– Действительно, по милости Божией меняется облик нашей святой обители Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря. Вы правильно подметили, что очень ярко это проявляется в праздник Святой Пасхи. Если мы возьмем не только, скажем, период Вашей молодости, но и, скажем, период дореволюционный, тоже интересно, как писалось об этом в летописях. На праздник Пасхи в соборе ставились баки или чаны с горячими углями и поскольку в апреле или в начале мая в соборе была еще изморозь, было сыро и холодно, то чтобы выдержать Пасхальную службу, люди регулярно подходили к ним, пытаясь согреться, а иначе порой было даже невозможно выдержать эту ночную Пасхальную службу, потому что собор каменный и он за зиму сильно остывал и набирался влаги. Это и мне пришлось испытать здесь в первые годы моего наместничества, когда собор еще не был теплым. Буквально через 20 минут уже начинали слезиться глаза, замерзали руки, надо было скорее выбегать на улицу, на солнышко или бежать в теплое помещение, чтобы немножко отогреться, иначе можно было просто заболеть. Эта холодная сырость пронизывала всего человека, и от нее не было никакого спасения. Но люди все равно старались пережить в таких условиях Пасху. Я думаю, им в этом помогали воспоминания событий ветхозаветной Пасхи. Вы помните, что Пасха – это от еврейского слова песах, то есть проходить мимо. Оно обозначало, что ангел прошел мимо домов, где по повелению Божию заклали пасхального агнца и его ели поспешно с посохом в руках, обутые. Этот агнец запекался с горькими травами, потому что в этот день предстоял им исход из Египта, и они должны были выйти из рабства в Египте в землю Обетованную, которую Господь им давал в наследство, чтобы они были богоизбранным народом, хранителем веры во Единого Истинного Бога. То есть Пасха иной раз сопрягалась с понятием горьких трав и поспешного выхода.
То же самое в Новом Завете. Христос недолго был в пещере. Он быстро воскрес. И мы, входя в Кувуклию, в Гроб Господень, тоже там не должны оставаться надолго, получив там радость о Воскресении Христовом, получив там благодать Божию. Гроб Господень – это самое святое место на земле и там всякий человек впитывает в себя столько благодати, сколько способен воспринять. Мы тоже должны выйти из Гроба Господнего, озаренные светом Воскресения Христова и благодати Божией и поспешить нести эту весть, подобно апостолам.
У нас в Новом Иерусалиме много было разных периодов строительных, реставрационных для Воскресенского собора, но мне запомнился один из периодов, когда вокруг Кувуклии были на полу изображены лучи, которые от нее исходили. Они были выложены белым камнем и чередовались с кирпичом. Как бы было показано, что от Кувуклии изливается свет во все стороны земли. И эти лучи как раз исходили от святых апостолов, которые были раньше и сейчас изображены в нишах в наружном иконостасе около Гроба Господня. Это показывало, что апостолы пошли от Гроба Господня, когда убедились, уверились, что Господь воскрес, с проповедью о воскресшем Христе по лицу всей земли. Причем у них было огромное желание даже умереть и кровь пролить за проповедь о воскресшем Христе. И вот мы должны, подражая апостолам, такими же вдохновленными выходить из Гроба Господня с желанием идти свидетельствовать о воскресшем Христе не только словами, но прежде всего, нашей жизнью.
