Добавлено:

Нам дан великий дар – вера

В редакции газеты «Русь Державная» 20 декабря состоялся «круглый стол», посвященный декабрьским событиям в Москве.
В «круглом столе» приняли участие: председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Димитрий Смирнов; заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора, председатель Союза писателей России В.Н. Ганичев; депутат Государственной Думы Российской Федерации, председатель подкомитета по миграционной политике В. С. Никитин; главный редактор газеты «Русь Державная» А.Н. Печерский;
предприниматель А. Ю. Сучков.


Печерский А.Н.:
– Хотелось бы сегодня поразмышлять вместе с вами о тех событиях, которые активно обсуждаются в последние дни. А вместе с тем и подытожить то плохое и то хорошее, что происходит в нашем обществе, поскольку завершается десятилетие нового века. Хотелось бы вспомнить, к чему мы, православные русские люди, идем, к чему стремимся. Подумать о том, что нужно сделать, чтобы было достойное устроение в нашей Державе. События последних дней заставляют нас размышлять в этой плоскости, искать причины произошедшего, которое, может быть, зависят и от нас, которое в наших душах и проявилось, как лакмусовая бумажка, таким взрывоопасным способом. Но, наверное, процессы эти намного сложнее, чем иные комментаторы сейчас это представляют. Давайте мы попытаемся поговорить на эту тему, тем более что за этим столом собрались люди весьма достойные и знающие, представляющие как государственную власть, так и культуру, так и нашу Матерь-Церковь, и мир бизнеса.

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Я буду очень краток. Мне бы хотелось очень простых и очень внятных вещей. Чтоб наш правящий класс поменьше бы воровал и побольше любил народ. В такую простую формулу укладывается вся наша народная жизнь… Это было бы благо и для всех, потому что последние события показали: котел нагрелся достаточно сильно, и сваливать все на какие-то чуть ли не случайные хулиганские, националистические или футбольно-фанатские проявления, не получается. Причем много мудрых и внимательных людей прекрасно заметили, что органы милиции, в особенности нижние чины, были вполне на стороне «бунтовщиков». Все было достаточно очевидно. Часто безрассудная алчность людей, к сожалению, приводит к таким результатам. На Западе давно политики это поняли и дают возможность простому народу жить. У нас же какое-то социалистическое соревнование: кто больше возьмет, кто больше народной крови выпьет.

Ганичев В.Н.:
– Я согласен с отцом Димитрием. Безусловно, если перейти в общественно-политическую плоскость, то мы имеем социальные проблемы, которые созданы новым типом правления. Разница в уровне жизни между самыми верхами и самыми низами – десятки и десятки раз. Но вот вопрос, который следует обязательно рассмотреть отдельно, – это вопрос о русском народе. Кстати, и сейчас, и весь XX век он каким-то образом либо замалчивался, либо извращался, переводился в какую-то другую плоскость. А вот сейчас, когда русские люди составляют больше 80 процентов общества, продолжать столь уничижительно к нему относиться, разве это допустимо?…
Фальсификация истории, всех событий. Обвинения: народ нецивилизован, все пьяницы; русский народ неспособен воспринять всякого рода модернизацию; его нужно каким-то образом заменить приходящими людьми, и вообще надо взращивать другой тип людей. У меня есть высказывания представителей целого ряда научных организаций о том, что мы должны изменить код русского народа, для того чтобы ввести его снова в цивилизованное общество. Это русский-то народ! Который спас весь мир – и от татаро-монгольского ига, и от Наполеона. Тирана-Наполеона. В XIX веке никакого другого названия в отношении Наполеона не было. Тиран, убийца, поработитель… И так до 40–50-х годов, пока Франция не решила сделать из него национального героя. Мы спасли Европу от тирании Наполеона, я уже не говорю о Великой Отечественной войне. Здесь русский народ, конечно, сыграл решающую роль. А вспомним весь послевоенный период, когда он нес основную тяжесть возрождения страны. Это не меньший подвиг – восстановить народное хозяйство, чем вся победа в Великой Отечественной войне. Все разрушено, все лежало. Кто это поднял? Русский народ!

Русский, как говорил Достоевский, – это всечеловек. Ему все горести и боли других народов мира – по сердцу. Он никогда не ставит себя выше других. И в довоенные, и в послевоенные годы Россия была основным источником восстановления национальных окраин. Основные бюджетные поступления шли за счет усилий нашего русского народа. Все это забывалось, каким-то образом выветривалось, и когда начинались какие-то социальные столкновения и в Москве, и перед этим в Кондопоге, в Хотьково и других местах, почему один виновник? Предъявляются и справедливые, и надуманные обвинения. Вокруг этого еще, кстати говоря, выстраивается и целая теоретическая подоплека.

Четыре года назад я выступил против термина «русский фашизм». Кто это придумал? И каким это образом можно на русский народ, который разгромил фашизм, наклеить этот ярлык? Потом появилась эта либеральная фишка – толерантность. Толерантность почему-то в один адрес обращалась – к русскому человеку. Ксенофобия – опять только сюда. Сколько на сей счет написано книг, статей! Ставится задача – отлучить русский народ от собственной культуры, поскольку она «абсолютно отсталая», она якобы не является цивилизационной культурой. Забыть свою историю, придумать грехи для нашего народа, которые ужасны. В царствование Иоанна Грозного за все время его правления опричниками было уничтожено около 4–5 тысяч человек. В то же время в варфоломеевскую ночь в Европе было уничтожено около 100 тысяч человек. Уничтожили – и ничего! Все считают себя цивилизованными государствами.

