Когда в 1938 г. британский премьер Чемберлен вернулся из Мюнхена после подписания известного соглашения о сдаче Гитлеру Чехословакии, Уинстон Черчилль сказал ему: «У вас был выбор — между бесчестием и войной. Вы выбрали бесчестие. И вдобавок получите войну». Сегодня эти слова как никогда актуальны в связи с позицией Запада по отношению к проблеме отделения Косово от Сербии. Совет Безопасности ООН должен принять по этому поводу окончательное решение.
В ЧЁМ заключается эта позиция? На мой взгляд, она сводится преимущественно к предложениям сербам вступить в Европейский союз и в НАТО, а также к обещанию оказать им финансовую помощь. Главное условие: вырвать из своей груди сердце — принять план Ахтисаари и отдать Косово албанцам. Если Сербия с этими планами не соглашается, то тогда она «пролетает мимо» — и мимо НАТО, и мимо Евросоюза, и мимо денег.
Балканский излом
ХОТЕЛОСЬ бы напомнить: мир — это прежде всего равновесие национальных интересов. Миром нельзя называть состояние политических отношений, когда одна из сторон чувствует себя ущемлённой, оскорблённой и униженной. Такой «мир» называется капитуляцией.
По большому счёту, до сих пор Сербия не капитулировала. Ни когда подверглась военному удару НАТО, ни когда выдала Гаагскому трибуналу своего национального лидера Слободана Милошевича. Но сейчас ей предлагают новый этап усечения её суверенитета, на этот раз — территориального. При этом речь идёт об исконных, родовых землях сербов — колыбели сербской православной цивилизации. Именно в Косово находятся тысячи древних православных монастырей и храмов, в которых исторические и культурные памятники сохранялись даже во времена османского завоевания.
И это называется «мир»? Нет, далеко не мир! Это крайне опасная ситуация, которая чревата тотальным кризисом на всех Балканах. Такой «мир» будет таить в себе угрозу ещё более страшной и тяжёлой войны.
Что я имею в виду? То, что пример отделения Косово может придать импульс дальнейшему дроблению Балкан, и этот прецедент будет очень соблазнителен для иных проблемных территорий Европы, в которых проходят сходные демографические процессы.
Инстинкт размножения
НАПОМНЮ, что современные проблемы Косово возникли именно в результате миграционных и демографических процессов, когда удельный вес сербов на территории края сократился на фоне массовой миграции сюда албанцев и более высокой их рождаемости. Всего за несколько десятилетий албанское население в этом «сердце Сербии» оказалось в большинстве. Но означает ли это, что за такое проворство албанцам надо выдавать мандат на государственный суверенитет? Если да, то почему бы его не выдать проживающим в Германии туркам? Что в этом случае может произойти, скажем, с Берлином, который по количеству турок сегодня уступает лишь Анкаре и Стамбулу?
У меня есть и другие вопросы к Западу. Почему, спрашивается, главным виновником балканской трагедии считаются именно сербы? Если разобраться, революционным зудом грешили и хорваты, и боснийские мусульмане, и албанцы, и, может быть, даже словенцы.
Культура вместо кнута
НЕУЖЕЛИ европейцы, которые прошли не через одну войну, не понимают самого главного: нельзя унижать целый народ. Напомню, что унижение немецкого народа Версальским миром, венчавшим Первую мировую войну, привело к власти Гитлера. Стоит ли сейчас наступать на те же грабли?
Если Европа хочет, чтобы Сербия услышала её, чтобы сербы независимо от своей политической ориентации согласились с рекомендациями объединённой Европы в отношении косовской драмы, то эти советы нужно давать не в стиле американского ковбоя — с помощью бомб и крылатых ракет, а в формате прямого диалога. Нельзя насаждать европейскую культуру с помощью кнута. Лучше сто лет вести переговоры, чем один день воевать.
И последнее: позиция России. Мы против грубого нарушения международного права. Мы против пересмотра границ Сербии. И эта позиция не изменится и после смены власти в Кремле в марте 2008 года.