По лицу Государя, глядевшего на нас из окна поезда грустными глазами, медленно текла… капля миро. Свидетелями этого события стали десятки жителей станции Дно и участники очередного, ставшего уже традиционным, Крестного хода Москва — Дно — Псков — Москва.
Произошло это чудо с известной фотографией, стилизованной под икону во время установки Поклонного креста на станции. Здесь 90 лет назад дерзновенной рукой изменников и клятвопреступников был остановлен царский поезд, следовавший в погрязший в смуте Петроград. Крестовоздвижению, которое, отнюдь не случайно произошло именно на крестопоклонной неделе, предшествовал Крестный ход, начавшийся от храма Михаила Архангела. Там был соборно отслужен духовенством местного благочиния молебен по случаю прибытия в город иконы Божьей Матери Державная.
Событие это, несмотря на почти полное игнорирование его в центральных СМИ и немногочисленность его участников, заслуживает, конечно, серьезного осмысления и отдельного, детального изучения. Я, являясь всего лишь непосредственным участником хода, просто хочу по горячим следам поделиться своими наблюдениями для будущих исследователей в объеме, любезно предоставленном мне редакцией газеты.
Сам факт, что впервые за 90 предшествующих лет для нашей встречи и сопровождения Крестного хода была выделена милицейская машина, говорит уже о многом. Например, о том, что местные власти, очевидно, начали осознавать общегосударственное значение давних событий, происшедших на их земле. Приятно поразило и присутствие на молебне и установке Креста большого количества местной молодежи и детей. Они, кстати, облепив Крест, словно муравьи, пронесли его несколько километров до самой станции, которая в свое время и послужила основанием городка, давая работу большей части его населения. Несение детьми на своих плечах Креста на место совершенных их предками предательских действий (бездействий) едва ли можно понимать иначе, как символ покаяния за грехи своих прапрадедов. «До третьего и четвертого рода» (числа 14,18) наказываются Богом за беззакония отцов их потомки. Очевидно, что дновцы прямо или косвенно виновны в этом предательстве и потому заслуженно несут наказание, возложенное, впрочем, на весь наш народ: «Не прикасайтесь к помазанным Моим» (Псалтирь 104,15). Как бы хотелось, чтобы на этих детях, как на последнем, отсчитываемым от «февраля семнадцатого» поколении, окончилось это тяжкое, но справедливое наказание!
Символичным показалось и присутствие среди участников торжественных мероприятий представителей армии, правоохранительных органов и казачества. Пусть их было всего ничего — горстка, но, хочется верить, это были настоящие русские офицеры. Вполне осознавшие цену предательства, всю низость и подлость «измены, трусости и обмана» многих (к сожалению, слишком многих) генералов и офицеров даже из ближайшего к своему главнокомандующему окружения. Навсегда обесчестили, обесславили перед потомками свои имена в истории Алексеев, Рузский, Эверт, Иванов… Уже скоро многим из них будет суждено погибнуть от рук своих же бывших подчиненных, вышедших из повиновения, теперь уже на вполне законном основании: «Не стало Царя, не стало и присяги, данной Ему!». У одного из офицеров, участников Крестного хода, совсем кстати, на нарукавном шевроне был изображен мифический зверь, очень напоминавший геральдического родового «романовского» крылатого льва. Может быть, уже близко то время, когда армия вернет себе право носить на своих погонах вензель с монаршими именами? Да, много, слишком много было символов в этом удивительном Крестном ходе. О некоторых из них чуть ниже…
Продолжились торжественные мероприятия, посвященные явлению иконы Державной Божией Матери уже в Пскове, где Владыко Псковский и Великолукский Евсевий отслужил в недавно открытой на привокзальной площади часовне благодарственный молебен, по окончании которого сказал проникновенную речь, из которой мне запомнилось следующее: «Псковщина — колыбель русской государственности, родина Великой княгини Ольги и ее славного внука Владимира Святославовича. Именно отсюда пошла земля Русская. Здесь, на станции Дно, произошли и трагические, еще не осознанные многими события отречения Помазанника. Промысел Божий явно свидетельствует, что и возрождение России как Православной Монархии начнется именно во Пскове…».