Это политика последних лет. Кто обращался к русскому народу за последние годы со словами благодарности, со словами уважения, со словами признания его заслуг? С 1945 года никто в стране этого не сделал. Слов предупреждений, критики сколько угодно. Со стороны государственных деятелей, витий либерального толка, всех средств массовой информации. Думаю, что в этом ключе нужно рассматривать события, которые произошли здесь, в Москве, и в других местах. Русский народ никогда не был националистическим, не уважающим другие народы.

Печерский А.Н.:
– Я хотел бы здесь добавить, Валерий Николаевич, и вспомнить нашу поездку в Брянскую область, посвященную юбилею «Слова о полку Игореве». Вспоминаю эти многочисленные встречи с людьми в различных городах, деревнях, библиотеках. Какой замечательный концерт был в Трубчевске! Провинция все-таки ближе к земле, к народу. Я впервые увидел, как люди трепетно относятся к «Слову о полку Игореве», ко всему, что связано с их историей. Нам этой сопричастности не хватает, особенно тем, кто живет в центре. Не говорю уже о Москве, где, по сути дела, размываются как духовно-нравственные, так и исторические понятия. И подчас трудно бывает человеку, особенно молодому, найти свое место. И здесь мы должны подумать, как нам способствовать этому процессу.

Никитин В.С.:
– Как депутат Государственной Думы, разделяю тревогу, которую высказали предыдущие участники «круглого стола». То, что происходит сейчас, очень напоминает последние годы перед разрушением Советского Союза. Там тоже делали ставку на межнациональные отношения. И похоже, что сценарий тот же осуществляется и в России. И всем нам надо сделать выводы и извлечь уроки из того поражения, из потери той страны. Почему мы ее потеряли?

История России началась не с 1917 года. Она имеет глубокие корни, и мы не должны больше никогда разрывать связь времен и поколений. Мы должны изучать нашу историю, мы должны уважать веру жителей нашей страны, и в первую очередь православие как веру государствообразующую, веру нашего народа. Мы должны понимать, что все мы вместе ответственны за нашу родную территорию, которую все мы считали и считаем Державой, где мы вместе, одной семьей, выстраивали сильное государство, которое уважали во всем мире. Мы должны понять, а как смогла Святая Русь в течение пяти веков противостоять различным ересям. Ведь совершенно конкретные меры принимались в то время и государственными деятелями, и служителями Церкви, и князем Александром Невским, мне очень близким, потому что я из Пскова, и мы чтим этого святого князя. И считаем, что он явился одним из основателей самобытного цивилизационного проекта, который позволил нашему государству в то время, в татаро-монгольское иго, выстоять. Значит, мы должны учиться этой мудрости, этой силе и помнить всегда, что не в силе Бог, а в правде. Жить по правде.

Так вот, нынешняя власть, к сожалению, не живет по правде. Всесилие денег, всевластие денег ставится во главу угла. И против этого и атеисты, и верующие. Мы ждем довольно значительного вклада от ученых в разрешение наших проблем. Сейчас есть конкретные проработки, доказывающие, что в 1991 году нами совершена роковая ошибка – мы сделали неправильный выбор жизнеустройства. По-научному неправильный. Со времен Аристотеля известно, что в мире исторически сложились всего два типа общества: индивидуалистическое и коллективистское. Ни в коем случае нельзя навязывать обществу коллективистского типа социальную теорию индивидуалистскую – общество будет деградировать. И наоборот нельзя. И мы с вами видим сейчас, что этот закон действует. Прошло двадцать лет, и одновременно с нами пытались разрушить Китай, навязать ему демократию, но он не пошел по этому пути. А мы пошли. И мы видим сейчас плоды так называемой демократии рыночных реформ в России. Мы в то время, в 1991 году, в шесть раз превосходили Китай, а сейчас мы упали очень низко, а Китай стал сверхдержавой, развиваясь по законам коллективистского общества.

Да что там Китай! Вот прошли выборы в Белоруссии. И народ, более 75 процентов, проголосовал за Лукашенко. Белоруссия тоже не изменила заветам предков и развивается по пути коллективистского общества, у которого главный принцип – единство. А что должно быть? Единство власти и народа. Сын академика Вернадского, который уехал в Соединенные Штаты Америки, в своей книге «Начертания русской истории» пишет, что Россия успешно развивалась только тогда, когда было единое миросозерцание у власти и народа. А у нас сейчас власть исповедует западное миропонимание, а народ хочет жить по заветам предков. Мы опять видим разницу: в Белоруссии единство власти и народа сохранилось, единый народнохозяйственный комплекс сохранили, единый нравственный закон, совесть для всех, сохранили, и они уже превзошли уровень 1990 года, ставят перед собой задачу, как войти в 50 лучших стран по развитию человеческого потенциала. А мы упали так низко, что сейчас на Манежной площади, в Москве, видим, как бьются молодые люди, и правильно отмечали, что рядовые милиционеры не хотят им препятствовать. Почему? Много высказывалось мнений: и ошибки миграционной политики, несомненно, они существуют, но самое главное, я думаю, беда, против которой люди выступают, это то, что власть чужая. По духу чужая, и не живет она по правде. И не верят наши люди, что она сможет их защитить перед нашествием людей, исповедующих другое миропонимание.

