Добавлено:

«Москва – Третий Рим»

Международная научно-богословская конференция «Москва – Третий Рим: Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе». Организована Фондом «Андреевский флаг»

Почти пятьсот лет назад, старец Спасо-Елеазаровского монастыря Филофей направил Великому князю Василию III послание, в котором впервые Москва была названа Третьим Римом: «два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Слова Филофея имели под собой определенные исторические и политические основания. Изначально духовным центром православия считался Рим – столица Западной Римской империи. Гражданином Римской империи был Спаситель, в Риме проповедовали и приняли мученическую кончину апостолы Петр и Павел, Римский патриарх (папа) считался первым среди равных по отношению к другим патриархам. Но в 1054 году произошло разделение церквей на Западную – католическую и Восточную – православную. С этого момента центром православия стал Второй Рим – Константинополь. Именно из Константинополя православие пришло на Русь, и долгое время Русская Православная Церковь напрямую зависела от Константинопольского патриарха. Однако в XV веке, надеясь на помощь католической Европы в борьбе с турками, Константинопольский патриарх подписал с Римским папой Флорентийскую унию. На Руси унию не приняли, и авторитет Константинопольской церкви был непоправимо подорван. Уния не помогла Византии, и в 1453 году Константинополь пал под натиском турок, а вскоре пресеклась последняя династия византийских императоров. Константинопольский патриарх хоть и отрекся от унии, но оказался в чрезвычайно трудных условиях существования, и конечно не мог больше диктовать свою волю Русской церкви, которая стала фактически независимой. Естественно, после гибели Византийской империи, Константинополь перестал быть Вторым Римом – центром мирового православия. Совсем иначе обстояли дела на Руси. Конец пятнадцатого и шестнадцатый века стали периодом усиления Московского княжества – было окончательно свергнуто трехсотлетнее ордынское иго, великие князья московские заканчивали сбор русских земель вокруг Москвы. Кроме того, Великий князь Иоанн III женился на племяннице последнего византийского императора Софье (Зое) Палеолог, что как бы делало его наследником византийских императоров, о чем прямо писали даже западные современники. Великий князь Иоанн III Васильевич первым из московских князей принял титул «Самодержца». Тогда же гербом России стал двуглавый орел – герб Византийской империи. Все эти обстоятельства – уния Константинопольского патриарха с западом, гибель Византийской империи и собственное политическое усиление – сделали Московскую Русь единственным на тот момент независимым православным государством. Именно поэтому Филофей и озвучил новую концепцию Москвы – Третьего Рима. По мысли старца, Москва, а вместе с ней и вся Русь, должны были стать гарантом сбережения и существования Вселенского Православия. Русский народ как бы нес эсхатологическую ответственность за судьбу всего мира.

Концепция Филофея была принята русским народом и просуществовала как некая Национальная идея России вплоть до революции 1917 года. О том, что к словам Филофея в России относились со всей серьезностью, свидетельствуют и попытки завоевать независимость для православных балканских народов, находившихся под властью Османской империи, и знаменитый спор девятнадцатого века между западниками и славянофилами.

С приходом к власти в 1917 году большевиков Россия перестала мыслиться духовным Третьим Римом, но концепция Филофея не была забыта. Из идеи православной империи она превратилась в идею империи коммунистической, а СССР стала как бы «коммунистическим Римом», несущим «просвещение и спасение» всему миру.

Сейчас концепция старца Филофея переживает второе рождение. Тема Москвы – Третьего Рима активно обсуждается в обществе. 15-16 декабря 2006 года в Сарове и Дивеево состоится организованная фондом «Андреевский флаг» международная научно-богословская конференция «Москва – Третий Рим: Господь помилует Россию и приведет ее путем страданий к великой славе (св. преп. Серафим Саровский)». Конференция станет второй по счету, проведенной «Андреевским флагом» в рамках программы «Москва – Третий Рим». Первая конференция «Москва – Третий Рим; Псков – первый рубеж» прошла в июле 2006 года в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом. Участники первой конференции обсудили исторические условия возникновения концепции старца Филофея. Конференция была проведена в рамках паломнической поездки по святым местам Псковской земли. Докладчики и паломники посетили Спасо-Елеазаровский, Мирожский, Снетогорский и Псково-Печерский монастыри, остров Талабск (Залит), где совершал свое служение старец Николай Гурьянов, Троицкий собор Псковского кремля и несколько других храмов.

По замыслу устроителей, на второй конференции будет еще раз детально рассмотрена концепция старца Филофея, ее исторические и духовные основания. Большое внимание будет уделено современному состоянию России, а также возможности создания на основе концепции «Москва – Третий Рим» Национальной идеи, способной объединить российское общество для духовно-нравственного возрождения России.

В конференции примут участие представители духовенства Русской Православной Церкви, Государственной думы РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, сотрудники аппарата Полномочного представителя Президента РФ в ЦФО, правительство Нижегородской области, сотрудники Российского федерального ядерного центра, общественные и государственные деятели, ученые и журналисты из России и Украины.

Помимо проведения конференции, ее участники совершат паломничество в Саровскую пустынь, Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь, где поклонятся мощам Преподобного Серафима Саровского, святыням Нижегородской земли.

В.А. Дедов
Фонд «Андреевский флаг»

от 29.03.2024 Раздел: Декабрь 2006 Просмотров: 927
Всего комментариев: 0
avatar