Добавлено: 12.11.2021

Храм Бессмертного полка

«Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»

Главный храм Вооруженных сил России не случайно построен в Одинцовском районе Подмосковья. Именно здесь в ноябре 41-го проходили ожесточенные бои за Москву. Контрнаступление в битве под Москвой началось в день памяти святого благоверного князя Александра Невского. Купол храма-памятника выполнен в виде шлема князя Александра Невского с иконой Архангела Михаила.

Величественный храм на фоне бескрайнего неба у большинства людей, которые его видят впервые, вызывает одинаковые ассоциации: могучий русский богатырь на русской равнине. И цвет бронзы, отделанной золотом, когда видишь храм воочию, не кажется мрачным, как некоторые предполагали. Настоятельно советую всем не судить о храме-памятнике по иллюстрациям в интернете, а по возможности побывать в этом храме.

При строительстве храма в архитектурные решения было заложено много символических моментов, связанных с подвигами русского народа в Великой Отечественной войне и других войнах, которые пережила наша страна. Диаметр барабана главного купола составляет 19,45 метра в честь года окончания Великой Отечественной войны (1945). Высота звонницы — 75 метров, что символизирует 75-летие Победы в 2020 году.

В верхнем храме четыре придела, посвященные святым покровителям родов войск: пророка Илии — небесного покровителя Воздушно-космических и Воздушно-десантных войск России, благоверного князя Александра Невского — небесного защитника Сухопутных войск, великомученицы Варвары — покровительницы Ракетных войск стратегического назначения и апостола Андрея Первозванного — покровителя Военно-Морского флота России.

В храме списки икон Пресвятой Богородицы, связанные с молитвой русских людей к Царице Небесной в годы военных испытаний. Владимирская, Казанская, Тихвинская, Донская, Порт-Артурская икона, именуемая «Торжество Пресвятой Богородицы».

Главной иконой Главного храма Вооруженных Сил стал святой лик Спасителя. «Спас Нерукотворный» изображался на знаменах русского воинства, а его образ помещался над вратами крепостей. Главная башня Кремля — Спасская.

Образ «Спаса Нерукотворного», пока строился храм-памятник, провезли по воинским частям и храмам всей страны. Перед иконой молились во многих соединениях и воинских частях Российской армии, во многих храмах Русской Православной Церкви. Святыне смогли поклониться не только тысячи военнослужащих, но и православные верующие в разных уголках нашей Родины. По воздуху, по воде, по земле святыня преодолела более 57 тысяч километров. Образ побывал в более чем 120 городах, посетил более 150 храмов, более 300 соединений и воинских частей. Свой путь икона начинала в городе-герое Севастополе, на священной земле Херсонеса.

Икона написана на деревянных досках из орудийного лафета 8-фунтовой чугунной пушки 1710 года, поднятой со дна Невы. А скреплены доски иконы прикладом знаменитой трёхлинейки, винтовки Мосина с пометкой «1944 г.».

Лик на иконе Спаса Нерукотворного окружают образы Пречистой Божией Матери Казанской, Владимирской, Смоленской и Тихвинской, размещенные на художественных рельефах складня. Владимирский образ Царицы Небесной — главная святыня Русской земли — осеняет воинов Древней Руси. Казанская икона изображена над сражениями 1612 г. Смоленская осеняет русских воинов в битвах 1812 г. А Тихвинская икона над сражениями Великой Отечественной. Первый город, освобожденный в ходе контрнаступления Красной армии в 1941-м, — Тихвин.

Окружают образы Архангела Михаила и святых покровителей родов войск: Федора Ушакова, княгини Ольги, Николая Чудотворца, Александра Невского, Андрея Первозванного, великомученицы Варвары, пророка Илии и князя Владимира.

