Добавлено:

Исторический визит

С 27 июля по 5 августа состоялся визит Святейшего Патриарха Кирилла на Украину. В ходе визита Святейшего Патриарха сопровождали исполняющий обязанности управляющего делами Московской Патриархии архиепископ Саранский и Мордовский Варсонофий, председатель Отдела внешних церковных связей архиепископ Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата епископ Солнечногорский Сергий, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов, председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда и другие.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл впервые после избрания и интронизации посетил Киев - "мать городов русских" - в связи с празднованием памяти святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси (15/28 июля).

Другая важная дата, к которой было приурочено Первосвятительское посещение Украинской Православной Церкви, - 450-летие принесения на Русь Почаевской иконы Божией Матери.

В ходе визита Его Святейшество посетил шесть областей и возглавил богослужения во всех трех Лаврах Украинской Православной Церкви.

Заповедь святого князя Владимира

В центре Евангельского послания - одно и самое главное слово: любовь. Любовь как основа бытия, любовь как основа личной и семейной жизни, любовь как основа жизни общественной и даже государственной.

Эти слова остаются непонятными для многих людей - гораздо понятнее власть, деньги и могущество. Под эти цели можно сверстать любую политическую программу, можно вдохновить людей на борьбу, даже на войну, потому что в каждом сидит этот бес - стремление быть богатым, сильным, могущественным.

Что же такое любовь, которую проповедует Христос? Как можно возлюбить ближнего, как можно возлюбить даже врага? Этот вопрос, уже будучи верующими людьми, мы задаем себе, сознавая, что нет любви в сердце к другому человеку, а тем более к врагу. Что же означают эти слова Господа? Ведь это слова не человеческие, не мудрость поколений, не мудрость народов или всего человечества - это Божественная мудрость. Понятна она людям или непонятна, способны люди следовать этой мудрости или неспособны - от этого слово Божие не перестает оставаться Божиим словом и Божественной истиной, вечной и неизменной...

Любовь есть в первую очередь способность отдать себя другим. Готовность отдать себя и часть своей жизни, времени, заботы, денег, человеческого тепла и участия другому и есть проявление любви - не красивые слова, а способность разделять с другим свою жизнь.

Богу было угодно, чтобы именно эта человеческая способность разделять свою жизнь с другими легла в основу человеческого бытия, в основу самого главного закона, по которому только и должна устраиваться личная, семейная и общественная жизнь. Каждый из нас на опыте знает, что это такое. Когда семья крепка? Тогда, когда муж отдает себя жене и семье, а жена отдает себя мужу и детям. Попробуйте перестать отдавать себя другому - семья сразу ощущает страшное холодное дуновение ветра. Исчезает доверие, появляется подозрительность: а почему он или она поступили так, что за этим скрывается? Может быть, он или она меня больше не любит? Мы знаем, как разваливаются семьи только потому, что супруги перестали отдавать себя друг другу, заботиться друг о друге, жизнь другого воспринимать как свою собственную жизнь. А разве не в этом кроется проблема отцов и детей, проблема поколений? Ведь она вырастает из недосказанности, из того, что не выражена была до конца родительская любовь, из того, что родители не получили любви своих детей. И разрывается преемственность, разрывается историческая связь поколений.

А что происходит в обществах, когда исчезает закон любви, когда начинается борьба за свои частные интересы - политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти интересы и ценности становятся самыми главными? Идет борьба не на жизнь, а на смерть, и разрушается ткань человеческого общения, а там, где должна была быть взаимная поддержка, любовь, солидарность, гармония, появляются человеческий хаос и беспорядок под лозунгами построения счастливой жизни.

Беды и разделения народа всегда проистекают от лозунгов, которые призывают нас к счастливой жизни. Не кровью ли умылся наш народ, когда в страшные годы революции соблазнился этими лозунгами и поверил, что можно построить счастливую, процветающую, мирную жизнь без Бога и без любви? Миллионы людей погибли, а эта мечта не была осуществлена. Ей не дано было осуществиться, потому что в основе этого политического мечтания были злоба, противоборство, стремление достичь своих целей, одурачивая людей призывами к счастью.

Церковь призвана быть тем местом, где люди обретают опыт любви и опыт единства. Там, где есть разделение, нет любви. И как лицемерно и ужасно, когда в Церкви происходит разделение во имя неких "высших" целей! Это разделение являет самое ужасное, что может быть в жизни христианина, - отсутствие любви. Какая же тогда может быть проповедь любви, где же Христос, если ради частных интересов, так или иначе понимаемых целей и задач мирского устроения разрушается основа человеческого бытия, разрушается и попирается человеческой злобой любовь? Это извращение христианского послания, это отказ от Евангелия, которое есть не человеческое, но Божественное откровение. Это отказ от Евангелия с его вечной системой ценностей, далеких от наших суетных устремлений.

