Добавлено:

Кому нужная "Русь Державная"?

Этот риторический вопрос я решил задать сам себе после десяти лет издания нашей газеты. И, по-видимому, однозначный ответ я вряд ли сумею отыскать. Но события последних лет упрямо подталкивают меня к тому, чтобы попытаться это сделать.
 Словосочетание «Русь Державная» существует в русском языке уже не одно столетие. И почему-то оно вновь поднимается из-под спуда в грозные осенние дни 1993 года в названии тогда еще никому не известной православной газеты.
 Помню, в разговоре с одним афонским монахом я тогда выразил удивление, как внезапно и быстро выстроилась концепция нового издания, как будто кто-то невидимо руководил нашими скромными усилиями. «…Об этом не задумывайся, просто, видно, пришло время Руси Державной!..». – ответил мне афонский монах.
 Сознаюсь, тогда я не совсем понял его слова, да и не мог сразу осознать всей глубины сказанного. Иногда мне кажется, что десять последних лет вместили в себя не одну, а несколько жизней: столько важных событий произошло в нашем Отечестве. И, оценивая их с духовной точки зрения, может быть, не всегда точно и умело, мы продвигались к пониманию Истины, возрастали вместе с газетой и нашими читателями в православной оценке происходящего на наших глазах преображения. Все мы как бы просыпались от долгого летаргического сна, и большая часть нашего народа начинала осознавать свою личную сопричастность с духовным Возрождением Державы.
 Политические процессы в обществе не всегда и не всем позволяли правильно оценивать их подлинный духовный смысл. Помню целую дискуссию, умело развернутую на страницах центральных изданий, о целесообразности воссоздания Храма Христа Спасителя. Интересно, где теперь эти спорщики? Храм возвышается над Москвой, утверждая силу и могущество Спасителя мира…
 Помню, как одна из газет позлорадствовала над силуэтом Храма Христа Спасителя на первой странице газеты. И не прошло пяти лет, как Храм был возрожден из небытия усилиями тысяч и тысяч православных людей.
 Прошло несколько лет, и слова «патриот», «державность» перестают быть ругательными словами в устах официальных чиновников и политических деятелей. Правда, скорее на словах, чем по своей сути…
 Иногда мне кажется, что пророческие слова нашего Патриарха: «Во главе всех процессов в стране должна стать духовность!» – начинают сбываться. Православие четко и уверенно входит в нашу жизнь, широким океаном вливаясь в истерзанные, опустошенные души наших людей. Детские чистые сердца быстрее всего откликаются на Божественную Благодать, и зачастую именно дети приводят в Храм своих родителей.
 Благостной сусальной картинки все же не получается, да и не должно быть, потому что всегда, и особенно сейчас, обостряется борьба добра и зла… «Последние дни», – считают некоторые. Не знаю. Наверное, не нам об этом судить. Но такое может вполне произойти, если мы в своем большинстве не осознали себя православным народом, не сделали решительного шага, чтобы очистить, исправить свою замусоренную душу.
 И, может быть, не случайно посыпались на нас бесчисленные несчастья: гибель самолета с детьми в небе над Германией, неистовство стихии на юге страны, гибель вертолета Ми-6 в Чечне, унесшего ровно столько жизней, сколько погибло моряков на подводной лодке «Курск», целая серия новых катастроф на Севере и Дальнем Востоке… – «Все это суровое предупреждение Господа нашего», – подчеркнул в беседе со мной православный старец архимандрит Кирилл (Павлов).
 Я получаю много писем от заключенных, в том числе от людей, приговоренных к пожизненному заключению. И что удивительно, эти люди, много нагрешившие в своей жизни, очень ясно представляют себе свою дальнейшую жизнь: только с Богом!
 Так неужели нужно каждому Фоме неверующему проходить через несчастья и страдания, чтобы выйти на прямую и ясную дорогу к Храму. Очень и очень многие на прямой вопрос: «Ты верующий или атеист?» – продолжают упрямо отвечать: «У меня Бог в душе». И обходят церковь стороной, не находят времени, а порой и просто боятся открыть для себя другой, богатый и разнообразный мир духовной литературы, православных газет и журналов.
 Один священник как-то сказал мне: «Сегодня верующего от атеиста труднее отличить». Раньше веровать в Бога был подвиг, а сегодня зачастую мода…» Страшные слова! Но над ними стоит задуматься и чиновнику, стоящему в Храме со свечой, и политическому деятелю, использующему православную терминологию в своих высокопарных, но лишенных истинного смысла выступлениях.
 Сегодня развелось огромное количество учителей, которые спешат научить нас «правильно» жить, на что прежде всего ориентироваться, чему радоваться и над чем смеяться, и даже как дышать. Телеэкраны забиты с утра до ночи этой «пропагандой», и, оказывается, до этого никому нет никакого дела, из тех, кто мог бы повлиять и качественно изменить ситуацию. Вместо этого министр культуры М. Швыдкой ведет телешоу «Культурная революция» со странными лозунгами: «Патриотизм – последнее прибежище негодяя», «Русская литература умерла»…
 Так что же все-таки такое «Русь Державная»? Название газеты? За те несколько лет, которые мне довелось быть рядом, я пришел к твердому убеждению, что Русь Державная – это глубинное, прорастающее из чистых, незамутненных источников народного сознания духовное явление сегодняшней и, самое главное, – будущей жизни нашего Отечества.
 Недавно я стоял на молебне в школьном дворе православной гимназии в гуще детей, подростков и их родителей, и мне почему-то подумалось: вот они, корни и новые ростки нашей обновленной страны, «Руси Державной»!

Андрей ПЕЧЕРСКИЙ

Назад

от 05.11.2024 Раздел: Сентябрь 2003 Просмотров: 861
Всего комментариев: 0
avatar