Владыка часто говорил так: «Пьяница пьет – я ему могу простить, потому что это страсть, и он не может ее побороть. Человек курит – я ему прощу, так как это страсть. Трудно человеку побороть эту страсть. Но вот нарушение поста простить не могу....
Великому посту предшествует память святых новомучеников и исповедников Российских.
Святые новомученики помогают нам поститься.
Святые новомученики помогают нам терпеть.
Они прошли путь исповеднический, путь мученический – как же нам не поститься? Меньше некуда....
Святитель Афанасий (Сахаров), исповедник, главный автор службы Всем русским святым, великий почитатель церковного Устава, прошел тридцать лет невообразимых испытаний, – и везде соблюдал устав о посте. Если вдруг попадалось в скудной лагерной пище то, что уставом в этот день не позволялось, он не ел.
Н.С.Фиолетова вспоминала о нем:
«Он был очень строг в отношении соблюдения постов. Владыка рассказывал, что Господь помогал ему во всех его тяжелых обстоятельствах никогда не нарушать поста, но зато, как наступали праздники, он имел всё для праздничной трапезы, где бы он ни был и в каких бы трудных обстоятельствах ни находился…
Владыка часто говорил так: «Пьяница пьет – я ему могу простить, потому что это страсть, и он не может ее побороть. Человек курит – я ему прощу, так как это страсть. Трудно человеку побороть эту страсть. Но вот НАРУШЕНИЕ ПОСТА ПРОСТИТЬ НЕ МОГУ. Не все ли равно, какой пищей насытиться? Ешь досыта, но ешь ту пищу, которая положена».
Святые новомученики молились святому пророку Илье – и он их питал.
Святитель Афанасий писал:
«Пророк Илия, по откровению, данному еще в 1917-1918 годах в Москве одному лицу высокой духовной жизни, – питатель для нашего времени, как был он питателем сарептской вдовицы. Мне рассказывал митрополит Кирилл (Смирнов), что он узнал об этом от архиепископа Феодора (Поздеевского), с которым он был в одной келлии в Таганке (в одной камере – авт.). Даниловцы, по словам преосвященного Феодора, стали ежедневно поминать пророка Илию, и в голодные годы не видели недостатка. Стал поминать пророка и митрополит Кирилл,и тоже у него никогда не было недостатка. А 20 июля (память св. пророка Илии – авт.) совершенно неожиданно было получено столько передач, что шпана, носившая передачи и, конечно, с избытком получившая свою долю, сделала на дверях камеры, где были преосвященные Кирилл и Феодор, надпись: «Продуктовый склад». По примеру митрополита Кирилла и я ежедневно после обеденной трапезы читаю тропарь пророку, несколько измененный… Я крепко верю, что по предстательству пророка-питателя Господь неоскудно питает меня через добрых людей, которые являются для меня той малой мерой муки и тем малым сосудом елея, которые не оскудевали у вдовицы во время глада, как сказал ей пророк. Верю, что по предстательству пророка Господь неоскудно питает и тех, кто во имя Христово питает других».
Вот этот измененный тропарь пророку Илье:
«Во плоти ангел, пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова Илие славный, от ангелов пищу приемый и вдовицу сарептскую во время глада препитавый, сам и нам благодатный питатель буди».
Святые новомученики и исповедники помогают нам молиться, помогают нам верить.
Мы еще не ощутили по-настоящему, что вера – главное наше сокровище, ради которого можно поступиться всем остальным, что все остальное с этим несравнимо.
Мы еще не поняли, в чем главная причина всех наших бед и скорбей – что за ними стоит любовь Божия, желающая нам возвратиться в Дом Отчий, стоит молитва новомучеников, их любовь к нам.
Великий пост – это время серьезное.
Жизнь вообще – дело серьезное.
Каждый день бытия, каждый миг. Каждая мысль, каждое слово. Молитва к Богу. Все это очень серьезно.
Этому учит нас Великий пост.
