Добавлено:

К возрождению Святой Руси

Размышления духовных лиц и политологов об итогах визита Святейшего Патриарха.

Визит Патриарха Кирилла на украинскую землю стал очевидным триумфом канонического Православия, объединяющего восточнославянскую цивилизацию, являющегося духовной опорой ее народов, основой ее культурного развития.

Ясная и последовательная позиция Патриарха, его убежденность в том, что лишь культурное и духовное единство народов Украины, России и Белоруссии может быть основой для успешного развития восточнославянских государств, которую он сумел передать миллионам людей, совершила переворот в украинском общественном сознании. Антироссийский и русофобские мифы, которые на протяжении последних лет пыталось навязать народу Украины окружение Ющенко, были основательно подорваны.

Духовное понятие Русь

Патриарший визит на Украину "еще и еще раз мощно обозначил многонациональный характер" Русской Православной Церкви и то, что к ней принадлежат люди "разных политических убеждений". "Мы не Церковь только Российской Федерации, только, как это иногда говорят, русского или великорусского народа. Понятие "русский" в названии Церкви относится не к этнониму "русский", а к понятию "Русь", которое является не политическим, а скорее духовным", - считает протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Он убежден, что чада Украинской Православной Церкви, самоуправляемой части Московского Патриархата, "должны быть и являются настоящими патриотами Украины, при этом не теряя связи с той наднациональной и надгосударственной общностью верующих, которая составляет нашу многонациональную Церковь". Отец Всеволод также отметил, что сегодня как Украина, так и Россия не могут "мыслить себя вне Европы, потому что мы всегда были частью Европы, одним из ее полюсов". "В то же время наше стремление участвовать в общеевропейских процессах не должно основываться на стремлении подчиняться определенным стандартам, критериям и ценностям, выработанным на Западе, а должно быть сопряжено со стремлением остаться самими собой", - полагает он.

"Самое дорогое слово"

"В этом визите восхищает мужественная позиция Патриарха Кирилла. Ведь он приехал на Украину в очень непростое предвыборное время, когда протестные силы разрывают страну. Он там свидетельствовал о единстве. Патриарх, безусловно, знал, что будут проблемы, что найдутся люди, которые будут держать плакаты против его посещения. Он знал, что могут быть проблемы со структурами власти, что и случилось в Ровно. Но он пошел на всё это,ради того, чтобы сказать, что наша Церковь едина, что Православие и наши народы едины. То, что он сделал, без преувеличения можно назвать духовным подвигом", - заявил известный петербургский священник, настоятель Леушинского подворья протоиерей Геннадий Беловолов, говоря о состоявшемся десятидневном визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Украину.

"Хочется отдать должное мужеству и силе веры нашего Патриарха. Этот визит нужен был как Украине, так и России. Последние 20 лет были брошены большие силы, чтобы нас разъединить и политически и духовно, чтобы разделить наше единое духовное и общенациональное самосознание. Для этого были вложены огромные средства. Целая плеяда политиков Украины над этим трудилась и продолжает трудиться. Визит Патриарха Кирилла показал, что всё-таки собирательские тенденции сильнее центробежных, что Украина не мыслит себя вне России. Мы видели, как встречали Патриарха. В лозунгах "Кирилл - наш Патриарх!" главным было слово "наш", это самое дорогое слово в этом возгласе. Действительно православная Украина видит Патриарха Кирилла своим. Этот визит для Украины был величайшей духовной поддержкой. Я думаю, что Патриарх для духовного объединения России и Украины сделал больше, чем все российские политики, вместе взятые", - выразил уверенность отец Геннадий.

"Этот визит был важен и России. Мы ещё раз почувствовали, что не можем существовать без Украины, потому что Украина - это Малая Русь, наш духовный источник, наша купель. Отказаться от Украины - это все равно что забыть свою Родину. Символично, что Патриарх Кирилл готов принять гражданство Украины. Это стало таким очень глубоким жестом, тем самым он показал, что приехал не за границу, а приехал к своей пастве. Он показал, что для него понятие Родины не заключено только в границах Российской Федерации, но вмещает в себя всю историческую Россию от Карпат до Курил", - отметил священник.

