Остались многочисленные видеозаписи, где старец в своих проповедях и в частных беседах многократно предупреждал, что Украина выживет только вместе с Россией, а Украинская Православная Церковь может существовать только в составе Русской Православной Церкви Московского Патриархата.
Известен старец и тем, что ещё с 90-х годов благословлял людей распространять газету «Русь Державная» и говорил, что дело распространения этой газеты Господь зачтет таким людям во спасение.
Родился отец Иона 28 июля 1925 года в день памяти св. равноапостольного князя Владимира в селе Полегоровка Бобренецкого района Кировоградской области в благочестивой крестьянской семье. Во святом крещении назван Владимиром.
Отец Игнатенко, Афанасий Васильевич, воспитывал детей в любви к Богу, послушании родителям, почтении к старшим, во внимании друг к другу. Он был немногословен, строг и справедлив.
Владимир рос тихим, приветливым, любознательным, смиренным и скромным.
Афанасий Васильевич всех детей приучал к труду с самого раннего детства. Наставлял любить природу и жалеть всякую живность. Он говорил детям: «Земля создана не только для человека».
Семья была благочестивая. Они знали, что все совершается по воле Божией. В начале работы просили Господа, а по окончании благодарили Его. За стол не садились без молитвы. Жили по заповедям Божиим. В воскресение и праздничные дни всей семьей ходили в храм. Читали Библию. Отца уважали в селе, приходили к нему за советом.
В 1829 году семья Игнатенко подверглась раскулачиванию. В 1937 году гонимая нуждой семья Игнатенко переехала в Грузию на нефтепромысел.
Отец Иона о себе рассказывал так: «Когда началась война, мне 15 лет было. Старших братьев на фронт забрали, а я стал работать на нефтяном промысле по 12 часов в сутки. А когда в 1948 году нефтяной промысел закрыли, я из Грузии переехал в Молдавию и там на погрузчике до 1970 года работал».
Там он встретился с будущей женой Анной и в 1957 году у них родилась дочь Надежда. В возрасте 39 лет Владимир заболел тяжелой формой туберкулеза. Когда в больнице он понял, что может умереть, усердно взмолился Богу: «Господи, исцели меня, и я до конца жизни буду служить Тебе».
Получив чудесное исцеление от смертельного недуга, Владимир решительно обратился на путь христианской жизни: он уже не оставлял молитву, начал ходить в храм Божий, а в свободное от работы время в летний период паломничал по святым местам. Первым монастырем, в котором побывал Владимир, была Почаевская Лавра. Было ему там благодатное видение. Увидел он красивый монастырь на берегу моря, святые врата обители, колокольню, храмы. На территории монастыря росли туи и виноградники. Когда в конце 60-х годов впервые Владимир прибыл в Одесский Свято-Успенский монастырь, он узнал в нем показанную ему в благодатном видении обитель и понял, что здесь место спасения его души и угождения Богу.
Возвратившись в 1970 г. из очередного паломничества, Владимир сказал жене, что уходит в Одесский Успенский монастырь. Неожиданное решение он объяснил тем, что на этот поступок ему было указание от Божией Матери. Несколько месяцев Владимира не принимали в Успенский монастырь, и ему приходилось жить за оградой обители. Это было время испытания, время новых скорбей, терпения и подвига. А в 1971 году он, наконец, был зачислен в число братии.
12 марта 1973 года он был пострижен в рясофор. Сохранилась краткая характеристика того времени: «Несет общее послушание. Весьма трудолюбив и исполнителен. Кроток, смирен. Усерден к церковным службам. Любит монашескую жизнь». А 26 марта 1979 года наместник монастыря архимандрит Поликарп постриг инока Владимира в монашество с именем Иона, в честь святителя Ионы, митрополита Московского.
4 февраля 1990 года епископ Иоанникий рукоположил монаха Иону во иеродиакона, а 9 февраля во иеромонаха. Отец Иона, считая себя недостойным, попробовал отказаться от рукоположения, указывая на свою малограмотность. Но владыка настоял на своем, сказав: «Людям будешь помогать». После рукоположения одним из основных занятий отца Ионы стала исповедь людей.
В начале 1994 года отец Иона с группой верующих людей отправился в паломничество автобусом по святым местам Румынии, Болгарии и Греции. В этой поездке отец Иона впервые посетил святую году Афон. Когда вместе с другими священниками из паломнической группы отец Иона вышел на берег Афона перед русским Пантелеимоновым монастырем, переполняемый благоговейными чувствами в духовном восторге он поверг себя на святую землю, распростер крестообразно руки и так долго лежал и молился. Вернулся на корабль он, как вспоминают очевидцы, очень радостным.