Я был в комиссии Государственной Думы, которая по горячим следам выезжала в Кондопогу. И там то же самое – почему люди поднялись? Да они не поверили, что милиция будет защищать коренных жителей. Потому что она прикормлена людьми, которые приехали. Они не сами приехали. Это направленная политика – усложнение этнической структуры славянских регионов. Стремятся сюда побольше направить людей, которые исповедуют другой дух – торговли, наживы, чтобы перевоспитывать наших людей. Мы видим, что происходит. Александр Невский нам завещал: учения западного мы не примем. Он имел в виду католичество, конечно. Но в данном случае видим, что, к сожалению, нынешняя власть приняла это западное учение о всевластии денег. А сейчас мы уже фактически оккупированная страна. Нас оккупировал вот этот финансовый спекулятивный капитал в виде банковской системы. 1200 банков ежедневно грабят и производителей, и потребителей, и наемных работников, и малый, и средний бизнес. Поэтому всем нам, атеистам и верующим, надо объединиться и освободить страну от всевластия денег. Ведь у нас есть другие ценности. И в Православии они обозначены: трудом своим надо зарабатывать, и труд человеческий надо уважать. Надо землю свою, Родину, любить и защищать. Главная задача государственной власти – это сбережение народа и территории.

Народа мы потеряли уже почти 15 миллионов и продолжаем терять. И территорию раздают, не спрашивая наших людей. Отдали Норвегии лучшие наши просторы, где много рыбы, и рыбаки сейчас там поднимаются. Китаю отдали территорию. Наши предки эту землю осваивали, и так просто отдавать ее нельзя. Что творится сейчас с покаянием по Катыни и прочему. Здесь очень тяжелые последствия для нашей страны. Мы знаем, что уже сейчас в недрах Совета при президенте по развитию институтов гражданского общества готовится документ, который будет запрещать положительно отзываться о советском прошлом. Это затронет очень многих людей и, я думаю, вызовет реакцию посильнее, чем на Манежной площади. Наши противоречия, которые разделяют атеистов, верующих, красных и белых, надо сейчас отложить в сторону, а сплачиваться вокруг того, что нас объединяет. Мы великий народ, и великий народ должен отстаивать свою жизнь.

Печерский А.Н.:
– У нас нет взаимодействия людей, взаимовыручки и помощи. Смотрю, как-то в моем приходском храме не стало одного прихожанина. Где он? А он повесился! И никому нет до этого дела! Мы не знаем, кто рядом с нами стоит в храме и в чем он нуждается. Мы постояли, помолились и разошлись. Вот эта разрозненность общества, она везде. И среди атеистов, и среди верующих. Я помню потрясающий момент, когда за два дня до смерти владыка Иоанн (Снычев) мне по телефону сказал: «Пока русский народ не преодолеет в себе беса разъединения, ничего мы не сможем добиться». А как мы беса-то без Бога преодолеем? Формула предельно простая.

Ганичев В.Н.:
– Хотел сказать о том, как агитпроп коммунистический и агитпроп нынешний либерально-демократический очень смыкались по части русского вопроса. Тогда, в 1972 году, небезызвестный А.Н. Яковлев, выступая на большом совещании, я там присутствовал, говорил: «Вот Ганичев, умный вроде человек, а все книжки заполнены церквами, крестьянами, нет классового подхода, выпускает такие книги, которые посвящены только России. А речь шла о книге «О, Русская земля! Антология русской поэзии». Перед этим мы пришли к маршалу Жукову и подарили ему эту книгу. Он посмотрел, полистал и сказал: «Мы на фронте высоко ценили патриотическую русскую поэзию». Великий маршал ценил – для него это фактор стратегической победы, а в агитпропе – нет. В нынешнем агитпропе что творится? Это я по поводу учебника, который написали два профессора и которые высказывали выводы, связанные с войной на Кавказе, с предательством, с положением русского народа, – я бы сказал, очень умеренная книга. И в это время Общественная палата во главе с господином Сванидзе решила проработать этот учебник. Проработать, вызвать авторов на ковер. Это возмутительно: что за проработки по идеологическим мотивам! Деятели культуры написали письмо. Были слушания у Константина Затулина, где даже такой умеренный деятель, как Виталий Третьяков, высказался, что это нападки на академическую науку.

Еще один случай был. Ивановский суд осудил книгу А. Севастьянова за «неумеренное присутствие русского духа». Я думаю, надо давать отпор любому такому выпаду против тех книг, которые пытаются объективно изображать нашу историю.

