Добавлено:

На Великую...

...Мы не в митингах, мы в крестных ходах, мы не в криках, мы в молитве. А сильнее силы, чем молитва православная, нет... Мы идем к своим святыням, мы созидаем свою душу, мы отмаливаем свои грехи, становимся лучше, и уже, дай Бог, наши молитвы о России, за Россию доходят до престола Господня...
Владимир Крупин



Вятка... Сколько теплоты в этом удивительном слове. Словно пушистая шубка какая, согревающая в морозную ночь. Словно солнышко с неба – по-весеннему задорное, по-летнему неутомимое. Словно тихий голос матери, скромная мамина ласка и неприметная мамина печаль.

Вятка. Вятская земля... Земля северная, земля родная...
В 1383 году Промыслом Божиим явлена была первым христианам Вятского края Великорецкая икона святителя и чудотворца Николая – чудотворный образ, благодеяния и исцеления, проистекавшие от него, неисчислимы. Не случайно и небольшую реку, на берегу которой он был обретён, назвали Великой: «Не ради величины и полноводности, но ради великих сбывшихся на ней чудес...»

Где-то на рубеже четырнадцатого и пятнадцатого веков Великорецкую икону переносят в Хлынов, столицу православной Вятки, оберегая святыню от возможного вражьего поругания. Но переносят, дав строгий обет, – ежегодно совершать крестный ход с чудотворным образом на место его явления.

Что такое крестный ход? Это особое богослужение, которое протекает через время и пространство, освящая тем самым и время, и пространство. И всех, кто в этом действе участвует. Не случайно он начинается с молитвы и заканчивается молитвой... Ещё можно добавить, что это исполнение определенных обетов, обещаний, данных Богу или какому-либо святому: люди с покаянием, со смирением несут свои грехи...

Великорецкий крестный ход протекает в ином измерении, нежели наша обычная жизнь. Это многовековая традиция, возможность исполнить древний обет, быть сопричастными к тому, что делали наши прадеды-деды... Важно помнить, что человек смертен, человек умирает. А Бог бессмертен. И с момента, как стала совершаться первая Божественная литургия, когда люди стали причащаться тела и крови Христовой, в мире не просто порознь существуют Бог и человек, а существует единый Богочеловеческий организм, который является Церковью. И в этом Богочеловеческом организме есть вечные ценности: вечный Бог, вечная жизнь. И крестный ход – есть поступательное движение всей Церкви, образное отражение всей человеческой истории...

Пожелал видеть Великорецкий образ святителя Николая, поклониться ему сам Государь Иван Васильевич. Много искусных списков сделали тогда с вятской святыни, сходных размерами и подобием. А ещё царскою волею обложена была икона новым дорогим окладом: «...на полях и чудесах оклад чеканный серебряный, позолочен и разделан чернью, а в середине самый образ святителя обложен ризою из чистого золота, украшенного драгоценными камнями и жемчугом», а один из приделов каменного храма Покрова Богородицы, что возводили тогда на Красной площади столицы, освятили в его честь.
Полвека спустя, в 1614 году, по повелению Царя Михаила Фёдоровича Романова чудотворный образ Николы Великорецкого совершает повторное путешествие в столицу, и на всём продолжительном пути дарует многочисленные исцеления недужным: «...дары благодати преизобильно истекали на притекавших к нему с верою и на достойных милости Божией молитвенников...» И на этот раз икону не миновала широкая царская милость: в ознаменование благоговейного почитания святыни Михаил Федорович пожаловал для привеса к образу золотой крест с мощами, а строящийся на Большой Никитской храм был освящён во имя святителя Николая и наречён Николой Хлыновским...

Вдумаемся только: до 50 тысяч паломников собиралось в иные годы на Великой реке, чтобы исполнить обет предков, поклониться чудотворному образу, укрепиться духовной силой.

Май сменялся июнем, на смену лету приходила осень, год следовал за годом, десятилетие за десятилетием, а в Великорецкое, за древней святыней шли и шли богомольные люди.

Исполнение обета продолжается и в наши дни, нашими современниками...
Что поражает в ходе? Малые дети. А ещё бабушки, которые ни на что не жалуются, всегда смиренны, несуетливы. Идут в домашних тапочках, без всяких рюкзаков – простая сумочка только в руке. Идут и идут, шлёп-шлёп-шлёп... Даже кирпичи порой несут. Зачем? Чтобы дополнительно тяжело было...

Помню, один приезжий пожилой паломник как-то заметил: «Какая благодать, какая благодать. На крестном ходе прямо кусками благодать, воздух такой благодатный, как масло можно его ножом резать. И время идёт совершенно по-другому... И человека – слабого, болезненного, – от остановки до остановки легко несёт. Душа несёт, не ноги...»

