Митрополит Иоанн (Снычев)
Нынешняя агрессия стран НАТО против России является продолжением крестовых походов, начатых странами Запада против мусульман и северных славян. Провозгласив: станьте такими, как мы или умрите, они реально смогли умертвить десятки народов. Неизвестно, сколько бы умертвили еще, если бы в конце XII века их не остановил на юге Саладин, а в середине XIII-го века на севере Александр Невский.
Самую западную часть некогда могущественной славянской Вендской державы — Вагрию, саксы оторвали и присоединили к Голштинии в 1139 году. Адольф Голштинский послал тогда дары князю ободритов Никлоту: дескать, ничего личного, это мы забрали, но дальше не пойдем, будем жить в мире. А через восемь лет началось завоевание остальной части Вендской державы. И первые бои прокатятся тогда, как раз по Вагрии. Ничего не напоминает? 2014 год — страны Запада, прежде всего англосаксы, инициируют государственный переворот на Украине. Ничего личного, просто так они понимают демократию. А уже через восемь лет на территории Украины начинается война с Россией. На Западе уже без стеснения говорят о «деколонизации», читай, разрушении нашей страны. Они хотят повторить то, что безнаказанно сотворили с северными славянами в средние века.
+ + +
Однажды, в разговоре с одним знакомым я упомянул о том, что нынешняя агрессия стран НАТО против России является продолжением крестовых походов, начатых странами Запада против мусульман и северных славян. Провозгласив: станьте такими, как мы или умрите, они реально смогли умертвить десятки народов. Неизвестно, сколько бы умертвили еще, если бы в конце XII века их не остановил на юге Саладин, а в середине XIII века на севере Александр Невский.
«Вы хотите посмотреть на сегодняшнюю войну от времен Адама и Евы», — пошутил мой собеседник. Что ж, в каждой шутке есть доля шутки. Остальное — правда. Слова про Адама и Еву напомнили мне ответ Александра Невского посланникам Ватикана. Он начал его как раз от Адама. В 1252 году кардиналы Гальд и Гельмонт приехали во Владимир с письмом от папы римского Иннокентия IV. Папа предлагал князю, льстиво называя его королём, перейти в католичество со всем русским народом.
Приведу ответ Александра Невского полностью. «От Адама до потопа, от потопа до разделения народов, от смешения народов до Авраама, от Авраама до прохода Израиля сквозь Красное море, от исхода сынов Израилевых до смерти Давида-царя, от Давида до начала царствования Соломона, от Соломона до Августа-кесаря, от власти Августа и до Христова Рождества, от Рождества Христова до Страдания и Воскресения Господня, от Воскресения же Его и до Восшествия на небеса, от Восшествия на небеса до царствования Константинова, от начала царствования Константинова до первого Собора, от первого Собора до седьмого — обо всем этом хорошо знаем, а от вас учения не приемлем».
Обычно все цитирующие этот ответ обращают внимание на последние слова князя: «…от вас учения не приемлем». Всё сказанное до этого, представляется некой формой дипломатического этикета, предназначенного с одной стороны для того, чтобы смягчить финальные слова, с другой — показать, что Священная история на Руси известна не хуже, чем на Западе. Однако не всё так просто.
В ответе Александра Невского история человечества показана через цивилизационные разломы. Во времена потопа, как известно, она прекратилась практически полностью. Затем следуют появление и становление богоизбранного народа Израиля. Следующий этап — создание Первого Рима. Власть Августа. Августа-кесаря принято считать основателем Римской империи. В Римской империи рождается Иисус Христос, принесший миру спасение от власти греха. Затем дважды упоминается император Константин, основатель Константинополя, Второго Рима, города, где христианство сразу становится государственной религией. Первый Вселенский Собор, утвердивший первую часть Символа веры. Седьмой Собор, пресекший корень ереси иконоборчества. Он проходил в конце VIII века. И все, на этом точка. Разговор князя с папскими кардиналами происходит в середине XIII века. В своем ответе Александр Невский упоминает о последнем событии, произошедшем 450 лет назад, и на этом останавливается.
