Добавлено: 24.10.2020

Истинный воин Христов

6 октября 2013 года, не дожив одного дня до своего 68-летия, отошел в мир иной Алексей Алексеевич Сенин, русский журналист и общественный деятель, основатель и безсменный до своей кончины главный редактор авторитетнейшей православно-патриотической газеты «Русский Вестник».

7 октября 2020 года А.А. Сенину исполнилось бы 75 лет. В быстротечности времени, круговороте дел, событий, больших общественных катаклизмов мы не должны забывать тех, кто в трудные девяностые и последующие годы все свои силы, таланты отдавал служению Отечеству, русскому народу, возрождению православной России. Кто своими подвижническими трудами, с полным напряжением сил сдерживал на своем участке фронта натиск мировых сил зла, накатывающихся на нашу страну, на наш народ.

В тот 2013-й год в ноябрьском номере нашей газеты были напечатаны воспоминания протоиерея Николая Булгакова, главного редактора «Руси Державной» Андрея Печерского, публициста Виктора Саулкина, посвященные памяти дорогого нашего соратника Алексея Алексеевича Сенина. Вспомним и слово его духовника протоиерея Георгия Вахромеева, произнесенное в те же дни. Перечитаем строки воспоминаний и оживим в наших сердцах образ этого необыкновенного, замечательного русского человека, нашего современника.
Будем помнить о нем и передадим эту память нашим детям и внукам.


Богатырь


В самом начале смутного 1991 года вышел первый номер небывалой доселе газеты «Русский Вестник». До этого слово «русский», тем более в названии периодического издания, было запрещено. Но газета стала русской не только по названию — по самой своей сути, по своему мiровоззрению, по главной своей задаче. Помню, как поразил ее самый первый номер: совершенно то, что нужно!

Основателем и главным редактором этой газеты был Алексей Алексеевич Сенин.

Все эти двадцать два года русский народ мог быть спокоен, поскольку у него был надежный защитник. Этот защитник твердо соблюдал его интересы. Он, как богатырь в дозоре, зорко всматривался во все пределы, откуда только могла прийти опасность русскому народу, следил за всеми поползновениями врагов его коренных интересов. Наш доверчивый народ мог не распознавать в эти труднейшие, лукавые годы всех козней его мнимых «друзей», мог обольщаться их белоснежной овечьей шкуркой, но наметанный богатырский глаз безошибочно обнаруживал под ней волчьи клыки и прямо говорил об этом.

Преданность Сенина своему народу была абсолютной. Он представлял его интересы всегда и во всем. На него, как на ведущего эксперта по русским делам, всегда можно было положиться в том, что русскому хорошо, а что — смерть.

Он был великим воином за русскую правду, за русский дух, за русскую историю, за нашу историческую традицию. За подлинные, православно-монархические интересы русского народа, ибо подлинными они могут быть только православными и монархическими, без малейших либерально-коммунистических примесей.

В его газете не было не только ничего коммунистического в то время, когда КПСС формально еще была правящей партией, но и ничего мнимо-противоположного, демократически-либерального, вовсю обольщавшего тогда наш народ новыми «болотными огнями».

Уже в 1991 году «Русский Вестник» напечатал во всю первую свою страницу торжественный портрет Иосифа Виссарионовича Сталина — тогда, когда это было многим нашим соотечественникам еще непонятно, неясно, что же это означало в совершенно некоммунистической, православно-самодержавно-народной газете...

В том же, 1991 году в «Русском Вестнике» было опубликовано важнейшее историческое свидетельство о явлении в 1941 году митрополиту Гор Ливанских Илие (Караму) Божией Матери, Которая открыла ему, что нужно сделать у нас в стране для того, чтобы Россия не погибла, — из православного самиздата — под названием «Заступница».

Тогда еще мы многого не знали о нашей истории: о русской монархии, о Царе-мученике, о белом движении, о казачестве, о большевизме... «Русский Вестник» много сделал для того, чтобы открыть нам эту правду, чтобы в 2000 году была канонизирована Царская Семья.