Отдельного рассказа заслуживают мозаики в алтарных абсидах приделов храма-памятника, которые освящены в честь святых покровителей родов войск. В храме-памятнике Знамена соединений Красной армии, знамена воинов-победителей. Некоторых православных смущают красные знамена и советские ордена на витражах храма рядом с орденами Российской империи. Но это откровенное фарисейство. Замечательно сказал протоиерей Александр Шаргунов о том, что в мае 45-го красный цвет знамен Армии-победительницы стал цветом пасхальным, цветом Воскресения Христова. И неужели непонятно, что знамена полков и дивизий, которые, преклонив колена, целовали бойцы и командиры, давая клятву верности Родине, полотнища которых на себе выносили из окружения, — это святыни. Как и святыни все ордена и медали, заслуженные фронтовиками своими подвигами и своей кровью.

Ступени, ведущие в храм, отлиты из металла, в который добавлена сталь вражеского оружия: броня танков и штурмовых орудий, самолетов люфтваффе. Трофеи, боевая техника Третьего рейха, которую жгли в боях наши с вами отцы и деды. Некоторые критики утверждают, что тем самым нас учат попирать врага, а это не христианское чувство. Но меня, например, наполняет не чувство гордыни, как они считают, а гордость за подвиги отцов и дедов, победивших грозного и необычайно сильного врага, который пришел уничтожить нашу Родину, завоевать нашу землю. Многие из нас и представить не могут, что стоило танкисту или артиллеристу противотанковых полков сжечь в смертельном поединке грозные «Пантеру» или «Тигр». И чего стоило летчику завалить в воздушном бою «мессершмитт» или «фоккер».

В притворе верхнего храма на одной из мозаик запечатлена в руках священников икона Пресвятой Богородицы Тихвинская перед облетом Москвы в 41-м. На другой мозаике изображен Крестный ход с Казанской иконой в блокадном Ленинграде. Явления Пресвятой Богородицы некоторым подразделениям наших воинов над Сталинградом в самые тяжелые дни сражения за город уже подтверждены документами. Это правда. Правда о Священной войне и Великой Победе.

Еще на одной мозаике запечатлено событие, которое мы все не раз видели на кадрах кинохроники: митрополит Николай (Ярушевич) благословляет танковую колонну «Дмитрий Донской», построенную на пожертвования верующих.

В притворе — мозаичные иконы св. блаженной Матроны Московской и прп. Серафима Вырицкого, молившихся в годы войны о спасении Отечества и даровании победы нашему воинству. Изображены и Предстоятели Русской Православной Церкви в годы войны Святейшие Патриархи Сергий и Алексий I.

А в самом храме на мозаиках отображены все важнейшие битвы и сражения Великой Отечественной.

В нижнем ряду — наши воины, а над ними небесные покровители Русской земли.

Например, наши воины 41-го: пехотинцы, летчики, партизаны. А над ними во весь рост в центре композиции св. Александр Невский, слева св. равноап. кн. Владимир, а справа свв. Борис и Глеб.

И над ними надпись, слова Евангелия: «Все, взявшие меч, мечом погибнут».

Внизу надписи, напоминающие о важнейших сражениях трагического 41-го: «Оборона Брестской крепости», «Оборона Украины, Молдавии, Белоруссии», «Сражение за Смоленск», «Битва за Москву». На иконе мы видим и Русскую землю в 41-м году: слева горящая Брестская крепость, справа Москва, Кремлевские башни на фоне противотанковых ежей. И особенный смысл в образе св. Александра Невского в сиянии над Русской землей.

Панно нижней галереи храма посвящены событиям Великой Отечественной. На мозаиках верхней галереи — события русской истории, связанные с чудесной помощью Царицы Небесной нашему воинству. Например, изображены сражения войны 1812 г. и в небе — чудотворная Смоленская. На других мозаичных панно — иконы Торжество Пресвятой Богородицы и Августовская.

И замечательная мозаичная икона, в центре которой во весь рост стоят святой апостол Андрей Первозванный и святой равноапостольный князь Владимир. Слева на иконе изображены события ХVIII столетия и надпись: «1783 г. Бескровное присоединение Крыма». А в правой части мозаики — события ХХI века и надпись: «2014 г. Бескровное возвращение Крыма».

Скажу еще о мозаике, которая находится рядом к канунным столом, где мы ставим свечи о упокоении усопших. На этой мозаике, в верхней части, ангелы коленопреклоненно молятся перед изображением Голгофы и надпись: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя».