Печерский А.Н.:
– Конечно, ругать власть все у нас любят, но мы все-таки собрались для того, чтобы не просто указывать на причины происходящего, а находить какие-то выходы. А это лежит, прежде всего, в духовно-нравственной области. Конечно, у каждого человека могут быть свои политические приоритеты. Даже среди присутствующих здесь у нас разное понимание тех или иных процессов. Но давайте все-таки вернемся в то русло, которое понимают наши читатели, понимают православные русские люди. Давайте в какое-то созидательное русло направим наши усилия. Последние двадцать лет слома цивилизационного они, конечно, для многих явились испытанием. И мне кажется, что я не зря пригласил сегодня Александра Юрьевича Сучкова, который вырос уже в новом мире. Ведь ваше становление, Александр Юрьевич, пришлось уже на новую эпоху. И происходящие вокруг вас события и события последние, они на Вас, наверное, наложили какой-то отпечаток, у вас есть свое объяснение этих процессов?

Сучков А.Ю.:
– Хоть я самый юный из всех присутствующих на этой дискуссии и не маститый философ, но позволю себе сказать несколько слов. Я недавно смотрел дискуссию по телевидению по поводу последних событий на Манежной площади, и мне в душу запали два высказывания: руководителя пресс-службы УВД Москвы – он говорил по поводу молодежи на Манежной площади, что мол, не милиция же их растила, надо спрашивать с них самих и с их родителей. А другое высказывание было писателя Александра Проханова. Он сказал, как мне кажется, очень важную вещь: русский народ – это цивилизация, у которой отняли будущее. Слова его звучали примерно так: отняли возможность построить державу, которая была бы каким-то мощным космическим проектом. И меня как обывателя, как человека, живущего в обществе, а с другой стороны, как человека, который занимается каким-то делом, который растит маленького ребенка, это касается непосредственно.

Ведь, по сути, в результате определенной политики, где-то неправильной, ошибочной, возможно, злонамеренной, мы имеем власть, которая нас не защищает. Пользуясь возможностью, хочу это высказать. С такими проблемами – проблемами наплыва других народов, других верований – сталкиваются разные, в том числе и европейские, страны, на которые нам сейчас указывают, как на примеры демократии, на то, как надо жить. Но посмотрите, в Швейцарии буквально две недели назад принят закон об ограничении строительства минаретов. И при этом ни у кого не повернулся язык упрекнуть, что это общество не толерантно, с точки зрения западных канонов. Точно так же во Франции принят закон, запрещающий фото на паспорте в исламском головном уборе. Французское общество четко дает понять, что нужно всем приезжающим уважать законы этой страны.

В России, дейсвительно, более 80 процентов русского населения. Поэтому да, возможно, на Манежной площади – мы видели по телевизору – совершались противоправные действия, но ведь это действительно взорвавшийся котел. И если не будет принято властью каких-то мер, протест будет только усиливаться. А если говорить о мерах, то это должна быть правильная миграционная политика.
Если брать то, как развивался Советский Союз до 1991 года, то люди уезжали на стройки предприятий в национальные республики, уезжали в первую очередь самые инициативные, предприимчивые. Эти люди оказались во всех этих местах не у дел. А значит, во главу угла миграционной политики должно быть поставлено возвращение их, обеспечение их рабочими местами – ничего этого не было сделано. Вместо этого ведется политика по привлечению максимально дешевой рабочей силы. Результаты – те, которые мы имеем. Если брать предпринимательскую деятельность – я с этим сталкиваюсь непосредственно, – даже на маленькую, мало что делающую компанию требуется огромная пачка документов, которая ежемесячно сдается в налоговую инспекцию и другие инстанции. Не так просто зарегистрировать или прекратить деятельность организации – нужно для этого выстоять огромные очереди в налоговой инспекции. Все это ложится грузом на предпринимателей. Говорю в первую очередь о мелких и средних предпринимателях, о которых якобы заботится нынешняя власть.

Поэтому если посмотреть на все это комплексно – действительно взорвавшийся котел. Люди не чувствуют, что власти их интересы защищают. Без этого ситуация будет только усугубляться. Молодые люди на Манежной площади, пусть и в резкой в чем-то, может быть, неприемлемой форме, высказали мнение большинства населения нашей страны. И власть должна к этому прислушаться.

Никитин В.С.:
– Мог бы добавить. Мы говорили о будущем. В 2007 году мне посчастливилось прочитать книгу «Приоритетные национальные проекты. Идеология прорыва в будущее». Предисловие к ней сделал в то время первый вице-премьер Д.А. Медведев, ответственный за решение проблемы демографии. В этой книге прямо написано, что интеллект и духовность могут возникнуть только на своей национальной базе или …. на чужой. Но в последнем случае народ перестанет быть нацией, и его государство исчезнет. Я абсолютно согласен с этим. Поэтому не совсем понятно то, что через три года Д.А. Медведев предлагает нам модернизацию России по западным лекалам. И если мы будем принимать вот такой проект модернизации России, то наше государство исчезнет. И здесь, я думаю, Всемирный Русский Народный Собор, когда обсуждал эту проблему в 2010 году, очень правильно высказал, что модернизация должна проводиться на основе духовных ценностей, традиционных для Российской Федерации и ее народа.

