Добавлено: 17.08.2021

Отец Мефодий безмерно любил русский народ

Из интервью архимандрита Мефодия (Петрова) газете «Свет Валаама»

В феврале 2021 года отцу Мефодию исполнилось 60 лет. Словно предчувствуя близкую кончину (упокоился 22 июля с.г.) батюшка согласился дать для газеты «Свет Валаама» необычно большое, объёмное интервью. Отец Мефодий родом из Македонии, был насельником Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, легендарная личность, в его телефонной книге телефоны президента, министров, депутатов, представителей европейских государств и самых простых людей. Это был человек, исполненный великой любви к Богу и людям…

— Батюшка, почему Вы приняли решение стать монахом? Что Вас к этому сподвигло?

— Призвание к монашеству у меня присутствовало с детства. Мне было свойственно стремление к уединённости, одиночеству, богомыслию. Моё любимое Евангелие — это Евангелие от Иоанна. Я читал его примерно с двенадцати лет и сильно плакал, мне очень хотелось угодить Господу. Каждого в своё время Господь призывает, одного пораньше, другого попозже.

— Раньше паломников было меньше?

— Всегда было много, всегда. Но, конечно, средств передвижения было поменьше, и условия у нас были спартанские. Мы даже каждого паломника водили с фонарём, чтобы ручки помыл, потому что электричество до 2008 года часто отключали.

Были тяжелейшие бытовые условия. Но благодать была в семь раз сильнее, чем сейчас, без той благодати мы бы не выдержали.

В пустыни без благодати невозможно прожить. А у нас весь Валаам был пустыней, один кран на всю обитель, крысы по полметра бегали, страшно… Господь все покрывал Своей благодатью.

Сейчас, если бы кто-то сказал мне: «Пройди заново эти пути адовы», — я бы не смог пройти. С той благодатью прошёл бы, конечно, а с сегодняшней благодатью не понёс бы.

— А почему уменьшилась благодать, Вы думали об этом?

— Потому что сейчас Господь всё нам дал, что необходимо для подвижнической жизни. Вот тебе свобода, подвизайся сколько хочешь, прибавляй ревность к ревности, огонь к огню. Сейчас самое благоприятное время для братии, для совершения духовных подвигов. У нас были очень тяжёлые бытовые условия, а вам сейчас об этом не нужно заботиться, только молись и подвизайся. В нашем монастыре сейчас человеку всё дано для духовного совершенствования.

— Многие из живших на Валааме отцов были настоящими подвижниками. Не могли бы Вы что-то о них рассказать?

— Я бы никого не стал выделять. Во главе с нашим наилюбимейшим Владыкой каждый монах от открытия монастыря и до нынешних дней внёс свой особенный вклад в возрождение нашей обители. Вокруг нас были такие подвижники, что благодаря их молитвам, их трудам Валаам сейчас является процветающей обителью.

Это огромный, титанический подвиг, который совершили отцы и братья от последнего трудника до наилюбимейшего Владыки. Я только смотрел, как они его совершают, удивлялся, какие они подвижники, какие молитвенники, как они не жалели своего здоровья, отдавали его на служение Господу.

— Почему так случилось, что большинство братии ушло?

— Некоторые ушли по послушанию, как, например, старец о. Серафим. Он сейчас живёт на Кавказе, молится за Валаам. Тогда, в первые годы была страшная духовная война в монастыре, искушения были большие. Война с тёмными силами зла, которые не давали Валааму подняться. Мы понимали, ради чего это делаем и на что идём. Страшная агрессия была против нас, мы на себе это испытывали. Сейчас братьям рассказываешь, в каких условиях мы жили, они не могут этого вместить.

Но и сейчас идёт та же самая война — война сатаны с Богом за души человеческие. Вечная война зла против света, против нашего прелюбимейшего Творца. За одну человеческую душу сатана готов отдать всю красоту нашего земного шара. Настолько человеческая душа величественна, красива, что за одну душу он готов дать всё что угодно. А мы, к сожалению, к красоте нашей души относимся весьма неразумно, пренебрегаем этим огромнейшим даром Господа.

— У Вас очень много друзей и духовных чад. Как Вам удаётся ко всем относиться с любовью принимать каждого человека? Откуда Вы черпаете силы?

— Как говорит наш прелюбимейший Господь: «Просите и дастся вам…» Если человеку не хватает любви, то пусть просит у Господа, Жизнодавца, и Он, безусловно, даст ему немеряно.

Без любви Божией человек не может нести такой крест служения людям, потому что людей пропускаешь через себя, через сердце. И когда Господь вливает свою любовь в человека, который старается любить людей, его любовь не уменьшается, а только увеличивается. Она, как пламя свечи, никогда не уменьшается.