Почему Александр Невский не стал говорить ни о чем последовавшем после этого? Неужели провозглашение Карла Великого императором Запада всего через тринадцать лет после Седьмого Вселенского собора ничего не значит? А появление учения о непогрешимости римского папы, совершенно неизвестное древней, неразделённой Церкви? А взятие и разграбление крестоносцами Константинополя в 1204 году? Неужели это всё такие уж мелкие, незначительные события? Да нет, конечно, крупные, значительные, даже эпохальные, можно сказать. Только это уже не события Священной истории, а история совсем иная.
Ересь, победившая в Западной Европе, дала начало апостасийным процессам, приближающим к последним, предантихристовым временам. Сорняки гордыни забили почти все живые всходы Христовой истины. А что устояло, стали выжигать огнем инквизиции. Говорить об этом князь не стал, а только коротко добавил: «От вас учения не приемлем».
Рядом с Александром Невским в ту пору стоял митрополит Кирилл, один из мудрейших людей своего времени. Думаю, и ответ князя папским легатам во многом обусловлен советом митрополита. Кирилл побывал в захваченном и оскверненном латинянами Константинополе, до Владимира он служил на юге Руси, в Галиче. Когда князь Даниил Галицкий решил пойти на духовный компромисс с Ватиканом в обмен на обещание папы оказать военную помощь против монголов, Кирилл предугадал то, какой катастрофой это всё может закончиться, и переехал на север, к Александру Невскому. Здесь они вместе смогли уберечь православие, русский мир и надежду на то, что Священная история еще не закончена.
+ + +
В истории человечества есть события, которые определяют пути его развития на столетия вперед. Раскол Церквей — одно из таких событий. Впрочем, раскол — не совсем точное слово. Это было отпадение латинского Рима от православия ради единоличного владычества в Церкви, или хотя бы, для начала, для владычества в западной части христианского мира. Когда это получилось, следующим этапом стало навязывание своей воли оставшейся, восточной части христиан. Так появляется уния. Так берет начало трагедия Украины наших дней. Здесь-то и проявился стойкий характер северных славян, сохранивших русское государство на основе православия. На южнорусских землях, куда проникает уния, Русь постепенно меркнет, там, где православие стоит нерушимо — созидается великая Россия.
Появившаяся в XVI веке концепция «Москва — Третий Рим» ничего не придумывала, она просто подтвердила уже свершившийся факт. А воплощение этой Божественной идеи берет начало от того самого ответа Александра Невского папским кардиналам.
В середине XIII века Русь, с центром во Владимире, представляла собой государство, зажатое в тиски врагами. Немного южнее лежала разоренная монголами Рязань, на Днепре на месте Киева после прокатившегося нашествия дымилось пепелище, на северо-западе Псков и Новгород из последних сил отбивались от католических орденов. Римские папы, сменяя друг друга, благословляют на захват и разбой все новые и новые войска крестоносцев. Александр Невский всё это видел и понимал, но отринул страх и со спокойной твердостью выдвинул идею поистине мирового масштаба.
И эта идея не просто сохранила нас в истории, она за короткое время расширила границы русского государства, подтвердив верность слов князя о том, что не в силе Бог, а в правде.
Мистическим и историческим подтверждением значения Александра Невского в осознании того, что Москва — это Третий Рим, стало то, что канонизация Александра Ярославовича состоялась в 1547 году. Государю Иоанну Грозному в ту пору было 16 лет. К концу его правления, в 1584 году, Русское государство увеличило свою территорию почти вдвое. Тогда продвижение шло в основном на Восток.
В 1724 году, 300 лет назад, по приказу императора Петра Первого мощи Александра Невского были перенесены из Владимира в Санкт Петербург. В то время границы России расширялись на Запад, прежде всего в район Балтийского моря, на исторические славянские земли, где сам князь в 1240 году одержал победу на Неве над шведскими захватчиками. Александр Невский незримо присутствовал с нашими предками всякий раз, когда они делали решительные шаги в деле державного строительства.
