Добавлено: 01.09.2020

Мы все воины Христовы

Каждое слово дорогого батюшки отца Кирилла (Павлова) драгоценно для нас, полное любви, глубочайшего смирения, спасительное для всех поколений, вступающих в жизнь — и четверть века назад и ныне.

Публикуем ответы батюшки на вопросы учащихся Духовных школ, встреча с которыми состоялась в 1996 году.


Вопрос из зала: Вопрос по апостолу Павлу: «Доброго, которое хочу делать, не делаю, злого, которое не хочу, делаю» (Рим. 7, 19). Что же предпринять, чтобы исправиться?

Ответ: Это вопрос очень глубокий. Вопрос богословский. Удивительно, апостол Павел говорит о греховности нашей природы и что греховность настолько глубоко пустила свои корни в нашу природу. Подчас мы просто греху повинуемся, раболепствуем, не хотим делать так, а тем не менее страсти, дурные наклонности, они уже сами по себе влекут на худое дело. Это уже объясняется растленностью нашей природы. Что делать в этой ситуации? Конечно, только путем работы с собой, борьбы с худыми наклонностями, пороками, грехом, и стараться встать на путь добродетельной христианской жизни. Это борьба должна быть.

Вопрос: Уважаемый отец Кирилл, меня часто смущают помыслы тщеславия, превозношения над другими, убеждение, что я чем-то лучше, достойнее ближних, особенно когда вижу серьезные недостатки ближних и какие-либо добрые дела у себя. Объясните, как избавиться от подобной прелести? Как при усиленной работе по стяжанию добродетелей оставаться уверенным в своей греховности?

Ответ: То, что этот брат пишет, это, собственно, нам присуще, каждому из нас. Каждый из нас о себе так думает, высоко думаем, каждый хочет считать, что он не хуже другого, наоборот, что он лучше другого. Да, это такое проявление своего рода фарисейского духа, что я лучше. И это не то, что это он, что это к нему относится. Я говорю, что это все мы болеем этим, заражены этой страстью тщеславия и самовозношения. Этот недостаток очень опасный. По заповеди апостола Павла, каждый из нас должен иметь такие же чувствования, какие были во Христе Иисусе. Он, будучи Богом, Сам Себя умалил, уничижил Себя, приял образ раба, был подобным как человек, смирил себя, был послушлив даже до смерти, смерти крестной. То есть каждый из нас должен в своем сердце ближнего считать лучшим себя, а себя худшим, не превозноситься, но смиренно о себе помышлять. Вот христианские чувства, вот чувства христианина такие, какие должны быть. Тогда уже не будет ни зависти, ни ревности. Ни соперничества не будет. Но эти чувства надо трудом стяжать. Стараться не превозноситься перед ближним.

Вопрос: Как найти себе духовного отца?

Ответ: Духовного отца! Это надо искать по расположению своей души, когда вы доверяете своему духовному отцу во всем и сердце ваше раскрывается перед ним, вы все тайны души доверяете, можете ему открыть. Вот в таком случае вы уже избираете такого, чтобы вы свободно, легко могли ему вверять свои тайны сокровенные. И если вы чувствуете, что вы получаете от этого духовную пользу, что он руководит вами, помогает вам, утешает вас, то есть дает вам утешение, наставление для исправления, для совершенствования в духовной жизни, вот такого можно. Если духовник в каком-то отношении не отвечает этим требованиям, тогда вы можете легко его оставить и перейти к другому, который большую доставляет вам душевную пользу. Такого закона, который обязывал бы, прикреплял бы, — нет. Избирайте все по расположению своей души. От кого получаете больше душевной пользы, того и держитесь, к тому и прибегайте.

Вопрос: Если в семье нет детей по причине бесплодия мужа, то возможно ли благословение искусственного оплодотворения или взятие ребенка из детдома?

Ответ: Вопрос такой в отношении искусственного — то я лично не сторонник. А то, что ребенка взять, то это можно, но и осторожно. Все-таки я знаю пример, когда брали, а потом дети вырастали такие непокорные, непослушные. Родители просто отчаивались. Здесь большое влияние имеет наследственность. Дети как их родители. Если же каких-то пьяниц, каких-то нечестивых людей, то я не знаю, есть ли какой смысл брать.

Вопрос: Для желающих идти в жизни путем монашеского подвига какой путь избрать в современном мире: служение спасению ближних, не знающих Христа, то есть наших современников, или уединенное делание в тихой пристани?