В этом же году, путешествую с паломнической группой, отец Иона впервые сподобился побывать во святом граде Иерусалиме и других местах Святой Земли. Сбылось заветное желание его души. Впоследствии отец Иона много раз паломничал и на Афон, и на Святую Землю: двадцать раз побывал на Святой Земле, шесть раз на горе Синай.
Священноначалие Успенской обители, отмечая духовную зрелость отца Ионы, стало поручать ему духовное руководство новопостриженными монахами. В дальнейшем о. Иона до последних дней своей жизни нес послушание духовника обители и в сане архимандрита и схиархимандрита.
Почил схиархимандрит Иона 18 декабря 2012 года на 88 году жизни. Для всех, кто его знал, он остается примером и образцом для подражания в терпении скорбей и болезней, в трудах ко спасению.
Из воспоминаний рабы Божьей N:
Нам открывалась любовь
Батюшкин образ с низкими, только ему свойственными поклонами, чётко изображённым крестом, и его благословение вряд ли исчезнут из памяти многочисленных чад.
Выходя на исповедь, батюшка часто перед нами, грешными, опускался на колени и, преподав краткое наставление, приступал к исповеди. Первые исповеди были продолжительными. На них ты укрывался Божественной любовью, которую посылал Господь через батюшку. Духовную красоту этой любви словами невозможно передать, её можно было только прочувствовать. Потом батюшка поцелует тебя в лобик, своими сильными и тёплыми руками крепко сожмёт голову через епитрахиль и прочтёт разрешительную молитву. Почти все кающиеся не просто отходили, а улетали с сияющими лицами, согретые его любовью. Нам открывался мир духовного блаженства, а с ним открывалась и любовь.
Духовные дарования батюшки
Батюшка видел и слышал души людей, и учитывал мельчайшие тонкости. Мне нравится старое. Мои знакомые даже жаловались батюшке, а он отвечал: «Мне тоже нравится старое». Зная это, батюшка мне дарил то разбитую икону, то сломанный крест. Кстати, всё, что он давал из своей келии, долго благоухало.
Среди духовных дарований батюшки была его способность духом посещать жилища своих чад. Он называл адрес дома и объяснял, что в нём и возле него.
Общаясь четверть века с батюшкой, я понимала, что необходимо обращать внимание не только на то, что он говорил, но и на все его движения, поступки.
Благословляя духовных чад, батюшка одним протягивал руку, другим - стучал по лбу или крепко обнимал. В каждом из этих жестов был свой смысл. Предвидя, например, трудности, испытания, он крепко обнимал человека, которому они предстояли.
Господь даровал батюшке исключительную память: мы не видели у батюшки помянника, он всех помнил. Каждый, кто хотя бы раз навестил батюшку, оставался у него в памяти.
Батюшка знал содержание всех духовных книг, которые были у него в келии. Доставал нужную книгу, открывал её на той странице, где находился требуемый ответ, и просил читать вслух.
«Когда хвалят, – обкрадывают»
Батюшку смущали хвалебные слова и по отношению к себе, и по отношению к другим. Он говорил: «Когда хвалят, – обкрадывают, а когда ругают, - обогащают». «Но люди слабые, - продолжал старец, - и любят, когда их хвалят».
Однажды на батюшку с укором накричал старый насельник монастыря. До этого как-то поникший батюшка неожиданно выпрямился, радостно запел, быстро и широко зашагал. Так он умел воспринимать критику.
Батюшка никогда себя не жалел. Я слышала, как среди огромного наплыва людей он просил Господа: «Помилуй их, а меня накажи». Он очень жалел людей, особенно находившихся в трудном положении. Но к монашествующим, а к себе, - в первую очередь, - был очень требовательным. Он говорил: «Монах должен сам молиться за себя».
Батюшка жалел не только людей, но и животных, и растения
Батюшка жалел не только людей, но и животных, и растения. Отпускал мышек из мышеловки: «Все хотят жить». Приехав с Афона в отремонтированный корпус, печалился и сокрушался: «Как же теперь кормить голубей?» Во время болезни батюшки в 2003 году (трещина в бедре) мы принесли ему в больничку сломанную веточку черешни с ягодами, а он нам пригрозил епитимией: «Она живая, вы ей больно сделали».
Поступать по воле Божией
Батюшка учил нас не спорить, не оправдываться, не поучать, устраняться от злобы и настырности, хранить мир, поступать не по своей воле, а по воле Божией. Конечно, главным наставлением был его собственный пример, его послушание, смирение, терпение и мирность.
