Научный взгляд
Посвящается моему духовному отцу архимандриту Кириллу (Павлову), благословившему этот труд.
Известный всему Православному миру архимандрит Кирилл – духовник трех Патриархов всея Руси: Алексия I, Пимена, Алексия II.
Многолетний духовный наставник братии Свято -Троицкой Сергиевой Лавры.
Герой Сталинградской битвы, чудесным образом оставшийся в живых и давший обет посвятить свою жизнь Богу.
Много лет прозорливо окормляет и спасает тысячи людей от греховного образа жизни.
Точные естественные науки открыли нам космос, расщепили атомное ядро, создали компьютерные системы, моделирующие мыслительную деятельность человека. Но наша духовная, невидимая другими внутренняя жизнь не стала от этого умиротворенной, в ней по-прежнему таится страх и неуверенность перед нашим «светлым будущим».
Почему же наша жизнь такая неустроенная и «все у нас не так» – и в наших семьях, и в самом некогда Великом Государстве, «вдруг» развалившемся? И непредсказуемы последствия разъединения трех славянских народов, 1000 лет скрепляемых единой Православной верой. «Разделяй и властвуй» – цель врага рода человеческого, сеющего раздор, вражду и ненависть.
Мы с завистью взираем на заморские страны, где жизнь, как нам кажется, вполне «налажена»: в Японии, к примеру, одна «галька», а какой прогресс и материальное благополучие! А у нас несметные природные богатства, но мы постоянно нуждаемся! Чем же мы хуже и неужели глупее других? Почему нашу Русь-матушку раздирают междоусобицы и постоянно трясут революции и войны? Почему при нашей тысячелетней Православной вере нет у нас вековой нравственной устойчивости понятий и традиций, например, как в Китае или Англии? Почему в Европе высочайшая культура, а мы сроднились с хамством?
Но ведь и материальное благополучие, которого мы так желаем, не спасет нас от тяжких болезней и душевных страданий. К примеру, Голландия являет миру удивительные «чудеса» цивилизации, но по неумолимой статистике имеет один из самых высоких показателей уровня самоубийств, и нет ли в этом непосредственной связи с разнузданной и вседозволенной «демократией» с раскрепощенными инстинктами по «правам человека»?
А может быть, образец нашего «светлого будущего» – американский образ жизни? Но и в их фильмах, отражающих этот «образ», вовсе отсутствует мысль о Боге – даже на подсознательном уровне! Там с детства внушают, что самое главное в жизни – стать богатым и знаменитым, а о морали умалчивают. Потому, к примеру, можно чтить и любить свой «семейный очаг», но при этом вовсе «не грешно» получать удовольствия «и на стороне».
Может быть, в «заморских странах» религия «более прогрессивная, современная, а значит, и правильная», а наша Православная Церковь со своими вечными и неизменными канонами давно уже устарела и «не оправдывает себя в принципиально изменившемся цивилизованном мире»? В Православии одни «запреты и устрашения», а у них все легко и радостно – молятся «с песнями и плясками»! И считают себя уже спасенными... При наших умопомрачающих технологиях умнее ли мы стали своих предков с теперешними «временными гражданскими браками», с убийствами младенцев в утробе матери и неблагополучными детьми; с алкоголизмом, обычной и телекомпьютерной наркоманией и СПИДом, с больным и вырождающимся поколением?
Подобные вопросы тревожат многих из нас. В предлагаемой книге сделана попытка хотя бы частично ответить на эти вопросы с привлечением современных точных наук, рассматривая Истину, как совершенную полноту неискаженных Божественных Законов.
«Бог – не предмет науки» [29], – говорит известный богослов В.Н. Лосский. И это справедливо, ибо изучать Бога бессмысленно. Но мы можем познавать Бога через познание Его Законов-Заповедей Святого Евангелия, чтобы не сбиться с Истинного пути Спасения. И этому может способствовать и современная точная наука.Человек должен знать, понимать и исполнять Божественные Законы.
Прагматический взгляд современного человека на поставленные вопросы ищет ответа в сцеплении внешних обстоятельств, «бездарно» управляемых, и в стечении неблагоприятных случайных событий, путая в них причины и следствия. Верующие в Бога, неблагоприятные жизненные обстоятельства считают следствием нарушения людьми нравственных Божественных Законов. И в этом причина внутренних и внешних нестроений и безнравственных поступков в семье, обществе и государстве в целом.
