Выступление президента Фонда «Андреевский флаг» А.В. Мельника на конференции «Москва – Третий Рим»
Для Фонда «Андреевский флаг» и для меня лично сегодняшняя конференция очень важный и ответственный этап. Летом 2006 г. в Пскове, в Спасо-Елеазаровской обители, на духовной родине старца Филофея мы провели первую конференцию, посвященную его идее, его теории о том, что Москва – это Третий Рим.
Тогда в святых местах Псково-Печерской лавры, Спасо-Елеазаровском монастыре, на острове Залит и на поле Ледового побоища мы взяли на себя определенные обязательства: вернуться к духовным истокам, постараться осмыслить завещание, которое оставил нам старец Филофей в своем загадочном послании. Прошло 5 веков, а люди до сих пор размышляют об этом, стремятся понять, что же нам, православным русским людям, гражданам России, делать, чтобы сохранить и приумножить наследство наших предков.
Сегодня, в декабре 2006-го, мы снова находимся в святых местах, в окружении удивительных святынь, важных не только для русского Православия, но для всего мира. Преподобный Серафим, Дивеево и Саров – место нашей победы в холодной войне. Для меня такая параллель очень важна, потому что, когда святой благоверный великий князь Александр Невский на льду Чудского озера разгромил главные силы Ливонского ордена – это была победа, которая остановила немецкий католический «натиск на восток» и принесла России на многие годы избавление от угрозы, шедшей с Запада, на столетия сохранив Православие на русской земле.
В середине 20-го века здесь, в Сарове, на поле холодной войны, которое не было локализовано географически, но простиралось фактически по всему миру, русские ученые выиграли первую битву холодной войны. Через 50 лет, к сожалению, мы потерпели в ней поражение. Сегодня здесь, у источников святости и у истоков военной, политической мудрости, мы пытаемся снова и снова разобраться в том, что происходит в нашем Отечестве, в нас самих и в нашем мире.
Мы живем в двух ипостасях: в реалии и некой мечтательности. Всякий русский человек, особенно православные люди и особенно в последнее время мечтают о том, что, конечно же, мы победим все недуги, всех неприятелей, и что все вызовы, которые брошены нам временем, мы обязательно преодолеем.
Но есть реалии, в которых мы живем. И здесь нам необходимо понимать, что в нынешних реалиях мы проигрываем. И только потому, что зачастую мы не знаем ключа и смысла того, что готовит нам другой мир и как этому противостоять.
С одной стороны, мы люди материальные: принимаем законы этого мира, занимаемся созиданием, политикой, бизнесом, строительством, рождаем и растим детей, пытаемся научить их правильным вещам. С другой стороны, мы – идеалисты. Считаем, что наша внутренняя сила, сила нашего духа, способна победить все, что противопоставил нам современный материальный мир. У британцев есть такая особенность. Они любят подчеркнуть, что у них есть особые права на мир, в котором мы живем. Они выражают это очень короткой фразой: «Old money» (старые деньги). Они уже не вспоминают, что эти старые деньги откуда-то были вывезены и аккумулированы в одном месте – старой Англии. А так как прошло время и эти деньги стали старыми, то их уже якобы можно «извинить». Эти деньги стали символом величия и существа западной нации. Фактически весь западный мир построен по этой простой формуле. По этой же формуле британцы выдумали для себя очень красивую витрину. Она называется «Соединенные Штаты Америки». И в этой витрине они выставляют все те достижения, которыми, по их представлениям, должен гордиться мир, жить ими и т.д.
К сожалению, и мы, проходя мимо этой витрины, тоже одно время останавливались, заглядывались, умилялись. Но в то же время старались понять законы, по которым в ней появляются эти чудесные, красивые элементы жизни, материального счастья, достижений. И что же получилось? Какой-нибудь пират, который триста, четыреста, пятьсот лет назад грабил корабли, завоевывал крепости на берегах морей, разрушал цивилизации, выстроенные задолго до него, становился у них национальным героем, идеей, мифом о том, что именно так надо себя вести! И где-то на уровне подсознания записывается: так, значит, можно и нужно грабить? Ведь тогда через время, через поколения кто-то из твоих потомков смог бы сказать: «Это старые деньги! Все правильно». А душа – не хочет. Душа твердит: неправильно!
Загадка русской мысли, русского сознания, русского во всей полноте национальной и во всей привязанности к религиозной, православной составляющей, заключается в том, что у нас тоже есть своя формула. Это формула высокой, я бы сказал, старой духовности. Мы противопоставили ее миру, и из-за этого мир нас не любит, не понимает. У нас нет парадных витрин, подобных западным. Вряд ли наши предки-солдаты, открывавшие вместе с Ермаком Сибирь или воевавшие вместе со Скобелевым на Балканах, привозили домой, в Тамбовскую, Нижегородскую, Орловскую губернии, награбленное добро. Вряд ли они строили после походов богатые замки. Они делали другое: на завоеванных землях они строили храмы.
