Добавлено: 22.09.2023

Как это начиналось

7 января 1995 года. После водосвятного молебна Его Святейшество прочел грамоту, которая была положена в основание Храма Христа Спасителя. В ней говорилось: «Не нам, не нам, но имени Твоему... Спаситель наш, призри с высоты Святыя Твоея на место сие и избери его в жилище Себе, и благослови дело рук наших...» Запечатанная в капсулу грамота эта под пение молитвы о спасении Отечества была замурована в бетонный блок фундамента Храма. А на нее поставили камень, привезенный из Святого Вифлеема, где родился Христос.

И в это время свинцовое январское небо внезапно очистилось над деревянным крестом. Ясный и однозначный ответ посылал Господь всем нам — верящим, колеблющимся и заблудшим: Храму Христа быть!

Пять лет пролетели, как один день... Строился Храм. Строилась и крепла православная народная газета «Русь Державная», которая родилась во время акафистов Державной Божией Матери рядом с ним. Храм Христа Спасителя стал самой важной нашей темой, надеюсь, и всегда будет.

Больше тридцати лет назад мне, журналисту совсем еще недавно «главной газеты страны», газеты «Правда», довелось познакомиться с людьми, которые называли себя общиной Храма Христа Спасителя.

Тогда я делал еще только первые шаги в Православии и хорошо помню, как меня изумило то горячее желание людей совершенно разных профессий и возрастов возродить порушенный храм. Побывал на молебне у действовавшего бассейна «Москва». На свои скудные средства русский скульптор Владимир Мокроусов отлил распятие и установил его с единомышленниками на серой гранитной глыбе. Вскоре место это обросло любовно выстроенной деревянной сенью.

Сюда на акафист Державной Божией Матери собирался православный люд со всего города, да и, наверное, не только москвичи приезжали. Сейчас уже не вспомнить, когда и как пришла мысль сделать номер газеты, посвященный Храму Христа Спасителя. Собирать материал активно помогал протоиерей Георгий Докукин, возглавлявший в то время братство Храма Христа Спасителя. А познакомился я с ним на спектакле русского духовного театра «Глас», который он духовно окормлял.

Вот только краткая фраза из устава братства: «Для нас своевременно звучат слова Манифеста Императора Александра I на поставление Храма Христа Спасителя: «В ознаменование благодарности нашей промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей гибели, и в сохранение вечной памяти того безпримерного усердия, верности и любви к вере, к Отечеству, каким в трудные времена превознес себя народ российский». Слова эти актуальны до сегодняшнего дня.

Материал для номера собирался на удивление быстро. Запомнились встречи и беседы с людьми, для которых восстановление Храма стало поистине делом жизни. Автор неопубликованного еще в то время романа «Тайны Храма Христа» Аполлос Иванов, который был свидетелем уничтожения храма в 1931 году, предложил нам перепечатать главу из романа, повествующую о самом драматическом моменте — взрыве Храма. Насколько должно было потрясти это событие, чтобы более чем через пятьдесят лет написать об этом роман.

Запомнились беседа с протоиереем Аркадием Станько, которая вылилась затем в многозначительную статью «Слово о правде», рассказ скульптора Мокроусова, беседы с руководителями русского духовного театра «Глас» Никитой Астаховым и Татьяной Белевич.

Мы особенно признательны были Святейшему Патриарху Алексию, который специально для спецвыпуска «Правды» написал статью «Дом молитвенной памяти» и тем самым благословил выпуск этого номера.

Выпустить газету «Храм Христа Спасителя» помог президент международного Банка Храма Христа Спасителя Валерий Сергеевич Балакирев, который полностью взял на себя финансирование номера. С выходом спецвыпуска связаны также некоторые интересные совпадения и препятствия. Старый москвич Николай Ротов любезно предоставил нам для этого выпуска ряд фотографий, в том числе пожелавшего запечатлеть себя в Храме перед самым взрывом Л. М. Кагановича, кстати, одного из инициаторов уничтожения Храма. Так вот, во время верстки клише с этим фото трижды непонятным образом исчезало. Из-за этого выпуск номера задерживался. Можно было, конечно, поставить какую-нибудь другую фотографию, благо резерв был. Но я упрямо настаивал изготовить новое клише (с Кагановичем), который, видимо, никак не хотел попадать на газетную полосу.

Интересное происшествие было и с фотоиллюстрацией на 1-й странице. Художника у нас не было, а хотелось изобразить Храм Христа Спасителя как-то символически. Времени же на раздумья не было, и решили просто поставить на 1-ю полосу большое фото храма.

