Любой человек Церкви, любой православный христианин сегодня вдохновляется тем, что почтить память Государя Николая Александровича и его семьи в Екатеринбург прибыли десятки тысяч людей. Здесь - люди разных сословий, поколений, национальностей, представители многих регионов России и зарубежья. Здесь - наш народ, пришедший поблагодарить Государя за то, что он сделал для России, прославить его страстотерпческий подвиг и помолиться ему, прося о ходатайстве за нас и за страну нашу пред Престолом Божиим.
Те, кто прибыл сюда, уже дали свою оценку трагедии, произошедшей 90 лет назад. Дала такую оценку и Православная Церковь, прославив Царя и его семью в лике святых. Но некоторые политики, историки, публицисты до сих пор почему-то уклоняются от ясного ответа: что же произошло в те страшные дни и годы? Неужели после всего того, что мы знаем из истории, кто-то осмелится сказать, что Государь и его семья были справедливо подвергнуты аресту, лишениям и убиению? Что все это не было политическим преступлением, предпринятым, чтобы не допустить возрождения исторической российской государственности, чтобы сломать основу народного духа?
Глубоко убежден: Россия не сможет уверенно идти в будущее, если на нашей истории будет лежать неотмытое пятно цареубийства. Не могу принять различных "чинов всенародного покаяния", подменяющих собой таинство Покаяния, каким его знает Православная Церковь. Человек, живущий церковной жизнью и трудящийся ради духовного возрождения России, от греха цареубийства свободен. Но государство, не осудившее преступлений, совершенных против Царской семьи, отягощает себя, а в некоторой степени и народ, последствиями этих преступлений.
Да, наш народ по праву высоко оценивает многие свершения советского времени. Да, мы имеем право с чистым сердцем говорить о том, что в этот период нашей истории, особенно в сороковые, пятидесятые, шестидесятые годы, мы принесли многим народам мир, создали великую державу, дали миллионам людей знания, приумножили наше научное и культурное наследие. Но великая страна обрушилась именно потому, что, несмотря на весь героизм народа, само основание государства было гнилым. Сам источник его был отравлен. Группа узурпаторов-большевиков, стоявшая у истоков советского государства, задала ему направление к погибели.
И сегодня, когда Россия вновь ищет ценностные основы своего государственного обустройства, нам нужно, не отказываясь от лучшего наследия советского времени, отказаться от того, чтобы быть наследниками большевиков, и вновь ощутить свою преемственность от тысячелетней традиции российской государственности. И для этого прежде всего нужно ясно назвать заточение и убийство Царской Семьи тем, чем оно являлось - преступлением. Покаяние в нем уже принес народ, принесла Церковь. Но чтобы оно больше не лежало тяжким гнетом на истории страны, оно должно быть осуждено властью в согласии с волей народа.
Не вдаваясь в юридические тонкости, хотел бы сказать, что у таких преступлений не может быть срока давности. Неуместно говорить, что не стоит устанавливать вину уже умерших лиц. Нам не нужно наказание тех, кто уже наказан Богом в вечности. Нам не нужны имущественные или политические споры. Нам нужно, чтобы власть установила и объявила народу истину. Мы знаем, кто исполнял приказы об убийстве Царской Семьи. Нужно знать, кто отдавал и одобрял эти приказы. Нужно дать оценку действиям этих лиц, равно как и действиям тех, кто обрек Царскую Семью на заточение, лишения и издевательства. Назвать преступление преступлением, а преступников преступниками вполне можно - для этого достаточно исторических фактов и свидетельств.
Надеюсь, что это произойдет. И это станет последним и окончательным актом покаяния нашей страны и нашего народа перед убиенными Царственными Страстотерпцами. Пусть же такое покаяние откроет нашему народу путь к лучшему будущему, в котором мы бы никогда более не возвращались к прошлым грехам и творили бы добрые дела, исцеляющие и исправляющие все последствия трагической истории ХХ века.
Из выступления заместителя председателя ОВЦС протоиерея Всеволода Чаплина
"Информационное агентство
Екатеринбургской Епархии"