Ответ: Куда кого Господь призывает, к какому опыту жизни. Если Господь призывает вас к уединенной жизни, идите уединенно. А если вас Господь призывает на поприще служения ближним — идите на это служение. Прислушивайтесь, куда вас Господь призывает. Над каждым человеком почивает призвание Божие. Только прислушивайтесь, куда вас Господь призывает, по какому пути.

Вопрос: Есть ли в наше время сейчас старцы?

Ответ: Старцев не знаю, старики есть!

Вопрос: Дорогой батюшка, некоторые люди говорят, что духовником может быть духовный верующий человек не священник, возможно ли это?

Ответ: Духовником? Да, ну может, наверное, быть. Да, были духовные старцы и не имели сана. Конечно.

Вопрос: Каковы признаки призванности к монашеству? Можно ли идти в монастырь и принимать монашество, когда родители желают только супружества своим детям?

Ответ: В монастырь надо идти по призванию. Так же как и на пастырское служение должно быть обязательно призвание Божие. Кто — минуя это, то обычно все оканчивается неудачей. Какие признаки? Если кто призывается к семейной жизни, Господь ему такие дает помыслы, что он только всецело расположен, думает и помышляет о семье, о детях, о супруге, своей будущей семейной жизни. И это является признаком призвания к семейной жизни. Если же, наоборот, у человека в душе какая-то боязнь семейной жизни, боязнь иметь детей, какое-то отвращение к семейной жизни — это уже явные признаки призвания Божия к безбрачной жизни. А отсюда каждый уже должен испытывать. А родители если вмешиваются и неразумно нарушают призвание Божие — это тоже оканчивается неудачей. Надо испытывать призвание Божие, по какому пути Господь призывает тебя.

Вопрос: Как бороться с печалью, которая постоянно беспокоит? Возникает сильный ропот и безразличие.

Ответ: Печаль — это один из семи смертных грехов, поэтому с печалью надо бороться. Это тоже по бесовскому наваждению бывает. И тот, кто подвергается этому наваждению, прежде всего должен вооружиться терпением. Так советуют святые отцы — перетерпеть. И в это время молитвою, чтением слова Божия укрепляться и освобождаться от этого духа уныния, печали.

Вопрос: Как можно побороть страсть празднословия?

Ответ: Повесить замок на уста. Страхом Божиим прежде всего, и надо оправдать себя памятью о том, что сказал Господь, что за всякое праздное слово человецы дадут ответ на Страшном суде Божием (см.: Мф. 12,36). Это должно каждого устрашать, это должен каждый помнить, что на Страшном суде Божием все это будет предъявлено в обвинении. Нужно остерегаться и хранить свои уста.

Вопрос: Уважаемый батюшка, расскажите, пожалуйста, о посте, как правильно в настоящих условиях поститься?

Ответ: «Постимся постом приятным, благоприятным Господу». И к этому каждый должен стремиться, чтобы избавиться, исправиться от пребывающих в нашей душе страстей. Внешнее воздержание от пищи, воздержание от сна — это только внешние дела, которые содействуют, но самое главное — это очистить свое сердце от всего злого, от злых прихотей. Вот цель поста. А как в ваших условиях, я даже не знаю. Вы пишете: как воздержаться от празднословия? Конечно, на это внимание обратите, потому что ничем мы так много не грешим, как своим языком, невоздержанием языка. Во время поста и обратите на это внимание. Так будьте воздержанны, не злословьте, не осуждайте никого, ни о ком ничего дурного не говорите — о ближнем. Живите тихо, мирно, миролюбиво. Проводите в тишине свое время. Вот это будет пост для вас спасительный и Богу угодный. Пища — не составляет цель поста.

Вопрос: Батюшка, если организму необходима молочная пища в связи с нарушением функций в организме, можно ли принимать молочную пищу постом?

Ответ: Считаю, что можно. Если, допустим, язвенники или какие-то другие болезни, то как лекарство можно.

Вопрос: Что делать, если нет страха Божия? Душа очерствела, умом все понимаешь, а душа не откликается?

Ответ: Душу обуяла гордость, нужно прибегать к смирению, к самоукорению, к самоосуждению.

Вопрос: Если я искренне любил девушку, но по некоторым причинам у нас ничего не вышло, что мне делать, чтобы ее поскорее забыть?