Господь стучится в наши сердца двадцать четыре часа в сутки. Но именно здесь, в крестном ходе, человек находится в таком состоянии, когда все двадцать четыре часа отвечает Боту... Никто из нас в обычной жизни так не молится. Нет столько времени на молитву. А в крестном ходе это возможно. И человек преображается не только потому, что прошёл за иконой несколько десятков километров, но потому, что столько молился. Такой бесценный духовный опыт складывается у него за эти дни на долгие-долгие годы...

Есть такое понятие: святая усталость. Когда ты потрудился для Церкви, для Бога, когда прошёл нелёгкими дорогами крестного хода, действительно чувствуешь святую усталость. И пусть после трудов праведных, угодных Господу и святителю Николаю, человек чаще чувствует безграничную радость и святую усталость.

Впрочем, вся наша жизнь есть крестный ход, и все жизненные тяготы мы должны нести со смирением...

Пройдём же вместе, читатель, Великорецкий крестный ход, чтобы почувствовать эту светлую радость и эту благостную усталость. Прикоснёмся однажды и навсегда к этому святому действу. К Великому на Великой…

Паломница Светлана Шешина:

«...И в холодной ночи лишь тихий шёпот молитв, да тонкие высокие голоса поют духовные стихи... Только шорох тысяч ног по асфальту. И не стыдно плакать, потому что общие даже слезы из глаз...

И светлые улыбки на лицах, и радость в душе, которая не уходит во все время праздника в Великорецком.

...И когда слушали акафист Николаю Чудотворцу.
...И когда у реки, у часовни стекались к исповедникам тревожные мысли, муки больной совести, грехи и скорби нашей жизни.

...И когда ты чувствовал над собою прощающую руку и слышал тихие слова: «Не печалься. Господь милосерд»...

Россия – Николина страна!

Нет на земле иного народа, кроме русского, кто бы славил испокон веков, почитал так безмерно святителя Николая. С древних лет это в закон возведено, и поныне нерушимо. В историю Отечества загляните, православных писателей почитайте – и иных времен, и современников – не останется места сомнениям.

Первый православный храм, поставленный на могиле убиенного язычниками Аскольда в граде Киеве в конце IX века, – в его великую честь. В Новгороде Великом Никольских церквей было столько, «сколько дней в году». В Москве из сорока сороков – тридцать во имя святителя, а ещё сотня приделов. А по всей Руси зоркий взгляд кинем: сколько Никольских святынь в дереве и камне возвел в благоговении русский человек – монастырей, соборов, часовен, подворий, приделов – утомимся считать…

Устав Русской Православной Церкви в Литургическом круге седмицы выделил святителю даже «персональный» молитвенный день прославления – четверг. (Только св. Иоанн Креститель ещё имеет «личный» день почитания – вторник). Много веков празднует Русь в декабре «Николу-зимнего» (день его преставления), в мае – «Николу-вешнего» (день перенесения мощей Угодника в Бари). И даже есть совершенно особенный праздник – Рождество Николая Чудотворца (29 июля / 12 августа).

И пусть не кровный он нам по рождению, грек, на далёкой чужбине, под южным итальянским солнцем упокоены его святые мощи – что с того? Не было прежде, не сыскать и теперь, после страшных богоборческих десятилетий, края или города в Отечестве нашем, где нет Никольского храма или Никольского придела. И в каждой православной семье икона святителя Николая есть непременно…

Скорый помощник, отзывчивый заступник он в нужде человеческой. А когда народ русский не нуждался, не горевал, были ли в истории такие сказочные времена? Не припоминается что-то...

Приязнь русского человека, любовь безмерная к святителю Николаю непоколебима. Тысяча лет уже ей – срок немалый.

А сам Угодник-то Божий за что ответно возлюбил многострадальную нашу землю?
Откройте прекрасного писателя Василия Никифорова-Волгина, безвинно растерзанного вятскими энкавэдэшниками в первый год Великой войны, прочтите в «Заутрене святителей»:

– За что, Никола, полюбил народ наш, грехами затемнённый, ходишь по дорогам его скорбным и молишься за него неустанно?

– За что полюбил? – отвечает Никола, глядя в очи Сергия. – Дитя она – Русь!.. Цвет тихий, благоуханный... Кроткая дума Господня... дитя Его любимое... Неразумное, но любимое. А кто не возлюбит дитя, кто не умилится цветикам? Русь – это кроткая дума Господня...

Лучшего ответа надо ли ещё искать?..

Много храмов и часовен – искусных, архитектуры славной – в честь архиепископа Мио Ликийских возвигли ответно скорые на благодарность вятчане. Пожалуй, в каждой волости, в каждом уезде было прежде пристанище для святителя Николая. Но главная его обитель всё же остаётся здесь, на Великой реке – Великорецкий град.