Вот что говорит по этому поводу голос Православной Церкви:
«...Люди Бога не видят, не знают. Но связь невидимого мира с миром вещественным – непосредственная. Наше неверие, наше невежество, наше незнание Бога, а также нарушение нравственных законов не могут оставаться безнаказанными. Мы не ведаем, что Господь промышляет не только о каждом человеке, а вообще о всей стране... Сегодняшний хаос – это тоже, конечно, попущение Божие. Если народ не опомнится, глубоко не раскается, не прекратится разложение нравов, то хорошего ждать нечего. Можно ждать только гибели. Разве допустимо, чтобы в нашей стране, на Руси Святой, сейчас дали свободу бесовщине? Колдуны, маги, экстрасенсы, секты различные... Это, естественно, подвигает Божью правду на гнев. Господь с этим не может мириться. В Евангелии сказано: «Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих Истину неправдою» (Рим. 1, 18). Господь дает испытание: образумьтесь, обратитесь ко Мне! Согласно библейскому предсказанию, семь ханаанских народов были истреблены только за то, что они допустили поклонение бесам. Грехи человеческие – это по немощи. Но когда люди стали обращаться к темной бесовской силе, тогда Господь этого не потерпел. А у нас открыли ей дорогу... Мы стоим на грани жизни! И если не образумимся, не раскаемся, не осудим себя, не обратимся к Богу, то наказание неминуемо настигнет. Пока же Господь это терпит за счет верующих. Церковь еще существует. Она молится и умоляет Господа: «Не попускай, молю Тебя!» А всю нечисть Господь уничтожит! Человек сам виноват в том, что отошел от Бога, от Истины, ко лжи приобщился. А ложь никогда не дает человеку удовлетворения. Ложь есть ложь. Поэтому люди и задыхаются от того, что во лжи пребывают. А если к Истине обратятся, то почувствуют Жизнь, Радость!» [21].
О причинах наших нестроений говорит «известный персонаж» из романа Ф.М. Достоевского: «По-моему, и разрушать ничего не надо, а надо всего только разрушить в человечестве идею о Боге... и наступит все новое. Люди совокупятся, чтобы взять от жизни все, что она может дать им, но непременно для счастья и радости в одном только здешнем мире... любовь будет удовлетворять лишь мгновению жизни, но одно уже сознание ее мгновенности усилит огонь ее настолько, насколько прежде расплывалась она в упованиях на любовь загробную... всякому, сознающему уже и теперь эту истину, позволительно устроиться совершенно как ему угодно, на новых началах... «Все дозволено», и шабаш!» [54].
Если в управлении Государством и среди народа процветают ложь и зависть, воровство и лукавство (все это атрибуты врага рода человеческого) – такой народ в соответствии с Божественными Законами ожидает не светлое, а «серое будущее».
Господь даровал нашему народу Православную веру, которая хранит нас уже более тысячи лет. «Такую веру дал нам Господь! – сказал однажды архимандрит Кирилл (Павлов), – а что же мы»?...
Бог попустил каждому народу «свою» религию, часто с постепенным послаблением требований к исполнению Божественных Законов. Условия жизни постоянно меняются, но неизменны и вечны Всеобъемлющие Законы Творца и Спасителя, и потому игнорирование или искажение того или иного Закона по субъективному человеческому разумению приводит людей ко греху – единственному мировому злу. Эти процессы с позиции законов кибернетики и информатики рассмотрены в предлагаемой читателю книге.
Почему же мы никак не можем одолеть зла, объединившись против него? Еще Лев Толстой в романе «Война и мир» философски призывал: «Ежели люди порочные связаны между собой и составляют силу, то людям честным надо сделать только то же самое. Ведь так просто». Эти слова звучат также эпиграфом к многосерийному одноименному фильму, который получил широкое международное признание и премию Оскара. Роман и фильм замечательны, но простой и ясный призыв великого писателя остается мечтою. История убеждает: не так уж и просто объединиться добру, иначе бы наша Земля стала преддверием Рая. Добро всегда было в меньшинстве (и это отражено в герое народных сказок), подобно «соли земли» (Ев. от Мф., 5, 13), сдабривающей весь мир, который еще стоит и не рушится.
В предлагаемой читателю книге со святоотеческих и научных позиций раскрывается одна из основных функциональных причин легкого объединения «людей порочных» и сложных связей «людей честных». Конечно, твердая власть способна объединять людей и в определенной мере может ограничивать их безнравственный образ жизни. Но этот метод насильственный, а потому малоэффективный с нравственных позиций.
В книге на основе многовекового устоявшегося Православного вероучения и современной науки показано, что единственно возможный путь к истинно нравственному объединению людей возможен через индивидуальное духовное очищение от грехов в Таинствах Церкви Христовой и, прежде всего, через покаяние в своих безнравственных поступках, без которого невозможно духовное очищение и которое является началом нравственного совершенствования человека и его спасения.