История России может быть прочитана, узнана только православными глазами, ибо история эта прежде всего есть исполнение предназначения Божия о России, Доме Пресвятой Богородицы.
Вся история России – это история непрерывных благодеяний Матери Божией нашему народу. Можно прямо изучать историю нашей страны по явленным в ней многочисленным иконам Царицы Небесной – от Владимирской до Державной. И совершенно непонятны некоторые исторические события, если не знать о милости Пречистой нашему народу, нашему воинству – как, например, стояние на Угре, когда татарские полчища подошли к этому «поясу Богородицы» и внезапно, без боя, ушли. Все верующие люди знают, что причиной этого было чудесное заступление Царицы Небесной по молитвам наших благочестивых предков.
«Человечество нынешнего века свихнулось с пути только от того, что вообразило, будто нужно работать на себя, а не на Бога».
Н.В.Гоголь.
Гоголь и Достоевский. Прямое продолжение одного и того же дела.
«Мертвые души» и «Преступление и наказание»: исследование одной и той же духовно-нравственной темы.
Чичиков («успешный человек»):
– Ну кому я плохо делаю? Я просто закладываю в ломбард «мертвые души».
Раскольников:
– Ну от этой старушки-процентщицы(!) никому же никакой пользы! Ну что такого я сделаю, если ее убью? Никто даже не заметит.
То, что разрушало и разрушает Россию.
Доверчивость – ахиллесова пята русского народа.
Приплывает какая-то очередная акула с обворожительной улыбкой и говорит:
– Рыбка, давай дружить! Тебе будет хорошо со мной.
– Давай, акулочка! – радуется рыбка.
– Ну, полезай ко мне в ротик, – говорит довольно быстро акула, широко улыбаясь. – Тебе будет там хорошо. И никто тебя уже не съест. И будем дальше дружить.
Только бедную рыбку и видели.
Хорошо, если нашему народу Господь посылает умных, осмотрительных и грозных для врагов защитников. (Господь хранит младенцы). Но так бывает не часто в истории... И они всегда акулами, конечно, оклеветаны.
А мы всё верим…
И опять у нас – глядь! – на дворе капитализм с хорошо нарисованным человеческим лицом и без сердца.
«Как хочется сделать в квартире евроремонт! Обить стены евровагонкой, оклеить еврообоями.
Какая сильная, надежная валюта – евро! Надо скорее перевести наши рубли в евро!»
Да, все это, конечно, можно сделать.
Но как бы нам не перевести нашу русскую щедрость, добродушие, русскую доверчивость, русскую всемiрную отзывчивость в еврорасчетливость, евроматериализм, в евроэгоизм, евроневерие.
Измена. Страшное это явление. Трагическое. Разрушающее семью, союз отца и матери. Разрушающее страну. Разрушающее прежде всего самого изменника.
Измена Родине. Измена родителям. Своему народу. Своим корням. Своему предназначению.
Измена Богу, своему христианскому званию, обетам святого крещения.
«Нет ничего святого» – нет ничего страшнее для человека.
Нет человека.
Нет смысла его существования, нет цели, нет итога.
Не приведи Господи!
Говорят о «правах человека», а целому народу в праве быть самим собой, жить по своим традициям, как он хочет, обращаться друг к другу по имени-отчеству, как это было в этом народе усвоено веками, – отказывают.
Распяли Господа «на правовой основе», в «сверхправовом» фарисейском государстве – за «нарушение закона», за то, что «Себя делает Богом»: мы закон имамы, и по закону нашему должен есть умрети, яко Себе Сына Божия сотвори (Ин.19,7) – а Он действительно – Сын Божий, Бог! И настаивают на этой чудовищной лжи своей до сего дне. И всему мiру ее навязывают. Именно «закон» послужил самому большому беззаконию, которое когда-либо совершалось на земле.
Почему? Потому что «их отец – дьявол» (Ин.8,44). И дьявол взял на вооружение еще тогда – «закон», и не выпускает этой дубины из своих рук.
Как же все это похоже на 1917-й год!
