Добавлено: 29.07.2023

Крестный ход – это чудо веры

О Великорецком крестном ходе 2023 года — его участники

С 3 по 8 июня 2023 года по Вятской земле прошел Великорецкий крестный ход с образом святителя Николая Чудотворца.

В дивном храме северной русской природы — в пути и на берегу реки Великой молились тысячи паломников со всей Руси.

Митрополит Вятский и Слободской Марк:
Крестные ходы с древнейших времен проводились на Руси для преодоления стихийных бедствий, умиротворения социальных потрясений. Русский народ с покаянием и верой шел крестным ходом, который собирал и объединял народ единой целью. Так было и перед битвами на Чудском озере, на Куликовом поле и Бородино, и в дни Смутного времени при Минине и Пожарском, в годы Великой Отечественной войны, во времена всех исторических испытаний, выпадавших на долю России…

Сегодня наше Отечество находится в самом центре мирового противостояния… Нет никаких сомнений: прямо сейчас наш народ вновь являет невиданную силу духа и спасает от беды не только самого себя, но и другие народы. Господь не оставит нас, и можно быть уверенными в повторении чуда, не раз случавшегося с Россией…

Великорецким крестным ходом мы пойдем по родной земле и будем горячо молиться за отцов и братьев, сражающихся за достойное будущее нашего Отечества. Будем просить Господа, чтобы и на фронте жизнь побеждала смерть, чтобы Христос укрепил наших воинов и вернул их живыми матерям и жёнам, чтобы вновь пробудилась в нас непреклонная воля предков, создавших великую православную Державу, чтобы всем сообща из глубины сердец молить Матерь Божию, русских святых о спасении России, об укреплении нашей страны, которую единственную в мире называют Святой Русью, именуют Домом Пресвятой Богородицы.

Писатель Владимир Крупин, лауреат первой Патриаршей литературной премии:
Мы ещё застали легендарную Маргаритушку, которая прошла этим ходом семьдесят раз. О, как помню её крестоходский катехизис: «Меньше есть, меньше спать, меньше говорить, больше молиться!». Отлично помню силу её молитвы… Да, двести человек шло, а сейчас идут десятки тысяч крестоходцев. Без преувеличения идёт вся Россия: Сибирь, Поволжье, Урал, Центральная Россия, Крым. Из Москвы несколько полных вагонов. И много из нового Зарубежья.

Уже тридцать пятый раз идёт давняя моя знакомая Наталья Ильинична. Сравнивает Крестный ход нынешний с прошлогодним:
— Тогда было тяжелейшее испытание: не дожди, а ливни, по колено в глине и в грязи. С внучкой шла. Холодные ветры. Нынче, не в пример, легче.

Идёт рядышком Маша, выпускница московской школы. Приехала с мамой — режиссёром, снимающей Крестный ход для телеканала «Радость моя». Маша идёт легко, её всё восторгает: и река крестоносцев, и красота природы. Говорю ей: «Теперь уже всегда будешь помнить о том, что третьего июня каждого года, до скончания веков, всегда начинается Крестный ход и всегда будешь надеяться пойти на него»…

Нынче снова иду. Но иду, как уже в последнее время, только первый переход до макарьевской Троицкой церкви. Это километров семь. Но и их хватает, чтобы вновь и вновь ощутить и усталость от ходьбы, и?радость от участия в Крестонесении…

Много деточек, многих даже на руках несут. Это уже готовятся будущие бойцы за правое дело, за власть Христа над Россией. Идут молодожёны, то есть пока не молодожёны, жених с невестой. Залюбуешься: такие красивые, прямо светящиеся: «Нас батюшка благословил до венчания сходить на Крестный ход». Идёт с двумя сыновьями молодой бородатый отец…

Как всегда, много общих молитв… Идти становится легче, и возникает единство моления, взывания к Господу о помиловании России, ниспослании победы нашим воинам. Да и у каждого из идущих свои надежды на помощь от Господа. Молятся об ушедших, о живущих, о разрешении возникших проблем. Ведь как говорится: «В каждом дому горя по кому». Есть это и на украинском: «Каждая хата горем напхата».

Да, Господь не обещал нам рая на земле, но дал земное время для того, чтобы стать достойными селений праведных.

Нынешний ход замечателен тем, что, в сравнении с прошлыми годами, много идёт мужчин, молодых особенно. Идут группами и поврозь. Многие в камуфляже. Двое, познакомились, Николай и Алексей, в отпуске, из окопов войны. Бодрые, бравые, красивые. «Нам отпуск хотели ещё в марте дать, но мы просили, чтобы на июнь. Мы же вятские, знаем про Великорецкий ход».