Это положение иллюстрируется с помощью кибернетической системы «БОГ-ЧЕЛОВЕК» на основе сопоставления универсальных законов кибернетики с Божественными Законами управления человеком и миром. В этой системе, в соответствии с кибернетическими законами, обратная связь (от человека к Богу), как покаянно молитвенное обращение, является необходимой и обязательной в целях раскрытия своего духовного состояния и обретения Божественной помощи в достижении человеком нравственного совершенствования. Именно ослабление этой связи определяет удаление от Бога, когда «все дозволено». А прямая связь (от Бога к человеку), как управляющая для всякого, остается непрерываемой, ибо Господь спасти хочет всех.
Таким образом, добро выживает с помощью Божьей при индивидуальном стремлении ко спасению, а люди «порочные», объединившись без Бога, идут к духовной погибели, даже при внешнем благополучии, которое непостоянно. Наш великий писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский призывает: стань лучше, и среда вокруг тебя станет чище.
На протяжении всей истории Руси примером духовного объединения людей всегда были и есть Православные монастыри с их подвижниками и наставниками в благочестивой жизни всех сословий и национальностей. Народ шел к ним за советами и утешениями и получал прозорливые наставления, духовные и телесные исцеления. Такое братское единение возникает на добровольной основе при совместной молитвенной и трудовой подвижнической жизни, которая индивидуально очищает каждую душу от греховной скверны и способствует общему достижению главной христианской заповеди – Любви к Богу и друг к другу. Современным прообразом монастырской жизни является расширяющаяся деятельность Православных Братств, Сестричеств, Общин, объединяющая единомышленников по территориальным, профессиональным и другим признакам [69]. Никогда на Руси монастыри не изолировали себя от нуждающихся как в духовном, так и материальном отношении в годину невзгод. Подвижники, достигшие высокого нравственного совершенствования, постоянно окормляют и наставляют своих «духовных чад», живущих в миру.
Конечно, предъявляемые требования к монастырской жизни существенно отличаются от жизни в миру. Но и в самом монастыре каждый подвижник несет различные духовные и трудовые послушания и налагает на себя – по благословению своего духовного Отца – посильно возможные духовные подвиги по мере своего духовного возрастания. Но в принципиальном отношении образ жизни верующего светского человека не должен отличаться от монашеского. Основные нравственные требования, в соответствии с Законами Святого Евангелия, относятся ко всем людям. Сам Апостол Павел говорит о себе: «Я не почитаю себя достигшим; а только забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести высшего звания Божия во Иисусе Христе... Впрочем, до чего мы достигли, так и должны мыслить и по тому правилу жить» (Фил., 3, 13-14; 16). Верующая семья – это своеобразный монастырь со своим посильным уставом, а квартира – это келья с ежедневным молитвенным правилом, заменяющим растлевающие душу телепередачи, видеофильмы и непотребную информацию в мировой паутинной сети – Интернет. Много ли у нас таких семей? В одном из частных писем архимандрит Кирилл написал: «Жить в семье по-христиански – это самое главное в наши дни, когда жизнь христианская вовсе отсутствует. А отсюда – горечь и слезы, отчаяние и разочарование. Человек видит причины и недостатки внешние и в ближнем своем, не вникая в Христианские заповеди Святого Евангелия и не следуя им».
Скрытая от посторонних глаз, внутренняя духовная жизнь верующего человека не означает устранения его от своих профессиональных и общественных обязанностей, которые благословляются христианством. Близким автору примером успешного совмещения научной и религиозной деятельности является создание принципиально нового научного направления по проектированию благотворных систем [69]. Этим направлением руководит профессор, заслуженный деятель науки, священник Александр Половинкин, с которым автор сотрудничает многие годы (по научно-религиозным проблемам). Это научно-техническое направление предусматривает создание систем с такими возможностями и характеристиками, которые не могут в принципе нанести какой-либо вред людям и окружающей среде. Разработкой фундаментальных исследований таких же благотворных систем занимаются в отделе «Человеко-машинных систем управления» (Кибернетический центр НАН Украины) под началом профессора, доктора технических наук В.В.Павлова, с которым автора связывают многолетнее творческое сотрудничество и дружба. Готовится к изданию очередная фундаментальная научная монография: В.Е. Обухов, В.В. Павлов «Решения сложных логических уравнений» (изд-во «Наукова думка», г. Киев). Результаты ее используются при синтезе благотворных самоорганизующихся систем искусственного интеллекта (например, обеспечение технической безопасности атомных станций). По сравнению с зарубежными достижениями и по признанию научной общественности в монографии разработаны простые и оригинальные методы решения сверхсложных логических уравнений. Эти методы значительно превосходят и опережают результаты американских логиков-математиков. Примером благотворного влияния религии на науку следует отметить новые оригинальные результаты в области исследования функциональных процессов мышления человека, частично отмеченные в приведенной книге.