По его мнению, визит Патриарха Кирилла на Украину носит "концептуальный характер восстановления нашего исторического самосознания". "Последствия этого визита будут очень серьезные. На Украине, безусловно, изменится отношение к России. Я несколько раз бывал на Украине, и мне часто приходилось слышать упреки в том, что мы их позабыли. Так вот этот визит показал, что Россия помнит об Украине и никогда её не забудет и не оставит. Визит Патриарха носил не политический характер, а гораздо более глубокий, важный, более глобальный, возможно, даже для исторических судеб наших народов. Это событие трудно переоценить. Возможно, даже это главное событие постсоветской эпохи, потому что никогда мы не видели такой манифестации нашего единства. Вся Россия следила за каждым днем, каждым часом пребывания Патриарха на Украине. Мы за него молились, переживали, волновались. Милостью Божией всё свершилось достойно, благолепно и благодатно. Достойно величия нашей Церкви и России", - считает настоятель Леушинского подворья.

"Думаю, такие визиты должны стать регулярными, стать прочной традицией. То, что было заложено, должно продолжиться. Может быть, такие визиты действительно должны совершаться ежегодно на день памяти Великого князя Владимира. То, что на Украине прошло заседание Священного Синода, тоже является сильным моментом, показывающим, что Украина - это каноническая территория Русской Православной Церкви. Этот визит подорвал идеологию раскольников, нанес сильный удар антицерковным силам. Люди увидели любовь Патриарха, его открытость, радушие, его сердце, которое вмещает в себя и Россию, и Украину. Патриарх несколько раз высказал мысль о возможности преодоления раскола, трудно, конечно, представить, как это возможно в данной ситуации, но, безусловно, этот визит станет началом решения этой сложной проблемы", - заключил протоиерей Геннадий Беловолов.

"Знаковое событие для всего славянского народа"

Убеждена в большом значении для славянских народов визита Патриарха Кирилла вице-спикер Госдумы, заместитель председателя фракции "Единая Россия" Любовь Слиска. "Политический, дипломатический, человеческий, христианский шаг, который сделал Кирилл, отправившись на Украину, - это очень большое и знаковое событие для всего славянского народа", - заявила депутат. "Святейший Патриарх, - продолжила она, - говорил человеческим языком, который был понятен абсолютно всем, потому что он призывал к любви и Богу. Поэтому я глубоко убеждена, что его визит на Украину окажется положительным для наших государств, ведь политики приходят и уходят, а православные люди остаются". Парламентарий отметила, что поскольку она знакома с Патриархом Кириллом уже 13 лет, то его поездка на Украину ей была, "безусловно, небезынтересна". "К тому же нам всем известно, сколько бушевало страстей, когда Украину посещал Патриарх Алексий II, у которого Ющенко пытался получить благословение на разделение РПЦ с целью создать украинскую церковь", - напомнила Любовь Слиска.

Подвигом назвал визит Патриарха Кирилла на Украину член Комитета Госдумы по международным делам Валерий Богомолов. "Я следил за визитом Кирилла на Украину и, на мой взгляд, эта поездка является подвигом со стороны Патриарха, ведь от украинских националистов, не являющихся сторонниками Его Святейшества, можно было ожидать всего", - заявил депутат. По мнению парламентария, "спокойствие, уверенность речи и умение отстаивать свои позиции - качества, проявленные Кириллом во время поездки, - должны стать примером для многих политиков". "Я глубоко убежден, что визит Патриарха позитивно отразится на российско-украинских отношениях", - добавил он.

Назвав "своеобразным шагом" заявление Патриарха относительно своей готовности принять украинское гражданство, депутат отметил, что "подобное искреннее желание Патриарха ясно дает понять, что означает подзабытое сегодня понятие "Православная Русь". "Россияне, украинцы и белорусы - это единый народ, единая нация. Поэтому, безусловно, единение народов возможно поверх государственных границ", - заключил Валерий Богомолов.

"Переворот в украинском общественном сознании"

"Визит Патриарха Кирилла на украинскую землю стал очевидным триумфом канонического Православия, объединяющего восточнославянскую цивилизацию, являющегося духовной опорой ее народов, основой ее культурного развития. Несомненно, посещение Патриархом украинских епархий имеет огромное значение для внутренней жизни Русской Православной Церкви, для укрепления ее позиций в украинском обществе", - говорится в заявлении председателя Общественного Совета по защите конституционных полномочий Автономной Республики Крым народного депутата Украины Леонида Грача.

