15 декабря 2005 года в г. Истре на пересечении улиц Первомайской и Советской был установлен белокаменный крест. Это было возобновление Поклонного креста Патриарха Никона.
29 января 2006 года состоялось его торжественное освящение.
По благословению управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия крест освятил архиепископ Можайский, викарий Московской епархии Григорий.
Владыка говорил о том, что многие знаменитые люди, исторические личности молились у Поклонного креста на горе Елеон в городе Воскресенске.
Это царь Алексей Михайлович, Святейший Патриарх Никон…
И ополченцы в 1812 году молились здесь.
В 2005 году жители Истры отметили 400-летие со дня рождения Святейшего Патриарха Никона. По инициативе главы района произошла закладка православного храма во имя Святых жен-мироносиц, а также Вознесенской часовни-храма.
Конечно, прошло 350 лет, ландшафт изменился, поэтому точно воспроизвести построенные Патриархом Никоном храмы сложно, но тем не менее общая идея воссоздания памятных мест Русской Палестины, созданной в XVII веке Святейшим Патриархом Никоном, вполне жизнеспособна.
Ведь святыни «Русской Палестины» – уникальное явление не только для России, но и для всего православного мира.
Известно, что замысел повторения святых мест Палестины древней – создания Русской Палестины возник еще при Борисе Годунове.
В XVII веке древняя Палестина была захвачена иноверцами, поэтому поклонение великим святыням, связанным с жизнью, смертью и воскресением Спасителя, стало практически невозможно для простых верующих.
Россия фактически стала вселенским центром Православия.
В это время господствовала точка зрения о Москве и России как Третьем Риме, наследующем материальное и духовное могущество павшего некогда «Рима второго» – Константинополя и православной Византийской империи. Уже в XVI веке в русском обществе сложилось представление о Москве, как о духовном центре России, «Новом Иерусалиме».
И в то же время Патриарх Никон главной опорой в духовной жизни видел стремление к Горнему миру, к Царству Небесному.
В «Апокалипсисе» Иоанна Богослова Новый Иерусалим – это Царство Небесное, Рай.
Патриарх Никон задумал и частично успел создать «Русскую Палестину» с двояким смыслом: и как пространственную икону святых мест Палестины древней, и как Новый Иерусалим Иоанна Богослова.
В монастыре и окрестностях повторены «Вифлеем», «Иордан», «Вифания», «Рама», «Назарет», горы «Елеон», «Фавор» и «Ермон» и т. д. Ландшафтные особенности «Русской Палестины» в городе Истре и ее окрестностях достаточно точно повторяют природу Палестины древней.
В древнем Иерусалиме гора Вознесения или Елеонская – самая высокая из окрестных гор.
Она, как и в Иерусалиме Новом (Истре), находится на Востоке от Храма Гроба Господня. На Елеонской горе Спаситель вознесся после своего воскресения.
На камне там остался след от его стопы.
Сейчас этот камень находится в Елеонской часовне на горе Елеон на территории нынешней Палестины, и даже мусульмане свято чтут это место.
Святейший Патриарх Никон отметил подмосковную гору Елеон водружением Поклонного креста.
Как было указано в надписи на кресте XVII века, после освящения первой деревянной церкви будущего монастыря 31 октября 1657 года царь Алексей Михайлович, обходя места будущего строительства монастыря, дошел до горы Елеон и нашел окрестности прекрасными, как Иерусалим Небесный (Царство Божие), поэтому дал имя монастырю – Новый Иерусалим.
Надпись на кресте гласила:
«Водрузися Святый Божественный Крест Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа на сей горе Елеоне, от востока прямо Лавры святаго Живоноснаго Воскресения на Святом Сионе. Благословением Великаго Господина и Государя Никона Святейшаго Архиепископа Царствующаго великаго града Москвы и всея великия и малыя и белыя России Патриарха, того ради, понеже тишайший Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея великия и малыя и белыя России Самодержец, будучи в зачатии Лавры сея на освящении храма Святаго Живоноснаго Христова Воскресения древянаго.
И по освящении церкви, походя окрест монастырскаго основания и дошед сего места, возшед на него, посмотря сюду и сюду на широту пространства полнаго, и возлюби е и нарече имя монастырю Новый Иерусалим и честныя своея руки писанием изобрази, его же Патриарх в ковчежец сребрен вложи, в вечное благословение в лавре Святаго Воскресения положи лета 7166 года а от еже по плоти Рождества Бога Слова 1657 года, Октября в 18 день».
