Добавлено: 27.07.2019

К России Христа, России Помазанника Божьего!

В 1922 году народ смертельно больной России, отравленной духовной ложью, во Владивостоке провозгласил во всеуслышание всему миру, что он, русский народ, православно исповедует Христа и отрекается от всех духовных идолов, западных лживых и погибельных политических и идеологических форм. Для страждущей России и ее народа есть одно спасение и лекарство – возвращение к России Христа, Самодержавной России Помазанника Божьего.

В печальных событиях революций 1917 года и братоубийственной Гражданской войны, попущенных Богом из-за вероотступничества русского народа, воссияло на миг как заря одно важное духовное событие в самосознании русской нации. Это Приамурский Земский собор во Владивостоке 23 июля – 10 августа 1922 года.
Об этой странице русской истории в широких массах известно только в общих чертах. Известно о Белом движении адмирала А.В. Колчака, известно об уходе русской армии из Крыма «среди дыма и огня», но мало что известно о светлом Христовом и монархическом знамени, вскинутом русскими людьми на дальневосточном клочке русской земли летом 1922 года.

Горнило революций и Гражданской войны сожгло все лишнее и наносное – Бог дал избранным сынам России здесь, во Владивостоке, произнести клятву Триединому Богу на верность принципам, которыми созидалась историческая Христианская Россия. «Борьба, начатая в 1917 году под лозунгами защиты Учредительного Собрания (то есть либеральных ценностей), завершается в 1922 году под лозунгом возврата к традиционным ценностям Русской Державности – Православию, Самодержавию и Народности» – пишет В.Ж. Цветков, автор книги о генерале Дитерихсе.

Обстоятельства созыва Собора формально были связаны с организацией жизни на последнем клочке старой Российской Империи, на последней пяди земли Святой Руси, озаренной Крестом, а не пятиконечной звездой. Но в реальности Собор имел духовное значение для будущих судеб русского народа. Да и все события с августа по октябрь 1922 года в Приамурской области (в октябре белая власть оставила Дальневосточные рубежи) были наполнены духовными крупицами.

К лету 1921 года на огромной территории Дальнего Востока коммунистическая власть пала. Во Владивостоке и Приамурской области утвердились прежние порядки старой России. Но вскоре, в июне 1922 года разразился кризис – конфликт между Временным Приамурским правительством и законодательным органом. Для выхода из него Приамурское временное правительство постановило созвать Приамурский Земский собор. Вопрос этот был жизненно важен, поскольку отсюда, из Приморья должно было идти наступление русских военных и духовных сил против революции, охватившей всю Россию. Так Земский собор должен был решить вопросы о будущности Родины.

Во Владивосток был приглашен авторитетный генерал Царской армии Михаил Константинович Дитерихс, который тогда проживал в Харбине, вел очень скромный образ жизни и занимался литературным трудом – писал книгу об убийстве Царской семьи на Урале (эта знаменитая книга была издана во Владивостоке тогда же летом 1922 года). Он был назначен Главнокомандующим Армией и Флотом Приамурского края и должен был принять участие в Приамурском Земском Соборе. Генерал сыграл важнейшую роль в последующие месяцы.

Эти месяцы проходили под знаменем возвращения России к самодержавной монархии. Падение завесы тайны с преступного зверского убийства Помазанника Божьего – Императора Николая II и его августейшей семьи заставило русских людей глубоко задуматься о сути истории России и осознать значение для нее самодержавия, против которого десятилетиями работали все силы революции.

23 июля 1922 года во Владивостоке начал действовать Приамурский Земский собор. На него приехало до 300 представителей выборных из всех слоев населения русского Приамурского края. Собор работал 14 дней до 10 августа 1922 года, приняв важнейшие решения. Интерес общества к нему был очень великий. Газеты писали: «На Приморье выпала тяжелая и ответственная задача – начать возрождение Родины… Сегодня знаменательный день. Открывается Приамурский Земский собор – выразитель дум, чаяний и надежд исконного русского человека-государственника».

Открытию Собора предшествовал молебен перед кафедральным Успенским собором Владивостока, на который крестными ходами прибыли верующие и духовенство всех храмов города. От места молебна крестный ход со святынями, во главе которых была покровительница Русского государства Владимирская икона Богородицы, прошествовал к месту заседания Собора. Военные оркестры во время шествия непрерывно исполняли гимн «Коль славен».

Внутри помещения Общедоступного театра, где собрался Собор, сцена была красиво украшена большими иконами, монархической и военной символикой. В центре был размещен образ Спасителя. На соборные заседания была принесена и Державная икона Богородицы. Почетным Председателем Приамурского Земского собора был избран Святейший Патриарх Тихон. В зале был установлен его портрет.

На Приамурском Земском соборе, который воспринимался как молитвенно-духовное деяние, был утвержден единственно верный путь России – самодержавно-монархический. От соборян была составлена Грамота к русским людям (вне пределов Приамурского Земского края) – призыв присоединиться к ним и разделить истинные и спасительные для России начала и борьбу за спасение Родины.

Собор признал, что права на осуществление высшей государственной власти в России династии Дома Романовых «отнюдь не утеряны и принадлежат таковой впредь до созыва органа выявления общенародной воли» (будущего Земского Собора всей Русской земли). Приамурский Земский собор выразил желание, чтобы избранное им Правительство вступило в переговоры с династией Дома Романовых. И 4 августа 1922 года во Владивостоке состоялся даже торжественный крестных ход в честь тезоименитства вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

Тогда же Земский Собор, который должен был определиться с формой будущей власти Приамурского земского края (коллегиальная или единоличная), решил выбрать в качестве правителя Николая Львовича Гондатти, являвшегося Приамурским генерал-губернатором до 1917 года. В Манчжурию ему был направлен запрос – согласен ли он принять власть? Гондатти принять верховную власть отказался.