"Я хочу остановиться на общественно-политических итогах посещения Украины Патриархом Московским и всея Руси, которые кажутся тем более впечатляющими, если учитывать, что Святейший Кирилл на протяжении всей поездки сознательно обходил политические вопросы и не касался деятельности политических сил. Ясная и последовательная позиция Патриарха, его убежденность в том, что лишь культурное и духовное единство народов Украины, России и Белоруссии может быть основой для успешного развития восточнославянских государств, которую он сумел передать миллионам людей, совершила переворот в украинском общественном сознании. Антироссийский и русофобские мифы, которые на протяжении последних лет пыталось навязать народу Украины окружение Ющенко, были основательно подорваны. А политический курс украинского президента оказался на грани краха. Ярким свидетельством поражения Ющенко стало стремление украинских политических деятелей, в том числе и тех, кто еще недавно молчаливо соглашался с антироссийскими заявлениями и действиями украинской власти или заявлял о своей приверженности идее евро-атлантической интеграции, оказаться в окружении Предстоятеля Русской Православной Церкви, изобразить свою приверженность идеалам Православия. Те, кто следил за пребыванием Патриарха Кирилла на Украине, могли наблюдать это собственными глазами", - заметил Леонид Грач.

"Визит Патриарха Кирилла доказал, что он является подлинным духовным лидером украинского народа, который наряду с народами России, Украины, Белоруссии, с православными, проживающими в других бывших советских республиках, и прихожанами Московского Патриархата в других странах мира поддерживает духовные идеалы и ценности, провозглашаемые каноническим Православием. Народ Украины показал, что он сделал выбор в пользу сохранения и укрепления традиционной восточнославянской культуры и не собирается от него отказываться. Об этом свидетельствуют и чрезвычайно высокий рейтинг всех телевизионных эфиров с участием главы Русской Церкви на украинских телеканалах, и участие десятков тысяч верующих в церковных службах, проходивших при участии Патриарха. Как известно, на службе в Почаевской лавре, по различным оценкам, собралось от 40 до 50 тысяч человек, а несколькими днями ранее возле Свято-Владимирского Собора в Севастополе - около 100 тысяч. Мне это представляется чрезвычайно важным признаком, говорящим о постепенном выздоровлении от помаранчевой болезни украинского общества".

"Главное достижение Святейшего Кирилла, на мой взгляд, как раз и состоит в том, что благодаря его визиту гуманистический характер миссии Православной Церкви стал очевиден для многих десятков миллионов украинских граждан, в том числе и тех, кто находился под влиянием пропагандистской машины проамериканских сил. Был полностью разоблачен миф о том, что Православная Церковь участвует в реализации неких "имперских амбиций" российской власти, существующих исключительно в фантазиях Ющенко и его окружения. Православная Церковь, как показали выступления и проповеди Патриарха, ставит своей целью возвращение миллионов людей к духовной жизни, восстановление традиционной культуры, утверждение братских отношений между православными народами и взаимопонимания между православными, верующими других конфессий и атеистами".

"Патриарх Кирилл отчетливо заявил, - продолжил он, - что Церковь должна находиться вне политики", поскольку "задание Церкви - служить людям, а не политическим партиям и политическим блокам".

"Святая Русь - это уникальный цивилизационный проект"

После дивных встреч, устроенных верующими своему Архипастырю на всех четырёх концах Украины, стало ясно: духовное единство на Руси, которое разрушалось два десятка лет, существует. Нельзя сказать, что существует невредимо, но существует, но живо! Десять дней правды сделали своё дело, опрокинули бастионы лжи, годами кропотливо возводимые для разделения врагами Православия. Аудитория Патриарха - сотни тысяч человек в местах его молитв и десятки миллионов у телеэкранов и мониторов - на Украине, в России, Белоруссии, Молдавии и во всём остальном мире.

"Святая Русь - это уникальный цивилизационный проект со своей миссией, он не должен быть ведомым, он должен генерировать идеи…" Эти слова, произнесенные Патриархом Кириллом, услышали все и как-то вдруг почувствовали, что у исторического Православия появился истинный Вселенский Патриарх. Истинный, потому что именно он, Патриарх Кирилл, внятно сказал Востоку и Западу о гибельности построения цивилизации без Бога, напомнив об опыте СССР: "Не повторяйте этот наш страшный урок. Мы через кровь и страдания свои осознали, как важно жить с Богом". Это слова православного вождя. Долгожданного. Все услышали. Всё было сказано предельно глубоко и ясно.

После визита Патриарха Кирилла на Украину, после всего сказанного им и услышанного, прочувствованного и осознанного обществом, было бы невероятно странным, если бы всё на Руси продолжало идти так, как шло, катиться туда, куда катилось. А шло и катилось туда, куда нас, то пряником маня, то пинками подгоняя, вёл Запад, по дорожке, на которой численность населения, например Украины, сокращается со световой скоростью - 300 тысяч душ в год, где природные ресурсы безбожно расхищаются, молодёжь люмпенизируется алкоголем и попкультурой, интеллект подсаживается на антиправославные гранты, "церкви" множатся, как в цепной ядерной реакции, вышвыривая в космическую пустоту духовную энергию народа…

