редактором. Признаюсь, что выпускать такую газету с периодичностью один раз в неделю оказалось делом нелегким: не было соответствующего опыта работы над изданием церковной периодики, он был потерян с началом революции. Перестройка перестройкой, а советская власть еще действовала, а значит, существовала цензура, ощущалось постоянное пристальное внимание со стороны государственных органов. Владыке Питириму приходилось вести сложные переговоры с Комитетом по делам религий — это был государственный орган, который очень настойчиво ограничивал деятельность Церкви, особенно когда речь шла о ее влиянии на духовную жизнь граждан. Но в конце концов время и усилия людей, направленные на то, чтобы сказать новое слово в печати, пересилили упорное сопротивление со стороны светской власти. Несмотря ни на что, к Пасхе 1989 года первый номер газеты «Московский Церковный вестник» вышел в свет, и это стало, можно сказать, революционным событием в жизни страны. Газета стала важнейшей вехой не только в деле восстановления с дореволюционных времен церковной журналистики и публицистики, она стала также и центром духовной жизни. С 1989 по 1992 год «Вестник» был средоточием многих церковных и общественных инициатив.
Одна из таких инициатив состояла в том, чтобы создать церковно-общественный журнал. Мы пошли со своей идеей к митрополиту Питириму, и владыка благословил нас на это, как он тогда сказал, благое дело. В 1991 году мы зарегистрировали журнал в Комитете по печати, прошли все необходимые процедуры, и с того времени «Православная беседа» начала свою биографию. В этом году исполнится уже 20 лет нашему детищу.

– Как вам удается все эти двадцать лет, что издается журнал, идти средним путем, кто направляет вас?


– Его выбрал весь творческий коллектив: и руководство журнала, и все члены редколлегии, и авторы, среди которых известные пастыри, педагоги, преподаватели духовных школ, писатели, богословы. Почему я так подробно перечислил создателей нашего журнала? Потому что все они — сугубо церковные люди. А каждый человек, находящийся в церковной ограде, имеет дар различения духов. Наши авторы хорошо понимают, что вредно, а что полезно для душ читателей. Идти царским путем — это вполне естественно для церковного человека. Тем более, что наш журнал духовно-просветительский, и он не ставил перед собой задачи отстаивать какие-то определенные политические взгляды. И тем не менее на страницах «Православной беседы» существуют такие рубрики, как «Церковь и государство», «Русская идея», «Православная мысль», «Вавилон». Все они касаются в той или иной степени политики, истории, экономики. Материалы этих разделов рассчитаны на то, чтобы освещать явления политической, экономической, культурной жизни в свете евангельского Откровения, то есть как бы нашими слабыми силами продолжать делать то, что делали наши известные церковные мыслители, создатели христианского социального богословия. И это, на наш взгляд, чрезвычайно важно и необходимо для сегодняшнего времени.

Но просветительский журнал — не газета и не сайт. Поэтому даже важнейших событий, происходящих в стране, (а их за двадцать лет было немало: и смена власти, и дефолты, и выборы) впрямую мы не касались, но вопросы государственного служения или, скажем, экономики на страницах соответствующих рубрик поднимались. И не раз.

Все двадцать лет «Православная беседа» преподносит читателям в своих статьях православное учение доступно и верно. Могу с уверенностью сказать, что ни одна из наших публикаций за это время не отошла от тех истин, которым в течение вот уже двух тысячелетий нас научает Церковь. Читатель может быть уверен: в нашем издании он ни с какой самодеятельностью, ни с какими ересями, ни с какими ошибками, если речь идет о богословии, о вероучении, о церковной истории, не столкнется.

Не открою какой-то особой тайны, если напомню, что печатное слово обладает особой, я бы сказал, колоссальной силой. Поэтому мы постоянно ощущаем огромную ответственность за все, что опубликовано на страницах «Православной беседы».


Беседовал А. ХЛУДЕНЦОВ



Полностью материал опубликован в газете «Православная Москва»
от 29.03.2024 Раздел: Апрель 2011 Просмотров: 1372
Всего комментариев: 0
avatar