Что касается сегодняшней жизни монастыря, то вы правильно подметили, что действительно, он несколько изменился за последние 8 лет. Уже проведена реставрация Воскресенского собора, и в прошлый год в Неделю Антипасхи, в неделю Фомину, Святейший Патриарх Кирилл возглавил великое Патриаршее освящение Воскресенского собора и была отслужена первая Божественная литургия в новоосвященном храме. Это было для нас своего рода кульминацией праздника. Так получилось, что даже в таком плотном, тесном графике Святейшего Патриарха все равно образовалось это окошко, что через неделю после Пасхи Патриарх смог сюда приехать. И мы при согласовании этой даты с протокольными службами премьер-министра, Патриарха и других высокопоставленных лиц были удивлены, что такое событие произошло 8 мая. Даже возложение венка к могиле Неизвестного солдата в Александровском саду из-за этого события перенесли на день раньше и совершили его 7 мая, с тем, чтобы 8 числа сюда мог прибыть и Святейший Патриарх, и премьер-министр Дмитрий Анатольевич Медведев с супругой, и Виктор Алексеевич Зубков, и министры, и губернатор Московской области, и другие члены Попечительского совета и Совета Фонда смогли здесь на месте молиться, участвовать в этом важном событии освящения Воскресенского собора и первой Божественной литургии в новоосвященном храме. Таким образом, в жизни Нового Иерусалима произошел важный исторический, эпохальный момент. И поэтому у нас в этом году будет первая Пасха уже в освященном Патриархом соборе после реставрации. Мы к ней готовимся с трепетом, с чувством благоговения и, прежде всего, думаем о том, чтобы каждому из нас в Пасхальную ночь не быть бы посрамленным тем, что, может быть, недостойно провели Великий пост или не во всем покаялись, не полностью очистили свою совесть или провели этот Великий пост нерадиво. Очень хочется, чтобы эта Пасхальная радость была полной, как широкая река полноводной, и чтобы она нас всех охватила, и мы смогли бы достойным образом праздновать праздник Светлого Христова Воскресения.
Нам приятно, что с каждым годом число паломников в этот день возрастает. Что люди начинают ценить то, что у нас тоже есть в России Новый Иерусалим, где главная святыня – это Воскресенский собор и можно сказать, в России – это главное место, где нам надо быть на праздник Святой Пасхи. С каждым годом здесь пребывает все больше и больше людей и все стараются и встретить Светлое Христово Воскресение, и помолиться, и исповедоваться, и причаститься Святых Христовых Таин. Для нас это отрадно. Мы стараемся все сделать, чтобы людей встретить достойным образом и чтобы этот праздник у нас стал общим и от этого он стал еще радостнее, потому что когда мы делимся радостью Светлого Христова Воскресения, то у нас эта радость увеличивается и умножается. Мы так и подходим к этому празднику.
– А ведь многие люди и не знают, что Святейший Патриарх Никон, созидая этот монастырь, хотел создать проекцию Святой Земли на русской земле и очень многие люди, которые не могут поехать на Святую Землю в силу различных причин, наверное, не прогадают и получат большую благодать, если приедут именно сюда, в Новый Иерусалим.
– Святейший Патриарх Никон строил этот Новый Иерусалим, эту святыню не как какой-то китч и совсем не для того, чтобы прославить себя, свое имя, но именно по любви к своей пастве. Он видел, какое важное значение имеет Гроб Господень, все святыни Святой Земли для русского христианина. Это, по сути, пятое Евангелие – то, что нам досталось после Христа, то что связано с Его земной жизнью, и мы видим, что, к сожалению, во все века не так просто было попасть на Святую Землю. Скажем, в том же XVII веке, чтобы туда сходить пешком, а другого способа и не было, требовалось 11 лет жизни этому посвятить, необходимо было пройти пять государств, которые были в основном мусульманские. Это было даже небезопасно для жизни, но человек хочет поклоняться этим святым образам, перед ними предстоять, молиться, проникаясь этим духом. Поэтому-то Святейший Патриарх Никон для них и устраивает Ново-Иерусалимский монастырь, в который собирает все основные святыни, связанные с земной жизнь Господа и нашего Спасителя Иисуса Христа.
