Добавлено:

"Каждому из нас надо начинать с себя"

"Наши благочестивые предки в подобных обстояниях искали выхода в первую очередь не в политических или экономических решениях, но в осознании своих грехов, в покаянии и исправлении жизни своей.

Мы должны понять, что преодоление кризиса каждому из нас надо начинать с себя..."

Обращение Архиепископа Екаринбургского и Верхотурского Викентия

Из послания Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в связи с переживаемым экономическим кризисом

Экономический кризис стал частью нашей сегодняшней жизни. Об этом говорят люди, встретившись на улице или в общественном транспорте: что с заработной платой, кого сократили. Об этом приходится нам вспоминать в магазине, подсчитывая деньги в кошельке. Экономическая тема занимает все большее место в газетах, на телевидении и радио. И в изменениях курсов валют, биржевых индексов, цен на нефть, в пространных интервью экспертов люди пытаются уловить какую-то закономерность, понять, что нас ждет завтра.

Именно неопределенность составляет основную примету сегодняшнего дня. Одни экономисты обещают скорейшее прекращение неприятных тенденций, другие, наоборот, предрекают самое худшее. Противоречивыми оценками и прогнозами, обвинениями и рекомендациями заняты представители политических партий. Свою долю в создание атмосферы неуверенности в завтрашнем дне охотно вносят астрологи и прочие "прорицатели".

Но в условиях всеобщей нестабильности нарастает понимание необходимости что-то изменить. Что именно? На что можно и должно нам опереться в этой непростой ситуации? Очень важно сегодня задать себе эти вопросы и сформулировать ясный ответ на них, чтобы затем начать решительно устраивать жизнь свою и своих ближних в изменившихся условиях.

Для верующего человека в окружающей его жизни нет ничего случайного. Поэтому у нас есть причина и необходимость задуматься о том, почему кризис 1998 года произошел примерно через десятилетие после празднования 1000-летия Крещения Руси? Да, за то десятилетие в России произошли невиданные перемены в политической и экономической структурах общества, миллионы людей пришли в Церковь, началось восстановление и строительство храмов и монастырей, стали невиданными доселе тиражами издаваться Евангелие, молитвословы, православная святоотеческая литература. Но одновременно многие и многие поддались многообразным искушениям мира сего, и в первую очередь, поверили в возможность мгновенно разбогатеть за счет ваучеров и финансовых пирамид, за счет раздела всего государственного имущества, созданного трудами нескольких поколений.

Обогатиться удалось единицам. Подавляющее большинство ждало жестокое разочарование, а часто и жизненное крушение. Но, к сожалению, этот горький жизненный урок не был понят и усвоен нами. Символом жизненного успеха по-прежнему считается тот, кто ловок и не обременен нравственными тормозами ,вместо того, кто умеет трудиться и созидать. При этом спекулянт получает в итоге своих афер больше, чем производитель, на деятельности которого этот спекулянт наживается. Сегодня на одного нашего соотечественника, который трудится на земле или в заводском цехе приходится несколько тех, кто дает разрешение на такую деятельность, кто контролирует ее итоги, кто перепродает сделанное, кто играет на бирже, кто обеспечивает всем этим ничего не создающим людям возможность утолять любые свои желания и страсти. Горькое отношение народа к такой "экономике" ясно выражено в пословице: "Один с сошкой, а семеро с ложкой"…

И не приходится удивляться, что еще через 10 лет после 1998 года на нашу многострадальную землю вновь пришел экономический кризис.

Самое трагическое заключается в том, что ныне, когда эти разрушительные для государства тенденции нарастают, мы видим в экономической жизни все новые примеры того, как ради достижения сиюминутной выгоды запредельно завышаются цены на товары и услуги, как один партнер стремится разорить другого, только чтобы получить его собственность по более низкой цене, как ради сохранения собственных высоких доходов увольняют, выбрасывают на улицу тысячи людей. Процветает человеконенавистнический принцип "Падающего - толкни". Итогом этого стремления жить по законам лжи и обмана, этой страсти к наживе любой ценой становятся общее недоверие друг к другу, нарастание разделений и противостояний в обществе...