Церковь провозглашает и ближним, и дальним, и всему миру: нет другого пути для развития мира и человеческой цивилизации, для развития любого человеческого общества, кроме закона любви и проистекающей из любви солидарности, взаимной поддержки, гармонии и мира.

Всему этому мы научены от Киевской купели, от святого князя Владимира. Здесь, на берегу Днепра, в древних стенах Киево-Печерской лавры, особенно ярко и сильно представляется нашему сознанию образ великого князя. Он не только телесную, но и душевную слепоту сбросил, выходя из купели Крещения. Он прозрел тайну человеческого бытия и счастья, он оказался от жестокости и властолюбия, от всего того, что еще недавно грело его душу и вдохновляло его поступки. Князь Владимир в этот момент переосмыслил всю жизнь и дал нам великий завет любви и единства.

Именно в этих стенах мы особенно сильно переживаем значение этой заповеди святого князя Владимира, церковного единства и жизни по закону любви.

Мы будем молиться святому равноапостольному князю Владимиру о даровании нам силы любить ближнего - мужа, жену, брата, сестру, детей, коллег по работе. Пусть он даст нам силу любить врагов и доказать опытом своей жизни, что не искаженное злобой лицо, проповедующее ту или иную человеческую истину, но кроткий лик вышедшего из купели Крещения Киевского князя Владимира является идеалом Святой Руси. И этот идеал непобедим и непреодолим, ибо он есть слово Божие, а не человеческое.

Из проповеди в Киево-Печерской лавре в день памяти св. равноап. кн.Владимира

"Единое пространство Святой Руси"

Кризис есть результат греха, который проник в современную экономику....

Кризис больно ударил именно по таким городам, как Горловка, именно по тем людям, которые реально трудятся, а не играют в экономику. Но давайте вспомним нашу историю: на памяти старшего и среднего поколения были еще более тяжкие времена, вспомнить хотя бы 90-е годы - годы полной разрухи, когда разваливались все экономические связи, когда неизвестно было, что произойдет со всеми нами. Мы прошли эти испытания. Верю, что и сегодня мы их пройдем.

Но каково же сегодня слово Церкви, которое она обращает к народу? А слово такое: вне зависимости от того, сколько мы получаем денег, какими материальными благами обладаем, являемся ли мы людьми обеспеченными или нуждающимися, - нужно помнить о том, что счастье человека - в его сердце. Можно обладать колоссальными деньгами и быть человеком глубоко несчастным - время от времени средства массовой информации приносят нам свидетельства о том, как кончают жизнь самоубийством самые богатые люди на планете. Они уходят из этой жизни, "громко хлопнув дверью", потеряв все и одновременно имея все, что хотели иметь...

Церковь, обращаясь к людям, говорит, что счастье наступает тогда, когда мы живем с Богом. Когда у нас сильная вера, тогда мы молимся и просим Господа помочь, и Он всегда слышит наши молитвы. Он не потакает нашей лени, нашему разгильдяйству, нашему стремлению жить лучше за счет других, поэтому не нужно обращать к Господу пустые молитвы. Но молитва искренняя, сердечная, в которой отражается реальное страдание человека либо его радость, надежда или разочарование, достигает Божия Престола, и Господь слышит эту молитву и отвечает нам.

Храните веру православную, несмотря на все соблазны жизни! Храните единство Церкви, выше которого нет ничего. Если теряем единство Церкви, то не имеем надежды сохранить единство в наших семьях, в наших трудовых коллективах и даже в стране. Человек, который разрушает единство Тела Христова, никогда не будет иметь единства в своей семье и счастья, не будет иметь дружного и сплоченного коллектива. Этот человек обречен на одиночество. Мы должны беречь как зеницу ока единство Церкви нашей - Церкви мученической, исповеднической, свидетельствующей сегодня со всей прямотой и ясностью, что есть правда, а что есть ложь.

Здесь, на священной земле Донбасса, я не могу не сказать об отношениях России и Украины. Это единое пространство Святой Руси, как и Беларусь, как и многие другие страны. Мы единый народ, вышедший из купели Киевского крещения. Существуют различия в языках, в обычаях, в темпераменте, но мы живем одними ценностями. И пока есть одни ценности, есть и эта духовная общность. А если есть духовная общность, то должна быть и солидарность, и взаимная поддержка, в том числе и в трудную годину экономического кризиса.