Надо сказать, что это актуально и сегодня. Сегодня, хотя конечно, можно в Иерусалим попасть довольно быстро – на самолете три с половиной часа, и ты уже там, на Святой Земле. Но посмотрите, и сегодня многих людей, например, по причине санкций, введенных против них многими странами, удерживают от этого паломничества, или им не рекомендован выезд из страны в силу их обязанностей, их профессионального или воинского долга. Такие люди себя иногда чувствуют окраденными или лишенными этой пасхальной радости, возможности помолиться у этих святынь и поэтому их тоже всех ждет Новый Иерусалим. Тех, кто не может поехать на Святую Землю, приезжайте, приходите в Новый Иерусалим и здесь вы получите по вашей вере такую же благодать, как и на Святой Земле. Именно для этого Святейший Патриарх Никон и создал эту святую обитель. К примеру, он рассматривал Крест Христов. Ведь это единственный крест, который освящен кровью Христа. Но посмотрите, Церковь на этом не останавливается. Она изготавливает множество крестов, их освящают епископы или священники, читая при этом молитвы, кадя фимиамом, окропляя святой водой, и, когда люди после этого берут крест, его лобызают или перед ним преклоняются, то крест их спасает и сохраняет. Эти слова и начертаны на наших нательных крестиках. То же самое иконы. У нас, конечно, есть известные, очень чтимые чудотворные иконы. Смотрите позицию Церкви, не только Русской Православной Церкви, но и позиции других Поместных Православных Церквей. Что они делают? Они делают списки этих икон, причем делают их во множестве. Их тоже освящают епископы или священники, кадя фимиамом, читая молитвы, окропляя святой водой и после этого каждая такая икона, список с того первого образа тоже становится источником Божественной благодати. Поэтому люди могут иметь этот список у себя в храме или в монастыре, или даже у себя в кельи, или у себя в доме, в частной квартире, кто какой хочет образ святого или образ Божией Матери, чтобы перед ним преклоняться и получать эту Божественную благодать. Как бы от этой иконы у них течет ручеек этой Божественной Благодати и чем больше икон, тем больше этих ручейков.
То же самое Патриарх Никон хотел эту мысль продлить и далее, и он создает образ Кувуклии – Гроба Господня, созидает Святую Голгофу с Крестом. Древо кипариса для этого креста было принесено из Иерусалима, а монастырский мастер вырезал крест точно в ту меру креста, на котором был распят Христос. Также Патриарх Никон устрояет и место Обретения Креста Господня, и Темницу Спасителя, где Он томился последние часы перед распятием. И даже видимым образом Господь подтверждает явление благодати своей на этих святых местах. Патриарх Никон, устрояя место, где был найден на Святой Земле Крест Господень, хотел первоначально по своему замыслу сделать здесь престол в честь Обретения Креста Господня. Но произошло чудо. Как и там, в Иерусалиме, на этом месте забил источник воды. То есть у него не получилось сделать основание престола, потому что забил святой источник, и Святейший Никон пил воду только из этого источника. И этот источник бьет и сегодня, то есть произошло сугубое чудо – там, на Святой Земле, и у нас это чудо повторилось.
В период, когда монастырь был закрыт с 1919 по 1994 года, вода в этом источнике иссохла, источник стал пуст, но когда блаженнопочивший Святейший Патриарх Алексей II вместе с членами Священного Синода приняли решение о возобновлении монашеской жизни и богослужебной жизни в Новом Иерусалиме, начались первые службы и освящение воды, то вода стала появляться. Спустя эти годы и десятилетия, это чудо повторяется, и мы видим, что на Новосионский холм, который высотой 19 метров возвышается над всей округой, опять пришла вода, и этот источник опять стал функционировать. Он опять ожил. По началу воды было не так много, а сейчас там люди берут воды неограниченно. Народ берет, а она все пополняется и пополняется, прибывает и прибывает, и мы уже не ограничиваем никакой мерой. Кто хочет, тот канистрами может эту воду наливать и увозить с собой, то есть это видимый знак того, что Господь дает благодать не мерою. Была бы только наша вера. То есть когда здесь прекратилась молитва, то вода ушла, а как только опять возобновилась жизнь монашеская, богослужебная жизнь, опять появились люди верующие, появились монахи, вода опять пришла, опять этот источник функционирует. Мы многократно освящаем здесь воду на протяжении всего года и эту воду раздаем всем желающим.
То же самое, может быть, невидимым образом, но мы также получаем и на Голгофе у святого Креста. Этот Крест у нас в Новом Иерусалиме почитается чудотворным. Он благоухает и из него тоже выделяется порой маслянистое миро. Люди об этом тоже свидетельствуют. То есть это для нас величайшая святыня, к которой все относятся с глубоким уважением.