Они изложены в семи заветах святого князя Александра Невского. Во-первых, уметь ладить с людьми любой национальности, не принижая своего достоинства, храня верность русскому миропониманию и обычаям. Во-вторых, не преступать чужих границ, жить в ладу с соседями, а при необходимости принуждать их к миру. В-третьих, сберегать Святую Русь: народ, территорию и богатства души. Свято хранить связь времен и поколений. В-четвертых, крепить духовную мощь Державы. Не в силе Бог, а в Правде - в праведной вере в особую духовную мощь русского народа. В-пятых, не преклоняться перед Западом. Не принимать его веры, его учения об искусстве наживать деньги, его безумного и безмерного стремления к потреблению. В-шестых, жить по Правде: в единстве слова и дела, в ладу с совестью, в разумном достатке. В-седьмых, давать решительный отпор захватчикам, беспощадно карать предателей Отечества. Кто с мечом к нам придет - от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет Русская Земля! Думаю, что в этом русле и должна проводиться наша конструктивная деятельность. Надо вернуться к нашему самобытному цивилизационному проекту – проекту, назовем его условно, «Русский лад».

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Звучит хорошо – традиционные народные ценности. Но вот выйдем на троллейбусной остановке и спросим об этом у стоящих там. Ничего, кроме общих фраз, человек не скажет. Спроси любого человека: что такое духовность? Можно спросить у народного артиста балета или у космонавта, или у библиотекаря. Такая же растерянность у человека будет. Вот пришел кто-то крестить ребенка. А зачем? Ответ: а вот у меня бабушка верующая. Разве это аргумент?

Мой любимый писатель – Иван Андреевич Крылов. Им можно нашу жизнь поверять. Сейчас пришло в голову про кота: «А Васька слушает да ест». Поэтому выражать свои какие-то недовольства и провозглашать замаскированные лозунги бесполезно. Это простым человеком никак не может быть расшифровано. Каков путь? Что является народной ценностью? Ну, допустим, православие. Очень многие люди говорят о православии. Василий Розанов говорил, что в оппозиции стоит не тот, кто кидает камни на баррикадах, а кто в воскресенье ходит к обедне. Очень многие, кто любит говорить о православии, к обедне в воскресенье не ходят. А может быть, наша ценность – это коммунизм? Но тогда это слишком уж новая для нас ситуация. Конечно, коммунистическая идея проникла не в 1917 году, а несколько раньше, но какой ураган произвела эта идея на нашей территории, это хорошо известно. Вдруг какой-то предельный и очень странно возникший футбольный фанатизм. Он связан с тем, что у молодых ничего нет за душой. И смотрим: все так объединены, словно это идея масштаба покорения космоса или, скажем, идея «Москва – Третий Рим». Уже люди убивают друг друга, готовы драться, как будто за нами Москва. Тут и конная милиция, и бронетранспортеры, тут и миллионы больных футболом.

Более того, по телевидению ни одной, по сути, нормальной новостной программы. Убили, взорвали, сгорело… А как в футбол сыграли – 2:0 или 3:0? И вся страна кипит, клокочет. Взрослые люди, президенты приезжают, тратят деньги на керосин. Это говорит о том, что на самом деле по настоящему важные проблемы народу неинтересны. Люди о них даже не знают. Вообще что готовится в недрах Общественной палаты, в Государственной Думе? Какие проекты рождаются? Такие, что просто волосы на голове шевелятся.

Каждое поколение вновь встречается со Христом, с духовной культурой, с коммунизмом, с социал-демократией. То есть каждый раз человек рождается заново. Один отставной генерал сказал: «Молодежь брошена!» У сорока процентов нет отцов. Семья продолжает разрушаться. Говорят: дети – наше будущее. Посмотрите на наших детей – и насчет будущего возникает большой скепсис. Далее прекраснодушных разговоров у нас дело не идет. Никто не может высказать ни одного слова, которое могло бы людей действительно увлечь. Все каналы восприятия забиты: эстрадой, телевидением. Какие-то простые, примитивные идеи – бей брюнета или тех, у которых глаза более узкие, чем у нас, русских.

Средства массовой информации как-то удивительно умеют улавливать общую тенденцию с оглядкой на Кремль или еще на кого-то и быстро-быстро давать версию происходящего. Причем в этой версии всегда содержится что-то пугающее. Вот, например, «русский фашизм». Есть такой жупел. И начинают бояться. Слово скажешь – а тебе: ты – русский фашист!

Никитин В.С.:
– Я абсолютно с вами согласен. Название «русский фашизм» небезобидно. Это делается даже не для внутреннего потребления нашего, а для внешнего потребления. Мы богатая страна. Идет кризис мировой, и желающих поправить свое положение за счет наших ресурсов очень много. И уже напрямую говорят, что людей у вас в Сибири нет, а воды много пресной, леса много. И желающих попользоваться этими ресурсами вполне достаточно. А если будет международное мнение, что здесь «русские фашисты» располагаются, тогда, возможно, введут международные силы.

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Каким образом могут ввести международные силы? Давайте посмотрим. Я слышал, что Северная Корея запустила «банку со сгущенкой», она упала в район Японского моря, и со страной тут же начали считаться. И ситуация с Северной Кореей успокоилась. Когда Иран сделает одну атомную бомбу, все утихнут. У нас ракеты просрочены – не просрочены, на весь мир их хватит с лихвой. Будут рисковать Парижем, Лондоном, Берлином, Лиссабоном, Мадридом ради того, чтобы отобрать какую-то воду?