Наступила «демократия», «свобода» – и люди стали совершенно безправными. Тогда – перед полным произволом «власти рабочих и крестьян», теперь – перед «правом частной собственности», перед «законом», перед юридическими фокусами и сделками «а ля Чичиков» – перед всем этим полным бездушием. Вплоть до того, что продаются и покупаются школы и детские сады, образование, радио- и телевизионный эфир, газеты и журналы, литература и искусство, чистота наших детей, целомудрие юношей и девушек, газ и электроэнергия, армия и флот, дороги и больницы, фабрики и заводы, города и села, леса и реки, вода и воздух, сама Россия, ее люди – смысл их существования, их неповторимость, их души…
Прибыльно! Успешно! Остальное всё – неинтересно!
«Мертвые души» в год 200-летия со дня рождения их автора.
Конец России – это будет конец света, приход антихриста. Поэтому так яростно и стремится враг рода человеческого и те, кто ему служат, к уничтожению православной России (а никакой другой она существовать не может).
Проживет ли мiр (в том числе и «цивилизованный») дольше, чем Россия, которую он так жаждет поглотить?
Одна раба Божия принесла к нам в храм и положила на канун пакет гречки. Помянуть родителей.
Потом смотрит – а его нет.
Она расстроилась: как же это так – в храме?
Ей говорят за свечным ящиком:
– А вы подайте заказную записку на литургию, это будет самый лучший помин.
Она так и сделала.
Через некоторое время приходит, обращается за ящик:
– Я вас пришла благодарить за ваш совет. Вы мне сказали подать записку, помянуть. Я подала. И вот мама покойница приснилась моей сестре – такая веселая, довольная. Сестра ей там говорит: «Что, мам, ты такая веселая?» А она отвечает: «А мне тут так хорошо! Меня тут хорошо одевают и кормят. Даже дают гречневую кашу».
Прошлым летом, 2008 года, отслужил всенощную накануне Рождества святого Иоанна Предтечи. А ночью вдруг стало плохо – встать не могу. Пришлось отменить литургию.
Врач, профессор-кардиолог, сказал:
– Десять дней постельного режима.
– Да как же, – говорю, – через три дня – Петров день, суббота, причастники, потом – воскресенье, два венчания…
– Я понимаю… – вздохнул православный врач.
Через три дня стало получше, собрался служить. Но кто знает, как оно будет?
Накануне ночью снится мне деревянный дом Покровского храма в Отрадном. Поднимаюсь на крылечко, поворачиваю в новую пристройку – и вхожу… в трапезный храм Лавры. Справа от стены отходит Святейший Патриарх Алексий II-й и благословляет меня.
Просыпаюсь, тут же вспоминаю сон – и думаю: «Все ясно! Все будет в порядке».
И так радостно стало, спокойно.
Так все, слава Богу, и было.
Кто придумал сосновый ствол с золотистыми чешуйками?
Кто выдумал дубовый листок?
Кто автор цвета малины, запаха сирени? Кто автор розы?
Кто изобрел соловьиную трель и изгиб лебединой шеи?
Это Он, Изряднохудожник, как мы говорим в одной из молитв Таинства крещения.
Любой просто художник, даже самый талантливый, может сделать лишь плоскую копию бездонного гармоничного мiра.
Однажды я спросил у отца Николая Гурьянова:
– Батюшка, а «Завещание Сталина» – подлинное?
Он сказал:
– Ай, как нехорошо обманывать!
Наш всероссийский старец протоиерей Николай Гурьянов (в нынешнем году, 24 мая, будем отмечать 100-летие со дня его рождения), не переводил часы на «летнее» время. Мы так и говорили: «По-Батюшкиному времени сейчас – столько-то».
У него, у прозорливого старца, ничего, конечно, не было просто так. А уж время-то…
«Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», – любил он говорить.
Дай Бог, чтобы вся наша страна вновь стала жить по Батюшкиному, по гурьяновскому времени.
Священник Николай Булгаков.