Шесть веков по хлябям и луговым тропам, в отчаянную дождину или пеклое вёдро, беспрерывно идут сюда молитвенным ходом благочестивые миряне. Тысячи их уже. По обетному слову идут или попросить какую милость для себя и близких, или просто принести теплое слово признания. У каждого своё затаённое обращение к святителю. И не только вятского края здесь уроженцы – год от года всё больше выходцев из других русских мест набирается: столичных, поволжских, сибирских. Всем святой Никола близок и угоден, от всех к нему святая молитва:

– О всесвятый Николае, угодниче преизрядный Господень, тёплый наш заступниче и везде в скорбех скорый помощниче! Помози мне, грешному и унылому, в настоящем сем житии, умоли Господа Бога даровати ми оставление всех моих грехов, елико согреших от юности моея, во всем житии моем, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы...

Православное воинство Христово – числом великое, возрастом разное, лицами светлое, с торбочкой на спинах и непременной иконкой святителя на груди – собирается на Вятке в начале июня на шесть деньков. Труден путь от областного города до Великорецкого и обратно, сто пятьдесят километров – не шутка, до кровавых мозолей, до телесных судорог предстоит потрудиться, тяготы и лишения со смирением перенести. Есть ли ещё на Руси такой подвиг, такой крестный ход, где паломников по праву называют трудниками...

Впереди фонарь-светильник, крест, золотые хоругви с ликами Господа и Богоматери, за ними чудотворный список с иконы Николы Великорецкого – покачивается на носилочках, нарядно убран цветами и хвойным лапником, следом предстоятель в развевающихся темных одеждах, священники в рясах, непрестанно поющий акафист и молитвы церковный хор. А за этой главой крестного хода – тысячи русских людей, объединенные соборно одной целью, общим помыслом.

Движется по заброшенным дорожкам нескорым шагом святая Русь, осеняя себя крестным знамением...

День пути, второй, третий... Я отрываю глаза от акафиста, и словно лучезарное солнышко теплит мне глаза – открывается село на горочке. Великое село!
Святителю отче Николае, моли Бога о нас!

Нет более благодатного места, чем крестный ход, чтобы рассудить свою жизнь. Увидеть себя со стороны. Кем был, кем стал, каким должен быть. И грехи – они прямо просвечивают наружу… А в суете-то все некогда…

Надо русскому человеку ходить в крестный ход, непременно надо…

Хождение с крестом... В бедственные дни потрясений – нашествия злобных ворогов, долгого бездождия, голода и подкосного людского мора или, напротив, в часы всеобщего народного ликования, когда торжествовало православие и утверждалось благоденствие, выходил благочестивый человек в крестный ход, выносил из храма святые иконы, пел священные песни, давал обеты. И чудным образом по заступничеству молитвенников, святителей и великомучеников доходили просьбы верующих до престола Господня, отступали беды, наступало благополучие.

Так было по всей Руси великой, так – из года в год, из века в век – свершалось и в нашей Богохранимой милой сердцу Вятке. Всегда торжественные, всегда тысячелюдные, не замыкались молитвенные шествия границами только губернского града, нередко простирались до отдалённых пределов обширной епархии. Во времена давние, в старину глубокую, как правило, водным путём следовали, вверх и вниз по течению, на стругах, на лодках, а уж потом, как расселились вятчане и подальше от прибрежных мест, по лесным починкам и деревням, понесли чудотворные образы на руках, сухопутно.

Слободские и Елабужские крестные ходы, Куринский, Низовый, Шестаковский, Верховинский, Сырьянский, Всехсвятский... Долго можно перечислять, а всё равно всех не упомнишь. Шли и шли русские люди полями-перелесками с иконами Спаса Нерукотворенного, Божьей Матери Тихвинской, архистратига Михаила, святителя Николая, преподобного Трифона Вятского, великомученицы Екатерины, святых страстотерпцев Гурия, Самона и Авива, намаливали родную землю, обращали кроткий взор к Всевышнему, каялись в вольных или невольных грехах, исповедовались, защиты просили.

По-древности, по-первости исторического исчисления на особом месте крестное хождение с иконами благоверных князей Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца – однодневное, из села Волково до Никульчино. Как летописуют старые книги, совершалось оно «в память избавления от побеждения чуди, черемис и вотяков и прочих неверных...», и имело любопытный обычай: впереди шествия, креста и святых образов несли стрелы, как знамя победы христианства над идолопоклонниками, а жители попутных деревень встречали паломников на конях, с горящими свечами в руках...