Из слова в Никольском кафедральном соборе города Горловки

"Умоляю вас, братия..."

Бог обещал нам захватывающую перспективу бытия, которая не ограничивается семьюдесятью или восемьюдесятью годами человеческой жизни. Какие могут быть иные, ложные боги, какие могут быть идолы, какая сила может заслонить эту перспективу вечной жизни?

Но мы знаем, что живы идолы, и они заслоняют такую перспективу. Еще совсем недавно этим идолом была человеческая идея, которая была соединена с политической практикой. Такое соединение идеи с политической практикой мы называем идеологией. Та идеология сформировала свои ценности, создала своих идолов. Ведь идол - это рукотворный бог, который физически делается человеческими руками, и тогда появляются истуканы, которым поклоняются несчастные ослепленные люди. Но идол может быть результатом иной человеческой деятельности - мыслительной, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу. Как поклонение идолам во времена князя Владимира было связано с кровью, ибо сопровождалось кровавыми жертвоприношениями и диавольскими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни - загубленные жизни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия.

Может показаться, что все это в прошлом, и ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни. В сознании современного человека жизнь с избытком - это когда ем по горло и то, что хочу; когда удовлетворяю все свои инстинктивные потребности без всякого ограничения; когда приобретаю все, что хочу приобрести; когда беру власти столько, сколько могу взять. И для поклонения этим идолам мобилизуются силы не только людей, но и обществ и государств.

А что происходит в человеческом общежитии, когда люди поклоняются не Богу, а идолам? Идолы раскрепощают инстинкт, идолы раскрепощают страсти. А люди, живущие по закону страсти, не могут жить вместе. Они могут эксплуатировать друг друга - материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатировать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объединить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объединяют идеал, общие ценности. Церковь Христова и провозглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы...

Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, как иногда, собираясь дома с друзьями, начинаем, что называется, "перемывать кости" другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакивают. Если кто-то говорит: "Вот этот плохой!", а ты с ним согласился, ты уже вроде бы становишься его близким. Есть даже такое понятие - дружить против другого. Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого-то - это диавольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает сквозь народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем...

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте Крещения Святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ - и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса.

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, - какие потрясающие слова апостола! Он умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идолопоклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к разделению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови. Верим, что неслучайно в день памяти святого пророка Божия Илии, в этот воскресный день, в который воспоминаются сии пламенные слова апостола Павла, мы встретились с вами и объединились в молитве на месте Крещения Святого равноапостольного князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу преодолевать искушения идолопоклонства, сохранять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой посеял святой равноапостольный князь Владимир; хранить духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей.

Из проповеди за Божественной литургией в Херсонесе

"Призыв к миру и братству"

Мы можем очень многим пожертвовать ради другого человека, но очень многие неспособны пожертвовать самым дорогим - жизнью. Когда человек делает это, то это означает, что вся его жизнь отдается другим - без остатка. А это и есть та заповедь, которую Господь дал нам - заповедь о любви к ближнему своему. И если, проявляя любовь, человек жизнь свою отдает, то это нелицемерная и нелицеприятная любовь, это исполнение долга и жертвенность. Вот почему в народе так почитался подвиг людей, которые, принимая присягу, встают на защиту своего Отечества. Вот почему всегда уважением и любовью окружались люди, носящие погоны - нет другой такой работы, нет другого такого служения, которое само по себе требовало бы положить жизнь и здоровье ради других. Для того, чтобы воин имел такую силу, чтобы у него хватало мужества стать навстречу морю огня, грудью защитить других, он должен быть очень сильным духовно. Вот почему мы говорим сейчас о необходимости духовного попечения о военнослужащих. Действительно, никакими деньгами невозможно компенсировать потерю жизни или инвалидность и многие другие стесненные обстоятельства, которые воин принимает на себя, давая присягу и вступая в воинство. Для того, чтобы воины были способны это совершать, мы должны поддерживать их своей молитвой, а священнослужители должны работать в Вооруженных силах и помогать нашей молодежи возгревать свой дух и быть способной, несмотря ни на какие соблазны жизни, если потребуется, встать на защиту ближних своих и жизнь свою за это отдать.