Наши беды нам понятны давно. Но кто мог сказать, как остановить погибель Руси, чтобы быть услышанным? Как и где сказать, чтобы вышел из сказанного прок, чтобы слово трансформировалось в дело? Сказано на Украине Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. Сказано и разъяснено: "Здесь наше историческое прошлое, но в каком-то смысле здесь во многом будет решаться и наше будущее. "Наше", - уточнил Патриарх, - под этим словом я подразумеваю всех нас, принадлежащих к единой цивилизации древней Киевской Руси, которая развилась и стала мощным фактором мировой цивилизации". Выход назван. Каким может быть следующий шаг общества, собственно, шаг её политических лидеров, разглядевших некоторые механизмы мирового кризиса, духовного в своей основе и гибельного для существующей цивилизации? Второй шаг сделал Президент России Дмитрий Медведев, направив Обращение украинскому коллеге...

Выбор за народом Украины - народом православным в своей основе, даже если и уклонилась когда-то немалая часть наша от спасительного пути духовной жизни предков. Вполне может и должна Украина не просто встать во главе названного Патриархом глобального цивилизационного проекта (вот миссионерская задача!), но с любовью и ревностью распространять и укреплять спасительное Православие на территориях всей Руси, Руси, которую когда-нибудь мы вновь назовём Святой.

Олег СЛЕПЫНИН

"Исторический шанс России"

Восстановив свою стратегическую субъектность, Россия сразу станет мощным центром притяжения для многих из своих традиционных союзников. Если даже сейчас Российское государство пользуется любовью и уважением во многих странах, где люди не понаслышке знают, что такое чувство собственного достоинства, то после ликвидации травмирующих последствий так называемой перестройки и демократических реформ российское геополитическое пространство начнёт стремительно расширяться уже только потому, что в мире существует мощный запрос на цивилизационную альтернативу, которую пока ещё никто не предложил. Если говорить проще, народы мира устали от несправедливости, и меру этой усталости пока никто по-настоящему не оценил.

И здесь - исторический шанс России. Господствующая в мире либерально-рыночная модель общества, основанная на эффективности и экономической выгоде, даёт геополитические преимущества Западу оттого, что именно Запад является колыбелью такого жизнеустройства и соответствующие представления глубоко укоренены в западной традиции. А распространение этой модели на незападные общества неизменно вело к ломке их традиций, было сопряжено с грубой силой, порождало несправедливость. И преимущества Запада обусловлены тем, что для него данная модель является естественной, а для остального мира - противоестественной.

Альтернативный вариант жизнеустройства впервые в мире был предложен и воплощён на практике Россией. Революция 1917 года и советский проект при всех его издержках стали гигантским экспериментом по построению общества, в котором власть денег над человеком была в огромной степени ослаблена, хотя и не исчезла совсем. Эта революция оказала огромное влияние на весь мир и способствовала созданию государства всеобщего благоденствия на Западе в гораздо большей степени, чем добрая воля банкиров. Советская Россия обладала мощнейшей идеологической и культурной притягательностью для всего мира, и именно этим, а не советскими штыками был обусловлен переход под коммунистические знамёна практически трети земного шара.

Распад СССР и крушение системы мирового социализма имело своим следствием не только вовлечение бывших соцстран в систему капиталистической эксплуатации и усиление эксплуатации "третьего мира", но и отказ от социального государства на самом Западе. В отсутствие идеологической конкуренции со стороны Советского Союза западная элита перестала видеть смысл в искусственном за счёт собственных прибылей поддержании высокого уровня жизни своего населения. В результате Запад широко распахнул ворота перед иммигрантами, согласными работать за кусок хлеба, а промышленность, наоборот, стала перемещаться в "третий мир", где персоналу можно меньше платить, а экологические стандарты не столь строги. Всё это непривилегированным слоям населения на Западе благосостояния, естественно, не прибавляло. В мировом масштабе сложилась иерархическая пирамида из численно ничтожной верхушки, управляющей миром и получающей сверхприбыли, огромной и растущей массы обездоленных и сокращающегося среднего класса, который всё больше представляет собой идеологический конструкт, нежели социальную группу.

На роль исчезнувшего СССР многие сейчас прочат Китай, однако играть эту роль у Китая нет ни желания, ни возможностей. Говоря о возможностях, я имею в виду идеологию. У Китая нет универсалистской идеологии, подобной коммунизму у СССР или либеральной демократии у Америки. Коммунизм для Китая - только форма, его подлинной идеологией является китайский национализм, а это совсем не то, чем можно привлечь весь мир. Кроме того, Китай и не собирается устанавливать справедливый миропорядок, его цель - обеспечить жизненное пространство и ресурсы для китайской нации, и в случае его победы в мировом масштабе золотым станет другой миллиард, а положение всех прочих миллиардов жителей планеты Земля нисколько не облегчится, а, может быть, даже станет ещё более тяжёлым.

