Антихристианская реформация, начатая Мартином Лютером под влиянием европейских еретических движений, приблизилась к своей духовной цели. Окончательное достижение цели будет во многом зависеть от успеха реформации в России. Потому история Христианского союза молодежи в нашей стране и мире еще не завершена…
Человек, интересующийся историей уникальных фортификаций Владивостокской крепости, обязательно обратится к обширному четырехтомному исследованию «Владивостокская крепость». И среди множества интересных фотографий крепости, планов и карт обнаружит необычные фотографии 1920-х годов с молодыми американцами, порой вольно и развязно позирующими на фоне пушек или фортов крепости. Подпись будет сообщать, что здесь представлен один из секретарей Христианского союза молодежи, более известного в мире и России под названием ИМКА (англ. Y.M.C.A.). Так эти фотографии открывают малоизвестную страницу истории Владивостока и России. Стоит ею поинтересоваться, поскольку история международной организации ИМКА и ее идеологии в России не завершена по сию пору.
ХIХ – ХХ века были временем напряженной борьбы за умы и сердца людей. В первую очередь за умы и сердца молодых людей. В середине ХIХ века, того века, когда формировались всемирные протестантские организации – миссионерские и библейские, из городов Англии вышел еще один планетарный реформационный проект покорения умов и сердец молодых людей. Вышел из Англии, а материально и массово оформился в Северо-Американских штатах, откуда в последние столетия выходило много мрачного и опасного для духовного бытия человечества (и мормонство, и теософия Блаватской и секта Рерихов и многое другое). Это был проект массовой планетарной молодежной организации – Христианского союза молодых людей.
История этой организации в России началась первыми осторожными шагами еще в царское время. Тогда в Петербурге появился «имковский» клуб спортивной направленности «Маяк». Широко же и уверенно развернулась организация в России благодаря содействию Временного правительства – после и в связи с падением монархии. Как известно, члены Временного правительства сами имели весьма сомнительные, на православный взгляд, мировозренческо-мистические ориентиры и статусы.
Первоначально Христианский союз молодежи, по информации самой организации, организовывался для содействия духовному, умственному и физическому развитию молодежи, подвергающейся растлевающему влиянию условий городской жизни. Союз в Англии и Америке старался отвлечь молодежь от вредных развлечений и пороков, переориентируя на «разумные» увлечения спортом, библиотеками, читальнями, курсами автомобилизма, машинописи, предпринимательства.
Но в связи с Мировой войной организация получила опыт гуманитарной деятельности в среде военнопленных. И в 1917 году, вооруженные огромными финансовыми возможностями, массой идей для обустройства «разумных развлечений» и досуга военнопленных отряды американских секретарей ИМКА (около 200 секретарей) по приглашению Временного правительства прибыли в Россию.
Первоначально они должны были заботиться о пленных из европейских стран на территории России. А позже, по заданию правительства США, – содействовать белому движению и интернациональным силам в борьбе с большевизмом.
Секретари действовали в военных частях – русских и чешских, ведя досуговую и просветительскую работу с военными, показывая им кино и театральные постановки. А затем в городах Сибири и Дальнего Востока среди гражданского населения – во Владивостоке, Харбине, Хабаровске, Иркутске, Томске, Омске, Красноярске, Ново-Николаевске (Новосибирске), Благовещенске. Союзу щедро и беспрепятственно предоставлялись здания, где они открывали библиотеки, проводили занятия для физического развития, киносеансы, открывали группы и кружки по английскому языку, эсперанто, шахматам, приглашали лекторов.
В современности российскими авторами написано много статей о деятельности Союза в годы Гражданской войны, негативных оценок деятельности приводится больше, чем положительных. Даже со стороны белых звучали обвинения в адрес ХСМЛ в тайном сборе информации, в антимилитаристской пропаганде в армии. Хотя, по сообщениям большевистских СМИ, США потратили около 6 млрд долларов на работу этой организации в России для борьбы с большевизмом.
Во Владивостоке союз к 1922 году набрал 1000 членов из гражданского населения, ведь все посетители занятий, развлечений, детских игровых площадок, театров, киносеансов автоматически начинали считаться членами Союза. Но и здесь звучали слова критики.
Исследователь истории ИМКА на Дальнем Востоке Оксана Федирко пишет в своей статье: «Деятельность Владивостокского ХСМЛ имела явную проамериканскую направленность, которая прослеживалась как в организационной структуре «Маяка», так и во всей его работе. В клубе устраивались свободные беседы с американскими проповедниками и русско-американские музыкальные вечера. Довольно четкую характеристику методов воспитания русской молодежи в этом отделе дает «Вечерняя газета». Описывая один из спектаклей студии, где маленьким зрителям преподносили далеко не детские сценки из американской жизни, газета констатирует: «... еще год-два такого воспитания, и они (дети) не ударят в грязь лицом перед любым юнгой любого американского корабля. А из деревьев вишневого сада наделают прочные табуретки для баров». Дети «учат американскую историю, американские обычаи и нравы, а по воскресеньям поют религиозные псалмы и американский гимн «О, наше звездное знамя».
Организация ХСМЛ или ИМКА покинула Владивосток, когда из Приморья ушли белые силы. Но русский народ и Русскую Православную церковь она не оставила в покое, а принялась за гуманитарную работу в среде русской эмиграции во всех слоях общества. В 1920-х годах глубоко о сути ИМКА еще не задумывались и не придавали значения ее американской эмблеме, где нет креста, а есть перевернутый красный треугольник.