Так же самый камень Помазания. У нас лежит тот камень, который положил сам Святейший Патриарх Никон еще тогда, 365 лет назад. И по сей день люди также приходят, преклоняются и молятся перед ним и получают Божию благодать.
То же самое касается и Кувуклии, Гроба Господня. Это главная святыня в Новом Иерусалиме. Я как наместник могу свидетельствовать, что нам очень приятно видеть, что здесь формируются порой такие же очереди, как на Святой Земле, то есть поток людей такой, что стоит дежурный, чтобы поддерживать порядок. И людям порой, чтобы попасть в Гроб Господень и там помолиться, приходиться стоять не один час в этой очереди. И они чувствуют эту благодать Божию. Ведь к пустому, сухому колодцу человек не пойдет, а сюда люди приходят и здесь молятся, получают просимое, получают от Господа вразумление, как им дальше жить, как им дальше себя вести, как им дальше относиться к своей жизни. И они об этом свидетельствуют другим, и поэтому поток людей здесь возрастает не только за счет средств массовой информации, но именно, когда один человек об этом свидетельствует другому человеку. Эта народная молва ширится и она самая надежная в нашей церковной жизни, когда человек говорит: «Я свидетель, я свидетельствую о том, что это было, и что я пережил, что я ощутил». Это все и происходит в Новом Иерусалиме.
– Батюшка, еще хотелось бы вспомнить волнующий момент для каждого православного человека – это схождение Благодатного Огня. Я сейчас вспоминаю 1992 год, когда после многих десятилетий безвременья мой друг, великий русский скульптор Вячеслав Клыков возобновил эту традицию принесения благодатного огня из Иерусалима в Москву. И я помню, как лампада с этим Огнем была установлена у подножия памятника святым Кириллу и Мефодию, который освятил Святейший Патриарх Алексий. В своем слове он сказал такую фразу, которая запала мне очень глубоко в душу: «необходимо, чтобы во главе всех процессов в России стояла духовность».
– Очень верно. Сошествие Благодатного Огня – это тоже явное чудо, как и то, о котором мы сейчас уже говорили – как живоносный источник, – которое каждый год подтверждает Воскресший Господь. Он исходит по церковному Юлианскому календарю именно на нашу православную Пасху, подтверждая истинность того, где благодать Божия живет, в какой Церкви и где есть спасение. В образе этого Благодатного Огня является благодать Божия накануне главного праздника, праздника всех праздников – Светлого Христова Воскресения. Действительно, это идет с первых лет после Воскресения Христова. Это чудо никогда не прекращается. Вернее сказать, в один год, в 1923, Благодатный Огонь не сходил, когда все Поместные Православные Церкви приняли Новый стиль. Господь как знак показал, что это неугодное действие, и, слава Богу, что Предстоятели Поместных Православных Церквей и весь епископат одумались и исправили эту ситуацию.
Мы каждый год с трепетом ожидаем этого чуда. Как только Благодатный Огонь сходит, эта весть моментально распространяется везде, особенно сейчас, благодаря техническим достижениям, средствам массовой информации, люди друг другу звонят, рассказывают об этом, у всех уже радость. Господь еще дает милость, поскольку существует предание, что в тот год, когда не сойдет Благодатный Огонь, это может обозначать Пришествие в мир уже антихриста, последние годы перед кончиной мира с совершением всех апокалиптических событий. Поэтому мы молимся, чтобы благодать Божия над нами пробавилась, чтобы еще Господь дал нам время для покаяния, для нашего исправления, если возможно.
В Ново-Иерусалимском монастыре, конечно, главный праздник – это праздник Воскресения Христова. Само название монастыря – Воскресенский, касается Воскресения Христова, и главный собор наш Воскресенский и у нас престольный праздник – это Пасха. В отличие от других храмов и монастырей наш престольный праздник длится семь дней – всю пасхальную седмицу, то есть семь дней как один день проходит. Мы этому очень рады и очень счастливы, что у нас такой престольный праздник, на котором можно ликовать, праздновать целую неделю.