Мы сами вымрем, как мамонты. Через 30 лет. Сами. Вот сидит рядом со мной молодой человек, у него один ребенок. У него по его возрасту должно быть уже семь, минимум! Пока один, ну, может быть, будет два. У нас даже людям, у которых состояние, сравнимое с количеством звезд на небе, даже в голову не приходит иметь несколько детей. Взять хотя бы Дмитрия Анатольевича. Я не думаю, что он бедный человек. Взял бы усыновил двух мальчиков, двух девочек. В голову не приходит. Было бы у него пять детей. И так далее. У нас главная угроза находится в голове русского человека. Она не исходит с Запада. Даже в голову никому не приходит такой кошмар – ввести в Россию войска. Это чушь собачья. Это просто нереально. Нет такой силы в мире, которая захочет это сделать.

Ганичев В.Н.:
– Хочу выйти на те рычаги, на те точки воздействия на происходящее, которые следовало бы иметь в виду. В первую очередь это средства массовой информации. Вот я лежал недавно, месяца полтора-два назад в больнице и смотрел телевизор: тысячу двести убийств насчитал в течение двух-трех дней. Они же приучают к этому. К абсолютному спокойствию при виде крови. Абсолютно спокойные убийства, абсолютно спокойные чувства. При этом никакого возмущения. Когда Отелло задушил Дездемону, это же драма, трагедия, ужас. А здесь – души, убивай, режь и т.д.

Что делать с телевидением? Вот высказывание академика Гинзбурга, которого я не очень люблю за то, что он выступал против введения Основ православной культуры. Но он как-то сказал: придет время, когда наше телевидение будет считаться преступной организацией. Что сейчас делает телевидение – впрыскивает яд в молодое поколение. За старшее поколение не так страшно. Они какие есть, такими и будут. А молодое поколение призывается к бунту, к протесту.

Может, иногда и надо. Я прочитал недавно, что немцы вдруг обнаружили, что молодое поколение гастарбайтеров, живущее второй или третий срок на территории Германии, относится хуже к Германии, к языку, к культуре, чем те, которые приехали. Те, кто приехали – толерантно приехали, с уважением к немецкому народу. Но сейчас, при отрицании молодыми великой немецкой культуры это привело к тому, что теория плавильного котла этнокультур провалилась.
Мы, общество, власть, представители культуры, общественные советы должны активно воздействовать на утверждение и пропаганду русского слова, классической культуры на телевидении.

Первое и главное, о чем говорил отец Димитрий: те, кто молится, идет на обедню – это и есть наша опора для созидания. И нет тут другой никакой идеи. Можно сколько угодно придумывать общественных платформ, задач, которые выдвигает та или иная партия, но нет таких идей, которые способны объединить народ так, как делает это наша православная вера.

Хорошо, что коммунистическая партия нашла в себе силы отказаться от «научного» атеизма. Я вспоминаю один из Всемирных Русских Народных Соборов, который был посвящен теме веры и знания. И вот на этом Соборе, где выступал ии Патриарх, и президент Академии наук, где выступали министры, митрополит Кирилл, ученые, говорили о том, что вера и знание – не антагонисты. Мы с этого поля уже ушли, где пытались сталкивать науку и веру. Я думаю, что на пути самопожертвования, служения высшим идеалам мы и утвердились как русские. Вера – это первое.

И второе – русская культура. Она вся в высших своих проявлениях на координатах православия была построена. Категорически говорил об этом Достоевский: «Русский человек – это православный». Кто-то, может быть, менее категорически высказывался, но это так. Возьмем такого сибарита и барина, как Тургенев. И он утверждал: «Самая высокая книга – это Библия». В свое время я занимался Шолоховым. Он же храм-то сохранил у себя в Вешенской. Его «Судьба человека» – может быть, самое христианское произведение в послевоенные годы. Судьба русского простого человека.

На Патриаршем совете по культуре Лиепа, наш знаменитый танцор, сказал, что мы не видели в Большом театре уже 15-20 лет, а то и больше образцов русского балета. Они уничтожены, они уведены на задний план под видом так называемой модернизации. То же самое и в других наших театрах. У нас нет центра, который достаточно успешно боролся бы за наше достояние, за самобытность русской культуры.
И последнее. Великие цели рождают великую энергию. Есть цель? Есть представление, что мы строим? Какое общество, какое государство? Нет! Это не разработано, скажем, на всенародном референдуме. Может быть, партийные программы могли быть сложены вместе, из этой мозаики что-то могло бы вырисоваться. Нужно найти какие-то объединяющие начала. Иначе человек все время «понижается». Есть такое выражение: «русского человека слили в россиянина». Что касается самоутверждения, то мы стоим сейчас на 75-м или на 78-м месте в мире по тому показателю, насколько оптимистично смотрит человек на свое будущее.

К русскому народу никто давно положительно уже не обращался. Только критика: вы нецивилизованные, пьяницы. Вот муфтий выступает и говорит: «Русские только пьют». Такие неосторожные высказывания тоже влияют на общую обстановку. Надо успокоиться, вдохновиться и идти по пути созидания. На одном из съездов в 90-м году я сказал: «К топору зовите Русь!» Кто-то вдруг зааплодировал. А я говорю: «Не к топору ушкуйника, а к плотницкому, созидательному топору».
Конечно, с плохими проявлениями бороться необходимо. И это молодежь почувствовала, может быть, раньше, чем наше остальное общество.