Ответ: А почему так получилось? Если причина уважительная, что союз у них не состоялся, тогда он должен трезво и разумно подойти к этому вопросу. Значит, Господь, не благословляет, отводит его от этого лица для его пользы. И положиться на благую волю Божию, что Господь желает ему пользы, и поэтому скорбеть не должен.

Вопрос: Батюшка, как избавиться от лености и нерадения и стяжать истинную духовную любовь к Богу и людям? Как возжечь в душе своей ревность к Богу и чувство сострадания к ближним, понимания их?

Ответ: Всякий порок врачуется противоположными добродетелями. Нужно себя нудить.

Царство Божие нудится, и употребляющие усилия восхищают его (см.: Мф. 11, 12). В деле нашего спасения, нашего совершенствования обязательно нужно употреблять усилие. Без употребления усилия приобрести добродетели мы не сможем. Нужно обязательно себя нудить, заставлять. И если порок борет, нужно удерживаться, употреблять какие-то силы, заставлять себя на противоположные пороку добрые дела. Вот таким путем будут врачеваться все наши немощи, страсти. А если пустить на самотек, опустить руки и предаться лености, неге, тогда, конечно, страсти будут укрепляться греховные и можно вообще снизойти до разленения и ничего доброго не делать для души, ничего доброго не приобретать. Нужно трудиться, понуждать себя. Мы все воины Христовы, а воин всегда должен бодрствовать и всегда быть готовым к борьбе с врагом. Потому что враги, демоны, они же неусыпно бодрствуют, а мы находимся в окружении невидимой силы духовной, которая незаметно для нас внушает нам всякие злые, греховные помыслы. И беда в том, что мы не подозреваем этого, что это не наши помыслы, что это враг слева нам эти помыслы всевает. А мы считаем, что это свои помыслы. Таким образом враг вводит нас в обман. Поэтому нужно всегда бодрствовать над своими помыслами и желаниями, распознавать их, трезвиться. Апостол Павел говорит, что враг яко лев рыкает, то есть ищет поглотити какую-либо душу. Поэтому трезвитесь и бодрствуйте на всякое время (см.: 1 Пет. 5, 8). Вот завет апостольский — трезвиться и бодрствовать.

Вопрос: Батюшка, как расценить то обстоятельство, когда вначале у человека было стремление к монашеству, но затем расположение души изменилось в сторону желания иметь семью, в результате встречи того человека, с кем бы радостно было разделить нелегкий крест супружеской жизни, и можно ли назвать такую перемену душевного настроя промыслом и призванием Божиим?

Ответ: Одно из двух: или это промысл, или это искушение. Если у человека было призвание Божие к безбрачной жизни, а он потом, когда попалась ему та красивая подруга и у него пристрастие победило, взяло верх над его призванием, то это уже не промысл Божий, а это искушение.

Вопрос: К сожалению, быт современного священника, особенно только что появившегося на приходе, составляет желать лучшего. Оправданно ли в данном случае воздержание в личных отношениях по взаимному согласию. Не будет ли это противоречить церковным канонам?

Ответ: Это имеется в виду семейная жизнь, семейные отношения? Похоже, да. Что тут можно сделать? Если только по взаимному согласию на этот подвиг решаются — соблюдать воздержание. Но я должен сказать, что это не нужно все время. На короткий период можно, а так чтобы совершенно жить как брат с сестрою, это пожелание нереальное, неосуществимое. Это было посильно только одному Иоанну Кронштадтскому. Нам же таким греховным — это не под силу. Вы не сможете до конца понести такой подвиг. А на какое-то время можете.

Вопрос: Батюшка, сейчас появилось очень много нищих, всем подать невозможно, как быть?

Ответ: Сколько может, по возможности пусть подаст.

Ведущий: Дорогие братья и сестры, вопросов очень много, а время уже закончилось. От вашего лица разрешите поблагодарить уважаемого батюшку за его участие, за тот большой труд и пожелать ему от всех нас помощи Божией. И пусть Господь его хранит ради нас с вами еще на многие лета.

Архимандрит Кирилл: А я прошу у вас прощения, потому что действительно вы меня застали врасплох, и я как-то особо не подготовлен, и у меня все экспромтом, поэтому прошу у вас прощения.

(В сокращении)
от 20.09.2020 Раздел: Август 2020 Просмотров: 177
Всего комментариев: 0
avatar