Добавлено:

На пороге нового открытия России

 «Монументальнейший свод мелодических сокровищ – знаменный распев – остается незыблемым эпическим памятником напевов возвышенного строя мысли русской народности», – сказал академик Б. Асафьев.
 Итак, сокровища, хотя и мелодические. И немалые – монументальнейший свод. Где же они?.. Почему мы не слышим этих возвышенных напевов, а если и слышим, то лишь какие-то жалкие крохи от всего монументальнейшего свода.
 Дело в том, что русский знаменный распев – это духовная Атлантида, погрузившаяся со своими богатствами в волны истории около трех веков назад. Роль землетрясения сыграли революционные преобразования, известные в истории под названием никоно-алексеевской «реформы». Огромный музыкальный мир высочайшего художественного уровня и вдохновения был вычеркнут из мировой цивилизации.
 Если одним из величайших открытий XX века в плане духовном и художественном Л.А. Успенский считает открытие православной иконы как одного из величайших сокровищ мирового искусства и объективного свидетельства о Православии, то, по-видимому, одним из величайших открытий века XXI будет открытие русского знаменного распева.
 «Русские не подозревают, каким художественным богатством они владеют», – сказал Анри Матисс, познакомившись с русской иконой. Возможно, в будущем какой-нибудь новый зарубежный авторитет скажет то же самое о знаменном распеве (и лишь тогда мы спохватимся?).
 Если В. Васнецов по поводу открытия древнерусской иконы заявил, что «мы должны гордиться нашей древней иконой, нашей древней живописью, тут никого нет выше нас», то это же можно сказать и в отношении знаменного пения – тут никого нет выше нас. Это подтверждают музыкальные медиевисты, ученые, изучающие древнерусское певческое искусство. Они единогласно свидетельствуют, что знаменное пение является искусством того же этико-художественного уровня, что и прославленная русская икона и зодчество, и занимает почетное место в русской и мировой музыкальной культуре.
 Современный музыковед В. Холопова пишет: «Знаменный распев принадлежит тому богатейшему комплексу национальной культуры, куда входят и прославленное русское зодчество, и всемирно известная иконопись. Древнерусское певческое искусство – явление одного с ними уровня, одного этически-художественного достоинства; это ценнейшее сокровище культуры Русского Средневековья».
 Андрея Рублева ныне знает весь мир, и Россия у многих за рубежом ассоциируется прежде всего с этим именем. И вот этико-художественный уровень знаменного распева – это уровень Андрея Рублева. И если мы это знаем, то неужели этого недостаточно, чтобы знаменный распев наконец зазвучал в наших церквах и концертных залах, причем на достаточно высоком профессиональном уровне?
 Научные факты об исключительной значительности древнерусского музыкального искусства представил ученый-подвижник М.В. Бражников (1902- 1973). Благодаря трудам этого музыковеда и палеографа «культура великого молчания», каковой много лет объявляли древнерусскую культуру, наконец зазвучала. Зазвучала необычной, непривычной, но величественной музыкой, имеющей совсем иные законы и критерии, нежели привычная нам мажороминорная европейская музыка.
 Озвучил расшифровки М.В. Бражникова знаменитый хоровой дирижер А. Юрлов со своей капеллой в конце 60-х годов, записав также несколько знаменных песнопений на грампластинку. Как писал по поводу юрловских концертов древнерусской музыки М. Фоменков: «Творцы этих сочинений в пределах ограниченных возможностей унисонного звучания мужского хора создали напевы впечатляющей силы воздействия, полные величественной и суровой красоты».
 Известный музыковед Вл. Протопопов писал: «Помню, какое ошеломляющее впечатление произвел проходивший в Большом зале Московской консерватории концерт из русских произведений XVI - XVIII веков (по существу, генеральная репетиция к Конгрессу по старинной музыке восточноевропейских стран в польском городе Быдгоще – 1966 г.). Это незабываемо».
 После концерта капеллы А. Юрлова в Быдгоще с программой древнерусских песнопений польская пресса восторженно писала, что открыт новый музыкальный материк.
 Итак, не пора ли нам проснуться и осознать, каким богатством мы владеем? Это богатство – знаменный распев.
 Спасский собор б. Андроникова монастыря, где богослужения отправляются с 1990 года одноголосным знаменным распевом, предлагает проект возрождения, реставрации, знаменного пения: издание расшифровок рукописных памятников знаменной монодии, аудио-запись на компакт-дисках в высоко профессиональном исполнении, концертную деятельность как в России, так и в Зарубежье, создание, наконец, Института знаменного пения – по примеру многих институтов византийского пения на Западе. Москва – Третий Рим – до сих пор не имеет такого института. Более того, в российских высших музыкальных школах не учат практическому знаменному пению.
 Желающие оказать благотворительную помощь этому проекту могут получить дополнительную информацию в Спасском соборе б. Андроникова монастыря (музей им. Андрея Рублева), контактный телефон – 911-45-02, а также 952-12-82 (головщик - регент - Спасского собора Кутузов Борис Павлович).

Борис КУТУЗОВ

от 18.09.2020 Раздел: Сентябрь 2005 Просмотров: 376
Всего комментариев: 0
avatar