Одновременно мы видим, как нарастают разрушительные перемены в нравственной сфере жизни общества. Россия вышла на первое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения, на первое место по СПИДу в Европе и на одно из первых место в мире по абортам. Сегодня средний возраст приобщения к наркотикам в России составил 15-17 лет, участились случаи первичного употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Греховные пороки, духовная пустота, а в конечном итоге непонимание смысла жизни и встречающихся на нашем жизненном пути испытаний приводят наших современников к самоубийствам. При этом Россия в последнее время находится в мировых лидерах по количеству самоубийств. Всего с 1995 по 2003 год в России покончили с собой 500 тыс. человек. Если учесть, что, по статистике, из 20 попыток самоубийства только одна приводит к смерти, то получается, что за последние годы 10 миллионов наших сограждан пытались наложить на себя руки. И среди этих миллионов - и дети, и зрелые люди, и совсем пожилые…

На этом общем фоне мы с горечью видим, что многие наши соотечественники пытаются как бы отгородиться, спрятаться от надвигающихся грозных перемен в продолжении привычной круговерти жизни. По-прежнему зазывают молодежь развлекательные клубы, по-прежнему идут по телевидению нескончаемые сериалы, по-прежнему наши улицы полны людьми, прямо из бутылок распивающими пиво и спиртные напитки...

Необходимы государственные решения, которые позволили бы безработным людям вернуться к труду на родной земле. Необходим контроль за тем, чтобы средства поступали именно в производственные подразделения, а не становились новым источником спекуляций. Необходимо обратиться к нашему богатому историческому опыту…

И все-таки в эти дни для нас особое и большое значение имеет решение проблемы потери нравственного начала в жизни людей. Многие и многие наши соотечественники разучились трудиться. Они готовы скорее долгие месяцы пребывать без работы, довольствоваться мизерным пособием, чем начать осваивать новую рабочую специальность. Потому уместно вспомнить и то, что кризисом врачи называют момент, когда больной или умирает, или начинает поправляться. И это касается сегодня каждого из нас: и тех, кого уже затронул кризис, и тех, кому это еще предстоит. Все указывает на то, что мы находимся сегодня именно на таком последнем, определяющем рубеже.

Сегодня мы слышим от людей, занимающих самые высокие посты в нашем государстве, да и в других государствах, о том, что "мировой финансовый кризис далек не только от завершения, но и от своего пика", что "необходимо исходить из того, что не только в текущем году, но и несколько следующих лет федеральный бюджет скорее всего будет сводиться с дефицитом", что "глобальную экономику ждет еще более глубокая рецессия, а Россию - вторая волна кризиса в финансовом секторе...

Однако мы должны помнить и то, что за свою многовековую историю наша Родина не раз сталкивалась с трудностями и невзгодами. Но всегда выходила из них окрепшей, потому что наши благочестивые предки в подобных обстояниях искали выхода в первую очередь не в политических или экономических решениях, но в нелицемерном осознании своих грехов, в покаянии и исправлении жизни своей. Ибо наши предшественники воспринимали в своем сердце слова пророка Давида, который сам не одно десятилетие нес бремя государственной власти и тем не менее восклицал: "Не надейтесь на князей, на сыны человеческие, в них же нет спасения. Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают помышления его. Блажен, кому Бог Иаковлев помощник его, упование его на Господа Бога своего, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего истину в век, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь возводит низверженные, Господь любит праведных, Господь хранит пришельцев, сироту и вдову приимет, и путь грешных погубит". (Пс., 145. 3-9).

На все вопросы века сего отвечают нам слова Евангельские: "…наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам." (Лк.12, 31) Только опираясь на опыт наших благочестивых предков, на Веру Православную, на Веру Отеческую, мы сможем пройти предстоящие нам испытания.

В первую очередь мы должны понять, что преодоление кризиса каждому из нас надо начинать с себя. И если мы поймем, что сегодняшние проблемы наши имеют в основе своей отступление от Бога, нашу теплохладность к Вере Отеческой, то первым шагом к преодолению кризиса должно быть наше решительное возвращение в лоно Матери-Церкви.

Мы должны стремиться избавиться от наших греховных наклонностей, от лени, от зависти, от праздного проведения времени в сомнительных увеселениях. Для современного человека, привыкшего оправдывать себя тем, что он "как все", это очень не просто. И вот грозные события сегодняшнего дня дают нам шанс осознать, что, с одной стороны, мы слабы, пока не примем в сердце слова Господни "… без Меня не можете делать ничего" (Ин.15, 5), а, с другой стороны, прибегая к помощи Божией, мы можем все преодолеть, ибо "невозможное человекам возможно Богу" (Лк.18, 27). Только придя в храм Божий, в эту поистине лечебницу духовную, только прибегая к Таинствам Церковным, мы сможем исцелиться от своих немощей, изменить свою жизнь так, чтобы "отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины" (Еф. 4, 22-24).