+ + +
Сегодня Запад обрушил на Россию уже несчетное число экономических санкций. Однако, в истории порочного круга давления на Россию это тоже уже было. Советский историк В. В. Мавродин писал: «Понадобились десятки и даже сотни лет активной враждебной деятельности немецкой Ганзы, датчан и шведов, а также ливонских рыцарей для того, чтобы вынудить новгородцев прекратить плавания за море и ожидать заморских гостей, сидя по своим торговым дворам на берегах Волхова».
Представитель русской эмиграции, историк Борис Башилов отмечал: «Западный мир во время татарского ига пытался воспользоваться несчастным положением Руси. В год нападения Батыя на южную Русь папа Григорий проклял всех новгородцев и призвал к Крестовому походу против Новгорода. А незадолго до этого особыми буллами папа римский запретил католическим купцам продавать корабельные снасти, лошадей, разные изделия».
Порой для того, чтобы понять, что ждёт от нас Господь, нужно увидеть, чего хотят от нас слуги дьявола. А они всякий раз добиваются одного: чтобы Россия утратила свою державность. Им не важно, какой у нас политический строй: вече, монархия, социализм, или демократия. Для них это внешний контур. Им важно разрушить то, что у нас внутри. Они называют это «имперское сознание». Однако у нас не «имперское», а державное сознание. Империи у нас уже сто лет как нет, Россия — федерация. Причем, в отличие от ФРГ или США, где во всех землях и штатах автохтонные народы представлены только на кладбищах или в резервациях, у нас федерация настоящая. Они пытаются уничтожить не империю, а удерживающую зло силу, не позволяющую им насадить в мире свои правила. Эти правила они даже не объясняют, просто бросают через губу: «кто их не соблюдает — тот враг демократии и подлежит уничтожению». Речь на самом деле не о демократии. Запад — цивилизация фундаментального расизма. Словами о демократии они прикрывают идею о своем расовом превосходстве. И Россия на их пути была, есть и будет главным препятствием.
Вспомним, как еще совсем недавно весь мир стройными рядами шагал в электронный концлагерь! Альтернативы этому, казалось, уже не было. Протестующие голоса одиночек ничего не меняли. И вдруг Россия как государство поступила «по-человечески», вступившись за жителей Донбасса, и все это омерзительное шествие в момент остановилось. Эй, люди мира, чья свобода вновь обрела реальные очертания, ну хоть кивнете в ответ России в знак благодарности! Ведь и за вас проливается наша кровь.
Старец Филофей, который в первой половине XVI века окончательно сформулировал концепцию Третьего Рима, в своем послании великому князю Василию III много места уделил важности не допустить на Руси распространение содомского блуда. Стопроцентное попадание! Сегодня именно «князья Содомские» ополчились на Россию. Прозорливый все-таки был монах. Эй, люди мира, чьих детей начали развращать содомиты с детсадовского возраста, неужели вы не видите, что на земле еще есть страна, где нравственные и духовные ценности не забыты. Эта наша страна.
Геноцид славян южного побережья Балтики коллективный Запад в XII–XIII веках оправдывал тем, что славяне, якобы, язычники. Геноцид, который коллективный Запад уготовил для народов России в веке XXI-м, объясняется отказом русского мира поступиться традиционными, прежде всего христианскими, ценностями.
Казалось бы, два совершенно разных повода для агрессии. Однако это только на первый взгляд. Натиск Запада тогда и сегодня — это две стороны одной медали. Абсолютизация власти римского папы толкнула Европу на путь агрессии против всех несогласных. Неважно с чем, главное, не согласных с его волей.
Сегодня ересь латинства на Западе ушла в тень, но нетерпимость к иной позиции в наследство от Ватикана досталась подмявшей под себя практически всё англосаксонской цивилизации. А она все более склоняется к откровенному сатанизму. Религиозный философ князь Евгений Трубецкой в начале прошлого века предупреждал: «Биологизм, доведенный до последней, предельной черты, незаметно и естественно переходит в сатанизм». Его ученик, Иван Ильин развил эту мысль такими словами: «Разногласия между верой и рассудком существовали в Европе уже давно. Но в дальнейшем постепенно сложилась апология разложения и распада, непрекрытое восстание против Бога и всего Божественного, систематическое опустошение жизни от всякой святыни и категорический разрыв с Христианством».