Удивительные, прозорливые слова Владыки запомнились многим. Ведь именно здесь, под Псковом, в Спасо-Елеазаровском монастыре родилась знаменитая идея русской государственности: «Москва — Третий Рим», высказанная монахом Филофеем: «Два Рима падоша, а Третий стоит, а четвертому не быти!» Этот монастырь и стал еще одним пунктом нашей удивительной поездки. Настоятельница монастыря матушка Елисавета, сестры обители, вместе с гостями и участниками хода стали здесь свидетелями еще одного мироточения, уже от иконы Божией Матери Державной, положенной на аналое в недавно отреставрированном храме Трех Святителей. Интересна и сакральна история этого древнего монастыря, основанного в XV веке уроженцем Псковщины преподобным Евфросином.
Ему в тонком сне явились «вселенские учители» Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст, повелевшие построить здесь, на берегу речки Толбы, недалеко от впадения ее в Псковское озеро, храм в их честь. Невдалеке от места основания монастыря произошла известная битва благоверного князя Александра Невского с немцами. Любили посещать это святое место члены императорской фамилии. Больше всех здесь помнят святую мученицу Елисавету Феодоровну, супругу убиенного террористами московского градоначальника Сергея Александровича Романова. Ну а уже практически в наше время, в начале ХХ века, неоднократно бывал здесь отроком уроженец соседнего Гдовского уезда, блаженной памяти протоиерей Николай Гурьянов. Остров, на котором он проживал последние годы, находится в нескольких километрах от монастыря.
Очень непроста была история возобновления обители. Складывается впечатление, что темные силы всеми путями противились ее открытию как символу возрождения России. Монастырь открыли лишь благодаря личному вмешательству нынешнего Президента страны В. В. Путина. И в этом настоятельница монастыря усматривает особый смысл: «Признаюсь, за прежние российские власти я не молилась. Душа моя противилась, и язык не поворачивался возносить к Небу прошения за рабов Божьих: Бориса, Егора, Анатолия и иже с ними. Каюсь в этом грехе. Но при нынешнем Президенте ситуация в стране, по-моему, начала меняться к лучшему. Я считаю, что власти, несмотря на ее многочисленные ошибки и просчеты надо помогать возрождать Россию, в том числе молитвой. Вы представляете, если весь русский народ в едином порыве произнесет от сердца: «Господи, просвети, вразуми, направи на путь истины и укрепи на нем раба Божья Володимира и иже с ним, даждь ему добрых помощников и сотрудников!» По-моему, Владимир Владимирович с большим уважением относится к вере своих предков и вполне искренен в своих религиозных убеждениях; видит в ней огромный потенциал, залог будущего возрождения России. Именно поэтому он и способствует открытию монастырей, укреплению авторитета Церкви в стране и за рубежом. А помните, как он ответил на прямой вопрос о возможности восстановлении в России монархии? «Все возможно».
А ведь мы и правда привыкли везде и всюду хаять выбранную власть; видеть измену и заговор «в верхах», приписывая и сваливая на власть все грехи, включая даже неубранный мусор на лестничной клетке или, простите, оскверненный соседскими подростками лифт. Слабо, запастись смирением и для начала самолично провести уборку на своей площадке, а затем, набравшись мужества и терпения поговорить по-отечески с завсегдатаями вечерних подъездов, восполнив, возможно, пробел чьего-то родительского внушения? Мы ругаем бюрократию, мздоимство и казнокрадство чиновников, возмущаемся хамством и равнодушием в больницах, госучреждениях, конторах, но как ведем себя на работе сами? Спешим ли на нее, «как на праздник», чтобы дарить радость нашим клиентам, пациентам или деловым партнерам, приумножая, в конечном счете, экономический, культурный, оборонный потенциал страны?
Почему не смущает нас, наконец, что идею недовольства властью давно подхватили вполне явные наши противники как на Западе, так и на Востоке? Значит, критика нынешней власти им выгодна? Вспомните другие времена, когда зарубежные друзья «Биллы и Колли» легко прощали Ельцину все его выходки, в том числе совсем «недемократичный» расстрел Белого дома и Чечню. Тут дело не в толерантности. А как всегда, когда дело касается вопросов евро-российских взаимоотношений, в сугубой политической выгоде и конкретной цели. А она у них одна: ослабить Россию, ввергнув ее в хаос безвластия и беззакония, столкнув на путь новой гражданской войны.