Все мы призваны именно в поте лица своего добывать хлеб свой (Быт.3:19). Достижения науки и техники только облегчают нам наши усилия, но никак не отменяют значения труда. И знаменательно, что человек, возделывающий землю или трудящийся у станка, менее склонен ко греху, по сравнению с тем, кто стремиться получить "легкие деньги" за счет спекуляции или мошенничества. Мы видим, что все эти "легкие деньги" получаются за счет использования немощей и страстей людей, а то и прямо путем преступления. И грабеж остается грабежом, пусть он и совершается с помощью современных электронных систем или путем использования несовершенства наших законов, незнания трудящимся человеком своих прав и так далее…

Все согласны в том, что в трудных обстоятельствах большую положительную роль играют наши отношения в семье, на работе. Но как построить эти отношения именно по заповедям Божиим, как научиться творить дела добра и милосердия по отношению к ближним? Самым лучшим средством к достижению мира и согласия, взаимопомощи и жертвенности служит соборная молитва. И возжечь ее в сердце опять-таки можно лишь через духовный опыт регулярного участия в Богослужениях, через покаяние и причастие Святых Христовых Тайн. Только тогда мы начнем осознавать, что "Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк.17, 21).

Мы должны осознать, что наши проблемы созданы именно нами. Нам необходимо осознать, что если сегодня наш приход испытывает трудности в осуществлении своих программ, то это происходит потому, что мы не имели того апостольского рвения, которое позволяло первым христианам менять общественную атмосферу не только в своих городах и селах, но и в целых государствах. Мы не привлекли к активной, повседневной приходской жизни наших земляков, многие из которых даже уже крещены. Однако и сегодня никому из нас не поздно усердно приступить к этому труду на ниве Христовой.

Если мы недовольны вызывающим поведением подростков и молодежи, уличным пьянством, хулиганством, то это результат того, что мы побоялись отстаивать право своих детей и их сверстников в стенах своей светской школы изучать основы православной культуры, получать навыки нравственной жизни, навыки противостояния разрушительным страстям. В условиях, когда пропаганда жизни только ради наслаждений, прямого разврата и вседозволенности окружает и давит нас со всех сторон, именно мы призваны дать добрый пример добродетельной жизни, жертвенного служения ближнему. И на этом поприще нам открываются еще большие возможности в эти дни постигнувших нас испытаний.

Мы должны осознать, что Господь в милосердии своем дает нам шанс измениться, вступить на спасительный путь. Для этого Ему приходится вырвать нас из привычной суеты, из мнимого внешнего благополучия, за которым скрывается неблагополучие душевное. Господь через трудности экономического кризиса дает нам возможность осознать ответственность за наших ближних, за наших детей и родителей. Когда денег становится меньше, некоторым становится легче осознать, что раньше они тратили их на совершенно ненужное. Когда на рабочих местах остаются только самые умелые специалисты, волей-неволей приходится задуматься о том, что, может быть, другая профессия будет основой твердого заработка. И особенно важно осознать, что не нашей гордыней и амбициями, а трудом и упованием на осознании воли Божией достигается уверенность в завтрашнем дне.

Конечно, менять свою жизнь трудно. Но если мы хотим достигнуть благополучия духовного, спокойствия совести и уверенности в завтрашнем дне, надо проявить труд и терпение. Но именно то терпение, о котором говорит святитель Феофан, Затворник Вышинский: "Претерпевший же до конца спасется". Но не всякий терпящий спасется, а только тот, кто терпит на пути Господнем. На то жизнь эта, чтоб терпеть, и всякий что-нибудь терпит, и терпит до самого конца. Но терпение нейдет в прок, если оно не бывает ради Господа и святого Евангелия Его. Вступи в путь веры и заповедей евангельских; поводы к терпению умножатся, но терпение с этой минуты начнет плодоносить венцы, и то терпение, которое доселе было пусто, сделается плодоносным. Каким ослеплением окружает нас враг, что только то терпение и представляет тяжелым и невыносимым, какое встречает на пути добра, а то, которое сам он налагает на работающих страстям, представляет легким и ничего не стоящим, хотя оно тяжелее и безотраднее того, которое несут борющиеся со страстями и противляющиеся врагу! А мы слепые и не видим этого... Трудимся, терпим и выбиваемся из сил ради врага, на свою же погибель."

Если мы упустим этот шанс глубоко осмыслить и изменить свою жизнь, то закономерно можем ожидать еще более грозного вразумления Божия, еще больших невзгод для нашего Отечества. Мы можем рассчитывать на всесильную помощь Божию, на заступничество Божией Матери и святых только в том случае, если будем просить о ней, одновременно являя в своих делах, в своих словах и планах, в своей церковной жизни "достойный плод покаяния" (Мф.3,8).Только в корне изменив свою жизнь, только строя свою жизнь на прочном фундаменте Веры, честности, добродетели, мы можем надеяться на возрождение России в былой мощи как духовной, так и экономической.

от 23.09.2017 Раздел: Апрель 2009 Просмотров: 89
Всего комментариев: 0
avatar