Выступление на Соборных слушаниях ВРНС «Преподобный Сергий — объединитель
русских земель»
В марте 2014 года произошло поистине великое историческое событие — воссоединение Крыма с Россией. Таврида, где проповедовал апостол Андрей Первозванный, где побывали святые первоучители славянские Кирилл и Мефодий, где принял Святое Крещение князь Владимир, где расположены древние монастыри и православные святыни, наконец вернулась домой, в родную Россию.
Теперь необходимо интегрироваться в современное российское общество, решить множество насущных задач по организации государственной жизни в новом для крымчан правовом поле Российской Федерации. Экономические проблемы также неизбежны в переходный период. Следует отметить и проблемы интеграции в систему образования России, значительно отличающуюся от украинской, в которой 23 года существовал Крым.
За это время выросло поколение, представителей которого мы видим в Киеве на майдане среди боевиков «правого сектора», среди тех, кто кричит: «Кто не скачет, тот москаль!», «Москаляку на гиляку!» (это призыв вешать русских на деревьях), «Смерть москалям!» и т.п. Русофобия, ненависть к России, ее Президенту, вообще ко всему, что связано с Россией, как ржа, разъедает души молодых людей, как вирус, поражает их мозг.
Не секрет, что украинское общество разделено по геополитическому разлому — на запад, центр и юго-восток. Различия между ними, в том числе ментальные, уже очевидны, кажется, всем, кто наблюдает за событиями на Украине. Но впервые так ярко, наглядно, ощутимо проявилась духовная составляющая украинского кризиса, в котором противостояние наблюдается по принципу вероисповедания: православные канонической церкви Московского Патриархата — греко-католики, протестанты. Маски сорваны, проявились и лики, и личины. На наших глазах идет духовная битва со Святой Русью.
Майдан тщательно подготавливался. Фактор психологического воздействия на человеческую личность серьезно учитывался. Украинская школа призвана была воспитывать соответствующие «еврокачества» у подрастающей молодежи и прежде всего убежденность в том, что Россия виновата во всех украинских бедах, т.к. она, Россия, только и делала, что угнетала, подавляла, мешала развитию украинцев, относилась к Украине, как к своей колонии и т.п., а посему является главным врагом украинской государственности и украинского народа. Вина возлагается в украинских учебниках истории и на Русскую Православную Церковь, которую представляют как прислужницу «имперской власти». Напротив, выразительницей национальных украинских интересов выставляют греко-католическую церковь.
Ярким примером такой концепции исторического процесса на украинских землях в 19 веке является действующий учебник истории Украины для 9 класса (авторы Турченко Ф.Г., В.М. Мороко). Так, на 331 странице можно прочитать следующее: «Православная церковь на Украине во второй половине XIX века оставалась опорой имперской власти. Епископами, священниками, учителями духовных семинарий и бурс (школ) часто были русские, которые обучали в духе великорусского патриотизма… Церковь стала способом русификации (в оригинале «зросійщення») и денационализации верующих. Правительство запретило употреблять украинский язык даже в проповедях, не разрешало строить церкви и рисовать иконы в национальном стиле, преследовало народные обычаи...
Противоположная роль, которую в жизни украинцев играла греко-католическая церковь (выделено авторами учебника), во второй половине 19 века только усилилась. Этой церкви принадлежало выдающееся место в национальном возрождении... ». В разделе этого же учебника «Документы и материалы» на 333 странице читаем: «…Соединенная с Римом украинская Греко-Католическая (так в оригинале) церковь… реорганизовалась, укрепилась, пустила глубокие корни в народной массе и стала ее национальной церковью…». Этим русофобским, антиправославным ядом отравляли детей в течение двадцати трех лет. Стоит ли после этого удивляться фактам преследования православных священников канонической церкви, которые известны в настоящее время всему миру?! Героизация С. Бандеры, дивизии СС «Галичина» в учебниках истории и в политике государства — вот и социальная база для украинских национал-радикалов и фашистов подросла.
Что мы, в Крыму, могли противопоставить этому злу? Только личную честную позицию учителя и… «Основы православной культуры». Благодаря преподаванию «Основ православной культуры», нам, русским жителям Крыма, удалось не только сохранить собственную национальную и религиозную идентичность, но и помочь своим детям и внукам, русским школьникам Крыма осознать свою «русскость», понять и принять причастность к великой русской культуре, великой русской истории, к Русской Православной Церкви, к православию. Не менее важно было и то, что, благодаря «Основам православной культуры», за 23 года насильственной украинизации к русской культуре, истории, православию приобщились и воспитали в себе уважение к России, понимание российского исторического пути множество ребят, принадлежащих к иным национальностям (а ведь наш Крым — многонациональный). А путеводными звездами нам были наши православные святые, первый из которых — преподобный Сергий Радонежский, духовный учитель русского народа.
Во главе духовного просвещения крымской молодежи стала наша Православная Церковь, Крымская епархия Московского Патриархата, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь. Вот что пишет владыка Лазарь во вступлении к учебнику «Основы православной культуры Крыма» (стр. 3-4): «Организовать воспитание юношества без духовного стержня, без идеи, которая объединяет и вдохновляет людей, невозможно. Нам всем: и Церкви, и государству, и священнослужителям, и педагогам необходимо объединить наши усилия ради того, чтобы понятия добра, справедливости и святости имели в жизни подрастающего поколения определяющее значение, «дабы жили мы и дети наши (Быт. 43, 8)».
Крымские школы получили программу курса основ православной культуры Крыма, учебник. Учителя, взявшиеся за преподавание этого предмета, прошли соответствующие курсы подготовки. Педагоги объединились в общество православных учителей, которое курирует Крымская епархия. Возрождаются традиции, заложенные еще Царской Семьей. Это праздник «Белый цветок» — ежегодная благотворительная акция милосердия, которую впервые организовали сотрудники Ливадийского дворца-музея и коллектив Ливадийской школы еще в 1999 году и которая сейчас широко известна и проводится в России.
Украинская драма показывает, насколько важно духовное и нравственное воспитание детей, какую колоссальную роль в становлении личности играет школьный курс истории. Кажется, мы всегда это знали, но сейчас пришлось на себе прочувствовать. Вот почему крымские учителя с особенным волнением ждут учебники истории России. И дай нам Бог справиться с задачами и вызовами, которые стоят перед нами здесь, в Крыму!
Людмила Александрова,
заслуженный учитель
Республики Крым