Печерский А.Н.:
– Отталкиваясь от слов отца Димитрия о том, что все в наших умах, я бы добавил еще: и в сердцах. Вспоминаю слова очень дорогого мне человека. Я с ним много лет и подолгу общался. Это архимандрит Кирилл Павлов, наш известный старец. Как-то я пригласил с собой одного сельского батюшку, и он задал вопрос отцу Кириллу: «А как мне разговаривать, батюшка, с атеистами, с неверующими?» – «А ты говори с ними о совести. Совесть-то ведь у каждого есть!». А потом в этот же день, когда мы вдвоем с ним сидели на скамеечке в санатории, он вздохнул: «Эх, Андрей! Если бы сейчас весь наш русский народ хотя бы на минуточку поверил в Бога, Господь в благодарность все бы изменил кругом»! Я очень верю в эти слова.
В селе Лужки Истринского района Московской области я познакомился с местным батюшкой, который был свидетелем настоящего чуда – явления в небе иконы Державной Божией Матери. Это было десять лет тому назад. И когда мы снимали для «Русского Дома» эпизод об этом, меня спросил тележурналист, а почему же так плохо мы живем? Я ответил: а может быть, пусть каждый поищет в своей душе ответы на эти вопросы. Может быть, я сам виноват, что выбрал себе вот такого начальника, выбрал себе такого мэра города, выбрал себе такую жизнь, скотскую. Я потом подумал, а почему именно в Лужках явилась Державная Божия Матерь, почему батюшка так расписал храм: все лики у него суровые и грустные. Я как-то спросил его: – Отец Василий, почему у вас такие грустные лики на иконах? – А время такое грустное, – ответил он.

Иконостас у него венчает не Господь, не Троица, а Державная Божия Матерь. И тогда я задумался, а почему? Оказывается, этот древний храм был подворьем Чудова монастыря, который был уничтожен в Кремле. То есть, по сути дела, Матерь Божия Державная – это символ власти. Богородица еще раз обозначила, что именно Она руководит Россией. Она является царствующей. Это подтверждает, кстати, еще и программа «Под звездой Богородицы», в которой наша газета принимала активное участие. Тысячи людей пересекли всю нашу страну именно с образом Державной Божией Матери. От Владивостока, с юга и с севера нашей страны пришли в Москву тысячи людей, и сколько чудес было с ними. Несли державные иконы и представители власти, и военные, и молодежь. Почему это состоялось? Значит, кто-то этому помог, чтобы это произошло. Когда Святейший Патриарх Алексий освятил в Коломенском, где находится чудотворный Державный образ, эти иконы крестных ходов, то они замироточили. Это же от чего-то происходит. Наверное, Господь посылает нам какие-то знаки, но мы их не замечаем. У нас, скажем, в начальственных кабинетах двуглавый орел или портреты президента, или премьер-министра на стене, а вот иконы Божией Матери Державной явно не хватает, чтобы владелец кабинета задумался: может быть, не я-то здесь решаю. Может быть, все-таки Божия Матерь решает. Все-таки нужно прислушиваться к голосу веры. Поэтому, может быть, и происходит у нас такое размывание. Мы говорим красивые слова, говорим о вере православной, а народ бьет друг друга, убивает. О какой вере мы можем говорить, когда подростки забивают какого-то человека насмерть? Не важно, какой он национальности. Это же происходит. Это же делают наши дети. Наверное, нам не хватает стержня, а стержень нам дает православная вера. И отец Кирилл всегда любил повторять: «Андрей, ведь без Бога не до порога».

Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Мы даже как-то и не дискутировали. Каждый говорит о том аспекте, который наиболее близок его уму и сердцу. А так, я думаю, мы союзники в этом плане, как люди, которые печалятся о том, что происходит. Может быть, это специфика мышления моего, но мне хочется сказать, что какого-то улучшения всегда можно достичь. Например, представим себе: вот сейчас вычистим все улицы, и 14 миллионам жителей Москвы, и приезжим будет лучше. Хотя это не решит других проблем.

Мне кажется, наше государство занимается просто локальными задачами. А есть задачи глубинные, решение которых может дать далеко идущие благоприятные последствия. Если к этому обратиться? Иметь в виду людей, которые не разделяют христианских взглядов. Это нам нужно постараться понять, и Андрей Николаевич об этом сказал, что люди, даже верующие, забывают главный фактор нашей жизни.

И во Второй мировой войне этот главный фактор сыграл важнейшую роль. Это Бог. Ну как можно Его обойти, если человечек – это маленькое существо, затерянное в космосе на маленькой планетке. Мы что-то копошимся, все хотим улучшения ситуации. Конечно, наш народ страдалец. Но мы как народ заслуживаем этого улучшения? Нам дан великий дар – вера. В то же время находятся люди, которые спокойно отрицают самого Бога. Вглядываясь в ту ситуацию, в те проекты, которые министерство образования устраивает в нашей стране, и в те проекты, которые осуществляется в наших ЖЭКах, или в какие-то еще другие, мы видим в самом народе какое-то полное равнодушие в отношении этих проектов и нежелание что-то изменить, видим полную пассивность.