Вслед за ними приходили монахи, которые созидали духовное пространство этого мира, строили монастыри, которыми и сегодня мы гордимся.
Мне представляется, что одна из ключевых задач нашего времени – постараться найти место русской цивилизации в том большом мире, который сегодня создан по британской формуле. Мы должны отстоять свое право называться русским народом, оправдать свое духовное предназначение, выверить свои поступки, действия, начинания.
В связи с этим мне хотелось бы сказать: нам необходимо и важно создавать свои формулы, свои форматы и свои мифы. Любой народ держится на том, что создает свою мифологию. Мы должны и обязаны сегодня вернуться к тому, что являлось основанием нашей культуры, нашей цивилизации. Не только религиозным основанием, но еще и мифологическим, сказочным, творческим. Народ всегда искал что-то очень важное для себя. Искал возможностей и путей попасть в Царствие Небесное. Часто мы все смотрели на единую цель, мы были едины.
Правда и то, что в периоды междоусобиц мы пытались друг друга учить, воевать друг с другом, доказывать что-то. Но в те моменты, когда мы жили как единая нация, устремленная к высокой цели, мы достигали невероятного и колоссального. Никакими материальными возможностями не объяснить наши исторические победы. Если у кого и есть «старые деньги», то это у нас. Многомиллионное население, культурный и образовательный потенциал, огромная территория, которая простирается между океанами, огромные запасы природных ресурсов, все, что работает сегодня на нас и что позволяет сегодня думать и говорить о нашем будущем, будущем, которое должно реально состояться.
Одна из главных задач, как мне кажется, заключается в формировании национальной идеи, связанной с тем, что мы должны делать сегодня, и с тем, что может возникнуть завтра. Она базируется на основании, которое закладывалось задолго до нас. Это позволило бы нам всем ощущать себя единым народом.
Мне хотелось бы сказать о задаче, которую мы перед собой ставим как организация. О формировании идеологем русской жизни под общим названием «Книги русского завета». Есть вещи, от которых ни в коем случае нельзя отказываться. Есть смысл, потеря которого приводит к потере смыслового обоснования жизни всего народа.
Да, по отдельности мы знаем, как выживать. Нас научили торговать на бирже, нам предоставили возможность зарабатывать деньги. Но при этом отняли нечто важное и существенное, что соединяло нас между собой. «Книга русского завета», или «формула русского завета», или «собрание заветов национальных» чрезвычайно важны. Мы должны понимать, что не в лаптях либо каких-то других внешних атрибутах заключается наша самобытность. Мы нашли для себя формулу нашего завета, потому что активно объединяемся вокруг Православной Церкви, русского Православия. Мы становимся силой, с которой миру основанному на материальных интересах, придется считаться. Сегодня он нас абсолютно не понимает, потому боится. Он просто не знает, кто такие русские. Нам важно объяснить это и самим себе, и правильно представить себя тому миру, который, вероятно и возможно, очень нуждается в том, чтобы Россия была.
Мы с коллегами накануне конференции говорили о смысле, который должен быть заложен в нашей деятельности, и сошлись на том, что к нашей деятельности очень подходит первая заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом». Как объяснить эту заповедь? Кто такой «нищий духом»? Человек, который в любое мгновение, в любом своем действии ищет поддержки у Бога и полагается на то, что Господь дает ему и право жить, и право дышать, и право действовать, и право мыслить, право быть и право надеяться. Нет у нас ничего, приобретенного только нами и полученного только нашим трудом. Все дано от Господа. Блажены те, кто, понимая это, полагается на волю Божью и кто понимает, что Господь управит дело так и таким образом, что мы найдем смысл в нашем существовании. Для нашей деятельности очень важно достичь такого состояния.
Несколько лет назад Россия ратифицировала Киотский протокол. Выполнение Киотского протокола приведет к тому, что в мире будет меньше выбросов вредных веществ в атмосферу. Сохранятся воздух, вода, земля, дольше просуществует планета. Земля как материальный объект, и на ней будет жить колоссальное количество живых существ. И неймется этим живым существам: вот бы еще создать и подписать Протокол Апокалипсиса, касающийся нравственного загрязнения, которое заполняет пространство нашей жизни. Ведь своими действиями порой очень быстро и стремительно мы исключаем возможности для дальнейшего существования будущих поколений человечества.