Патриарх Никон записал эти слова царя, положил в ковчежец и поместил в алтаре монастыря.
Можно предположить, что Патриарх предвидел грядущие неприятности из-за строительства монастыря, а возможно, опасался того, что Царь передумает. Так и случилось.
Именно строительство Новоиерусалимского монастыря сыграло решающую роль в деле осуждения Патриарха Никона. Замысел Патриарха о Новом Иерусалиме, который Царь поначалу одобрил и поддержал, теперь представлялся Царю доказательством непомерного «превозношения» Патриарха.
Позднее, в 1666 году, во время суда над Патриархом Никоном эта точка зрения возобладала. По поводу этого обвинения Патриарх Никон писал в своей главной книге «Возражение»: «Кто укорит меня в этом, кроме человека, не любящего Господа? …Начало тому дал сам царское величество и весь освященный собор и весь царский синклит, потому что на освящении первой церкви Воскресения Христова изволил быть сам Великий Государь Царь и Великий князь Алексей Михайлович всея великия и малыя и белыя России Самодержец со всем синклитом, Государь соизволил назвать имя Новый Иерусалим и в своих царских грамотах написал своей рукой на утверждение. И ныне эта грамота государева хранится в честном месте».
С Елеонской горой и Поклонным крестом на ней связано много исторических моментов.
Здесь 14 декабря 1666 года Патриарх последний раз молился перед своим изгнанием, 15 декабря он уехал на Собор и больше в эти места не вернулся живым.
Совпало так, что именно 15 декабря 2005 года крест был установлен вновь.
Здесь стоял его гроб перед погребением 8 сентября 1681 года.
Уже после кончины Патриарха Никона над крестом была воздвигнута Елеонская часовня по аналогии с местом вознесения Христа Спасителя в Палестине древней. Часовня была разобрана в 30-е годы. По другим сведениям – разрушена во время войны. Есть воспоминания, что на ее фундаменте был установлен памятник Сталину. По другим данным – рядом большая братская могила. И поэтому кресту там самое место.
Пролетели столетия. В 1941 году фашисты разрушили монастырь. Но прошло уже 65 лет. А монастырь пребывает в глубоком материальном и духовном запустении. Просто стыдно перед нашими потомками за такое пренебрежение историей, народной памятью, основополагающими святынями православия.
Ведь очень точно отразила мнение многих жителей города на торжествах по освящению креста 29 января 2006 года православная жительница Истры: «Я всю жизнь ждала этого момента. Теперь буду ждать, когда восстановят Елеонскую часовню».
На праздник Вознесения Господня от Поклонного креста в прошлом было принято идти из монастыря крестным ходом, сопровождаемым толпами окрестных жителей и странников. Улица Первомайская называлась тогда Крестовской.
Упоминание о селах, на месте которых развился город Истра, впервые встречается в грамоте Ивана Калиты 1339 года.
Согласно принятым правилам – это и есть дата основания города.
И все же не взошел бы царь Алексей Михайлович на гору Елеон 31 октября 1657 года, не построил бы Патриарх Никон в этом месте великий монастырь, и продолжали бы здесь оставаться деревни Сафатово, Кречкино, Воскресенское и другие.
Именно вследствие развития монастыря вокруг начал развиваться город, который уже в XVIII веке получил наименование Воскресенска, а затем стал именоваться Истрой.
Поэтому Поклонный крест на горе Елеон в городе Истре – это место, где фактически начинался город Истра.
На кресте высечена надпись:
Святейшему Патриарху Никону – жители города Истры.
Поклонный крест
Возобновлен в год 400-летия Святейшего Патриарха Никона в память о Кресте, воздвигнутым им 31 октября 1657 года.
Надеемся, что в ближайшее время площадь, на которой был установлен крест Патриарха Никона, будет названа Елеонской.
У подножия горы Елеон в Палестине древней находится селение, называемое Вифанией, где жили сестры-мироносицы Марфа и Мария. Именно их брата Лазаря воскресил Спаситель на четвертый день после его смерти.
В Истре на восток от монастыря в прошлом году по аналогии был заложен храм во имя Святых жен-мироносиц. Удивительно, что согласно устным преданиям, на месте предполагаемого строительства храма в Истре (в деревне Макруше) до войны жили две бывшие монахини, которые были арестованы, расстреляны, а недавно причислены к лику святых.
Такова связь времен, которую не удается прервать человеческим волеизъявлением.
Директор Благотворительного фонда «Русская Палестина»
Н.А. Колотий