И все же самым значимым и славным – не только в Вятской стране, но и по всей России-матушке, самым продолжительным и по времени, и по расстоянию, самым многонародным – в иные годы на поклонение святому образу Николая Чудотворца собиралось до 50 тысяч православных христиан и даже инородцев, старообрядцев, – и прежде был, и ныне остается крестный ход в Великорецкое, на место явления чудотворной иконы.

Крестный ход… Явное свидетельство миру о Христе, пробуждение от сонного состояния души человеческой, молитвенно-покаянный подвиг. «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас». Помилуй нас – идущих, нас – весь народ вятский, русский…

«Люди идут в ход, чтобы веру в себе оживить…» – услышал от одного паломника. Как честно, как точно сказано…

– До сих пор я твёрдо стою на убеждении: если человек ищет веру, переживает и скорбит, что неверующий, главный рецепт для него – сходить на Великую реку крестным ходом. Потому что не уверовать, будучи в крестном ходе, думаю, невозможно, – говорит протоиерей Александр Перминов. – А столько историй помощи святителя Николая люди вокруг рассказывают, столько свидетельств этой веры сам видишь – всё это производит неизгладимое впечатление.

Вот расскажу пример. Подошла женщина – у её брата очень тяжёлое заболевание. Сделали операцию... И скоро ему было видение: некий старичок. По описаниям – святитель Николай. Спрашивает: «Что с тобой?» – «Да вот оперировали...» – «А разве сейчас так делают?» – «Делают»... Ещё что-то поспрашивал, а уходя, сказал: «Ну, выздоравливай...» И у больного чудесным образом стали заживать и рубцеваться раны...

Помнится, бабушка одна была, из Хабаровска. Ещё в январе–феврале она лежала с больными ногами. И врачи утверждали: шансов встать мало... Но она усердно молилась, дала обет святителю Николаю – и моментально пошла на поправку. И вот приехала на крестный ход.

Еще интересный момент – шли брат с сестрой. А он человек пьющий и в ход собрался в последнюю минуту. Ни вещей, ничего не взял. И на второй день на одном из привалов у него случился эпилептический приступ. Никогда прежде такого не было, а тут... Сестра в изумлении, в страхе... Окропили его святой водой – и он моментально пришёл в себя. Думаю, это был один из случаев одержимости, бес сопротивлялся... Но всё же решили не рисковать, отправили его на автобус. И в Великорецкое он приехал бодрым и здоровым...

Вспоминается пример с одной женщиной из Ростова. У неё была страшнейшая аллергия на цветение растений. Причём всё это высыпалось на коже. И врачи категорически запрещали ей ехать на крестный ход. Но она приехала – с коростами на лице, а уезжала – вся чистенькая, обновлённая. Никаких следов на лице не было. А на следующий год из Ростова приехало уже шестеро паломников, ещё через год – пятнадцать...

Конечно, есть ощущение, что всё тело разваливается. И такая усталость – я в жизни никогда так не уставал. И такое предчувствие, что если сейчас присяду – встать уже не смогу. Руки и ноги просто отпадут от тела. И огромное желание поспать. Особенно в сложнейший второй день пути. Но всё это преодолимо...

Когда стал священником, тоже было определённое сомнение: идти – не идти? Почему? Потому что священник – это же авангард, он должен быть примером. А я опасался – вспоминая уроки первого крестного хода, вспоминая физическую усталость, – что окажусь по-человечески слаб. Но нет – стало намного лучше и легче. Хотя усталость – это всё было... Помню, я не стал ночевать в доме, а в лесу около Бобино прикорнул у костра в спальном мешке. А проснулся дивным образом, как будто кто-то сказал: «Вставай!» Вскакиваю – никого рядом нет, времени – без пяти минут два часа. Собрал вещи и тут слышу: поют... И икона пошла...

Знаю, многие люди, сходив в крестный ход один раз, непременно заявляют: «Обязательно пойдем на будущий год...» Время, проведённое в крестном ходе, помнится долго. И с человеком непременно происходят благотворные изменения...

Впрочем, каждый человек индивидуален, каждый имеет какие-то свои нужды...

В любом случае крестный ход даёт человеку больше, чем какая-то земная цель, которую человек заранее ставил. Крестоходец обретает причастность к великому христианскому братству, приближается к небесному больше, чем сам предполагал. Даже не получив каких-то земных прошений, ответа на них, человек делает задел для жизни вечной.
Это трудно оценить рассудком, но в конце концов мы должны задуматься, что наша жизнь на земле не вечна, что мы должны её прожить достойно, интересно. Чтобы потом войти в вечную жизнь...

Виктор Бакин
Из книги «На Великую…»



Фото: пресс-служба Вятской епархии,
Николай Костючков, Игорь Брыгин,
Василий Калягин

от 23.11.2024 Раздел: Июль 2013 Просмотров: 1524
Всего комментариев: 0
avatar