В начале 1992 года в газете вышла статья «На острие меча», написанная прямо в Троице-Сергиевой Лавре, в келье иеросхимонаха Моисея (Боголюбова), по благословению архимандрита Кирилла (Павлова), других православных старцев и иереев. В ее основе была формула отца Моисея о том, что если Церковь соединится с Армией, Россия будет непобедима.

1 июня того же года произошла мимолетная встреча с Патриархом Алексием II в Чистом переулке. Мы — к нему, а он у нас, троих мiрян, спрашивает, кто мы и откуда. В ответ мы лишь вручаем ему номер «Русского Вестника» с этой статьей и фотографией, запечатлевшей встречу Святейшего с полковником нашей армии. А главное — передаем Патриарху пожелание генерала Филатова: встретиться им с министром обороны и на высшем уровне принять решение о возобновлении исторического взаимодействия Русской Церкви и Русской Армии, прерванного официальным безбожием. Патриарх ответил согласием.

Статья «На острие меча» открыла брошюру «Православие. Армия. Держава», которая была издана «Русским Вестником» перед самыми октябрьскими событиями 1993 года.

Замечательный сотрудник «Русского Вестника» Юрий Сергеевич Исатов готовил те публикации, а потом и документы для первой официальной конференции «Церковь и Армия», которая состоялась в Военной Академии Генерального штаба в 1994 году.

Самая же первая встреча генералов и офицеров Академии с духовенством произошла в сентябре 1992-го. На ней, не без колебаний, было принято обращение к Патриарху и министру обороны с призывом о взаимодействии. В осенний день преподобного Сергия это обращение, подписанное наместниками монастырей, духовенством, генералами и офицерами, деятелями культуры, вышло в «Русском Вестнике». И вот — в день преподобного Сергия двадцать один год спустя раба

Божия Алексия отпели... Как точен и красив, мудр и щедр Промысл Божий!.. То был третий день по его кончине, а девятый — на Покров Божией Матери.

Подсчитал — и вспомнил, как «Русский Вестник» напечатал проповедь протоиерея Валериана Кречетова, произнесенную им в день Покрова 1991 года...

Сколько же было опубликовано серьезных, глубоких, злободневных и не стареющих материалов в газете, какое богатство — ее подшивка за все эти годы! Она представляет, думается, интерес для добросовестного историка России минувших лет.

На факультете журналистики вполне можно заняться изучением сенинского «Русского Вестника» как явления отечественной периодической печати. Его идей, жанров, рубрик, информационной плотности — всей структуры газеты, которая сложилась с первого номера и почти не менялась, но при этом отнюдь не делала газету монотонной — в ней всегда были мысль, динамика, острота, правда...

Вполне можно, пожалуй, учредить ежегодную премию имени Сенина за лучшие работы православной патриотической журналистики.

Какая простая, скромная, совсем русская была у него фамилия!.. А прибавить одну букву впереди — и будет фамилия великого поэта, одного из самых русских, земляка Сенина по годам его юношеского становления...

Здесь, в «Русском Вестнике», мы печатали цикл бесед с покойным отцом Алексием Грачёвым «Когда болеют дети». Татьяна Геннадьевна Кислицына прямо-таки вытягивала их у нас в очередной номер... Там же вышло и первое издание этих бесед в виде брошюры.

Как Сенин работал!.. Помню, приходишь в редакцию — еще в Большом Харитоньевском переулке, — главный редактор сидит в углу большой общей комнаты в полном безмолвии, обложенный кипами газет, рукописей, и читает без конца, правит, не шелохнувшись, не отлучаясь в коридор поговорить о том о сем, даже не перебрасывается какими-то общими фразами — только дело!

И сколько он сделал! Теперь, когда завершился его земной путь, особенно ясно виден этот огромный, важнейший, исторический труд.