Да, Президент страны, вероятно, одинок. Ему не на кого опереться в своем окружении, некому доверить задачи государственной важности по возрождению Отечества: все извращается, забалтывается, разворовывается (не без участия нас самих — рядовых граждан, которые если не тащат что-то сами, то малодушно не удерживают от этого своих знакомых, друзей). Кругом, как и 90 лет назад, «измена, трусость и обман». Все потому что у власти опять стоят лишь формальные христиане и невоцерковленные люди, в чем разница небольшая. А они, наши власти, больше всего нуждаются… Нет, не в ужесточении закона, не «в расстреле на месте», ибо его все равно займут другие, более хитрые, более изощренные, более наглые. Они нуждаются в нашей молитве. Но мы не наполняем храмы, не возносим к Небу вопль о вразумлении и спасении наших заблудших братьев. Не спешим вносить властей предержащих в помянник о здравии. Нам бы всех их занести в этот помянник, уповая на новые выборы-перевыборы либо на доброго батюшку-царя. А в ожидании этих событий, с каким-то азартом подсчитываем ошибки руководства, злословим и проклинаем власти, чем лишь усугубляем свое положение. Почему? Да потому, что гневим Бога. Он ждет от нас вовсе не этого. Он не нуждается в наших Ему «подсказках» и советах: «кого и как» Ему наказать, потому как Он сам и возвысил их над нами для нашего же смирения и наказания. У Бога весы точные, и Он видит и знает все, без наших советов, давно сказав: «Милости хочу, а не жертвы». Но мы в жертву приносим не себя, а того, кто поднялся по служебной лестнице выше нас, завидуя, злословя и понося их, порой основываясь лишь на сплетнях и догадках.
Осуждая и хуля без меры власти, мы усугубляем в первую очередь свое положение, губя свою душу! «Неосуждение есть половина спасения», — сказал преподобный Серафим Саровский. Нашего с вами спасения! Вот как все просто! Надо не злословить и осуждать, а действовать, взращивая в себе христианина, что потребует от нас немалых усилий. Занявшись своим спасением, «стяжанием святого духа», как учил батюшка Серафим, у нас просто не останется сил и времени «спасать» других. Возложим это на Бога. И лишь когда мы воспитаем себя в таком смиренномудрии, настанет время и возрождения России, возможности установления монархии.
Такой потенциал смирения и упования на милость Божию мы наблюдали в псковских храмах и монастырях, где нам удалось побывать. Где образы и хоругви с изображением Государя, Царицы Небесной, Преподобного Серафима, которые держали мы в руках, встречали, несмотря на поздний час, колокольным звоном, земными поклонами, слезами радости, зажженными фонарями и свечами, песнопениями, славящими Крест, Господа, Царственных Страстотерпцев и Царицу Небесную. Эти незабываемые картины радостных глаз, заплаканных от счастья лиц; эти распростертые на полу люди вселяют надежду, что зреют в русском народе смирение, покаяние; что есть основа верноподданнических настроений, без которых грош цена всем призывам «Царя на Царство»!
Завершить свои воспоминания хочу одним моментом, происшедшим на заключительном этапе Крестного хода. По возвращении поздно вечером в Москву в Казанском соборе, что в Коломенском, у иконы Державной Божией Матери служился уже не упомню какой по счету молебен. К иконе Царя-Страстотерпца, которую я держал в руках, подошли приложиться двое смуглолицых мужчин с подростками. Почему-то подумал, что это сербы. Оказалось, грузины. Глядя, с каким благоговением они прикладывались к иконе, не удержался, спросил: «Как там дела в Грузии?» Посмотрев на меня печальными глазами, один из них с грустью произнес: «Пока не даст нам Бог Царя, не будет мира и порядка ни у нас, ни в России».
И тогда мне вновь, который уже раз в этот день, вспомнился кроткий и смиренный, полный любви взгляд Государя из окна поезда и стекающая по его щеке капля миро.
Автор материала и участник Крестного хода, р. Б. Роман благодарит фонд «Андреевский флаг» и редакцию газеты «Русь Державная» за предоставленную возможность совершения благотворительной поездки.