— Отец Мефодий, расскажите, как образовался Православный Культурно-Просветительский Центр «Свет Валаама» и для чего он был создан?

— Прежде всего, конечно, Центр образовался по благословению Владыки. Ему было открыто Богом, что нужно создать такой Центр.

Цель была такая — объединить всех творческих людей, которые радеют о благолепии, о благочестии Святой Руси. Мы начинали с выставок, занимались социальным служением, очень много помогали местным жителям, пенсионерам, детишкам. Ещё окормляли и сейчас продолжаем окормлять тюрьмы. Помогаем и заграничным приходам, и многим малообеспеченным приходам России. Всякий человек, который к нам обращается, не остаётся неутешенным.

— Газете «Свет Валаама» уже 14 лет. Кому принадлежит идея создания газеты, для чего она была создана?

— Владыке Панкратию. Шли такие атаки на монастырь, особенно богоборческих сил. И он сказал: «Ты создай газету, чтобы защищать монастырь». Основная цель создания газеты была — открыть истину монашеского существования.

— За последние 30 лет в монастыре произошло много исторических событий. Какие из них для Вас были самыми запоминающимися?

— Кроме освящения верхнего храма Спасо-Преображенского собора, храма святителей Мефодия и Кирилла в гостинице «Славянской» и возрождения Зимней гостиницы, самыми запоминающимися являются ещё и каждый приезд Святейшего Патриарха, и каждый приезд Президента России.

Ещё мне очень пришлось по душе событие, связанное с отправкой Валаамской иконы Божией Матери в космос. У меня очень много друзей среди космонавтов. Особенно мне близок Сергей Константинович Крикалёв, лучший космонавт в истории человечества. Он рекордсмен по количеству дней в космосе. Его небесным покровителем является преподобный Сергий Валаамский. Мы с Сергеем Константиновичем очень близко дружим, хотя редко встречаемся. Он космонавт от Бога, Божий человек. В 2006 году он приехал на Валаам, привёз икону, поисповедался, причастился. И потом признался: «Теперь я понял, почему моя матушка говорила: «Серёжа, тебе надо съездить на Валаам!»

Он нам рассказывал, когда они спускались в капсуле на землю, случилась утечка кислорода. Они могли взорваться. Температура была 41,5 градус. А при 42-х градусах происходит взрыв в капсуле. Сергей не знал никаких молитв, ничего не знал. Но он держал икону Валаамской Божией Матери на груди.

И говорит: «Я начал сжимать икону сильно-сильно». И вдруг утечка кислорода остановилась. Сергей говорит: «Наверно, икона помогла».

Это была моя келейная икона. Когда приезжал другой космонавт Александр Павлович Александров, нам пришла идея с нашим благотворителем Александром Александровичем Смирновым отправить икону в космос. Он говорит: «Батюшка, вот космонавт Александр Павлович Александров отвечает за груз на МКС. Он готов помочь Вам отправить икону в космос». Я пошёл в келью и долго искал икону Валаамской Божией Матери. Очень много писаных икон Валаамской Божией Матери я раздарил, и на тот момент не осталась ни одной. Тогда я взял икону из своего уголка и отнёс её Александру Павловичу. Он, когда увидел икону, что она писаная, и весит немало, говорит: «Я думал, Вы бумажную иконку принесёте». Я говорю: — Нет, лучше эту возьмите. — Батюшка, Вы знаете, сколько стоит отправить сто граммов в космос? — Сколько? — Очень дорого… Но он пообещал и не отказался. Александр Павлович попросил Сергея Константиновича Крикалёва взять эту икону.

На ней сзади стоят три печати с МКС: какого числа прибыла на МКС, какого покинула и какой номер экспедиции. Это особенная икона, мы называем её «космическая». Она 488 раз облетела нашу планету, это был большой Крестный ход вокруг Земли.

Хотя космонавты тогда были нецерковными людьми, но он рассказывал, что они очень радовались, что с ними была икона. Она их утешала, просвещала.

Потом было ещё очень много попыток отправить писаную икону в космос, ни у одного экипажа это не получилось. Бумажные иконы были, и моя фотография была в космосе, но писаную икону так никто и не смог отправить. Разве это не чудо?

— Батюшка, а может быть Вы вспомните для наших читателей какие-то забавные истории?

— Прихожу я как-то в два часа ночи в келью, уставший после послушания. Начинаю читать смс-ки, накопившиеся за день. Нина Николаевна, бывший монастырский главный бухгалтер, Царство ей Небесное (перед кончиной приняла монашеский постриг с именем Сергия в честь прп. Сергия Валаамского. — Прим. ред.), написала мне такое сообщение: «Батюшка, Вы так много подарков раздаёте, у вас уже очень большой минус на счету». Я так думаю: «Что такое? У меня вера неисправная что ли?» От горечи взял гитару и играю одну старую песню на английском языке. В это же время, когда я ещё играл, мне звонит мой большой друг — газовик из Казахстана. Он такой простой, прямой, называет меня всегда «Бать, батюнь, батиночек мой», и спрашивает: «Как у тебя там дела?» Я ему говорю: — У Вашего батиночка такие плохие дела, что он с горя играет на гитаре…

— Что у вас там?