А в нижнем ряду этой мозаики — дети и внуки победителей Великой Отечественной, сражавшиеся за Родину в многочисленных локальных войнах и горячих точках в ХХ и ХХI веках. Мы видим воинов-афганцев и воинов, бившихся с террористами на Кавказе, бойцов в снаряжении Сил специальных операций, которые сегодня сражаются с террористами в Сирии. И еще ниже — перечисление всех горячих точек и локальных войн, в которых принимали участие наши современники. Сыновья, братья, мужья и отцы тех, кто сегодня посещает храм. Преемство истории России.


«Здесь нет ни одной персональной судьбы — все судьбы в единую слиты»

Воины Великой Отечественной отдавали свою жизнь в горящих танках, в разрывах снарядов. И последними словами летчиков, которые часто звучали в радиоэфире, когда герои совершали огненный таран, направляя горящие самолеты на врага, были: «Прощайте! Погибаем за Родину!».

И мы видим на мозаиках воинов Великой Отечественной такими, как на старых, порой выцветших фотографиях, которые хранятся во многих наших семьях. Не в хитонах и плащах, не в иконописных ризах они были, а в гимнастерках и шинелях, ватниках-телогрейках с автоматами в руках и гранатами у пояса, в матросских бушлатах, перепоясанных пулеметными лентами, и бескозырках, в комбинезонах и танкистских шлемах, как изображены на мозаичных панно в храме Воскресения Христова.

В иконописном изображении всегда присутствуют атрибуты подвига или деяний святого. Георгий Победоносец, к примеру, всегда изображён воином в доспехах и с копьём, просто потому, что в то время, когда жил великомученик, таким было оружие воинов. А в Великую Отечественную в руках воинов было не копьё, а автомат ППШ и гимнастёрка вместо кольчуги. Святитель Лука иногда изображается в белом халате врача вместо святительского облачения. А на иконе святой мученицы Марины иногда вообще можно увидеть настоящего беса, которого мученица побивает, кстати, молотком. Святой праведный непобедимый адмирал Феодор Ушаков всегда на иконах в адмиральском мундире XVIII века и с орденами Российской империи.

Поэтому воины Великой Отечественной изображены в своей форме, со своим оружием и наградами. И на витражах храма, возведённого в честь 75-летия Великой Победы, наряду с орденами Российской империи должны быть и по праву находятся ордена, которыми награждались герои Великой Отечественной.

В героях, изображенных в мозаичных панно храма, мы видим своих родных. Летчиков, танкистов, пехотинцев, медсестёр, сыновей полка, партизан. И понимаем, что многие из тех, кто отдал жизнь за Родину, ушли в бессмертие. Но не так, как говорили об этом атеисты на митингах. А?ушли в Жизнь Вечную.

В этом храме в честь Воскресения Христова особенно чувствуешь связь с отцами, с поколением победителей. И вспоминаются слова святителя Иоанна Златоустого, которые слышим на литургии в Святую Пасхальную ночь: «Воскресе Христос, и жизнь жительствует».

Храм-памятник Воскресения Христова — это ещё и воплощение «Безсмертного полка», подвига всего народа. Потому что «нет в России семьи такой, где не памятен свой герой. И глаза молодых солдат с фотографий увядших глядят. Этот взгляд, словно высший суд, для ребят, что сейчас растут...»

И сегодня герои войны видят из вечности, как спасенная их подвигом Россия, их родные дети и внуки воздвигли храм-памятник в благодарность Богу за Великую Победу, которую они «приближали, как могли».

И в этом храме особенно понимаешь единство народной судьбы, понимаешь глубокий смысл слов из песни Высоцкого «На братских могилах»: «Здесь нет ни одной персональной судьбы — все судьбы в единую слиты».

Было время, когда на братских могилах крестов не ставили, а сегодня всем воинам, где бы они ни покоились, в нашей земле и по всей Европе, всем, кто лежит от Волги до Одера и Эльбы, воздвигнут величественный храм-памятник.