Алексей Алексеевич — это был очень настоящий человек. Мудрый. Верующий. Верный. Мужественный. Стойкий. Искренний. Скромный.

Помню, как на вечере цикла Лины Мкртчян «Возвращение на Родину», посвященном памяти скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова, во время литии, когда его другу пели «Вечную память», я увидел на страдающем лице Алексея Алексеевича слезы.

Это был человек большого сердца, большой любви. Его абсолютной любовью были Россия, русский народ.

В православные праздники он регулярно присылал смс-ки с поздравлениями — трогательно-искренние, горячие, русские...

В последний раз мы виделись скорее всего в госпитале, когда он был тяжело болен, а я приезжал его причастить. Он тогда поправился... Но ушел теперь, внезапно. Так судил Господь.

Он сделал свое дело. Он довел это дело до конца. Он был одним из главных маршалов великой битвы за русскую правду, за Божию правду. И он выстоял. Он был не только одним из тех, кто держал линию фронта, он готовил и наступление. И оно идет.

Он начал газету, когда кипела революционная смута, когда шел развал страны, в тумане идеологической «дымовой завесы», в чаду безудержной официальной русофобии. А ушел после того, как сам президент России торжественно провозгласил те самые идеи, за которые он бился все эти годы: о неповторимости русской цивилизации, о непрерывности нашей истории, о нашем праве быть самими собой в мiре.

Он дал пример того, как нужно трудиться для блага нашей Великой Родины. Так, как нас призывал Н.В.Гоголь: «Помните вечно, какой земли гражданин вы, и что никому не предстоит столько трудов и работ, как гражданину сей земли, и что есть Таинственная Рука, которая поведет вас на прекрасное и высокое».

Алексей Алексеевич Сенин вложил твердый камень в здание государства Российского, который останется в нем навсегда.

Вечная ему память!

Протоиерей Николай Булгаков


Русский вестник Алексей Сенин


В 1991 году мне часто приходилось возвращаться с работы уже после закрытия метро. Редакция газеты «Правда», где я тогда работал заместителем ответственного секретаря, для нас, выпускающих завтрашний номер, всегда предоставляла автомашину. Жил я тогда рядом с метро «Сокол», меня высаживали у подземного перехода. И вот однажды, переходя под землей Ленинградский проспект, я увидел мужчину с окладистой бородой, который продавал какую-то газету. Я решил полюбопытствовать, что это за издание. «Берите, не пожалеете, это «Русский Вестник», — доверительно сказал он мне.

Несмотря на позднее время, придя домой, я прочитал номер этой газеты от начала до конца. Как говорится, на одном дыхании. Меня, журналиста главной газеты Советского Союза, было трудно чем-то удивить. Но здесь я увидел материалы, которые, как и многих людей в то время, по-настоящему взволновали... Что-то сдвинулось, проснулось у меня в душе...

С тех пор я часто встречал бородача в переходе и обязательно покупал у него «Русский Вестник». И наверное не случайно появился вскоре специальный выпуск «Правды» «Храм Христа Спасителя», а за ним и «Русь Державная».

С главным редактором «Русского Вестника» Алексеем Сениным я познакомился уже позднее, у русского скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова. Когда осенью 1993 года вышел в свет первый номер «Руси Державной», именно Алексей Сенин предложил распространить часть ее тиража через уже налаженную сеть «Русского Вестника». Этот дружеский братский поступок до сих пор удивляет меня. Ведь практически каждый редактор очень дорожит своими каналами распространения и никогда ими ни с кем не делится.

Человеческая память очень избирательно сохраняет отдельные эпизоды нашей жизни. Мы много раз встречались с Алексеем. Но мне почему-то особенно врезались в память те несколько секунд, когда он окликнул меня на ступенях Храма Христа Спасителя в нескончаемой очереди к Всечестному Поясу Пресвятой Богородицы. Так и стоит перед глазами его взволнованное от предстоящей встречи со Святыней лицо...

