Добавлено:

Когда нет любви - нет единства

Эта беседа с митрополитом
Псковским и Великолукским Евсевием состоялась в Свято-Троицком
Творожковском монастыре после
Божественной литургии,
которую отслужил владыка Евсевий
в честь праздника иконы
Божией Матери "Всех скорбящих Радость" 5 августа с. г.

- Ваше Высокопреосвященство! Сегодня в слове после Божественной литургии вы особо подчеркнули необходимость сохранения единства в нашей Матери-Церкви.
Многие люди после Архиерейского собора начали серьезно задумываться, насколько единство важно в наши дни и в Церкви, и в обществе в целом. Ведь недаром наш великий святой Сергий Радонежский еще шесть веков тому назад призывал: единством и верою спасемся! Именно об этом были сегодня ваши проникновенные слова о том, что мы должны объединиться вокруг нашей Матери-Церкви, потому что ничто иное не спасительно в наши трудные времена.

- Это точно, Андрей Николаевич. Если мы не сохраним единства, то и сами не получим награды от Бога и от народа и другим дадим соблазн к этому разделению. Ведь начало нашей веры - от Господа нашего Иисуса Христа, а Он для всех един.

В основе всего лежит, прежде всего, любовь к Богу и к людям, а когда этой любви нет, тогда и единства нет. Даже в обычной семье. Если нет любви друг к другу, какое может быть единство, единение, как раз - разделение. Так вот и сейчас - время такое, что охладела любовь к Богу и друг к другу. Вера не подогревается молитвой, холодность, равнодушие. Но молитва, любовь и вера - это, прежде всего, дар Божий.

А когда идет разделение на этом фоне отсутствия любви, веры и мира - это очень плохо. Вред идет даже не столько самому человеку, а обществу, в котором человек живет. Как ни странно, и может быть, не всем понятно, что за разделение ратуют люди, потерявшие веру, любовь и, конечно, патриотизм.

Когда говорят о нарушении мира, этот человек не сознает, кому он симпатизирует. Ради любви ли к Богу, к Церкви и своему народу, к Отчизне говорит он, когда нарушает мир.

Прежде всего, за ним стоят люди, сильные мира сего, которые хотят нашего разделения. Диомид или другой кто-то - не важно.

Вспомним историю. Произошла революция во Франции. И тут же разделение Церкви на католиков и протестантов. У нас революции также предшествует разделение в Церкви. Обновленчество. Ставится задача разделить Церковь, а затем и общество.

Что сейчас творится на Украине? Опять дележ православной веры. Появляется уже несколько церквей: автокефальная, независимая и т.д. Делят, прежде всего, верующих людей, А за разделением Церкви делится само государство.

Попытки есть проникнуть и в нашу страну. На почве всяких треволнений по поводу ИНН, паспортов и т.д. Главное - разделить верующих людей, а потом и от государства ничего не останется. Потому что за этим стоят определенные могущественные силы в мире. Их задача - посеять вражду между верующими. Меня волнует это пристрастие некоторых людей к проблеме паспортов, ИНН. Они уже не говорят ни о Боге, ни о вере, ни о Законе Божием.

Паспорта и ИНН - это что же закон, на котором мы должны строить свою жизнь? Но - это ведь не главное. Главное для верующего человека все же молитва, служение Богу, людям, добрые дела, добрая жизнь. И при чем здесь эти бумажки? Некоторые только об этом и говорят. А до нас люди говорили о Боге, о вере, о Церкви, о доброй жизни, о старцах, о монастырях. О том, как шли люди в Киево-Печерскую Лавру, в Оптину пустынь, в другие обители за советом к старцам. А сейчас, что же духовные авторитеты, старцы нам не нужны, духовенство нам не нужно?

Ни одно общество без паспортов не жило. Любое государство своих граждан учитывало. Любой правитель должен был знать, сколько у него народу. И какой-то документ был у каждого человека. Когда наши предки шли на паломничество в Святую Землю, они знали, что без паспорта не пересечешь границы.

