При входе на территорию кафедрального собора за полчаса до начала богослужения – милицейское оцепление и длинная очередь. Сначала подумал, что люди стоят, чтобы попасть в храм, и испугался – вдруг придётся стоять на улице! Холодно! Но оказалось, народ стоял за Крещенской водой, а в храме было достаточно просторно.
Приложился к знакомым святыням храма – мощам святителя и чудотворца Алексия, гробнице Патриарха Алексия II, раке с частицами святых мощей, Чудотворной Казанской иконе Богородицы, другим святыням. Лёгкий полумрак, свойственный, наверное, всем православным храмам, казалось, здесь был сегодня особенно торжественен. Этот собор, дошедший до наших дней без изменений с середины XIX века, воздвигнут на месте деревянной церкви XVII века и связан со многими событиями родной истории. Где-то неподалеку отсюда, в декабре 1468 года родился и жил знаменитый юродивый Василий, прозванный Блаженным, а в 1799 году в этом храме был крещён младенец Александр Пушкин. Сам собор никогда не закрывался. С 30-х годов ХХ века здесь располагалась кафедра патриаршего местоблюстителя, а позже – Патриарха Сергия (Страгородского). Здесь же находится его гробница. Именно с амвона главного придела этого собора он зачитывал своё знаменитое послание ко всем пастырям и пасомым Русской Православной церкви уже на следующий день Великой Отечественной войны!
Началась служба. Торжественно, величественно, могуче запел хор! Наверное, лучший в стране. До этого частенько бывал на Богослужениях в Даниловом монастыре, и хор там очень хороший. Но здесь был, пожалуй, сильнее, голоса – сочнее, ярче. Патриарх в белоснежном облачении, весь сияющий и строгий, благословляет народ трикиерием – трёхсвечником. Рядом с ним священнослужители – все по виду наши родные русские! Кто из них американец, и не разберёшь! А надо ли?..
Бедная моя душа затрепетала и возликовала – её наконец коснулось благодатное ощущение праздника. Хор грянул тропарь праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленнаго Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе!»
Богоявление! В самом слове уже звучит радость свидания, встречи с Господом! Нам, а, значит, и мне, снова явится Сам Бог – Творец Мира! Не в свете софитов, не на подиуме, не в центре милицейского оцепления с мигалками, а здесь, прямо в храме. Вот Святейший Патриарх опускает в большую чашу с водой крест. Звучит заполняемая всё пространство величественного собора Патриаршая молитва призывания Святого Духа: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим святым».
Кажется, даже стены собора трепещут, что уж говорить о сердцах собравшихся тут людей! Ведь вот сейчас прямо сюда сойдёт… Святый Дух! Я – участник Патриаршего Богослужения в день Богоявления в Богоявленском соборе. Патриарх, словно осязая Присутствие Святости, дерзновенно и неотступно просит, умоляет Господа нас ради и нашего ради спасения, презрев на наши немощи, подать нам великую милость – освятить сии воды и нас!
Не знаю, правильно или неправильно я молился, а может, вовсе и не молился, а так… лишь воздух сотрясал, но стало мне вдруг хорошо-хорошо. Отчего? Неужели это Он?!! Пришёл и сошёл на…ны?! О, Боже! Я не могу видеть Тебя очами, потерявшими эту способность за беспечным и бесстыдным смотрением по сторонам, чтением сомнительной литературы и регулярного просмотра телепередач, но сердце-то не обманешь! Ты здесь! Рядом со мной и этими наполнившими храм людьми – моими единоверцами и единомышленниками. Стоит только посмотреть на их лица: сосредоточенные, умилённые, умиротворённые, радостные, но не равнодушные! Вот что главное!
Пусть хоть на эти несколько часов мы объединены общей молитвой и одной на всех радостью обретения в своих сердцах Господа. И эта сопричастность делает нас единым народом, вырвавшимся из тьмы на Свет! Носителями и хранителями этой тихой радости в сердце были и блаженный Василий, и митрополит Алексий, и святейшие Патриархи Тихон и Алексий, иначе, как было бы возможно им преодолевать те страдания и скорби, выпадавшие на их долю! Но в отличие от нас они это состояние радости сохраняли в себе гораздо дольше. Скорее они жили им!
С чего же начинается эта сердечная радость? Да, с покаяния, с изменения себя! Точнее, с… очередной попытки измениться. Ведь и Иоанн Предтеча, крестивший в Иордане облёкшегося в плоть Господа, говорил о покаянии.
А Патриарх Кирилл уже говорит проповедь. Господь прощает людям и всему роду человеческому грехи и дарует Свою благодать и Свою силу. Он восстанавливает те отношения, которые были между первыми людьми и Богом в Раю, ставит каждого из нас в то положение, в котором был Адам – исполнять волю Божью или не исполнять? И каждый по своему опыту знает, что мы безсчётное число раз усугубляли грех Адама. Но сила крестной жертвы, подвига Богочеловека такова, что никакие наши грехи не могут затмить более «благоволения Божия в человецех», ибо дана нам через заслуги крестные Христа благодать Божия, спасительная для людей через покаяние.
Проникновенные слова нашего Предстоятеля ложатся на умягчённое благодатью Божией сердце – какова же милость нашего Господа, простившего всех нас и меня в первую очередь!
А они – представители православной Америки – митрополит Иона, епископ Мелхиседек, архимандрит Закхей рядом со Святейшим. Так же радостны, торжественны и светлы! Патриарх называет американскую православную церковь – дочерью нашей русской церкви! Ведь семена веры были посеяны в далёкой Америке русскими монахами – преподобным Германом Аляскинским, святейшим Патриархом Тихоном, другими малоизвестными на их Родине подвижниками. Да вот и сами представители православной Америки – коренные американцы в ответном слове подтверждают это, благодарят Россию, Русь, русский народ. Это впечатляет и… разрушает стереотипы. Американцы называют Россию – колыбелью своей веры, матерью. Это трогает до глубины души. Долгожданное, давно чаемое признание заслуг моей России американцами наконец достигает ушей, сердца, глубины души!
Роман Илющенко