Каждый, кто побывал в этом храме, и православные паломники, и люди невоцерковленные, которых приходилось там видеть, испытывали одинаковое чувство духовной наполненности, молитвенной памяти о героях и одновременно радости Воскресения Христова, неразрывной связи со святыми, которые молятся о нас, «земных сродниках своих». О подобном впечатлении мне говорили и священники, совершавшие в этом храме богослужения.

И что бы ни писали и ни говорили критики, как бы ни пытались посеять сомнения в душах людей — всё напрасно, они безсильны. И не старайтесь убедить нас, что «военный храм вызвал такую взрывную реакцию, подчас даже глубокое неприятие». Такие реакции и такое негативное восприятие только в вашей среде, уважаемые господа искусствоведы. А православные люди, которых вы почему-то считаете неофитами, не разбирающимися в богословии иконы и церковном искусстве, совершенно иначе воспринимают храм-памятник. Воспринимают душой. И я никак не пойму, зачем вы стараетесь нас разубедить, внушая, что в храме нарушена концепция храмового пространства? Что мало внимания в росписи уделено евангельским сюжетам. Но разве не проповеди Евангелия посвящены все сюжеты мозаик Храма Воскресения Христова?

Представьте, приходит в храм молодой солдат (курсант, офицер) и видит над воинами, изображёнными на мозаике, святого Архангела Михаила, а над Архангелом священное напутствие: «Когда ты выйдешь на войну против врага твоего, не бойся, ибо с тобою Господь».

Или на мозаике, посвященной сражениям 1945 г.: Знамя Победы над рейхстагом, солдат-победителей со склоненными к брусчатке Красной площади знаменами и штандартами Третьего рейха, солдат, разгромивших квантунскую армию с трофейными флагами милитаристской Японии, а над ними св. Георгия Победоносца, святителя Николая Чудотворца и прп. Сергия Радонежского. И священная надпись, венчающая изображение: «Ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила».

Росписи и мозаики храма — это и есть проповедь. Зримое воплощение связи Церкви Небесной не только с Церковью Земной, но участие святых в нашей жизни и нашей истории. Храм-памятник — проповедь о Воскресении Христовом, о том, что Небо близко к нам.

И храм Воскресения Христова в парке «Патриот» каждого входящего вводит в другое измерение, убеждая, что победа была одержана фронтовиками, над которыми невидимо для них, а иногда вполне зримо, как в небе над Сталинградом, присутствовали и Ангельский чин, и святые Русской земли, и Пречистая Дева простирала Свой Покров.

Все, кто сражался за Россию, сражались за Святую Русь. Потому что прикровенно и в атеистическом СССР наша Родина оставалась Святой Русью. Храм-памятник — это еще и проповедь единства всех, кто «душу свою положил за други своя». И это духовное измерение чувствуют иностранцы тоже. Не только грандиозностью покоряет храм. А духовным величием подвига, который запечатлен в мозаиках и росписях храма.

Эмир Кустурица, побывав в Главном храме Вооруженных сил РФ сказал: «Я испытываю чувства, которые нельзя описать словами, об этом можно только написать, и я обязательно напишу. Я не знаю современную архитектуру, но когда вижу этот храм, я думаю, что современная архитектура существует».

Но все же сербский режиссер сумел найти слова и, на мой взгляд, наиболее точно и образно сказал о чувствах, которые испытывают многих из нас:

«Не могу поверить, что этот комплекс был построен за полтора года. Появление Главного храма Вооруженных Сил России — это симбиоз православного чувства и границ вашей родины… Без этого чувства и без этой философии Россия не была бы страной, которая граничит с Богом. Главный храм Вооруженных Сил России — это сила, талант и вера».

Эмир Кустурица не случайно вспомнил слова немецкого поэта Рильке о том, что все страны граничат друг с другом, и только Россия граничит с Богом. Сербский режиссёр очень точно определил смысл истории и судьбы России, которые воплощены в этом храме-памятнике.

И будем благодарить Бога, что мы сподобились родиться и жить на Русской земле — земле Святой Руси.

В сокращении
Виктор САУЛКИН
от 15.01.2025 Раздел: Ноябрь 2021 Просмотров: 770
Всего комментариев: 0
avatar