Похоронили Алексея на деревенском кладбище недалеко от подмосковного города Истры. С высокого косогора можно увидеть купола Ново-Иерусалимского монастыря. Может быть, в тихую погоду слышен в кладбищенской тишине звон его колоколов.

Говорят, Господь забирает душу человека в наивысшей точке его духовного подъема. Русский вестник Алексей Сенин очень много сделал для того, чтобы будущие поколения русских людей обязательно увидели торжествующее православное Царство, о котором он искренне мечтал и несомненно приближал его своим подвижническим трудом.

Вечная память тебе, дорогой друг!

Андрей Печерский


Государственный муж без государственной должности


Когда-то такие слова произнесли о Михаиле Никифоровиче Каткове, возглавлявшем журнал «Русский Вестник» в ХIХ веке. При Каткове журнал стал изданием, которое твердо отстаивало консервативные, традиционные русские ценности.

Алексей Алексеевич встал на защиту России, когда либералы ненавидели и смертельным боем били страну и народ, стремясь сломать сам дух народа. И «Русский Вестник» в это время не только говорил правду о том, что происходит в стране, но поддерживал в русских людях чувство гордости за свою историю, за свой народ, давал твердую надежду на грядущее возрождение России после одоления нынешней смуты.

И все мы знали, что нет такого материала, который бы побоялся опубликовать Сенин, если уверен в его необходимости для Русского дела. Для Алексея Алексеевича самым главным было отстаивать интересы родного народа, своей Родины и Русской Православной Церкви.

Алексей Алексеевич не случайно родился в победном 45-м году. Не случайно и то, что его отец был русским офицером, а мать — редактором дивизионной газеты. Не случайно и то, что сын Алексея Алексеевича — офицер ВДВ. Сенин — настоящий православный христолюбивый воин. И до конца вел свое сражение на той страшной информационной войне, которая идет, чтобы сломать дух нашего народа. Сражался так же стойко, как бились 70 лет назад в Сталинграде бойцы Василия Ивановича Чуйкова. В то время сталинградцы говорили «За Волгой для нас земли нет». Алексей Алексеевич все эти годы также не отступал ни на пядь.

Невосполнима потеря Алексея Алексеевича для всего православного патриотического движения. Чтобы состоялся «Русский Вестник» необходимо было сочетание именно тех качеств, которыми обладал Сенин. Любовь к родной земле, привязанность к своим корням: Алексей Алексеевич детство провел у бабушки в рязанской деревне. Замечательное образование, которое давал в то время исторический факультет МГУ. Служба в армии. Опыт работы заграницей корреспондентом ТАСС, на руководящих должностях в издательстве «Молодая гвардия». Затем работа в Международном отделе ЦК — чтобы ни говорили, а это неоценимый опыт. В то время на этих должностях не могли оказаться «мальчики в розовых штанишках» — требовались определенные профессиональные качества.

Сенин отличался высочайшим профессионализмом журналиста, необыкновенной трудоспособностью и высочайшей ответственностью. В сочетании с мужеством, любовью к Отечеству и русским людям, талант и прекрасные душевные человеческие качества Алексея Алексеевича позволили состояться феномену газеты «Русский Вестник». В эпоху смуты, когда многие ломались и ради собственного благополучия шли на компромиссы, пытались приспособиться к т.н. «обстоятельствам», особенно дороги нам бескорыстное и мужественной служение России таких людей, как Алексей Алексеевич Сенин, Вячеслав Михайлович Клыков, Савва Васильевич Ямщиков. Почему Господь забрал так рано тех, кого некем сегодня заменить? Мы не знаем Промысл Божий, но понимаем, что Сенина сегодня заменить не способен никто.

Алексей Алексеевич был настоящим государственным мужем без государственной должности. Пройдет время, и мы ясно увидим огромный вклад газеты «Русский Вестник» в сохранении русского духа, русской традиции, в сохранении государственных начал в жизни России.