— Да у меня такой минус огромный на счету…

— Батюнь, я тебе закрою долг, сыграй мне на гитаре, пожалуйста.

Сыграл я ему ту же старую песню.

— Батюнь, завтра я тебе перекину деньги, чтобы закрыть долг.

— Спаси Господи!

А Нина Николаевна, когда узнала, что я «заработал» за одну песню такую огромную сумму, сказала мне: «Батюшка, а вы как часто играете на гитаре?»

— Раз в три года.

— Вам бы надо почаще играть!

— Батюшка, к Вам по-особенному, с любовью и уважением, относятся во всех уголках России. А чем выше поставлен человек, чем больше другие его прославляют, тем, наверное, тяжелее становится его крест. Даже сейчас, когда с Вами разговариваем, мы слышим, что Вам на телефон непрестанно приходят сообщения… Тяжело Вам нести этот крест?

— Совсем нет, не тяжело. У меня есть только одна добродетель. Когда умру, напишите об этом: что отец Мефодий безмерно любил русский народ.

Я понимаю роль русского народа в мире. Когда человек всегда живёт здесь, на этой земле, он, может быть, и не замечает красоту и величие своего народа, потому что эта красота узнаётся на расстоянии, когда её теряешь и видишь, как живут другие народы. Я знаю, что русский народ — это наивеличайший, наибоголюбивейший, наиблагодатнейший, наисмиреннейший народ, который готов положить душу свою за ближнего своего.

Можно просто посмотреть на итоги Второй мировой войны. Какой народ положил душу за ближних? Около 30 миллионов жертв, чтобы победить страшное зло. И сейчас всё это опровергают, закрывают глаза. Некоторые сознательно лицемерно и цинично унижают многострадальный русский народ. Это третий богоносный народ, который остался на Земле. Он ещё должен принести Господу добрые плоды. То, что сейчас происходит в мире, обязательно принесет самые горькие плоды, и поэтому обязательно нужен народ, который проявит в себе Свет Христов.

Без Божественного Света, без любви к прелюбимейшему Господу, которая присуща русскому народу, ни один народ не может выжить на Земле. Мы знаем, что на Святой Руси есть люди, которые молятся за «всего Адама», за весь род человеческий.

Мне кажется, что народы, которые пренебрегают ролью русского народа в существовании человеческого рода просто помрачены умом. Они не понимают его значения, не понимают его величия.

Наши маленькие народы, особенно славянские, открытыми глазами смотрят на Святую Русь. Они знают, это Матушка-Россия, это столп и утверждение Истины; это народ, который больше всех пострадал; народ, который принёс такие жертвы, столько своих сыновей и дочерей потерял в борьбе с сатанизмом и коммунизмом, с прочими силами, которые восставали на Христа.

В русском народе есть нечто величественное. Нет более смиренного народа на Земле. Русский народ выиграл Вторую мировую войну. Что он получил в этой войне? Если сравнить, как живут русские люди, и как живут на Западе, в Америке, как живут в Азии, — да не сравнить с русской деревней…

В русской деревне нищета — и золотой купол в центре деревни. Какая любовь у русского народа к Богу!

Это непостижимое смирение, которое присутствует в русском народе, оно меня покорило, оно и раздражает богатые народы, которые никогда не смогут постигнуть его.

Возьмите Грецию, к примеру, у них там пенсия 1000 евро. Если им на 50 евро уменьшили пенсию, они на всю Грецию будут кричать: «Ой, нас лишают средств к существованию!»

А мы знаем какие пенсии у русского народа, и какое у него смирение, какая любовь к Богу. Русский народ всё принимает как Промысл Божий, как возможность покаяться. Это говорит о величии народа, потому что он глубоко духовный, он не стремится к материальным благам. Это поражает.

Русский народ богоблагодатный, богоносный. Такая атака идёт на него. Мне очень обидно за русский народ, невыносимо. И сколько врагов восстаёт изнутри. Господь, мне кажется, готовит этот народ к чему-то великому. Это тайна Божия.

— А как Вы думаете, что будет с Россией в ближайшее время?

— Ну, пока существуют монастыри, и пока у нас есть ядерное оружие, ничего плохого не случится. У России два щита — ядерный и духовный. Поэтому все Россию боятся.