Какой идеологией может ответить Россия? Немногим ранее Ильина и Трубецкого на этот вопрос ответил еще один русский философ — Константин Леонтьев. В своей работе «Византизм и славянство» он пишет: «Византизм дал нам всю силу нашу в борьбе с Польшей, со шведами, с Францией и с Турцией. Под его знаменем, если мы будем ему верны, мы, конечно же, будем в силах выдержать натиск и целой интернациональной Европы, если бы она, разрушивши у себя все благородное, осмелилась когда-нибудь и нам предписать гниль и смрад своих новых законов о мелком земном всеблаженстве, о земной радикальной всепошлости!»
«Россия не Византия», — возразит некий либеральный историк наших дней. Ну и прекрасно! Если бы мы были Византией в прямом смысле этого слова, то мы бы повторили и её печальную судьбу. Нам это не подходит. От Византии у нас, прежде всего, многие наши имена и большая часть наших святых. Это не мало, но это еще не всё. Россия сохранила и преобразовала византийское наследие и с каждым днем все отчетливее осознает драгоценность этого исторического таинства преображения своего народа.
Монархия пала, социализм пал, а державность стояла и стоять будет! Державная Россия — это Россия единая и великая. Форма государственного правления имеет вторичное значение. «Россия управляется непосредственно Господом Богом — иначе невозможно понять, как она вообще могла бы существовать», — восклицал в середине XVIII века немец на русской службе граф Миних. Явление иконы Божией Матери «Державная» в 1917 году тоже явное тому подтверждение.
Марксизм — учение, принесенное нам с Запада, попервоначалу носило характер террористически антирусский, да и антигосударственный. Преобразованное Божественным промыслом и русским духом, оно уже через одно поколение становится другим. А Советский Союз образца 1923 и 1983 годов — вообще два разных государства.
Русских делает русскими не кровь, а дух. Посмотрите от обратного. Русские по крови галичане, согласившиеся на унию, не просто стали не русскими, они еще стали палачами тех русских, которые унию не приняли. Кровь их в этом палачестве нисколько не остановила.
Упование исключительно на власть русского народа как этнической общности в деле спасения России крайне опасно. Русское умонастроение столетиями подвергалось умалению со стороны властей, а то и открытым репрессиям. Только в годы наивысшего напряжения сил в борьбе с внешним врагом оно получало определенную степень свободы. В результате, русское самосознание далеко отстоит от властных элит. На нём капиталы не наживешь и карьеру не построишь. Оказавшись на периферии большой политики в России, русская патриотическая мысль не очень хорошо умеет различать друзей и врагов. Если его возглавят провокаторы, они легко могут завести русское движение в тупик. Только державность служит критерием правильности и праведности русского пути.
Какие цели ставит перед собой державность, помимо удержания мира от сползания во тьму? Обратимся снова к митрополиту Иоанну (Снычеву). «Построение общества, признающего своей целью не только земное, плотское преуспеяние граждан, но создание наилучших условий для спасения души, для творения добра и пресечения зла» — говорит нам в своем духовном завещании владыка.
Сегодня в противостоянии на Украине сошлись две идеологии: фундаментальный расизм Запада и державность русского мира. Наша державность — преобразованное в русском духе византийское содружества наций. Оно построено по принципу равенства всех народов перед Богом. Западный расизм — детище ереси, от этого содружества отколовшейся. Там равенство только на словах. На самом деле, есть сузерен и есть вассалы. Президент Хорватии Зоран Миланович в начале 2023 года сделал, наконец, досадное открытие: «Вашингтон и НАТО ведут прокси-войну против России с помощью Украины. Что тут неясного… А мы кем должны быть: рабами Америки?»
Дух Запада не может смириться с тем, что Русь-Россия не отпала от Христовой истины. При всех наших недостатках, в главном, мы устояли. Политики Запада могут и не понимать, почему их так «корёжит» от нашей страны, заставляя выплескивать наружу проявления ксенофобии, русофобии и нацизма. Они могут не понимать, но их отец, отец лжи, все понимает. И толкает их дальше, на свое побоище. Потому что пока Россия жива, Священная история продолжается.
Андрей Викторович Полушин