Особенно это проявляется в сфере нравственности. И у нас в стране происходят теперь вещи, несовместимые с духовными образцами. Мы будто не замечаем, что происходит на телевидении, в кинематографе. Казино, публичные дома, различного рода развлекательные заведения, - стоят за гранью нормальных человеческих нравственных правил. Вот где нужны статьи и законы Протокола! Если бы мы смогли создать формулу нравственных отношений, понимая, что человек, который ее не выполняет, и не подписывается под человеческим и человечным Законом Протокола, является представителем другого сообщества. Он является представителем темной силы, которая использует и эксплуатирует порок для достижения своих материальных целей.
Так, руководитель телевизионного канала, унижающий человеческое достоинство своей продукцией в эфире, не мог бы быть принят в нормальном обществе. Мне представляется это чрезвычайно важным, потому что то нравственное загрязнение, гораздо быстрее уничтожит нашу Землю, чем выбросы углекислоты. Гораздо быстрее все мы погибнем, потому что стремительно катимся к рубежу, который заставит нас всех биться и сражаться, уничтожая друг друга, поедая друг друга только из-за того, что мы не сможем поделить пространство в мире, в котором живем.
Мне очень хотелось бы, чтобы мы задумались над этими вопросами. Поставили их во главу нашего сегодняшнего выживания и существования. В общественной деятельности я выделил бы три основные грани. С одной стороны, как христианин я мог бы успокоиться на том, что вся моя жизнь должна быть подчинена спасению души. Я найду свой путь, и, возможно, этот путь будет правильным. С точки зрения гражданина, который любит свою страну, служил и служит ей, я должен продолжать свое служение. А, значит, вместе с другими должен искать выходы из сегодняшнего положения. Чтобы государство, осталось крепким, сильным, мощным. Чтобы у нас рождались здоровые дети, и чтобы они жили в здоровой нравственной атмосфере.
С третьей точки зрения человека, рожденного на планете Земля, мы должны заботиться о том, чтобы наши соседи, наши близкие, друзья, люди, говорящие на иных языках, и люди, исповедующие иные религии, относились к нам с уважением, чтобы они нас понимали, знали и не боялись.
Зачастую, особенно это заметно в высоких политических кругах, перешагивая первые две составляющие, мы начинаем заниматься сразу третьей. Мы пытаемся спасти весь мир. Занимаемся мировыми проблемами, очищением и созиданием международных границ, контактов, международной экономикой. Занимаемся всем, забыв о том, что мы еще не выполнили свою простую, но очень важную, человеческую задачу – позаботиться о своей собственной душе, позаботиться о доме и о том народе, среди которого мы живем. О том народе, из которого мы выросли, плотью от плоти которого мы являемся. Мне кажется невероятно важным, чтобы задачи, которые мы здесь обозначим, и наши искомые национальные идеи были по-новому осмыслены в гражданском обществе. Ведь абсолютно каждый человек имеет право искать пути к спасению. Каждый человек должен и имеет право жить и трудиться в своем государстве и чувствовать себя в этом государстве гражданином и человеком. И, наверное, каждый человек должен думать о тех людях, которые живут вокруг него.
Святой преподобный Силуан Афонский, когда его спросили, почему в XX веке так мало чудес является миру, ответил, что вера требует подвига. В первые века христианства человеку для того, чтобы уверовать, нужны были материальные свидетельства. Все мы Фомы неверующие. Затем накопилось достаточное количество и свидетельств материальных, и знаний, и трудов, свидетельствующих об Истине Христовой. Сегодня мы все это знаем. Если вам сегодня являть чудеса, то вы же уверуете. А если уверуете, то пойдете тем путем, который вам указан. А этот путь потребует подвига от каждого из вас. А чтобы идти этим путем, нужно будет отречься, отказаться от очень многого. Или, по крайней мере, понимать, что мы готовы идти этим путем.
Мне представляется, что Русь Святая, Россия для каждого из нас – тот самый путь, которым можно и должно прийти к спасению, о котором нужно рассказывать многим людям, живущим на Земле и не знающим этого пути. Я верю в нашу работу, которая уже начинается и которая связана с формулой Серафима Саровского о том, что Господь помилует и спасет Россию, проведя ее путем страданий к великой славе, с формулой старца Филофея, много веков назад объявившего, что Москва – Третий Рим, а четвертому не бывать, и, наконец, с формулой, которую каждый из нас несет в своем сердце.
Верю в то, что это три грани одной формулы – Служение России. Служение народу, к которому мы принадлежим, и служение Русской Православной Церкви. Той идеи, которая для многих из нас, вероятно и возможно, должна стать главной. Вера требует подвига!