Разве не видно, что Господь любит Россию. Сейчас у России есть оружие, которого нет ни на Западе, ни в Америке. Поэтому они так и беснуются, свирепствуют на Россию. Не знают, какие санкции уже придумать. Разве не видно, что Господь при всей нищете, при всех санкциях, при всех атаках любит Россию.

И Господь, как и раньше, так и сейчас, даёт гениальных учёных, создавших «Катюши» во Вторую мировую войну против немцев… И первая водородная бомба где была создана? В России, в Сарове. Преподобный Серафим Саровский сказал: «Россия всегда будет сильна и страшна врагам». Это его пророчество.

А какой у нас Президент! У них таких нет. Никогда не было таких президентов. Сейчас такая атака идёт на него!

— Вы такой человек, с которым общается очень много людей, но, тем не менее, испытываете ли Вы когда-нибудь одиночество? Бывают ли у Вас дни печали, уныния?

— Да, конечно. Я же тоже грешный человек.

У меня был один такой случай… Помните, когда один монах нашего монастыря поцеловал руку Президенту? Такой был резонанс, взорвался весь Интернет. У меня было три дня уныния, колоссальнейшего уныния… Даже некоторые из людей, которых я люблю, уважаю, меня ругали, обижались, считали, что я неправильно поступил.

На четвёртый день мне позвонил Президент. И сказал такие слова: «Батюшка, знаю, что Вы сильно переживаете насчёт этого. Если бы я сам читал Интернет, то, наверно, сошёл бы с ума. Главное, что мы Вас любим, и Вы нас любите, все остальное ничего не значит!»

У меня сразу с души сошло — все демоны, которые три дня меня душили, вот так разлетелись! Как мыльный пузырь, так говорится, да?

У нас в Македонии принято, чтобы старшему при встрече целовать руку. Тем более мне, представителю маленького народа, Президенту наивеличайшего народа, который я безмерно люблю! Это уважение к русскому народу! А не подхалимство, как некоторые писали…

Всё это было попущено, чтобы я увидел какой у нас Президент, какие слова он мне сказал, чтобы меня поддержать.

— Батюшка, но ведь сложно любить ближнего, когда у него есть недостатки, страсти…

— Любить ближнего очень легко. Когда любишь ближнего — подражаешь Господу. Когда любишь его — исполняешь заповеди. Когда любишь его — сам преисполняешься любовью Божией. Когда любишь его — получаешь награду от Бога. Любить людей — это очень легко, это нетрудная задача. Тем более, это свойственно человеку.

— А какая задача тогда трудная?

— Трудно не любить человека. Когда человек не любит, он убивает себя, забивает нож в сердце. Человек, который не любит, лишает себя общения с Богом. Бог — есть любовь. Когда мы не любим ближнего, мы разрываем единственную связь со своим Творцом. Тогда жизнь человеческая становится бессмысленной.

Сейчас в мире огромный дефицит любви… Мы очень нуждаемся в любви, её катастрофически не хватает. Из-за этого такие разногласия, пандемии, цунами, землетрясения и все наши скорби, которые постигли нас. Любовь — это Бог. Кто говорит о любви — говорит о Боге.

— Как Вы боретесь с находящими искушениями? И помогает ли Вам в этой борьбе частое служение Литургии и Причастие?

— Безусловно. Нет ничего выше на земле, чем Божественная литургия. Очень печально, что сегодня мало людей часто причащаются. Я сторонник того, чтобы человек часто причащался, даже если он не подготовился по всем правилам, не смог должным образом попоститься. Потому что Господь даёт нам свою любовь, а мы игнорируем Его. Он так любит человека, что Он больше радеет о том, чтобы спасти человека, чем о собственной славе.

Господь ждёт человека, стучится в его сердце, чтобы он причащался, освящался, вкушал Его Святое Тело. А мы под разными предлогами, которые сатана нам внушает, больше стараемся не причащаться, чем причащаться. Мне кажется, что это очень большая ошибка современного человека. Мы сейчас очень слабые, более раненые, и условия, в которых живём, более соблазнительные. Поэтому человеку надо чаще причащаться.

Откуда человек почерпнёт силы, если не от Господа? У кого? Чтение святых отцов — это хорошо, но силы-то — это сам Господь. Поэтому — причащаться и причащаться…

— Что бы вы хотели пожелать нашим читателям?

— То, что уже говорил. Любить, любить и любить прелюбимейшего Господа и ближнего своего — это смысл человеческой жизни, другого пути нет. В этих двух заповедях весь закон и пророки. Всё Евангелие только об этом, всё оно, как золотой нитью, пропитано этими двумя заповедями.

Ничего другого человеку в жизни и не нужно. Если он имеет любовь к Богу и любовь к ближнему — он уже житель Рая.

Сайт Валаамского монастыря
от 15.09.2024 Раздел: Август 2021 Просмотров: 867
Всего комментариев: 0
avatar