Батюшка очень сожалел о непослушании. Вспоминается раба Божия Валентина, которая оплатила первую поездку батюшки на Святую Землю. Она не выполнила его благословения уйти в монастырь и впоследствии трагически погибла.
Крест славы и почитания
Батюшка был усердным в раздаче ближним подарков. Когда он впервые совершал паломничество на теплоходе «Одесса-Сан» на Святую Землю, заранее приготовил огромный чемодан с подарками. Этот чемодан больше недели стоял у него в келии, что возле ворот. Его нельзя было сдвинуть с места. Провожая батюшку, мы с ужасом, сдерживая слёзы, наблюдали, как наш батюшка, сгибаясь под тяжестью этого чемодана, последним поднимался на пароход.
После первой поездки в Иерусалим батюшка понёс тяжёлый крест славы, почитания, большого наплыва страждущих людей. Сам он никогда не жаловался, но изменялось его лицо. Оно становилось измождённым и страдальческим. За общением с людьми, их лечением скрывалась запредельная отдача как духовных, так и физических сил. Одна одержимая нечистым духом женщина, как рассказывал батюшка, кричала: «Мы любим, когда Иона разговаривает с людьми, - он отходит от Господа». Это был сложный период невыносимых нагрузок.
«Осторожно думайте – мысли пишутся на небесах»
В отношении снов батюшка говорил, что есть Божьи сны, а есть – от лукавого. Батюшка часто нам напоминал: «Осторожно думайте – мысли пишутся на небесах». Как-то на исповеди говорю: «Вспомнила, батюшка, детский грех и забыла». А он сразу же мне его назвал.
Батюшка читал наши грехи, как открытую книгу, но ждал, что мы их сами назовём. Однако иногда, выходя из корпуса, останавливался и перечислял: «Я злой, немилосердный, раздражительный… У меня нет любви к Богу, к ближним». И далее называл грехи тех людей, которые были перед ним.
В отношении запахов батюшка говорил, что есть люди, которые пахнут просфорой, а другие – запахом смолы. Сам же батюшка, выходя утром из келии, часто благоухал.
«Дышите Иисусовой молитвой»
Множество примеров молитвенной помощи батюшки. Моей маме, по словам врачей, оставалось жить три дня. Было очень трудно ухаживать за ней, засыпала даже за чаем. В таком забытьи вижу: идёт батюшка Иона и благословляет меня крестом. Я спохватилась, подбежала к маме, обняла её, умирающую, а она мне говорит: «Мне хорошо». И стала быстро поправляться.
Батюшка очень любил молитвенное состояние и нас наставлял: «Дышите Иисусовой молитвой».
Батюшка очень любил литургию. Он часто говорил: «Люди добри, идите в храм, - там получите бальзам».
«Я буду со своими духовными чадами»
Конечно, в последний год его жизни, когда ему становилось все хуже, все переживали за него и несколько успокаивались пророчествами о том, что отец Иона будет жить ещё три года. Но матушка М., очень любящая и почитающая батюшку, после его последнего возвращения из киевской больницы, сказала мне, что отец Иона проживёт полгода и упокоится в декабре. Так ей поведал Господь. Впоследствии всё так и случилось.
Рядом с батюшкой ощущение скорого его ухода из жизни растворялось. При встрече с ним уже не хотелось ни о чём спрашивать, ни просить. Некоторым духовным чадам в последнее время батюшка говорил: «Ты тёплая, и приносишь мне только радость и любовь». Он всех встречал с любовью и ждал встречи. Если же не пропускали, сам спускался из келии и провожал к себе. На мой однажды заданный вопрос: «Встретимся ли мы с вами?» - он ответил уверенно: «Я буду со своими духовными чадами».
Батюшка любил всех духовных чад. Были очень любимые, но он оставил утешение каждому. И мы его храним в своём сердце. Благодарим Тебя, Господи, за то, что Ты подарил нам общение с этим земным Ангелом.
В нашей памяти есть случай, когда отец Иона помолился о тяжело больной лежачей умирающей маме. Наутро моя мама встала и сразу же пошла. Мы ещё потом приезжали с ней в монастырь. Господь по молитвам отца Ионы, продлил ей жизнь на полгода. А потом и меня батюшка вымолил от смерти.
Отец Иона в нашей памяти остаётся образцом любви ко Господу, жертвенной любви к людям, чистоты молитвенного сердца и совершенной покорности воле Божьей. Он достойно пронёс свой тяжелейший жизненный крест.
Больше мы не видим явно батюшку, но чувствуем его молитвенную помощь, ощущаем его живое присутствие и участие в наших земных проблемах.
Игумен Евсевий,
Одесский патриарший
Свято-Успенский монастырь
Одесский патриарший
Свято-Успенский монастырь