Сопровождал нас тогда схиархимандрит Иона Одесский.
Проповеди отца Николая (Генералова) не только не потеряли своей актуальности, но и звучат с новой силой сегодня. Этот призыв духоносного батюшки со Святой Горы Афон, уверен, будет услышан всеми, кому дорога наша православная вера.
Андрей Печерский
Дорогие паломники-соотечественники – МИР ВАМ!
Благодатию Христовою и всеблагим Его промыслом все вы собраны здесь, на борту этого корабля с общей благой целью, то есть очиститься от грехов своих и освятиться. Паломнический ваш путь ныне завершается поклонением Святыням Афона. Царица Небесная – Игумения Святой Горы и святые Угодники, мощи которых доставлены вашими братиями-соотечественниками, пусть благословят ваши труды и старания и даруют всем нам покаяние, смирение, и терпение.
Личное мое пожелание ко всем вам – это то, чтобы каждый из вас вернулся на родину духовно новым человеком, оставив все грехи и все худое у Святынь через искреннее исповедание их перед духовником.
Все вы побывали во Святом Граде Иерусалиме, прошли крестным ходом по Крестному пути, Который полит Кровию Благочестивого Иисуса, мысленно созерцали Господа «грядущего на вольную страсть» нашего ради с вами спасения, Который, часто падая под тяжестью Своего Креста и обливаясь потом, шел на Голгофу, чтобы Крестною Своею смертию искупить нас от клятвы и греха. Но все ли из вас помогали Христу нести Его Крест, или же некоторые, нераскаянными грехами своими - помогали пригвоздить Его ко Кресту? Когда мы грешим и не каемся во грехах своих, то мы с вами вторично распинаем Христа и творим это на радость бесам и в погибель себе. Падать свойственно человеку, а вот пребывать во грехах и не каяться – это дело сатанинское. И, если среди вас есть такие, которые не смогли покаяться, либо по ложному стыду, либо по незнанию, знайте, что вы привезли с собою еще из дому кто гвозди, кто крест, кто бичи, а кто лестницу, чтобы снова бичевать Христа, и распять Его со злодеями, вместо того, чтобы покаянием и исповедью распять свои страсти и приблизиться ко Господу.
Чтобы покаяться разве Господь требует от нас что-то невозможного, как например: наших детей, кошелек, работу, квартиру или машину? Конечно же нет. Он пребогат, Он Сам дарует нам все: и жизнь, и здоровье, и земные блага. Хочет же от нас одного, то есть наше личное производство. Это – наше безумие, нашу гордость, нашу грязную жизнь, наши грехи. Хочет, чтобы мы пришли к Нему, рассмотрели свою жизнь, познали свои неоплатные долги перед Ним, попросили извинение и Он даром простит нам все наши грехи, но увы! Человек по своей гордости не хочет это сделать. Как валюту бережет грешный свои грехи, видимо, ожидая с них проценты. Не безумие ли это?!
Наши грехи, как стена, разделяют нас от Господа. И чтобы сокрушить эту стену, эту ограду и снова восстановить общение человека с Богом, которое было нарушено грехом первого человека, первого Адама, это совершено было вочеловечением нового Адама – Сына и Слова Божия. Человек грехом своим прервал это общение, но Христос Своим воплощением восстановил его. Человек преслушанием своим возвысил средостение вражды на Бога, но Христос Крестом своим разрушил ее и открыл исход из нее всем бедным узникам. Что же делаем мы, оставаясь во грехах и прилагая новые? Воздвигаем для себя новую стену, которая отделяет нас от Бога, строим для себя темницу, в которой не видим Божиего света, простираем сами над собой мрачный покров, через который не проникает к нам луч Благодати Божией. Из такого мрачного состояния нет иного исхода, как исповеданием грехов перед духовником открыть отверстие, через которое мог бы проникнуть и осиять нас луч Благодати Божией, и любовь Божия смогла бы нас извести на свободу.