На первой остановке садимся, как всегда, прямо на землю. Своя, святая, великорусская. Приникаешь к ней, родной до умиления. Вспоминаешь былинное о богатырях, обретающих силы в борьбе от Матери-сырой земли. Запахи такие, что не передать. Восходящая трава, молодая трепещущая листва. Небо с беленькими облачками, и на нём птицы, обеспокоенные обилием людей.

В церкви Акафист святителю Николаю Мирликийскому. Не протолкнёшься. Горы записок о здравии и о упокоении. Ладанное благоухание. Согласное пение хора и молящихся. «Радуйся, святителю Николае, преславный чудотворче!»

Все дни Крестного хода я мысленно шёл с крестоносцами, знаю по памяти, где они в какой час. И ночью, в два часа начала нового дня, в котором 17–18 часов будет отдано движению, просыпаешься, будто кто будит, и звонишь на Крестный ход знакомым.

— Как всё, слава Богу, — голос учительницы Татьяны Григорьевны. — Николушка с нами. Стало жарко — он посылает лёгкое окропление прохладой, стало холодно — солнышко сразу греет. Ноги устали — сразу видишь молодые листочки подорожника, которыми обувь выстилаешь, и ногам легко. И в Медянском бору нет нынче таких океанских луж, какие были, и в Медяны в гору всегда еле шли, а тут прямо взлетели.

Ликует в телефоне голос и другой крестоходки, тоже учительницы, Татьяны Васильевны:
— Слава Богу, слава Богу, слава Богу! Нисколько не устали! Да дружно, да с молитвой, всё бы шли и шли.

Раньше ходили, много ходили и любопытные иностранцы. Пытались понять, как это: неделю люди идут, все измучены, искусаны, недосыпали, недоедали, ноги в кровь истёрты, а закончился Крестный ход — и все прямо плачут, что закончился. И скорее бы этот год прошёл, чтобы снова идти, снова молиться в этой школе молитвы и любви к Богу, друг ко другу, к России.

Православный врач-психотерапевт В.В. Боровских (г. Екатеринбург):
Поделюсь своими впечатлениями об этом удивительном, я бы даже сказал, таинственном событии.

Понять, что такое крестный ход, невозможно. В крестном ходе самое главное — это то, что переживает твоя душа. Или, скажем так, душа души. Твой дух. Духовные состояния не всегда поддаются словесному описанию. Каждый христианин переживает благодатные состояния и во время молитвы, и во время богослужения, и когда приступает к церковным таинствам, но это мимолетные состояния, которые очень быстро улетучиваются. Но в крестном ходе это начинается и не оставляет тебя до тех пор, пока все идут с одной молитвой Богу.

Этот путь, это движение пешком христианина по земле — и есть нечто основополагающее в нашей жизни. Почему православные так любят крестные ходы? Почему люди приезжают десять, пятнадцать, двадцать, даже больше лет подряд, чтобы в очередной раз в этом поучаствовать? Это переживание самое ценное — переживание духа соборности, когда ты чувствуешь духовное единство со всеми этими людьми, с которыми ты идешь в одну сторону, к одной цели.

А какова цель крестного хода, куда все идут? А оказывается, здесь на земле этой цели нет. Крестный ход — это не движение людей из пункта А в пункт Б на земле. Крестный ход — это движение от земли на небо. И этот многотысячный крестный ход напоминает взлетную полосу, когда ты смотришь на него вперед, находясь в середине, и оглядываешься на него назад, то видишь, что находишься на разгонной полосе, которая устремлена от земли на небо. И иногда это воспринимается в буквальном смысле слова, когда все идут на подъем. Это напоминает некое возвращение блудного сына домой. Да, это все блудные сыновья и дочери. Это все кающиеся грешники. Хотя в этот момент, когда они идут по лесной дороге в дождь или жару, мне кажется, что они святые. Но это кающиеся грешники.

Люди приезжают сюда именно потому, что каждый раз, когда они проходят этим крестным ходом, они реально ощущают, что становятся лучше, чем они были до этого. И они не сами себя сделали лучше. Не эти их многочисленные шаги сделали их лучше, нет. Человек сам себя сделать лучше не может, как бы он ни старался. Это невозможно. Человека лучше делает Бог, когда сам человек видит, что он без Бога погибает и передоверяет себя Ему. И вот крестный ход — это и есть такое передоверие себя Господу Богу. И каждый человек, участвующий в крестном ходе, чувствует, как Бог подхватывает его человеческое намерение быть с Богом, чтобы Сам Бог его вел. Мы как будто бы так и говорим: «Господи, я весь перед Тобой. Ты меня видишь. Вся моя жизнь — Твоя. Бери меня и делай со мной все, что хочешь. Я иду за Тобой». И этот слабый человеческий порыв Бог подхватывает.

Несмотря на то, что тело страдает, ноги болят, ноша давит, а люди исполнены духа двигаться дальше. И я очень много раз слышал, что это как будто бы не я иду, а это кто-то мной идет. Это и есть соединение человека с Божественной природой. А это вершина человеческой жизни.