Виктор Саулкин


Подобно апостолу Павлу он откликнулся на Божий призыв


Окончил свой земной путь великий труженик на ниве Господней Алексей Алексеевич Сенин, основатель и главный редактор газеты «Русский Вестник».

Удивительная судьба была у этого человека, которого ныне призвал Господь в Свои Небесные селения. В течение всей своей жизни он был воином на идеологическом фронте. Но когда Христос призвал его на служение Церкви и Отечеству, он, подобно апостолу Павлу, всем сердцем откликнулся на этот призыв, и с тех пор началось житие нового Алексия, человека Божия.

Последние годы Алексей Алексеевич был постоянным прихожанином храма Живоначальной Троицы на Шаболовке в Москве, где я его исповедовал. Два замечательных качества его души сочетались в нем, образуя его личность: природная скромность и даже кротость и в то же время смелость и горячность в вопросах исповедания веры. В нем абсолютно не было той теплохладности, которая, по слову Господню, извергает человека из Книги Жизни. Его газета «Русский Вестник» обозначена как «общественно-политическая», и это название он избрал специально, чтобы раскрыть грани понятия «политика» как части идеологии и, в конце концов, как религии. Ведь направленность этой газеты всецело посвящена борьбе за идеалы Святой Руси, которые берут свое начало в Русской Православной Церкви.

Раз от разу, малыми шажками, от Исповеди к Исповеди раб Божий Алексей поднимался по лествице спасения, приближаясь к духовному преображению. При его подорванном здоровье в непрестанной борьбе, а порой и в драке с нечеловеческими адскими силами, я наблюдал его мужество и долготерпение, достойные истинного воина Христа, Бога нашего.

Много раз он обращался ко мне за советами по очень непростым вопросам, касающимся критики тех или иных явлений в нашей церковной жизни. В начале эта критика была слишком эмоциональна, но со временем он, благодаря своему таланту искать только правду Божию, стал послушным сыном нашей Матери-Церкви. Это был Божий дар за внутреннюю честность, которая осталась у него неподкупной и давала благодатные силы для исправления ошибок, а перед лицом неправды — стояние в истине.

Господь Своих избранных забирает к Себе в момент их готовности к переходу в Вечность. Цель его жизни — просвещение людей светом Христовым, и Алексей выполнил свою миссию на земле и теперь ему надо быть с Господом.

Как и всякий человек, который знал Алексея Алексеевича, я глубоко переживал известие о его кончине, и, как всегда в подобных случаях, мне показалось это событие слишком неожиданным. В первое мгновение, когда мне позвонил и сообщил об этом Алексей Иванов, наш верный соратник в православно-патриотическом движении, подумалось, что это какая-то ошибка. В тот момент я был на острове Крит (Греция), где покоятся мощи святого апостола Тита, ученика апостола Павла. Апостол Тит был слабого здоровья, и апостол Павел давал ему рекомендации к лечению. Мне же посчастливилось давать Алексею Алексеевичу рекомендации для душевного и духовного лечения. У честной главы апостола Тита я молился об упокоении верного раба Божия Алексия, совершившего жертвенный подвиг, отдав всю свою жизнь без остатка служению Богу, грядущему Царю и Православному Русскому Отечеству.

Уже много было сказано о том, что мы потеряли необыкновенного, замечательного человека и утрата эта невосполнима. И нельзя с этим не согласиться. Но сейчас я чувствую, что не только его не потерял, но наоборот, он теперь полнее вошел в мою жизнь, в память моего сердца, которое будет молиться ко Господу о его упокоении и которому созвучны слова из поэмы А.К. Толстого «Иоанн Дамаскин»:

Господь! В тот день, когда труба
Вострубит мира преставленье, —
Прими усопшего раба
В твои блаженные селенья!

Протоиерей Георгий Вахромеев
от 23.11.2024 Раздел: Октябрь 2020 Просмотров: 932
Всего комментариев: 0
avatar