Грех – это и нравственный, и духовный яд, который отравляет душу. Как в теле, когда принят яд, происходит необыкновенное волнение крови, жестокая горячка, изнеможение и смерть, тоже происходит и в душе, когда в нее проникает духовный яд, греховный помысл. В душе возникает страшное волнение мыслей и чувств, желаний и стремлений так, что горит весь дух как в огне, кружится как в вихре, пока, наконец, страстные влечения сердца не заглушают голос совести, и ввергают душу в пропасть греха. Душа, отпадшая от Бога, лишается Благодати, становится перед очами Божиими – мертвою.
И какие ни употребляйте противоядия, но пока яд в теле, смерть неизбежна. Одно средство освободиться от смерти – это исторгнуть яд из тела. Так и душа, отравленная грехом, пока в ней остается грех, - вечная смерть ее неизбежна. Одно и единственное средство спастись ей от гибели – это извергнуть из себя яд греха исповеданием его перед служителем Христовым, имеющим власть отпускать грехи. Только тогда совесть, оживотворенная изреченным ей прощением и помилованием, снова воспринимает силу и жизнь, а душа, наитием Благодати Пресвятаго Духа, освящается и снова делается угодною Богу.
Грех – это рыболовный крючок и сеть, которою диавол уловляет нас в свою волю. Этим-то средством диавол возобладал над первым человеком, а потом и над всем человечеством. Опутав этой сетью, он держал во адовых узах всех до тех пор, пока Великий Решитель греховных уз Господь наш Иисус Христос не разрушил ее Крестом и не открыл нового пути покаяния, которым, уловленные диаволом души, могут исходить на свободу. Что же делаем и предаваясь греху после нашего освобождения от власти диавола?! Свободно проглатываем смертоносный крючок, прикрытый пустой приманкой, произвольно заходим в бесовскую сеть, обольщаясь сладостию греха. Может ли освободиться от власти ловца рыба, пока находится внутри ее проглоченный ей крючок? Нет! Но она вся во власти рыболова, куда он захочет, туда и поведет ее, и когда захочет, тогда и извлечет ее на сушу. Может ли птица, пойманная сетью, освободиться до тех пор, пока не прорвется сеть? Конечно же нет, но вся она во власти ловца. Она может биться и порхать, но все в оковах и не на свободе. Так и грешная душа, может ли она освободиться от власти диавола, пока внутри ее грех – этот диавольский крючок, которым он держит ее во своей власти и заставляет ее биться, трепетать по своему сатанинскому произволу? Одно средство спасения – это извергнуть из себя грех исповеданием, расторгнуть греховные узы искренним обращением к Богу. Тогда власть диавола прекращается, душу грешника приемлет во объятия свои Любовь Божия. Душа, освобожденная изреченным ей прощением, исторгается в свободу чад Божиих.
А кто из нас, дорогие мои согрешники, не уязвлен травмами греха? Грех – это огонь. И как для того, чтобы потушить огонь, надо открыть источники воды, так и для того, чтобы потушить огонь греха, нам надо открыть источники наших глаз, чтобы истекла пожарная жидкость – слезы покаяния. Но не отчаивайтесь все уязвленные грехами, ибо есть для нас грешных прекрасная лечебница, которая всегда открыта, принимает всегда раненых, предоставляет безплатно прием и лечение и, что главное, имеет лекарство, которое очищает все раны, совершенно утоляет боль, лечит любые травмы! Разве существует на земле такая лечебница?! Конечно! Это наша Святая Соборная Апостольская Православная Церковь. А лекарство? Это кровь Господа Нашего Иисуса Христа. Церковь – это пункт первой помощи для каждого грешника, это трапеза Крови. Все лекарства имеют определенный срок годности, по истечению которого становятся негодными, опасными. Лекарство, которое называется Кровь Христова – всегда с открытой датой годности, никогда не портится, всегда животворна, вечна.