В предлагаемой читателю книге каждое из описываемых религиозных положений имеет логико-математическое основание, которое ввиду математической сложности здесь не приводится. Таким образом, в указанных примерах творческой деятельности видны реальные, благотворные плоды взаимного влияния и обогащения как фундаментальной науки, так и восприятия Православного вероучения. Это можно увидеть также в разделах о функциональных процессах, рассматривающих взаимосвязи Животворящей Единосущной и Нераздельной Пресвятой Троицы с духовной структурой человека.
Наши великие писатели и мыслители Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский видели будущее нашего Отечества как Православного государства с гармонией отношений каждого человека с Богом, властями, окружающими людьми и миром. Н.В. Гоголь писал: «Наша Церковь, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, вся со своими глубокими догматами и милейшими обрядами наружными, как бы снесена прямо с Неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы и недоумения и вопросы наши, которая может произвести неслыханное чудо в виду всей Европы, заставив у нас всякое сословие, званье и должность войти в их законные границы и пределы и, не изменив ничего в государстве, дать силу России, изумить весь мир согласной стройностью того же самого организма, которым она доселе пугала, – и эта Церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь!.. В ней заключено все, что нужно для жизни истинно русской, во всех ее отношениях, начиная от государственного до простого семейственного, всему настрой, всему направление, всему законная и верная дорога. По мне безумна и мысль ввести какое-нибудь нововведение в Россию, минуя нашу Церковь, не спросив у нее на то благословения. Нелегко даже и к мыслям нашим привить какие бы то ни было европейские идеи, покуда не окрестит их она светом Христовым» [49].
Теперь эти слова воспринимаются нами, как сказочная мелодия. Мы заходим в свою Церковь, как иностранцы, ничего не понимая, что в ней происходит. Но зато «с перестройкой» мы с долгожданной готовностью распахнули всему миру окна и двери; и под видом «приятного и благодатного освежающего воздуха» на не закаленные Православною верою души хлынул растлевающий поток греховной скверны.
Нравственному православному образу жизни противостоит обезумевший мир, в котором «сатана правит бал», предлагая массу низкопробных удовольствий, призывая отвлечься от реальной, суетной и будничной жизни и расслабиться в чувственной виртуальной нереальности. «Нет, не умрете, – постоянно внушает нам древний змий, принявший современный облик, – и будете как боги» (Быт., 3, 4-5). И мы начинаем сомневаться: а может прав змий, а не Бог? И говорим Богу: «Зачем ты пришел нам мешать?» (Ф.М. Достоевский «Великий Инквизитор»).
Своим образом жизни мы сами удаляемся от Бога. Будто тем самым можно избавиться от Божественной Истины и ее вековечных и неизменных Законов, проявление которых в виде возмездия и преследует нас.
Вот одна из причин наших бед и страданий! Потому и лишает нас Бог своего Божественного Разума, оставляя в греховном состоянии – источнике наших повседневных грубых ошибок и глубоких заблуждений. Другая причина наших бед и страданий в том, что после безбожного атеистического периода и нашего богоотступничества мы с большим трудом обретаем Православную веру, а нередко и изменяем ей. Мы стали слабоверующими в Божественные Законы. Нет теперь уж той крепости веры, которую бережно хранили наши предки. Ни одно государство в мире так не восставало против Бога и не расправлялось с Церковью с такой методичной жестокостью на протяжении нескольких десятилетий, как советское государство. И только заступничество Божией Матери сохраняет нашу Истинную Православную Церковь. Перед началом октябрьского переворота «бремя несения креста Удерживающего (2 Фес, 2, 3-8) взяла на себя Божия Матерь. Знамением чему было явление чудотворного образа Богоматери Державной в с. Коломенском под Москвой... Народу представилось изображение Божией Матери, как Царицы Небесной, как Царицы Земной, величественно восседающей на Царском троне в красной царской порфире (как бы пропитанной кровью) на зеленой подкладке, с короной на голове и скипетром и Державой в руках. На коленях находится благословляющий Богомладенец. Лик Богоматери строг, суров и властен взгляд Ее скорбных очей, наполненных слезами» [39]. Русь спасается Богородичного силою.
«Покайся ж, Русь, злосчастная блудница.
Омой в слезах свой оскверненный стыд.
Твоя заступница – Небесная Царица
Тебя и грешную жалеет и хранит»
(С.С. Бехтеев)
Доктор технических наук В.Е. Обухов