Бог создал каждого человека для того, чтобы приобщить его той жизни, которой живет Сам — совершенной, блаженной, вечной. И вот эта жизнь переживается человеком в крестном ходе. Каждым человеком. Конечно, по-разному, но все это переживают, все это чувствуют.

Это неописуемо. Потому что мы хотим говорить о несказуемом. Мы хотим говорить о том, как Бог соединяется с человеком, а это описать невозможно.

Православие недоказуемо. Православие показуемо.

Мы говорим, что чудо — это когда мироточат иконы. Это правда чудо. Но, на мой взгляд, чудо из чудес — это человек, верующий во Христа. Потому что человек в естественном состоянии уверовать во Христа не может. Ему это не дано. Он может уверовать в кого угодно и во что угодно. Только не во Христа. Вера во Христа — это дар Божий. Это всегда призыв Бога к человеку, а вера во Христа — это ответ человека на призыв. И вот крестный ход — это чудо веры. Это движение людей к цели своей жизни, жизни вечной, как ответ людей, общий такой ответ на призыв Христа. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». И еще Он сказал: «Если хочешь идти по Мне, отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной». А про Себя Самого сказал: «Я есть Путь, Истина и Жизнь».

Посмотрите, сколько мы видим в строчках Священного Писания упоминаний об этом движении — о движении человека к Богу, когда человек не на месте сидит, не рассуждает о Боге, а он в буквальном смысле слова передвигается в пространстве своим телом.

Мы же помним, как в Священном Писании встреча человека с Богом началась с призыва к движению, когда Бог открылся Аврааму и сказал: «Оставь эту землю халдейскую, в которой ты родился и все твои предки, ты всю жизнь жил здесь, богател, а теперь все оставь и иди в землю, которую Я тебе укажу».

В христианстве мы видим продолжение этого пути. И мне кажется, что лучше всего этот путь описан в притче Христа о блудном сыне. Помните, когда он, наскитавшись в этой стране далече, истратив весь свой жизненный потенциал, дойдя до изнеможения, вспомнил про своего отца и сказал себе: встану и пойду в дом отца моего. И он встал и пошел. А отец его все это время ждал и выбежал ему навстречу.

Так вот, если мы воспроизводим это движение к Богу здесь на земле в виде крестного хода, то мы переживаем то же самое, что пережил блудный сын, когда он достиг отцовского дома. Когда он даже не успел произнести заранее заготовленных слов: «Отец, я виноват перед тобой и перед небом, я даже недостоин сыном называться, возьми меня хотя бы в работники». Отец его уже принял в объятия свои. В теплые объятия, сильными руками прижал его к груди, надел на его палец перстень как символ власти, приказал надеть на сына самую богатую одежду и обувь, заколоть самого откормленного бычка и устроить пир, потому что «сын мой умер и воскрес, пропал и нашелся».

Что-то такое переживает каждый человек в крестном ходе. Каждый день по мере приближения к селу Великорецкому и обратно. Мы все это чувствовали.

Крестный ход очень напоминает человеческую жизнь. В нашу жизнь приходят трудности, скорби, утраты, боль, и нам нужно просто все это перетерпеть в жизни. В крестном ходе это всегда чувствуется, как Бог тебя в этих трудностях утешает и укрепляет. Он говорит: только потерпи, потерпи.

Знаете, есть такая пословица: если ты уже устал и не можешь шагать дальше, знай, что ты можешь сделать еще один шаг, и вот этот (каждый) шаг, который мы совершаем в крестном ходе, мы совершаем вместе с Богом, Который нас поддерживает. И когда мы перестаем в этом сомневаться — усталости уже нет, мы можем идти, идти и идти, именно это доставляет нам настоящую радость. Радость движения.

Наш народ уже давным-давно увидел в крестных ходах важнейшую часть своей жизни. Возможно, что крестный ход — это максимальное воплощение жизни православного христианина, особенно если на вершине этого крестного хода совершается Божественная литургия с таинством святого причастия. Можно сказать, что крестный ход это воплощенное православие. Это вершина, может быть, человеческой культуры, и меня никогда на протяжении всего этого крестного хода не оставляла мысль, что я нахожусь среди высококультурных людей, несмотря на уровень их образования и социального положения, потому что то, что они делают, они этим вписывают себя в самую высочайшую культуру, которую люди создали при взаимодействии с Богом. Крестный ход — это результат той самой синергии, когда человек и Бог со-действуют, со-работничают.

Я надеюсь, что это никогда не закончится. Я надеюсь, что люди будут идти навстречу Богу до Его второго пришествия.

Из открытых источников.
Расшифровка видео В. В. Боровских «Руси Державной»
от 15.01.2025 Раздел: Июль 2023 Просмотров: 744
Всего комментариев: 0
avatar