Кровь, которую переливают больному, должна быть особой группы. Кровь Иисуса Христа, Которую переливают грешному, Любовь Божия, не только самая наилучшая, но и Божественной категории, Кровь пречистейшая, не имеющая никаких микробов греха. Иногда в больницах наблюдается нехватка крови, но в Церкви Православной никогда не изсякает спасительная Кровь, Которая изтекла из пречистых ран Распятого Господа. Это лекарство, Кровь Христова, преподается нам «во оставление грехов». Всякий грешник, раненый грехом, излечивается, достаточно лишь, чтобы Кровь Христова смешалась, соединилась с нашей слезой покаяния. В таинстве Исповеди, когда грешник исповедует свои грехи со слезами на глазах, все грехи его и самые гнусные и смердящие – очищаются, как при Крещении, ибо Святые Отцы называют Исповедь вторым Крещением.
Откроешь перед духовником все грехи свои и духовник, обращаясь к тебе, скажет: прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, и в это время, тотчас, грехи тебе простятся, и ты делаешься новым бодрым и спокойным, как будто бы ты никогда ни в чем не грешил, будто бы всегда был чист и прав перед Богом. Кто искренно исповедается, тот по опыту своему знает, что когда идешь на исповедь, то как будто несешь на себе целый мешок песка, а после исповеди чувствуешь себя легко, как бы из парной вышел. Рассказывают, что однажды мимо монастыря ехал верхом на лошади молодой парень, который решил пойти в обитель и поисповедаться. Привязав лошадь, он вошел в обитель, нашел духовника и искренне ему во всем покаялся, а выходя от духовника и подойдя к лошади, говорит ей: «Но, дорогая моя, теперь тебе легче будет, ибо килограммов на 150 я ныне полегчал». Вот так легко себя почувствовал этот парень. Когда раздерешь бумагу, то уничтожится все, что было написано на ней и, когда духовник скажет: прощаю и разрешаю – прощаются все грехи, в которых мы покаялись, раздирается рукописание наших грехов. Как водой омывается наше тело от нечистот и, омываясь, оживляется и укрепляется в силах, так покаянием омывается от грехов наша душа и, через омовение делается тверже и сильнее против греховных искушений.
Многие недоумевают, как это при исповеди нам прощаются грехи и кто дал такую власть духовнику?
Разве мы задаем подобный вопрос известному врачу, который нам рекомендует хорошее лекарство? Нет. Врачу оказываем абсолютное доверие и принимаем лекарство, не разсуждая. Не должны бы и мы, христиане, оказывать полное доверие Господу Нашему Иисусу Христу, как нашему Врачу, Который по любви к нам взошел на Крест. А кто из врачей взошел на крест? А Господь это сделал. Из Крестной Жертвы Христовой установлено Таинство Исповеди. А раз это Таинство, то оставь, человече, свою логику, свои знания, свою гордость, а смирись и принимай с верою слова Христовы, ибо там, где творит Бог, не спрашивают «как» и «почему», ибо все возможно для Бога. Итак, вопрос о исповеди, есть дело веры. Кто не верует врачу, то не поверит и лекарству. Кто же приемлет и любовь, и силу врача, тот без рассуждения принимает с верою лекарство, которое Врач наш Иисус Христос дарует нам, то есть Таинство Исповеди. Объясни мне, сомневающийся человече, простейшие вещи: вот приходит грешный батюшка Православный и освящает воду, чего не может сделать наука и сам Папа, ибо нет благодати, и она становится живой, не портится, не пахнет и будет стоять так и сотни лет, пока не испарится. Как хранятся нетленные мощи, как мироточат иконы, как бывают чудеса от икон и мощей, или познал ты как был создан Богом человек, или знаешь, как у тебя заработало сердце, видел мастеров, которые делали тебе зубы и покрыли их эмалью, знаешь, каким образом ты говоришь, думаешь, видишь, обоняешь, различаешь вкусы, ходишь и пр.? Конечно же, мы этого постигнуть не в состоянии, но зато мы слепо верим ученым, науке, которые не стыдятся признавать своим праотцом не Адама, а … обезьяну и действительно такие «ученые» достойные потомки гориллы, ибо сказано о них в псалмах «Рече безумен в сердце своем: нет Бога». Пусть ученные верят в обезьяну, другие во что угодно, а мы христиане со смирением будем верить Господу нашему Иисусу Христу, каждому Его слову, Им сказанному. А Он, по Своем Воскресении установил таинство Исповеди, дал Апостолам власть вязать и разрешать грехи, сказав при этом: «Примите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им, и имже держите держатся (Иоан 20). Как видим из этого вначале Господь дал ученикам и Апостолам Своим Свою Божескую власть, а от них она преемственно переходит ко всем пастырям Церкви Христовой, ко всем духовникам. Да, духовник прощает грехи кающемуся не по своей власти, но властию Иисуса Христа, Им же данною, а потому, когда духовник прощает, это все равно, что Сам Иисус Христос прощает. Духовник на исповеди представляет, изображает Иисуса Христа, прощающего грехи грешнику кающемуся.