Но в 1920-1930-х годах русские духовные пастыри – православные архиереи забили тревогу. И тревожиться было о чем. Союз стремился активно работать с православной молодежью в эмиграции и предлагал мощную материальную поддержку богословским учебным заведениям и интеллектуальным центрам в среде русской эмиграции. Было создано национальное отделение Союза – Русское студенческое христианское движение, которое создавало свою альтернативную церковно-общественную иерархию.
Духовная пища – вот то, чем более всего дорожил русский человек. Российской молодежи нужен не только баскетбол, придуманный в американской ИМКА, и не только движение разведчиков-скаутов, не только душевное общение со сверстниками, но нужен, прежде всего, Хлеб небесный. И вот как раз, духовная пища ХСМЛ, уготованная православному юношеству, пастырями Церкви оценивалась как сомнительная и вредная.
Тексты печатных изданий Союза, выходившие в 1920-х годах и раскрывшие его идеологию, показали, что эта идеология несовместима и непримирима с Православным Христианством.
В 1920-х годах Синод РПЦЗ дважды заявлял об опасности и неприятии этой организации. Но она продолжала расширяться в среде русской молодежи. В 1932 году было принято еще одно решение. В Окружном Послании Собора Архиереев Русской Православной Церкви за границей от 15/28 августа 1932 года говорилось, что Союз: 1) проповедует равноценность всех вероисповеданий и полное вероисповедное, или конфессиональное, безразличие; 2) отрицает догматы Святой Православной Церкви и Таинства и считает Господа нашего Иисуса Христа не Богочеловеком, а просто человеком, основателем религии как Будда, Конфуций, Магомет и др.; 3) он ратует за интернациональное объединение всех людей, без различия религий, национальностей, классов и состояний, и 4) стремится осуществить на этом свете Царство Божие, построить Эдем, земной рай, который принесет всеобщее счастье и блаженство. Организация была объявлена антихристианской. Это было официальное соборное решение русских архипастырей.
Одним из главных идейных борцов против распространения Союза в среде русской эмигрантской молодежи был преосвященный архиепископ Феофан (Быстров). Борьбу с Союзом многие связывают и с авторитетом первоиерарха РПЦЗ митрополита Антония (Храповицкого). Православный священномученик архиепископ Рижский Иоанн (Поммер), мученически убитый в 1934 году неизвестными, длительное время боролся против присутствия ХСМЛ в Латвии.
Харбин и Маньчжурия, как крупный эмигрантский центр, также столкнулись с притязаниями Союза, которые здесь не были столь ярко окрашены идеологически, как в европейских центрах русской эмиграции. У ХСМЛ в Харбине была своя гимназия, куда русские люди отдавали детей на обучение.
Архиепископ Харбинский Мефодий признавал, что обучение детей в гимназии ХСМЛ ведется в интерконфессиональном духе и в будущем дети станут заложниками идеологии Союза. Эту негативную тенденцию епархия пыталась переломить, присылая на все мероприятия гимназии православное духовенство.
В здании Союза в Харбине действовали многочисленные кружки для всех слоев общества. Именно на базе лектория ИМКИ в Харбине состоялось выступление Николая Рериха, приехавшего из США с антихристианскими задачами.
Архиепископ Харбинский Мефодий оказался в затруднительной ситуации, когда встал вопрос об открытии православного богословского факультета в Харбине. Союз ИМКА предлагал финансирование и бесплатное помещение, но тогда факультет должен был бы стать частью этой международной организации, а все слушатели и преподаватели – членами Союза. Эмблемой факультета должен был стать красный треугольник со вписанным в него православным крестом. С этим священноначалие не могло согласиться. Сам архиепископ Харбинский Мефодий отмечал, что одной рукой ИМКА помогает Церкви, а другой – всем ее врагам.
Именно в Харбине выходила громогласная апологетическая литература против ИМКИ, осуждавшая русских эмигрантов в Европе, с легкостью предававших из-за своих личных интересов Россию и Православие, пошедших на сотрудничество с этой организацией. Речь шла в первую очередь о видных русских философах Сергие Булгакове и Николае Бердяеве.
ИМКА, опираясь на русских интеллектуалов, создала Свято-Сергиевский богословский университет в Париже и знаменитое издательство, которое популяризировало многих писателей, выступавших с неоднозначными идеями.
В какой-то момент церковная эмиграция значительно поляризовалась именно по вопросу отношения к ИМКА. Потому как в условиях беженства и материальной нужды это была единственная организация, готовая оказать щедрую материальную помощь.
Исследователь идеологии ХСМЛ харбинец В.Ф. Иванов очень жестко и негативно оценивал деятельность Союза: «На западе, среди русской эмиграции, этот вопрос поставлен шире: там больше денег и больше продажных русских людей высокой умственной квалификации. Но программа остается единой и проводится без изменения и в Париже, и в Харбине, и в других местах русского эмигрантского рассеяния…»
Главным плодом столетней деятельности ИМКИ во всем мире стал Всемирный Совет Церквей, который создавался лидерами этой международной организации. Его поддержали многие русские эмигранты.
Так под лозунгом борьбы за умы и сердца молодых людей проделывалась страшная реформационная работа, в которой сыграли свою роль и высокоинтеллектуальные эмигранты из России.
Антихристианская реформация, начатая Мартином Лютером под влиянием европейских еретических движений, приблизилась к своей духовной цели. Окончательное достижение цели будет во многом зависеть от успеха реформации в России. Потому история ИМКИ в нашей стране и мире еще не завершена…
Романова Владислава Николаевна,
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»
Центр церковно-государственных
отношений «Берег Рус»