Какое отношение паспорт имеет к моим убеждениям? Вы получили паспорт, и что, вы уже Бога не признаете или Закон Божий отвергли?! Ничего подобного. Никто веру и любовь к Богу не отнимет у вас никогда! На костры, на муки пойдут люди, исповедуя истинного Бога. И говорят эти горячие головы: "Ты с паспортом - и тебе дорога в храм заказана, и причащаться нельзя". Откуда это берется? И появляются проповедники этих лжеистин, они грозят скорым концом Света, вторым пришествием.

Все это - недоброе веяние нынешнего времени. Враг пользуется простотой русского человека, его ограниченностью в познании кругозора жизни.

Взять, к примеру, утверждение о том, что наш Патриарх служил с католиками в Париже. Говоришь этим людям - не было этого. Возражают: по телевизору показывали. Позвольте, но если телевидение - сатанинское изобретение (по вашему же мнению), то почему же вы сатану слушаете?

- Владыка Иларион, который присутствовал в Соборе Парижской Богоматери, рассказывал в одном из интервью о том, как десятки тысяч верующих были свидетелями двух разных молебнов, православного и католического - одной христианской святыне - терновому венцу Спасителя.

- Что же наш Патриарх не должен был поклониться терновому венцу? Это настоящее безумие. А чего стоят упреки Святейшему Патриарху за хорошие отношения с нашими властями. Да мы семьдесят лет этого момента ждали, пока власть станет единодушна с церковной властью. У нас одна страна, один народ, одни цели: чтобы людям становилось лучше жить. Президент, слава тебе Господи, крестится. Что нам еще надо, только благодарить Бога, только бы радоваться. Нет, кому-то не нравится, что Патриарх с президентом. И на этом играют.

- Мне кажется, что все это от недостатка нашей веры. Люди самые простые вещи отказываются понимать. Во время Великой Отечественной войны, когда бойцы сидели в окопе, они знали, что впереди враг, которого надо победить. А если бы они вместо того, чтобы героически сражаться, обсуждали бы действия своего командира - разве они смогли бы победить в бою? Если бы люди эту простую истину поняли бы, то, может быть, и разделений меньше было, как вы считаете?

- И это есть малоосведомленность нашего народа в церковной жизни. Потому что семьдесят лет политика государства была направлена к тому, чтобы унизить, оскорбить, оплевать духовенство. И народ еще не привык к нашему священнику, зачастую с подозрением к нему относится. И поэтому такая сумятица. И какая-то раба Божия поверит кому-то, а не священнику.

Наши священники тоже, бывает, не проявляют особой заботы к своей пастве. Надо быть отцом. Встречаются, к сожалению, равнодушие, холодность к народу. Не всегда мы с вниманием, терпением и заботой относимся к верующим людям. Отсюда и недоверие к духовенству. И поэтому слово его не всегда бывает авторитетным.

Исправить это можно, конечно, не сразу. Народ в свое время был отторгнут от Церкви. Он еще мало разбирается в церковной жизни. И духовенство бывает не на высоте. Не говорю о всех, но о некоторых.

Иногда идет и от них соблазн. Службу священник проведет как-нибудь, и уже на него смотрят не как на пастыря, а как на чиновника. Нет у него ответственности за паству, попечения о ней по образу Христа. А если есть к священнику недоверие, то эту пустоту занимает кто-нибудь из людей, которые, может быть, даже искренне заблуждаются. Но им больше верят.

Но все это должно пройти со временем. Потому что сразу не понять ни священнику своего народа, ни народу своего священника. Потому что громадный пласт безбожия и бездуховности - все еще на душах наших людей.

Слава Богу, подвижники есть. Но враг пользуется малоопытностью народа. Ведь слишком много сейчас соблазнов в наши дни. Удержаться от улицы, от дурного влияния, пива, наркотиков, разврата, когда на каждом углу это пропагандируется - трудно бывает даже верующему человеку. А неверующий часто идет на все, что предлагает ему мир.

И противостоять злу в этом сражении нужно не только духовенству, но и вам, дорогие газетчики. Потому что многие наши СМИ пронизаны рекламой безнравственности и умело внедряют ее в неокрепшие души. Сатана тоже действует в мире. Будем же помнить об этом…


Беседу записал
Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

от 19.11.2017 Раздел: Август 2008 Просмотров: 78
Всего комментариев: 0
avatar