Добавлено:

Направленная жестокость

Событие, произошедшее в Кондопоге, не может оставить равнодушным, потому что там погибли молодые люди. Погибли не в военное время, но в нелепейшей обстановке, в ситуации, когда они совершенно не понимали, почему на них направлена жестокость других таких же людей, только приехавших с южных окраин России. Безусловно, нам, православным христианам, надо исходить из сути произошедшего.

Неужели так сложно уживаться людям разного этнического происхождения? Разве люди, сотворенные Богом, делятся по своим чаяниям, бедам и скорбям?

Нет, конечно. Тем более что и Христос пришел со Своей проповедью о спасении к каждому. И если Он обращается ко всем людям, независимо от их национальной принадлежности и места проживания, то, естественно, и православные, и Церковь Христова готовы услышать боль и страдания каждого. Для нас естественно быть едиными во Христе, потому что во Христе все други и все братья. Все любимы Богом, и все к Богу идём. Поэтому данная ситуация – дикая и совершенно непонятная. Есть сторона пострадавшая – жители карельского городка Кондопога, и есть приехавшие туда жители Кавказа. И оказалось, что в той ситуации, когда они должны были, встретившись, сказать друг другу «Здравствуй» или «Помоги», произошло преступление. Пострадавшими оказались местные жители, причем один из них даже погиб, а преступниками – жители Кавказа.

Иногда говорят, что приезжающие сюда люди отличаются своей культурой, своей религией. Позвольте вам сказать, что ислам у дагестанских, кавказских народов имеет следующую особенность: они очень строго придерживаются адата, что означает «всемирный закон», закон авторитета старейшины. Но давайте с вами вспомним, что вхождение многих народов Кавказа, в частности Дагестана, предполагало клятву их отцов в верности и добровольном служении России. Исходя из законов адата, их потомки обязаны блюсти верность России, ее славе и процветанию. Поэтому нынешнюю жестокость нельзя оправдать с точки зрения этнических различий. Ведь адат предполагает защиту слабого, защиту старика, защиту женщины. Извините, когда нынешние «горячие головы» начинают оскорблять стариков, начинают оскорблять женщин, совершать убийства – это уже прямое противопоставление себя тем национальным традициям, которые были свойственны их дедам.

Конечно же, пугает это расхождение – и временное, и духовное – между этими людьми и их верными России предками. Можно привести очень много имен героев – выходцев с Северного Кавказа, которые служили России, ее делу и преуспеянию, общему успеху и общему процветанию. Можно вспомнить многих славных героев России: генерал-лейтенанта Максуда Алиханова, который был наместником на Кавказе и верно служил России во время правления последнего царя – страстотерпца Николая Александровича, погибшего от рук злодеев. Максуд Алиханов – Георгиевский кавалер, его имя высечено в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Когда он был наместником в Туркмении после того, как эти земли были присоединены к России, некий полковник Миллер присутствовал при разрешении спора местных вельмож – беков, как их называли в Туркмении, которые спорили из-за женитьбы своих детей. И Максуд Алиханов вызвал их к себе и устыдил: «Как же вы можете называться слугами Белого Царя и поступаете так. Ведь это стыдно, нечестно». И эти два туркмена отошли, клятвенно заверяя, что они будут служить Белому Царю. Служение земного царя есть служение Небесному Царю. Поэтому в то время было естественно, что каждый чиновник, служа императору, находился тем самым в услужении у Господа нашего Иисуса Христа...

Я хотел бы ещё напомнить в качестве примера один разговор верных сынов России. Это Барклай де Толли – шотландец, и Петр Иванович Багратион – из рода грузинских князей. Командуя русской армией в 1812 году, Барклай де Толли отводил русские части от встречи с Наполеоном. И Багратион сказал ему: «Ты потому отступаешь, что ты не русский». Хотелось бы, чтобы мы все, независимо от нашего происхождения – шотландцы мы или же из древнего грузинского рода – воспринимали боль и славу России так же, как и Багратион, который ощущал себя духовно причастным к многовековому делу созидания России.

И горские народы могут служить примером верности. Мы помним, что в дни отречения императора, когда все командующие фронтами подписали отречение, фактически предав своего верховного главнокомандующего, оставив его без армии, без защиты, хан Гусейн Нахичеванский дал телеграмму, что готов умереть у ног своего монарха. Но заговорщики воспрепятствовали тому, чтобы эту телеграмму передали императору. Мне кажется, что Россия должна созидаться именно такими людьми, как царственный страстотерпец Николай Александрович, Багратион и хан Нахичеванский – один из тех, кто оказался в то время среди немногих, оставшихся верными русскому монарху.

В свое время я тоже был в Кондопоге, правда, Божиим Промыслом, я оказался не у злополучного ресторана в центре города, где это преступление произошло, а приехал туда увидеть дивную Церковь – шедевр русского деревянного зодчества – Успенскую церковь 1771 года. И знаете ли, эта шатровая церковь одинока. В ней не проходят службы, она как музей. Ее открывают для тех, кто туда приезжает. Мы туда приезжали, люди с Кавказа, если пожелают, тоже могут приехать, немцы, конечно, хотят это все увидеть. Но мы должны, конечно, желать не только ее увидеть, но и помолиться там. Эта Церковь стоит на берегу озера, где в советское время был построен бумажный комбинат. Советская власть считала, что это поможет вытеснить веру и продолжить дорогу в светлое будущее жителям Кондопоги. А сейчас получается, что, оставив в одиночестве Церковь в советский период, мы до сих пор к ней не вернулись. И вот такая картина: Церковь одинокая стоит, к ней ведут ступени, рядом комбинат, который отравил озеро, и этот буйный ресторан. Давайте все-таки вернемся от ресторана и какого-то материального достатка в нашу Церковь. И, духовно укрепившись, мы сможем жить в нашем обществе и дальше...

Но нам необходимо и собрать это духовное богатство. Поэтому мне кажется, что без этого духовного преобразования, этого обращения ко Христу никакого преуспеяния и благополучия российскому кораблю не видать. И если мы сейчас крепче возьмемся за весла, если освятим свои деяния верой, то наш государственный корабль будет твердо идти тем курсом, которым ведает Господь.

Иеромонах ПИТИРИМ (Корж), Клирик Храма Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Ясенево, Московского подворья монастыря Оптина пустынь

от 29.03.2024 Раздел: Ноябрь 2006 Просмотров: 749
Всего комментариев: 0
avatar