Почему же и за что же Иисус Христос прощает нам на исповеди наши грехи? Чем мы заслуживаем это прощение? – спросите вы. А чем мы заслужили то, что Иисус Христос для нашего спасения сошел с неба, и за наши грехи пострадал и умер? Конечно, ничем. Господь наш Иисус Христос все сделал для нас по одному Своему Человеколюбию, потому одному сделал, что Он человеколюбивый Бог, что Он любит людей и желает им спасения. Вот поэтому же Иисус Христос и на исповеди прощает наши грехи, то есть прощает их по одному Своему Человеколюбию, прощает за то нам, что мы человеки, Его создания.
Бывает же, дорогие мои паломники, на исповеди с полной уверенностью, что грехи ваши простятся вам, если только вы исповедуетесь со всею откровенностью и искренностью. Чтобы получить прощение во грехах, открывайте все, что знаете за собой худого. Показывайте себя такими, каковы вы на самом деле, ничем себя сами не извиняйте и не оправдывайте. На исповеди чем сознательнее и откровенне, тем лучше. Бог вам в помощь!
Дорогие паломники, сегодня в день памяти Святителя Николая, нам, четырем насельникам Святой Горы исполнилось 20 лет нашего пребывания на Афоне. Накануне этого праздника, ровно двадцать лет тому назад, Господь судил нам, тогда пяти монахам (один вскоре вернулся снова в Россию) прибыть в нашу Русскую Обитель Святаго Пантелеимона на Афоне. Прибыли, явно чувствуя над собою Десницу Господню, благословение Богоматери и молитвы Святого Николая. Эти двадцать лет прошли, как один день, как одно мгновение, ничего не успел сделать, но успел много нагрешить. Вот и сегодня, как и двадцать лет тому назад, мы соборно отслужили Святую Литургию за которой поминал вл. Нифонта и всех знакомых на корабле и всех паломников, мысленно побывал в г. Бари, где вы молились у мощей Св. Николая и подумал, что, наверное, кто-то из паломников вспомнит там и о моем окаянстве, а поэтому захотелось и в свою очередь хоть как-то отблагодарить своих молитвенников.
В прошлом году мне пришлось затронуть вопрос о Таинстве Святого Причастия, то и теперь думал продолжить эту тему и заодно ответить на некоторые вопросы, которые возникли по поводу моей статьи, но, когда начал писать, то, как видите, написал совсем другое. Если будет время и позволит мне моя лень, то, с Божией помощью постараюсь продолжить тему о Св. Евхаристии и ответить на присланные мне… вопросы.
Еще раз благодарю всех паломников за св. молитвы.
Простите.
С любовию о Христе Воскресшем,
недостойный иеромонах Николай
Св. Гора Афонская 9 (22) мая 1998 г.
Св. Гора Афонская 9 (22) мая 1998 г.