Сегодня в лице присутствующих здесь представителей флотов я хотел бы приветствовать всех, кто служит в российском флоте и в украинском флоте. В результате исторических событий, о которых все мы знаем и помним, получилось так, что здесь два флота, а не один флот. Но в этих двух флотах служат братья - братья по вере, наследники святого равноапостольного князя Владимира. И сегодня моя горячая молитва - о том, чтобы никогда и ни при каких условиях братья не смотрели друг на друга через прицел, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах рука одних не поднялась против других, потому что ничто так не разделяет братьев, как пролитая кровь. Вот почему мы должны отдавать все силы для того, чтобы сохранять мир здесь, в Севастополе, и вообще на всех пространствах исторической Руси; чтобы брат никогда не воевал с братом; чтобы мы поняли и осознали призвание быть вместе, помогая друг другу даже в самых трудных экономических и политических обстоятельствах; чтобы у нас хватило мужества и силы духа не терять любви друг ко другу, поддерживать друг друга и помогать друг другу.

Я как Патриарх всея Руси благословляю вас - и русских, и украинцев, братьев по вере - на это мирное и доброе соработничество во имя блага людей, во имя наших народов, во имя сохранения духовного пространства Киевской Руси... Дай Бог, чтобы именно из Севастополя этот ясный призыв к миру и братству был усвоен всеми - и теми, кто на этот призыв откликается радостным биением сердца, и теми, кто откликается на него презрительной улыбкой или даже злобой.

Призыв к миру и любви сильнее всякой злобы и всякого разделения, и да поможет нам Господь это осознать.

Из слова на церемонии возложения венков к Мемориалу героической обороны Севастополя

"Путь, по которому нужно идти"

Мы знаем, к чему приводят попытки строить обезпеченную, счастливую и даже справедливую жизнь без Бога. Мы все с вами вышли из советского прошлого, по крайней мере люди среднего и старшего поколений. Мы помним, как великая страна, напрягая все свои силы, перемалывая человеческие ресурсы и ресурсы, данные Богом, пыталась построить общество богатое, справедливое, процветающее, но без Бога. И ничего не получилось: никакие ресурсы и никакая сила человеческая оказались неспособны создать то счастье, о котором люди мечтали и во имя достижения которого сложили головы миллионы людей. Этот страшный исторический опыт является свидетельством того, как любые усилия построить Вавилонскую башню без Бога обрушивают и башню, и человеческие жизни.

Сочетание веры и труда, сочетание неба и земли, сочетание духовного, вертикального измерения жизни и горизонтального измерения нашей повседневности, образуя крест, указывает человеку, обществу, народам, государствам, всему миру путь, по которому нужно идти.

И отсюда, с этой святой Почаевской горы, я бы хотел обратить к Украине - стране, где крепка вера, где так много людей призывает имя Божие, - увещание хранить верность Господу, сочетать веру и труд для построения мирной и справедливой жизни. Чтобы было так, молитва должна быть крепкой, воздыхание ко Господу должно быть сердечным; а для этого нужно, чтобы было восстановлено единство Церкви Христовой - то самое единство, без которого не может быть спасения народа. И потому человеческие амбиции, политические проекты и прочие идеи, которые сегодня разделяют Церковь, должны быть отодвинуты в сторону, потому что ни один человеческий проект не обеспечит счастья и благополучия, если путь к его достижению лежит через разделение народа, Церкви, через разрыв между небом и землей.

Но этот же самый призыв я бы хотел обратить и к России, и к Беларуси, и к Молдове - ко всем странам, которые образуют духовное пространство Святой Руси. Не нужно поддаваться на искушения и соблазны нового идолопоклонства, не нужно своими руками разрушать то, что только и способно обеспечить человеческое счастье. Нужно сочетать веру и труд, молитву и человеческие усилия, и тогда все станет возможно верующему человеку, тогда, сопрягая во едином человеческом усилии Божественное и человеческое начала, горы сможем свернуть.

Но с этой святой горы я хотел бы обратиться и к Европе. Здесь она совсем рядом. Почаев - один из великих духовных центров русского Православия; и с этой горы я хотел бы обратиться к нашим братьям-христианам в Европе и сказать: мы прошли через страшный опыт построения общества без Бога. Не повторяйте этот наш страшный урок. Мы через кровь и страдания свои осознали, как важно жить с Богом. И когда сегодня в Европе люди отказываются от своих христианских корней, предают забвению христианские ценности, выталкивают религиозную жизнь в сферу частной жизни, то делают величайшую ошибку. Не построить счастливого общества с опорой на деньги, на технологии, на науку, на способность к администрированию. И нынешний кризис, который поразил в первую очередь самые богатые страны, яснее ясного говорит нам об этом.

Из проповеди за Божественной литургией в Свято-Успенской Почаевской лавре

Фото: Патриархия.ru

от 04.10.2024 Раздел: Сентябрь 2009 Просмотров: 743
Всего комментариев: 0
avatar