Я понимаю, что народ до сих пор не оправился от 70 лет коммунистического правления, когда жизнь человека перестала вообще что-либо стоить. Она уравнена была по стоимости с жизнью мухи. Людей же не расстреливали. Их «шлепали». Убить человека – это «шлепнуть». Это до сих пор в генетической памяти находится. Поэтому мне кажется, что важен труд людей, которые могут что-то делать, а каждый на своем поприще может что-то сделать.

Труд наш должен быть направлен на оживление души нашего человека. Что у нас происходит в умах? И имею в виду покаяние. Покаяние – это изменение мысли. И тут нужен творческий подход, чтобы начать Россию обустраивать. Повороты тоже должны сперва совершиться в мозгу. Например, я живу в каком-то свинском подъезде. Неужели не могу я «три рубля» истратить, купить банку краски и покрасить подъезд? Могу. А чего же я жду и бездействую? Всегда можно ситуацию улучшить. Можно плюнуть в лифте на пол, а можно в носовой платок. Всегда можно высморкаться в салфетку, а не в скатерть. Вот на таком уровне происходят порой изменения в жизни.

Атмосферу в стране можно улучшить сразу на порядок. Например, просто перестать ругаться матом. Не будем общаться на мате, а давайте на великом русском языке. У нас язык, где полмиллиона слов в обороте. Они живут, действуют, на них говорят. Зачем нам эти два десятка слов, да еще из них глаголы всякие изобретать? И уже сразу улучшится духовная атмосфера.

Даже в таких вопросах мы можем очень многое сделать. Просто надо каждый день стараться что-то сделать полезное. И к этому призывать людей.

От редакции «Руси Державной»



В России живут люди многих национальностей и традиционных верований. Россия – наш общий дом. И нам вместе надо удерживать ее от разрушения, от нарастающих центробежных сил. Это первое поле нашей деятельности.

Второе. В нашем русском народе крещены почти все, но не просвещены светом православной веры; большинство не молится и не ходит в храмы, пребывает в духовном сне. И здесь нам надо всею душою откликнуться на призывы Святейшего Патриарха Кирилла и недавнего съезда миссионеров и возжечь в себе миссионерскую ревность, обращенную к русскому народу, прежде всего. Это может пробудить к активной, духовой, созидательной деятельности миллионы людей.
И третье. В русском народе и в целом в России есть тот называемый социологами процент верующих, кто молятся, ходят в храм, понимают истинные – духовные причины происходящих в современной России процессов. К ним, к «соли земли русской», особенное слово наше: усилим наши молитвы.

Будем не теплохладно, а всеми силами души, ума, всем существом своим – молиться. Встав на колени перед святыми иконами, помолимся из глубины сердца о спасении России.

Не оставим наши главные святыни – Владимирскую, Казанскую, Державную чудотворные иконы. Возле них, по сути, нет никого! Да там ежедневно должны молиться пятьдесят, сто, лучше тысяча человек! У чудотворных образов, у святых мощей особенная благодать. А святыни пребывают во всех пределах земли Русской. Собираемся ли мы у этих святынь?

У нас, православных, есть могучее оружие, оно невероятной силы – молитва. Вспомним слова Евангелия, они о том, что главные духовные бастионы разрушителей побиваются только «постом и молитвой». По слову святителя нет ничего сильнее молитвы во всей вселенной.
Будем непрестанно на всяком месте молиться, исполняя христианскую обязанность, призыв нашего военачальника Христа, обращенный через апостола к каждому из нас. Будем помнить слова наших пастырей и архипастырей: не твое ли личное нерадение, русский человек, не позволяет России остановиться на краю пропасти и включить процессы оздоровления.

На молитву – всюду, на всяком месте. Идем по улице, и видим: люди с детьми – помолимся за эту семью. Хотя бы самой краткой молитвой: «Господи, помилуй их! Матерь Божия, защити их. Помоги им создать семью православную, многочадную». Помолимся при этом и за весь наш народ.

Видим человека в погонах, военнослужащего – помолимся за него, а вместе с этим и за всю Армию нашу, за всех военнослужащих российских, украинских, белорусских. Создадим вокруг себя, своих семей, и все вместе вокруг нашего триединого народа, вокруг России молитвенную защиту.

Идет война, «бой в невидимой области духа» и надо совершать заповеданное Христом духовное действие – молитву. Не уклоняйся от духовного боя, не будь дезертиром, русский человек!
Идет и ювенальная атака и многое другое.

В условиях лавинообразно нарастающих угроз спать – преступление.
Русский человек! Бросим пить и замирать перед телевизором, когда гибнет Родина. Прекратим убивать детей во чреве и предавать супругу (супруга). Каждый день – добрые дела, всюду, и дома и на всяком месте. С полной отдачей исполнение своих должностных обязанностей. Каждый день – молитва за себя, семью, народ, власть и Россию!

Молитва к Матери Божией Державной на первой странице нашей газеты – это молитва о спасении России, о защите от междоусобной брани и всех лавинообразно нарастающих угроз. Молитва красным цветом на первой странице – это главное содержание каждого номера газеты.
Матерь Божия Державная, спаси землю Русскую!
от 18.04.2024 Раздел: Январь 2011 Просмотров: 929
Всего комментариев: 0
avatar