Поэтому всю неделю идут крестные хода, мы тоже стараемся их сделать и по стенам монастыря, и за стенами, и к Скиту Патриарха Никона. Ходим всю неделю, везде кадим фимиамом, окропляем святой водой, совершаются пасхальные песнопения, чтение Евангелия о Воскресении Христовом, чтобы через это освящалась наша святая обитель, освящалось все вокруг и освящало нас самих. Это самое главное.
Как апостол Павел говорит, если Христос не воскрес, то тщетна наша вера, напрасны наши упования. Поэтому праздник Воскресения Христова имеет прямое значение для каждого из нас и, конечно, особый для насельников святой обители. Мы все стремимся, чтобы в душе, в сердце каждого из нас Христос бы воскрес, чтобы мы, когда произносим вслух слова «Христос воскресе» не лицемерили, что Он действительно у нас воскрес, чтобы это было нашей реальностью, нашим смыслом, той целью, ради чего мы когда-то приняли таинство Святого Крещения и ради чего мы находимся в Церкви. Мне очень нравятся слова святых отцов, что не наступит время антихриста, пока у нас сохранится хоть один архиерей, который почитает Воскресение Христово. Надо сказать, что это касается не только архиереев, но и священников, и монахов, и мирян, потому что архиерей – это возглавление той общины, которая реально существует. Поэтому все мы должны празднество этого Светлого Христова Воскресения праздновать светло. Так, как это, например, указывается в правилах шестого Вселенского собора, что надо всю пасхальную седмицу, как один день и утром, и вечером пребывать в храме и причащаться Святых Христовых Таин. Мы собираемся духовно, мы мобилизуемся, напрягаемся во время Великого поста и ходим в храм, и делаем поклоны и дома, и в церкви, и наши молитвословия становятся более продолжительными, а когда наступает Пасха, мы как бы расслабляемся, мы как бы себе говорим: «Христос Воскрес, что еще надо? Все хорошо, все в порядке!» Но при этом мы немножко сами себя расслабляем, и люди уже начинают просто праздновать, не ходя в церковь, не участвуя в богослужениях, не причащаясь Святых Христовых Таин. А дьявол только этого и ждет. Человек после Великого поста уменьшает молитву, меньше времени находится в храме, а это ему и на руку. И он пытается людей порой поссорить, какие-то возникают смущения, недоумения, поэтому мы должны быть богомудрыми и после напряженного времени Великого поста не должны ослабевать в молитве, но, напротив, стараться как можно чаще посещать на Пасхальной седмице Божий храм и причащаться Святых Христовых Таин.
Это сейчас более подробно прописано в положении о Таинстве Причащения, о том, как надо причащаться, о том, что в период Светлой седмицы Церковь делает некоторые послабления в правила подготовки ко Святому Причащению, когда вместо трех канонов и акафистов надо прочитать один канон пасхальный и канон ко Причастию, а, скажем, вместо вечерних и утренних молитв достаточно прочитать Час Пасхи. То есть Церковь идет нам навстречу, говоря, что ради такой великой радости вам можно где-то уменьшить, но именно несколько уменьшить, а не совсем забросить молитву, не совсем забросить участия в церковных богослужениях. Нам надо понять, что и во время ликования и радости, надо все равно быть в единении со Христом, с Церковью и друг с другом.
Хочется пожелать, чтобы наши храмы, начиная, например, с понедельника Светлой седмицы не пустели, чтобы люди посещение храмов не меняли на дачи, на которых просто жарят шашлыки. Мы не запрещаем это делать, но надо все-таки посещать церковные богослужения и держаться этой радости, причащаясь в эти дни Святых Христовых Таин. Именно в этом и состоит Пасха, что мы с Воскресшим Христом. Это хотелось бы пожелать всем вашим читателям, хоть в электронной версии, хоть в печатном варианте, чтобы нам на Пасхальной седмице сохранять это ликование.
– Спаси Вас Господи, дорогой батюшка!
Беседовал Андрей ПЕЧЕРСКИЙ