Посмотрели — не очень хорошо смотрится. И тогда наш фотоиллюстратор выстроил из трех храмов разного размера необычную на первый взгляд композицию. Все присутствующие были просто потрясены: в центре на 1-й странице, над краткой, но глубокой силы заметкой писателя Владимира Крупина «Загорится свеча» пламенем в трех лицах возвышался Храм Христа Спасителя. Так решено было и оставить. Правда, потом никто не верил, что это случайно получилось.

Когда отпечатали стотысячный тираж, в редакцию приехал отец Георгий Докукин. Порадовавшись вместе со мной и моим коллегой Владимиром Потаповым выходу газеты, он как бы невзначай заметил: «А вы знаете, какое сегодня число?» «22 апреля», — не задумываясь, ответил я. И только через некоторое время до меня дошло, что «Храм Христа Спасителя» появился на свет в день рождения вождя мирового пролетариата. Чудны дела Твои, Господи!

Реакция на выход газеты была неоднозначной. Были возмущенные письма и авторитетные звонки руководству редакции. Основным лейтмотивом этих обращений была такая примерно мысль: не посходили вы там с ума в «Правде»? Главным редактором был в это время Геннадий Николаевич Селезнев.

Но было много благодарных и теплых писем и звонков с просьбой продолжить публикации.

Акафист Державной Божией Матери у стен бассейна «Москва» собирал сотни православных людей. Помню морозное воскресное утро, молящихся людей и раскрасневшиеся, пышущие здоровьем лица купальщиков, выходящих из бассейна, их любопытствующие взгляды.

В один из пасхальных дней 1994 года решено было провести Крестный ход вокруг опустевшего, но не сдававшегося бассейна. Городские власти, разрешив Крестный ход, одновременно разрешили каким-то странным людям собраться внутри бассейна.

Охарактеризовать эту публику было довольно трудно: не то хиппи, не то какие-то заблудившиеся в глубинах своих экспериментов художники, а может быть, и половые извращенцы. Помню, как они по одному прошмыгивали мимо нас за ограду бассейна, вход в который бдительно охраняла милиция. Невдалеке можно было заметить автобус, заполненный людьми в милицейской форме.

Перед Крестным ходом начался молебен. И в это время со дна бассейна, усиленные мощными динамиками, раздались ужасающие низкие звуки. У многих было впечатление, что это звучала преисподняя. Пошел Крестный ход. С хоругвями, иконами, с пасхальным пением шли православные люди вокруг облупившихся стен бассейна.

Был момент, когда противостояние людей внутри бассейна и верующих могло выплеснуться наружу. Помог отец Владимир Ригин. Пасхальная молитва сохранила мир.

Празднование Рождества Христова 1995 года совпало с радостным и долгожданным для всех православных событием. После торжественного богослужения в Успенском соборе Московского Кремля к закладному камню возрождаемого Храма Христа Спасителя направился многотысячный Крестный ход. В одной из колонн шел и я с дочерью. Уже при подходе к храму по рядам начали проходить какие-то люди в штатском, очевидно, из службы безопасности. Проверяли наличие каких-то особых пропусков. Оказалось, что у нас с дочерью такого не было, и строгий молодой человек попросил нас выйти из Крестного хода и перейти в другие ряды. Я решительно отказался это сделать. Но никакие аргументы на служителя охраны не действовали. Только после моих слов: «Как я объясню это своей дочери», — он отошел от нас, проронив: «Вас все равно дальше не пропустят!» И действительно, при входе на стройплощадку плотным строем стояли охранники и, насколько это было возможно, прочесывали массу идущих людей.

И здесь, мне кажется, произошло чудо: читая про себя «Богородице Дево, радуйся», мы безпрепятственно прошли за ограждение и оказались на помосте, где был водружен большой деревянный крест, совсем рядом со Святейшим Патриархом.

После водосвятного молебна Его Святейшество прочел грамоту, которая была положена в основание храма. В ней говорилось: «Не нам, не нам, но имени Твоему... Спаситель наш, призри с высоты Святыя Твоея на место сие и избери его в жилище Себе, и благослови дело рук наших...» Запечатанная в капсулу грамота эта под пение молитвы о спасении Отечества была замурована в бетонный блок фундамента храма. А на нее поставили камень, привезенный из Святого Вифлеема, где родился Христос.

И в это время свинцовое январское небо внезапно очистилось над деревянным крестом. Ясный и однозначный ответ посылал Господь всем нам — верящим, колеблющимся и заблудшим: Храму Христа быть!

Пять лет пролетели, как один день... Строился храм. Строилась и крепла православная народная газета «Русь Державная», которая родилась во время акафистов Державной Божией Матери рядом с ним. Храм Христа Спасителя стал самой важной нашей темой, надеюсь, и всегда будет.

Андрей ПЕЧЕРСКИЙ.
«Русь Державная», 2003, № 9
от 03.12.2024 Раздел: Сентябрь 2023 Просмотров: 1102
Всего комментариев: 0
avatar