К тому же, пра-пра-праотец Валерия Камшилова атаман Камша воевал вместе с Ермаком Тимофеевичем, а потом, после завоевания Сибири, служил нашему православному Государю Иоанну Васильевичу Грозному. Самое интересное, что у Ермака Тимофеевича была казачья засека на Оке под Касимовым, а на другой стороне реки до сих пор находится село Карамышево — владения государева посла Карамыша. Интересен тот факт, что когда Ермак Тимофеевич пошёл на Сибирь, в Тобольском гербе появились символы герба города Касимова.
И вот, наконец, найдено захоронение великого казака Ермака.
Сын Ерахтурской Мещеры, атаман Волги и Дона, покоритель и князь Сибири, Ермак Тимофеевич — был Касимовский землевладелец.
Рязанский историк и исследователь-краевед Александр Иванович Кондрашов на основе собранных документальных исторических источников создал доказательную базу по истории Ермака Тимофеевича. Благодаря этому и найдена могила Ермака.
В «Памятной книжке Рязанской губернии на 1868 г.» имеется «Историко-статистическое описание города Данкова» данковского купца Василия Ивановича Ермакова, где он довольно подробно говорит об этой теме и связывает род Ермака Тимофеевича со Старым Данковым.
В.И.Ермаков повествует:
«За тем частые набеги татар на Рязанские земли, бывшие в 1426 и 1437 годах, Царевича золотой Орды Мустафы — 1445 г. и царя большой Орды Ахмата — 1455, 1461, 1468 и 1480 годы, поколебали твердыни Данкова и храбрость его жителей. Дед Ермака, как дополняет предание, удалился в период Ахматова разорения в город Владимир и там, занимаясь извозом, повез однажды разбойников, с которыми попался и посажен в тюрьму. Сын его был по имени Тимофей Олень (Оленин), впоследствии времени переселился обратно в Старый Данков, где и родился у него в числе прочих детей, сын Герман, впоследствии получивший имя Ермак…».
Главное в исследуемых источниках — совпадение места проживания предков Ермака. Далее идет второй факт — связь отца с разбойниками в Муромском лесу, т. е. на древнем тракте Рязань — Муром, который шел через Касимов.
Очень важно, что один из источников указывает связь Ермака с рязанским городом — Данковым, столицей донского казачества.
«В лето 7159 году, сентября 4» У. Ремезов записал со слов Аблай тайши, что место захоронения Ермака святое. Если кто болеет и взял горсть земли с могилы, то становится здоров. Если кто едет на войну и берет с собой ермаковскую землю, то возвращается победителем. «Егда же нет земли тощь возвращаюсь». «В родительские дни ваши над могилой столбы огненны», «и в иные свеча кажется Татаром, Руским же не кажетца». «…как от панцирей и от платья чюдеса бывают и как Татара смертной завет положиша, что про него Русакам не вещати.
В том, что это верно, Аблай тайши печать свою приложил».
Среди специалистов-историков, изучающих материалы о Ермаке, установилось мнение, в т.ч. с подачи татарских историков, что плененные и высылаемые аманаты из Баишевских Епанчинских юрт в Касимовское ханство тайно забрали и перевезли с собой тело Ермака.
И сейчас у д. Баишево Касимовского района можно увидеть большой курган, который насыпали над могилой Ермака. Местными жителями до сих пор хранится печать, которой скреплялся смертный завет.
На кургане найдено надгробие с надписью: «То здесь упокоены мощи Атамана нашего Ермака Тимофеевича, голову свою в бою сложившего, землю Русскую в два раз приумноживши. Да упокоятся по завету его, мощи его, во Родной земле». Се место откроется через четыре века в годину тяжелую во помощь братии казакам в утверждении веры в чудо Христова Воскресения и душ спасения.
Современники Ермака, хранили место его захоронения в тайне.
По татарским преданиям на месте захоронения Ермака чудеса были, и татары смертью поклялись, что про него русским не говорить. « Когда был я ещё мал и утробой болен, то дали мне пить с земли, взятой с его могилы, и здоров стал до сих пор. Когда же еду на войну с землёй, взятой с этой могилы — побеждаю; если же нет земли — почти пустой возвращаюсь, без добычи. И потому просил мощи у государя, чтобы пойти [войною] на Казачью Орду. Ермак же ваш лежит на Баишевском кладбище под сосной, и в родительские ваши дни столб огненный над ним [Ермаком], а в иные [дни] — свеча кажется татарам, а русским не кажется», — приводит летописец Семён Ремезов слова татарского мурзы Алабая.
Осенью стартует четвертый этап экспедиции «Путем Ермака», которая пройдет по Уральскому хребту и перевалу Дятлова, во главе с атаманом хутора Мещерских и Ордынских казаков Танаем Чолхановым.
16 августа казаки священнослужители провели памятное богослужение у могилы Атамана Ермака.
При архиепископе Нектарии был установлен церковный обычай — провозглашать вечную память Ермаку и его дружине.
Валерий Розанов,
Служба Казачьей Информации
Служба Казачьей Информации
Легендарный казачий атаман
Биография Ермака Тимофеевича была связана с военной деятельностью, его вклад в развитие России сложно переоценить. Благодаря походам воевода открыл Западную Сибирь. Северная часть этой местности была известна ранее как Югра, но из-за отдаленности и сложных климатических условий исследовать ее было практически невозможно. Путь к этим землям лежал через Средний Урал.
Ермаку удалось найти волоки, чтобы переместить суда по переправам и преодолеть горные хребты. География российского государства значительно расширилась благодаря походам предводителя отряда. Он исследовал Иртыш и Обь. Пройдя Западно-Сибирскую равнину, Ермак с соратниками обнаружили Белогорский материк.
Несмотря на то, что самостоятельно воину не удалось одержать победу над Кучумом, Ермак сделал все возможное для освобождения Сибирского ханства.
С его помощью основаны Сургут, Тобольск и Тюмень, а также первый заполярный город России под названием Мангазея. Имя Ермака Тимофеевича носят река, населенные пункты, а также ледокол Северного флота.
Среди целой плеяды полководцев XVI века лишь немногие могут соперничать по известности с атаманом Ермаком. Он воспет в народных песнях, целые предания и легенды складывались относительно походов казаков Ермака против сибирского хана Кучума. Именно этот поход стал началом для освоения Сибири русским народом. Присоединение Сибири по праву следует считать одним из самых крупнейших событий в истории средневековой Руси.
По материалам СМИ