Если сравнивать это время со Смутным временем XVII века, то прибывший из Харбина генерал Дитерихс приглашался для спасения Отечества в качестве воеводы князя Димитрия Пожарского. Но после отказа Н.Л. Гондатти, Приамурский Земский собор избрал генерал-лейтенанта М.К. Дитерихса Верховным правителем Приамурского Земского края. Ему от имени Собора была представлена Грамота, в которой говорилось: «Собор призывает Вас к возглавлению русского национального движения и к водительству русскими ратными силами Дальнего Востока... с пламенным желанием вернуть русскому народу свободу и собрать воедино бредущих розно в смутную годину русских людей под высокую руку Православного Царя».
8 августа 1922 августа Михаил Константинович принял присягу в Успенском кафедральном соборе Владивостока, обязуясь положить свою жизнь на благо России и дать за свою деятельность ответ Русской Земле и будущему Русскому Царю, которого изберет Всероссийский Земский собор. Генерал повелел именовать армию Земской Ратью, а себя – Воеводою.

10 августа 1922 года в Данию от имени Приамурского Земского Собора были направлены телеграммы императрице Марии Федоровне и Великому князю Николаю Николаевичу. От Русской Православной Церкви в изгнании митрополит Киевский Антоний (Храповицкий) направил послание Приамурскому Земскому собору, в котором высоко оценил возврат русских людей к исконным государственным православным монархическим началам и призвал Земскую Рать повторить подвиг Минина и Пожарского по спасению Отечества.

На заключительном торжественном заседании Земского Собора 10 августа 1922 года Верховному правителю от Земского Собора были поднесены образ Спасителя, а возглавляемой им Армии – икона Божией Матери Державная. Адмирал флота Г.К. Старк поднес Правителю Андреевский флаг с малым гюйсом, нашитым посредине полотнища. Торжественное молебствие, благословение войск и военный парад – завершили Собор.
Накануне созыва Приамурского Земского Собора во Владивостоке в прессе выходили исследования о том, чем являлись в истории Руси Земские соборы. По всему видно, что современники воспринимали его как событие общественно-духовной жизни. Собор был молитвенным обращением народа к Богу с верой в то, что Россию может спасти Сам Господь. Собор был проявлением покаяния за измену своему духовно-историческому пути и проявлением желания вернуться к Богом данной самодержавной монархии как единственно возможной для России. Идея Земского Собора была глубоко продумана и прочувствована. Особенно подчеркивалось, что это не западное учредительное собрание, вообще партийность и парламентаризм отрицались как путь разделения нации, одна из причин разобщения в армии и во всем государстве.

Народ смертельно больной России, отравленной духовной ложью, во Владивостоке провозгласил во всеуслышание всему миру, что он, русский народ, православно исповедует Христа и отрекается от всех духовных идолов, западных лживых и погибельных политических и идеологических форм. Для страждущей России и ее народа есть одно спасение и лекарство – возвращение к России Христа, Самодержавной России Помазанника Божьего.

Не только представители духовенства, но русские люди всех сословий заявили, что Земский Собор – духовное, молитвенное деяние. «Припомните сказания русских летописцев о Земских Соборах XVI и XVII веков – обращался к соборянам и слушателям председатель Спиридон Меркулов. – Припомните Великий Земский Собор, собиравшийся в смутную годину 1613 года, так напоминавшую то, что мы переживаем сейчас. …не гордым измышлением ума человеческого, не арифметическим подсчетом голосов, а горячей и чистой верой в Святую Троицу и милостивое заступничество Царицы Небесной за страждущую Русскую землю отыскивалась спасительная для страны истина…»

В своем Указе №1 Верховный правитель Приамурского Земского края М.К. Дитерихс говорил: «Скрепим, соединим в одну силу оставшиеся нам от исторического символа святые заветы – Веру и Землю; отдадим им беззаветно свою жизнь и достояние; в горячей молитве очищенных от земных слабостей сердцах вымолим милость Всемогущего Творца, освободим Святую нашу Родину от хищных интернациональных лап зверя и уготовим поле будущему Собору «всея земли». Он завершит наше служение Родине, и Господь, простив своему народу, увенчает Родную землю своим избранником – Державным Помазанником».

…Приамурский Земский Край не стал центром общерусского ополчения против «безбожной власти», Земская Рать без людского пополнения, без военного снаряжения, без средств не смогла разбить рать «воровскую» (по аналогии со Смутным временем XVII века) и дойти до Москвы. Однако это ничуть не снижает ценности этой духовной борьбы из последних сил за Христову правду.

В своем последнем Указе 17 октября 1922 года, перед тем как отступить из Приморья, генерал М.К. Дитерихс сказал: «Силы Земской Приамурской Рати сломлены. Двенадцать тяжелых дней борьбы … решили участь Приамурского Земского края. Скоро его уже не станет. Он как тело умрет. Но только – как тело. В духовном отношении, в значении ярко вспыхнувшей в пределах его русской, исторической, нравственно-религиозной идеологии, он никогда не умрет в будущей истории возрождения великой святой Руси…

Я горячо верю, что Россия вновь возродится в Россию Христа, Россию помазанника Божия, но что теперь мы были недостойны еще этой великой милости Всевышнего Творца».

Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»
от 07.09.2024 Раздел: Июль 2019 Просмотров: 832
Всего комментариев: 0
avatar