Как не задуматься: победа в первой Отечественной войне была не только ратным, но и молитвенным подвигом русского народа. История об этом свидетельствует. И храм Христа Спасителя, порушенный перед второю Отечественной войной, был построен в честь великого торжества в первой Отечественной. Он был молитвой в камне… Камень можно разрушить. Но, протяженная во времени, нерушима сокровенная молитва в душе. И в XX веке поэту К.Симонову грезилось:
…Как будто за каждою русской околицей
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в Бога не верящих внуков своих.
На полях войны возрождалась молитва…
Уважение к памяти нации воссоздает воспоминание и о Параде Победы, когда на Красной площади были повержены на землю знамена и штандарты агрессоров, и вскоре из уст вождя прозвучала здравица в честь русского народа, которому принадлежит право быть первым из победителей среди народов России, как по вкладу его в достижение Победы, так и по жертвам, во имя нее принесенным. Победу одержал народ, обладавший национальным самосознанием, которое воскресло, восстало и укрепилось в боях Великой Отечественной…
Народ всегда помнил свое имя, и его вожди, такие, как Александр Васильевич Суворов, вдохновенно восклицали: «Я русский! Какое счастье!»
Ибо имя народа приобретает в горниле истории внутреннюю энергию. Указав на этот незримый исток нашей Великой Победы, негоже забывать о нынешнем дне, когда великий народ лишен в государственном удостоверении личности – своего имени. Разве не ущербно расплывчатое слово «россиянин»?
Другой исток нашей победы – чувство Родины. Родина – это наша вера, это наша традиционная духовная культура. Родина – это русская земля, постепенно отнимаемая у нас, это великий, могучий и свободный русский язык, крещенный в купели церковнославянского и отточенный нашими писателями, язык, несущий нравственность, правду и народную философию жизни Родины; это истинная отечественная история, история социально-политическая и духовная и вместе с тем история сопротивления тайным силам зла. Наконец – это наша русская школа.
Перед войной, преодолев чудовищные школьные новации 20-х годов, школа в России благодаря усилиям Бубнова и Потемкина стала развиваться в русле национальных традиций. Она питалась глубинными истоками русской культуры, несшей целительные и спасительные истины. И потому справедливо мнение, что Великую Отечественную войну выиграл русский учитель словесности.
А это значит, что и ныне в условиях смутного времени при распространении насаждаемой в стране тлетворной массовой культуры необходимо добиться решительного перелома в реальной защите науки, искусства и образования, возвращая народу сокровища его духовного творчества, преодолевая преступное умаление и замалчивание русской литературной, музыкальной и изобразительной классики, направляя все силы для изменения и возрождения поврежденной системы воспроизводства и массового усвоения молодежью духовных ценностей нации. На восстановление здорового, а ныне активно зомбируемого и растлеваемого сознания новых поколений.
Необходимо сдвинуть с мертвой точки отношение народа к отечественной истории. Возродить национальное самосознание, остановить навязываемые сверху новыми геростратами разрушительные процессы в сфере русского языка.
Стратеги глобализации, предназначившие России быть задворками «цивилизованных» стран и планирующие постепенное самоуничтожение ее народа, разными способами и под разными предлогами пытаются помешать нашему возрождению. Чтобы у России было будущее, мы должны вести самоотверженную, кропотливую, жертвенную, усердную работу по восстановлению и сохранению культуры и образования, понимая и то и другое как необходимые стратегические условия, обеспечивающие полноценное сознание народа и способность его государственной организации. Только это и может обеспечить независимость России.
Состояние, в котором находятся культура и образование России, драматично. Государственная машина направлена на то, чтобы цивилизованным способом их разрушить. Это «цивилизованное» разрушение проходит посредством насильственных «реформ» и разгосударствления институтов и организаций, обеспечивающих полноценное здоровое сознание и бытие народа. Таким образом, стратегически важные объекты народной жизни становятся целью антинародной, антигосударственной агрессии. Предательство питается махровым невежеством.
Не менее страшное явление – падение нравственности. Подлинное образование укореняется лишь на ее основе. Здесь необходимо «ясное сознание правды и добра, крепкая вера в высший идеал». Ведь истинно образовательные программы должны быть созидательны и должны быть средством общественной защиты от посягательств на здоровое развитие народа и государства. Но этого нет. Напротив – дегуманитаризация российской школы, ущербность утвержденных программ и острая нехватка часов на гуманитарные дисциплины – и прежде всего по русскому языку, литературе и отечественной истории, активное насаждение массовой культуры, практическое осуществление технологий нравственной дезориентации, деформации личности под влиянием телевизионного, радиорастления и рекламы и многое другое вызывает у значительной части школьников катастрофическую потерю нравственной чувствительности. Насаждаемая сверху швыдковщина: непечатная брань, демонстративная пошлость и греховная жизнь, помрачение помыслов, постоянное осквернение русских святынь, зловещий разлив русофобии и опустошение духовного начала в человеке – вот типическая почва современной деградации личности, и прежде всего личности, становление которой не завершено. Основное богатство страны – молодежь подвергается открытому повреждению под фальшивыми лозунгами «свободы», «прав человека», «прав ребенка» и т.п.