+ + +

Устремлённость к справедливости лежит в основе всей русской цивилизации, является её родовой чертой. В Библии сказано, что град не устоит, если в нём не найдётся хотя бы десяти праведников. Россия в духовно-историческом смысле и выступала как эти десять праведников, выполняя миссию удерживающей мир от окончательного соскальзывания в пропасть. Подспудное сознание этой миссии как своей сохраняется в русском народе и поныне, несмотря на все соблазны общества потребления. Российская империя оттого и была так устроена, что за всё время её существования в ней не исчез ни один малый народ. Это вызывало отторжение любого неправедно нажитого богатства, так называемого первоначального накопления капитала. Поэтому "новорусская" властная элита, стремящаяся организовать жизнь по западным образцам, народом так и не была признана. Для русского человека смысл жизни традиционно более важен, чем уровень жизни, и представление о том, что не в силе Бог, а в правде, - чисто русского происхождения. Тяга к справедливости существует во всём мире, но в России осмысление проблемы установления справедливого мироустройства находится на самом высоком уровне.

Однако, чтобы иметь моральное право апеллировать в этом отношении к другим странам и народам, необходимо для начала, чтобы справедливость была восстановлена в самой России. Здесь предстоит многое: пересмотреть результаты приватизации, восстановить уважительное отношение к честному труду, указать социально приемлемые и привлекательные пути к жизненному успеху, прекратить избиение русской истории и ещё очень многое другое. И когда Россия найдёт в себе силы это сделать, все столь тщательно лелеемые Западом и навязываемые им другим странам концепции демократии, открытого общества, прав человека быстро потеряют свой блеск, а их нищета выступит на поверхность.

И тогда России в первую очередь потребуется сосредоточиться на восстановлении единства восточнославянских народов - русских, украинцев и белорусов, которые, по сути дела, являются субэтносами одного большого народа-суперэтноса. Разрыв этого единства в 1991 году в результате подписания Беловежских соглашений нанёс русскому народу глубокую психологическую травму, фактически блокировав возможность его полноценного развития. Сам факт раздельного существования Российской Федерации, Украины и Белоруссии в качестве независимых государств - это тяжёлая аномалия, без преодоления которой нормальная жизнь русских, украинцев и белорусов невозможна, даже если под "нормальностью" понимать сугубо материальные условия, хотя ими жизнь, естественно, ограничена быть не может. Поэтому создание союзного государства трёх республик, причём не фиктивного, как сейчас с Белоруссией, а полноценного централизованного государства, должно стать самой важной целью внешней политики новой России.

Достичь этой цели в отношении Украины будет труднее, чем в отношении Белоруссии, так как на Украине за постсоветские годы успела сложиться последовательно антироссийская элита, тесно связанная с США, с Западом, причём сейчас реальные рычаги власти находятся в руках её наиболее антироссийских и соответственно прозападных элементов. Не имея широкой поддержки среди народа, она в то же время в совершенстве овладела технологиями мобилизации активного сегмента западноукраинского националистически настроенного населения, а также космополитических киевских "белых воротничков", опираясь на которые, она навязывает свою волю всей Украине...

Альтернативную картину мира нужно представлять людям, исходя из того, что существование независимой Украины есть величайшее несчастье, прежде всего для самих украинцев. Необходимо вырвать народ из плена оранжевой пропаганды. Народу, чувствующему, что с ними происходит что-то плохое, но при этом не понимающему, что именно и уж тем более как с этим бороться, пора раскрыть глаза на то, что Украина - оккупированная страна, где командуют люди, назначенные из-за океана, мотивация которых ничем не отличается от мотивации гауляйтера Эриха Коха. Иными словами, вся "украинская национальная гордость", которую уже столько лет с успехом эксплуатирует в своих интересах антинациональная правящая верхушка, должна быть обращена против неё.

Иногда приходится слышать, что Украина - навсегда отрезанный от России ломоть. Дескать, столько уже всего перепробовали, чтобы привлечь их к себе, а они не хотят жить с нами вместе. Нет ничего более далёкого от истины, чем этот вздор. Россия по-настоящему ещё даже не бралась за украинскую проблему.

Андрей КОНУРОВ
По материалам СМИ
Фото: Патриархия.ru

от 28.03.2024 Раздел: Сентябрь 2009 Просмотров: 822
Всего комментариев: 0
avatar