Основополагающие документы в сфере образования во многом не соответствуют интересам России как независимой державы. В общих документах по средней школе доныне декларируются некии несуществующие «общечеловеческие» ценности и забыта великая национальная идея – служения, без которой никогда не существовала и невозможна национальная школа в России. В установочных школьных документах мы не найдем и основополагающих нравственных понятий Бог, народ, долг, служение, честь, Родина, святыня.
Поэтому все действия, вследствие которых разрушается устойчивое соответствующее традиционным национальным духовным ценностям состояние духовной среды обитания народа, повреждающие социально-здоровое мировосприятие личности, в сущности, являются государственными преступлениями.
Эти государственные преступления, открыто и безнаказанно совершаемые «вражьей силой» при полном содействии руководства страны, направлены на разрушение ее образования, на разрушение культуры и разрушение личности.
То, что делается сейчас со школой по очевидным последствиям для русского народа, равнозначно активно идущему духовному его уничтожению. Речь идет не о стандартах, речь идет о том, будет ли русский народ иметь возможность дышать воздухом своей культуры или должен будет задохнуться в атмосфере миазмов массовой культуры, массовой пошлости и бездуховной, убийственной для него прагматически-ориентированной западной культуры, насаждаемой в России.
Почему же все так происходит? Нет ли здесь и нашей вины? Есть.
Мы постоянно говорим ложь, употребляем фальшивые слова, даем ложные определения, наконец, молчанием предаем свой народ и Россию. Мы называем разрушение образования реформами, ограбление пенсионеров и инвалидов – монетизацией, издевательство над народом – государственным упорядочением отношений, предоставление ядовитого оружия против русского народа и России ее недругам – свободой слова. Но все это – ложь!
Недавно, сидя у зубного врача, я вынужден был слушать так называемое «Русское радио». За 1,5 часа невозможно было обнаружить в передаче ровно ничего русского, кроме остатков испорченного скороговоркой, болтовней и вульгарно-издевательскими интонациями жалкого подобия русской речи. Пошлость, цинизм, плоские шутки, гаденькие остроты, суетливое местечковое бормотанье и жаргон, звуки псевдомузыки… И через каждые 10 минут хриплый, поганый, полублатной, полутюремный голос произносил: «Ррруское радио». Как нужно ненавидеть Россию и русский народ, чтобы все это «стряпать». Каким нужно быть мерзавцем, чтобы так издеваться над русским народом, создателем одной из высочайших мировых культур, великого языка и чудных песен…
Почему же мы молчим? Неужели не ясно, что это оскорбление народа, что это – русофобия. И эта русофобия мутными потоками заливает Россию! Доколе? До каких пор будем мы толпой без достоинства? Почему не кричим ежедневно, ежечасно, ежеминутно против осквернителей наших святынь, нашей веры, нашей истории, нашего русского слова, нашей музыки, нашей великой русской культуры?! А ведь, если вдуматься, все это – духовно-информационный терроризм и разгул духовно-информационного русофобского фашизма на всей территории России. Все это работает на уничтожение русской духовности – существа нации.
Нас, одну из самых духовных наций, судят по законам бездуховного мира… Тут впору вспомнить и о еще одном национальном качестве, обеспечившем нашу Победу в 1945 году. Это – РУССКИЙ ДУХ – источник Победы в Великой Отечественной войне. Россия – государство историческое в самом полном смысле этого слова. Она сложилась как страна, в которой бодрствовал дух православия, питающий душу страны и определяющий ее единство. Современное законоустроение, навязываемое нам, словно нацелено на то, чтобы этот дух убить, сделать государство бездушным механизмом. Именно поэтому враги России пытались начать ее историю «заново», «наново», отбросив прошлое, как темное, «подготовительное», «нелепое».
И всякий раз препятствием оказывался глубинный дух народа, национальная духовная субстанция, заложенная в массах народа и в каждом русском человеке, не потерявшем человеческого облика.
Русский дух, сущность народная, составлял и составляет историческую закваску России.
Всеволод Юрьевич ТРОИЦКИЙ, доктор филологических наук, профессор